Подготовка руки будущего первоклассника
рабочая программа (1 класс) по теме
В материале даны рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к обучению письма в школе, а также ряд упражнений и советов по развитию мелкой моторики руки,используемые мною в практике обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал в помощь учителям начальных классов,занимающихся подготовкой детей к школе, воспитателям дошкольных образовательных учреждений,работающих в подготовительных группах, а также родителям будущих первоклассников для развития руки ребёнка 5-7 лет в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_ruki_budushchego_pervoklassnika_k_pismu.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Семёнова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Мариинская гимназия»
Методические рекомендации учителям начальных классов по подготовке руки будущего первоклассника к письму и её развитию в процессе обучения.
Одним из программных требований начальной школы является выработка каллиграфического навыка письма.
Что такое каллиграфия? Каллиграфия – искусство писать чётким красивым почерком (из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова).
В методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса существует документ «Норма оценок и отметок….», в котором указано, что при выполнении письменных работ ставится отдельная отметка за каллиграфию, аккуратность выполнения работы.
Отсюда следует, что в начальной школе вопрос о выработке каллиграфического навыка письма является одним из главных на протяжении 4-х лет обучения.
С другой стороны, у первоклассников ещё слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме, так как
- не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев;
- низкая выносливость детей 6-7 лет к статическим нагрузкам.
Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, потренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.
Необходимо уделить внимание вопросу о детях, пишущих левой рукой.
- Это не патология, а особая организация работы мозга. Учёные установили, что 90% людей- правши, 10%- левши.
- Нельзя переучивать ребёнка, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
- К пяти годам у ребёнка уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности. Есть специальные методики выявления ведущей руки у детей дошкольного возраста.
К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться и в школе, и дома при организации домашней работы в обязательном порядке.
Требования к организации процесса письма.
№1. Ручка шариковая определённого типа (показать), без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке (показать).
№2. Стол, за которым ребёнок будет делать уроки
- подобран по росту ребёнка;
- свет при письме падает слева;
- обе руки лежат на столе, левая поддерживает тетрадь;
- тетрадь лежит всегда наклонно.
№3. Существуют определённые нормы выполнения письменных работ. Они соответствуют физиологии ребёнка 6-7 лет.
- объём записи 5-6 строк, а не 1-2 страницы.
- «чистое» письмо не должно превышать 20 минут с обязательными перерывами.
- непрерывное письмо – 3-5 минут, а не до тех пор, пока ребёнок не напишет страницу.
- во время 20 минут письма должно быть 3 физминутки, включающие упражнения для глаз, головы, шеи, предплечий, пальцев.
- пальчиковая гимнастика перед началом письма (массаж, имитация движений рук при игре на пианино, арфе, гитаре; покормить кур, посолить яйцо, сжимать в кулачок пальцы и разжимать; имитация поглаживания кошки и т.д.)
Приёмы подготовки руки будущего первоклассника.
А теперь остановимся на вопросе о том, как до обучения написания букв ( до 1 сентября) подготовить руку ребёнка.
Родители НЕ ДОЛЖНЫ САМИ учить детей до школы писать буквы. Не владея методикой обучения письму, вы научите неправильно, и ребёнка надо будет переучивать. Это очень сложный процесс.
Задача родителей: подготовить руку ребёнка, развивать мелкую моторику, т.е. мелкие движения кисти.
Что же нужно делать родителям?
- Научить держать правильно ручку. Чем раньше ребёнок взял ручку и ей рисует, обводит, тем твёрже становится его движения при письме и меньше устаёт рука. Кисти рук надо постоянно тренировать.
- Работа детей с мозаикой, когда мелкие детали вставляются в ячейки.
- Перекладывание гороха в узкий сосуд.
- Игра «Золушка». Смешать горох и рис, и перебирать в 2 тарелочки (опять пальчики берут мелкие детали).
- Теневой театр (различные комбинации пальцев, изображающие животных, людей на тени).
- Игра «Угадай предмет». В шапку или в мешок кладутся разные мелкие предметы. Ребёнок нащупывает предмет и отгадывает его наощупь.
- Массаж пальцев.
- Работа с пластилином.
- Оригами (складывание из бумаги различных предметов).
- Работа с ножницами (вырезание кругов, овалов, фигур с закруглениями, с мелкими деталями). Можно проверить ребёнка: если ребёнок хорошо вырезает круг, рука развита.
- Упражнения, непосредственно готовящие руку ребёнка перед школой:
- работа с трафаретом (обводить ручкой, а не карандашом)
-штриховка фигур, обведённых по трафарету тоже ручкой, штриховка различная. Можно штриховать раскраски.
- рамки и вкладыши Монтессори по книге Б.П.Никитина «Ступеньки к творчеству». Идея взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило её, что она писала: «…что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?».
Основная задача рамок и вкладышей заключается в следующем: они готовят детей к овладению письмом и рисованием, дают «твёрдость» руки и т.д. С ними можно работать с 1,5-2 лет.
Подводим итог вышесказанному. Почему такое серьёзное внимание уделяется подготовки руки?
а) Развитая рука- залог успешности в учёбе ребёнка.
б) Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка.
в) Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи.
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики.
