Согласный звук (ч*), буква ч.
план-конспект урока (1 класс) по теме

Лилева Любовь Васильевна

Согласный звук (Ч*), буква ч. Строчная буква ч. Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Правописание букво сочетаний ча, чу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch_bukva_ch.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» Гороховецкого района Владимирской области

                                                                               Урок обучения грамоте

1 класс

интегрированный (чтение и письмо)

Согласный звук (ч’), буква Ч.Строчная буква ч. Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.

   Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100»

Учебник: Букварь / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина – БАЛАСС, 2012г.

                                                                                                                                           Лилева Любовь Васильевна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

2014 год.

Технологическая карта.

Учебный предмет

Русский язык, литературное чтение

Класс

1 «А»

Тип урока

ОНЗ (открытие нового знания)

Используемые технологии

Технология деятельностного метода

Используемые методы

Проблемный, частично - поисковый

Тема урока

Согласный звук (ч’). Строчная буква ч.

Правописание ча – чу.

Цель

Создать условия для ознакомления детей с согласным звуком (ч’) и строчной буквой ч, для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Задачи

Образовательные: способствовать формированию представлений о звуках и буквах русского языка, вырабатывать навыки сознательного чтения, формировать навыки правильного написания букв и их соединений.

Развивающие: развивать орфографические умения, тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение.  Развивать зрительную память, речь, мелкую моторику рук, умение контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности своих товарищей, формировать навыки групповой работы, повышать мотивацию учения.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению, коммуникативные умения, веру в свои силы.

                                                     Планируемый результат.

Предметные умения:

- уметь выделять звук (ч’),

давать ему характеристику;

- уметь делать звуко-буквенный

анализ слова;

- уметь находить «ошибкоопасное»

место в слове; 

- уметь сравнивать, обобщать,

делать выводы;

- уметь прогнозировать

 учебную деятельность.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного (с помощью учителя),

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- уметь определять уровень учебного материала.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать содержание учебного материала;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану;

- высказывать своё предположение;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь чётко, логично выражать свои мысли;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная,

групповая, работа в парах.

Книгопечатная продукция:

  1. Букварь/ Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина -  БАЛАСС – 2012г.
  2. Пропись. Мои волшебные пальчики / тетрадь №5 – О. В. Пронина – м. 2013г

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Актуализация

знаний

Начинать урок пора,

Встаньте прямо, детвора!

Я, ты, он, она -

 Вместе дружная семья.

 Улыбнись соседу справа,

 Улыбнись соседу слева.

 Мы с тобой друзья.

- Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

1. Чтение по ролям текста А. Шибаева «Два хвостика».

2. – С каким звуком знакомились на прошлом уроке?

– В чём его особенность?

– Какие ещё согласные не имеют пару по твёрдости-мягкости или по глухости-звонкости?

- Послушайте загадки:

Он дружок зверям и детям.

Он - живое существо.

Но таких  на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не синица,

Не котёнок,  не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна вам давно

Эта милая мордашка.

Он зовётся … (Чебурашка)

У них усы не для красы.

Они показывают время

И называются …( часы)

 – Послушайте слова, повторите вслух за мной: часы,  Чебурашка. (Учитель называет слова по одному.)

– Что общего в произнесённых словах?

– Произнесём звук, с которого начинаются все  слова.

– Что можете о нём рассказать?  Работа с лентой букв.  (Согласный глухой, мягкий.)

– Есть ли у него пара по твёрдости-мягкости? (Непарный.)

3. – Подберите слова, которые начинаются с нового звука.

– Чтобы новый звук стоял в середине слова.

– В конце слова.

4. – Кто знает, какой буквой на письме обозначается этот звук?

– Найдите букву на ленте букв.

5. – Можно ли догадаться, какая тема урока?

Посмотрите «Букварь» на с. 132 и прописи, с. 23.

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана урока.

План (примерный)   3  2

  1. Знакомство с новым звуком.
  2. Знакомство с новой буквой.
  3. Звуко-буквенный анализ слов.
  4. Знакомство с написанием буквы Ч.
  5. Чтение слогов, слов.
  6. Наблюдение над буквосочетаниями чу, ча. (С помощью учителя.)
  7. Чтение предложений и текстов.
  8. Письмо слов с буквосочетаниями ча, чу, чк, чн.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Каким кружком обозначаем такие действия?    

