Методическая разработка "Употребление заглавной буквы в словах" 2 класс
план-конспект урока (2 класс) по теме

Константинова Юлия Ювиналиевна

План - конспект урока "Употребление заглавной буквы в словах" во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur.rar2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2А классе

Тема: Употребление заглавной буквы

  Цель:

1. Закреплять знания учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в названиях городов, улиц, рек, стран.

 2. Развивать мышление, память, внимание, речь учащихся.

 3. Воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать согласованно с одноклассниками.

  Оборудование: компьютерная презентация урока, компьютер, экран, мультимедийный проектор

Ход урока:

I. Организационный момент

 Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, как мы умеем работать. Тихо сели.

II. Чистописание

У: – Ноги? – На месте! – Локти? – У края! – Спина? – Прямая!

-Запишем сегодняшнюю дату, классная работа.

-Вспоминаем правописание заглавной и строчной букв М

Мм                      

III. Словарная работа.

У: Сегодня на уроке мы повторим написание словарного слова. Отгадайте загадку :

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез, 

А зимой он спит в берлоге, 

От мороза пряча нос.

У: Правильно. Это медведь! А кто такой медведь? Где он обитает?

Д: Дикое животное, обитает в лесу, у него огромная сила, зимой спит в берлоге.

У: Давайте запишем слово медведь. Чтобы не допустить ошибки  скажите, написание какой буквы мы должны запомнить? (безударной гласной Е в первом слоге)

- Ребята, сколько слогов в этом слове? (Мед-ведь)

- Куда падает ударение? (на 2 слог)

- Как можно перенести его с одной строки на другую?

- Какие опасные места в этом слове, где мы можем допустить ошибку? (Медведь)

- А теперь составьте предложение с этим словом. Запишем.

Зимой медведь спит в берлоге.

У: В русском языке много фразеологических оборотов со словом медведь. О ком так говорят?

Медведь на ухо наступил - о том, кто лишен музыкального слуха.

Плачет Ёж. Какое горе! 
Быть хотел солистом в хоре. 
Но Ежу, сказала Муха, 
Наступил медведь на ухо.

Наступил Медведь на ухо -
Нет теперь 
ни капли слуха.

-Еще один фразеологический оборот: Медвежья услуга. Какую услугу можно назвать медвежьей?

Д: Неумелая, приносящая вместо помощи вред, неприятность

У: Товарищ твой просит украдкой

     Ответы списать из тетрадки.

     Не надо! Ведь этим ты другу

    Окажешь … (медвежью услугу)

У: А теперь давайте подберем однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными?  (имеют общую часть и близкое значение)

  1. если он медведь, то она … (медведица)
  2. а их детеныша как будут называть? ….(медвежонок)

У: Запишем эти слова. Как пишутся корни в однокоренных словах?(Одинаково)

- С помощью чего образовались новые слова? (Суффиксов иц и онок). Молодцы.

Физкультминутка

Топай Мишка, топай Мишка,
Приседай со мной братишка,
Наклоняйся вправо, влево,
Посмотри на потолок,
Сядь тихонечко за парту,
Мы продолжим наш урок.

IV. Повторение изученного материала.

У: Какие сказки о медведях вы знаете?

Д: Три медведя. Маша и медведь. Винни –Пух и все-все-все.

У: Как зовут медведей в русской народной сказке «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мушутка)

- Посмотрите, как записаны их имена. (С большой  заглавной буквы). Почему? (Имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы)

- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

С заглавной буквы пишутся:

  • Имена, фамилии, отчества
  • Имена сказочных героев
  • Названия городов, деревень, рек, морей… т.е. географические названия
  • Клички животных

VII.  Объявление темы урока.

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока сегодня?

-Тема нашего урока «Употребление заглавной буквы»

V. Актуализация знаний

  1. Парная работа.

-У вас на партах лежат листочки. Используя правила правописания заглавной буквы, исправьте ошибки, если они есть в тексте.

Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

  1. Проверка по образцу

VI. Создание проблемной ситуации

-Меня интересует последнее предложение. Кто-то оставил слово шарик со строчной буквой, а кто-то заменил ее на заглавную. И у тех и у других правильно, но написано по-разному.

VIII.  Закрепление

  1. Сравнение предложений

- Давайте разберемся с последним предложением «Еще я люблю играть с шариком». Что имели в виду те, кто написал слово шарик с Заглавной буквы? (Кличку животного)

-А что имели в виду те, кто оставил строчную букву? (воздушный шарик)

- Чем отличаются наши два шарика друг от друга? (значением)

- Какой мы можем сделать вывод? В слове главное-это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание.

-В данном предложении понятно значение слова? (нет). Поэтому вы и написали его по-разному.  Сделайте так, чтобы стало понятно, что слово надо писать с большой, заглавной буквы

Еще я люблю гулять со щенком Шариком.

-А теперь, чтобы всем стало понятно, что шарик пишется с маленькой строчной буквы.

Еще я люблю гулять с воздушным шариком.

-Молодцы!

  1. Упр 158, с. 97
  2.  Распределите слова на две группы:

Москва. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки. Яна 

- Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Москва, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Яна)

IХ.    Итог урока

- Что мы сегодня повторили на уроке? (Употребление заглавной буквы)

- А что нового узнали?

Послушайте стихотворение «Тётя Соня и дядя – соня»

У меня есть тётя Соня,

У меня есть дядя - соня.

Пять будильников трезвонят,

Полчаса в квартире звон,

Варит кашу тётя Соня,

Дядя – соня смотрит сон.

- Назовите слова, которые звучат одинаково? - Чем они отличаются? (Одни слова пишутся с заглавной буквы, другие – со строчной буквы.)

- Чем они еще отличаются? (Значением.)

- Почему одни и те же слова пишутся то с маленькой, то с большой буквы?

-  - Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

Х.Домашнее задание: Упр. 157

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".

Цель урока -  ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами  К и И. Упражнение ...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Методическая разработка и презентация урока русского языка во втором классе "Употребление заглавной буквы"

Разработку урока сопровождает яркая презентация. Много игровых моментов....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Заглавная буква в словах"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области  Методическая разработка урока по русскому языку 1 классТема: Заглавная буква в словах. Цель: по...