У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук.
Плохая моторика пальцев рук даёт и низкие результаты при выполнении многих заданий в период обучения грамоте:
- Обвести фигуру или букву по образцу;
- Нарисовать по образцу;
- Выполнить бордюр в прописи;
- Списать букву, слоги, слова, предложения.
При выполнении подобных заданий ребёнок быстро устаёт, у него падает работоспособность. Поэтому на каждом уроке ежедневно я уделяю время на развитие мелкой моторики обязательно с сопровождением речи. Небольшие стихи, считалки, загадки, песенки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Действия пальцев и речь соответствуют тому, что требует учитель от детей.
Упражнения для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук.
Речь | Движение рук, пальцев |
Раз, два, три, четыре, пять. На другой руке опять. Раз, два, три, четыре, пять. Десять пальцев- пара рук. Разве мало это, друг? Десять пальцев- пара рук. Вот твоё богатство, друг! | На обеих руках пальцы считаются и разжимаются, начиная с мизинца левой руки. Поднимается правая рука, счёт идёт с большого пальца. Обе руки поднимаются вверх и скрепляются вместе в кулак, затем разводятся, как бы приветствуя кого-то. |
Мы руки опускаем. Мы руки подаём И бегаем кругом. | Трясём, поднимая руки вверх и опуская вниз. Руки «здороваются» (левая с правой). Имитируем скреплёнными руками круговые обороты. |
Начинаем мы считать. Это- котик вытри ротик. Это- носик хитрый носик. Это- ёжик- ворчунишка. Это- Мишка- топотышка. Это- Зайка- убегай-ка. Кот последний, догоняй-ка! | Счёт ведется с большого пальца, руки подняты вверх. Большим пальцем обводим вокруг рта. Указательным пальцем трогаем нос. Средний палец сгибается и разгибается. Безымянный палец сгибается и разгибается, одновременно переставляем левую и правую ноги, покачиваясь (как будто идёт медведь) Поднимаем обе руки, мизинцами трогаем уши (как будто шевелятся уши зайца) Дети быстро садятся за парты. |
Будет очень он хорош. Будем резать мы припасы: Масло, соль, хлеб и колбасы, Помидоры, огурцы. Угощайтесь! Молодцы! | Левая рука лежит на парте, правая как бы точит левую руку, потом руки меняются местами. Руками словно что-то режут. Называя продукты, массажируем каждый пальчик. Руки разводим в разные стороны, пальцы сжимаем и разжимаем. |
Кто его открыть бы смог? Покрутили, покрутили, Постучали, постучали. И открылся замок! | Кисти рук сцеплены. Имитация «замка». Вращение сцепленными кистями. Постукивание ладошками при сцепленных пальцах. Пальцы расцепляются. |
Пальцы в лес пошли гулять. Этот пальчик в лес пошёл. Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал. Этот пальчик всё съел- Оттого и потолстел. | Разжимаем и сжимаем пальцы. «Ходьба» пальчиками. Массируем мизинец. Массируем безымянный палец. Массируем средний палец. Массируем указательный палец. Массируем большой палец. |
Этот пальчик- прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж уснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В школу нам идти пора! | Массируем большой палец. Массируем указательный палец. Массируем средний палец. Массируем безымянный палец. Массируем мизинец. Пальцы разжали. «Ходьба» пальцами. |
Кто живёт в моей квартире? Папа, мама, брат, сестра, Кошка Мурка, два котёнка, Мой щенок, щегол и я. Вот и вся моя семья! | Разжимаем и сжимаем пальцы. Массируем каждый палец поочерёдно, начиная с большого пальца. «Ходьба» пальчиками. |
Безымянный ел калину, Ну а средний- землянику, Указательный- клубнику. Ням- ням, ням- ням! | Массируем каждый пальчик согласно тексту. Сжимаем и разжимаем пальчики или вращаем кисти рук. |
Самый толстый и большой. Этот пальчик указательный, Говорит он всем: «Внимательно!» Этот пальчик самый длинный, И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый. А мизинчик хоть и мал, Но проворен да удал. | Массируем каждый пальчик согласно тексту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики руки будущих первоклассников.
Данная презентация адресованна родителям будущих первоклассников. Презентация раскрывает проблемы подготовки руки к письму, содержит рекомендации для развития мелкой моторики будущих учеников. Может б...
Программа подготовки "Школа будущего первоклассника"
Программа расчитана на 4 часа в неделю, позволит подготовить детей к обучению в 1 классе....
Методические рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к письму
В рекомендациях представлены требования к организации процесса письма, а также упражнения на укрепление мышц руки и упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости....
Программа по предшкольной подготовке "Школа будущих первоклассников"
Данная программа используется для проведения занятий в группе предшкольной подготовки....
Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)
Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...
Школа будущего первоклассника. Блок 1. Развитие фонематического слуха и моторики руки. Занятие 1.Тема: Знакомство с речью.
Знакомство детей с понятием "Речь".Упражнения для развития моторики руки....
Рабочая программа пред школьной подготовки «Школа будущего первоклассника»
Рабочая программа пред школьной подготовки «Школа будущего первоклассника» является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению. Основная цель программы: Создание ус...