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

   1. Работа в «Букваре».  5   6   2

– Посмотрите в «Буквари» на с. 132 и на букву, которую выбрали ребята. На что похожа буква Ч?

          Ч мы пишем, как четыре.

          Только с цифрами, друзья,

           Буквы путать нам нельзя.

                                      (В. Степанов)

2. Работа в тетради для печатания (с. 43).

Печатание буквы Ч. Сравнение с цифрой 4.

3. Работа в «Букваре».

1) – Посмотрите на схему-«человечка». Дайте характеристику звуку и раскрасьте «человечка».

Вопросы к Егору (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с Егором  учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

– Отметь в дневнике.

2) – Как вы думаете, почему «человечек» держит в руке восклицательный знак? (Предположения детей.)

– Прочитайте слоги, написанные синим цветом.

–  Что заметили?

– Послушайте сказку.

Буква я была очень гордая и хорошо знала свою работу. Она вставала после согласной, чтобы показать её мягкость. Выстроились согласные в ряд. Подошла буква я к букве т, получился слог … тя, буква я выполнила свою работу. Подошла к букве л, получился слог … ля – выполнила буква я свою работу. Так буква я подходила к буквам и дошла до буквы ч. Встала она рядом с буквой – ничего не изменилось. Буква я подумала: «Раз здесь я не работаю, то я здесь и не нужна». Обиделась и ушла. Встретила по дороге букву ю, рассказала ей историю с буквой ч, буква ю тоже решила не вставать рядом с буквой ч. А буква ч очень расстроилась, но на помощь пришли добрые буквы а и у. И теперь только они встают после буквы ч.

Это надо помнить, поэтому буква ч нас предупреждает.

– О чём узнали из сказки?

– Кто запомнил, какие гласные дружат с буквой Ч?

 4. Работа в прописи.   2   5

       

– Давайте посмотрим, как пишется прописная буква Ч. Где мы сейчас будем работать? Откройте свои тетради на с. 23.

1) Написание строчной буквы ч.

а) Подготовка руки к письму. Ручку правильно возьмём,

                                                           Мы сейчас писать начнём!

б) Составление буквы ч из элементов на доске. Сравнить с буквой г.  Показ  на доске с комментированием:

– Начинаю писать букву со штриха вверх, пишу маленькую петлю, соединительную линию (она как бы провисла) и линию с нижним закруглением, как у г.

в) Запись буквы ч по образцу.

– Какой элемент у буквы ч и у буквы г одинаковый? Чем отличаются?

г) Запись букв г и ч.

– Рассмотрите образец на следующей строчке.

– Как соединены две буквы ч?

– Напишите в воздухе; обведите в прописи.

2) Написание слогов.

– Прочитайте слоги, буквосочетания.

– Обведите их. Подчеркните те, правописание которых надо запомнить.

3) Наблюдение над буквосочетаниями ча – чу, чк – чн.

– Почему в прописи на с. 23 слоги ча, чу взяты в рамку?

– Чтобы эти слоги запомнить, давайте придумаем и произнесём

чистоговорку с этими слогами.

Ча-ча-ча – в комнате горит свеча,

Ча-ча-ча – вызову врача,

Чу-чу-чу – маму я лечу.

Запись слов с печатного образца с сочетанием ча.

Подчёркивание сочетаний ча.

Подбор однокоренных слов с сочетанием ча.

4) Самопроверка.

Вопросы к Варе (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Ты выполнила всё правильно или есть недочёты?

– Ты записала всё сама или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с Варей учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

– Отметь под текстом справа внизу.

ΙΙΙ. Применение нового знания

   1. Работа в «Букваре».  5   6   2

Чтение слогов, слов.

1) Чтение строчки слогов.

– Обозначьте цветной точкой звук [ч’]. 

– Какой выбрали цвет? (Зелёный.)

– Почему?

– Прочитайте слоги радостно, оживлённо.

2) Чтение слов.

– Прочитайте 1-й и 2-й столбики слов про себя.

– Прочитайте вслух слово, которое начинается со слога ча. (Чашка.) 

– Какая бывает чашка? (Кофейная, фарфоровая, чистая.) 

– Прочитайте слово, которое начинается со слога чу. (Чудак.)

– Кого называем чудаком? (Человека со странностями.) 

– Подчеркните слоги ча, чу.

– Прочитайте слово, где речь идёт о цвете сажи, угля. (Чёрный.) 

– А когда говорят о предмете чистый? (Предмет очищен от грязи.) 

– Какое по счёту это слово?

– Подчеркните «опасное место».

– А кого мы называем человеком? (Живое существо, обладающее даром мышления и речи.)

– Прочитайте это слово так, как оно написано.

– Произнесите, как мы его говорим.

– Подчеркните «опасные места».

– Прочитайте про себя слова в столбиках третьего ряда.

– Что интересного заметили? (Все слова начинаются со слога ча. Есть слова однокоренные, близкие по смыслу.)

– Сколько групп однокоренных слов «спрятались» в этих столбиках? Докажите.

– Какая пара близких по смыслу слов не однокоренные, а форма одного и того же слова? (Чаша, чаши.) ПРОПЕДЕВТИКА.

– Что помним про слог ча?

– Как называется горячий ароматный напиток, который любят все, а готовится он из вечнозелёного растения, листья которого высушены и специально обработаны? чай

– А где мы заварим чай? (В чайнике. Это слово второе.) 

– Кто из вас умеет заваривать чай?

– Как правильно это сделать?

– Какой чайник у вас есть дома для заварки? (Чёрный, алюминиевый, эмалированный и т.д.)

– Мы с вами уже пьём вкусный, ароматный чай. У нас с вами... Найдите подходящее по смыслу слово. (Чаепитие.)

– Много времени мы провели за чаепитием, а по-другому как сказать, что мы с вами делали? (Чаёвничали.) 

– В каких словах этого столбика есть звук [й’] и специальная буква для него? (Чай, чайник.) 

– А в каких словах звук [й’] притаился, спрятался в другие буквы?

(Чаепитие, чаёвничали.)

– В каких словах звуков больше, чем букв?

– Составьте предложения с этими словами.

– Прочитайте слово, где говорится о старинном сосуде в форме полушара. (Чаша.) 

– А во множественном числе? (Чаши.)

– Подчеркните «опасное место».

– Когда мы говорим чашечка? (Когда называем наружный зелёный покров цветка или ласково называем любимую чашку – сосуд для питья.)

– Как образовалось слово чашечка? (При помощи суффикса -ечк-.) 

– Придумайте предложение со словом чашечка.

– Где стоит слог ча? (В начале слова.) 

– Найдите слова, в которых этот слог стоит в середине слова.

Чтение 3–5-го столбиков самостоятельно:

– Какое слово непонятно?

– Придумайте предложение с любым словом 4-го столбика.

Чтение 4-го столбика:

– На какой вопрос отвечают все слова этого столбика?

– Когда мы говорим о человеке, что он отзывчивый? (Когда человек чуткий.)

– А когда говорим, что он не родной, не из своей семьи? (Когда человек чужой.)

– Объясните значение последнего слова. (Чумазый – это грязный, испачканный.)

– А когда мы употребляем слово чудесный? (Когда речь идёт про день. Или говорим о чём-то необычном, небывалом.)

– Какой слог вызовет затруднение при написании?

– Подчеркните слог чу.

– Что мы помним про этот слог?

– Придумайте предложение с любым словом.

– Что нового мы сейчас узнали? 4  4

– Что мы сейчас делали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 Физкультминутка.

  2. Работа в прописи.   4   2

Наблюдение над словами с сочетанием чу.

Написание слов с сочетанием чу. Подчёркивание букв как опознавательный признак орфограммы (по образцу в прописи).

Подбор однокоренных слов или форм слова.

  3.  Работа в «Букваре».  5   6    2

Чтение слов 5-го столбика.

Самостоятельная работа с 5-м столбиком.

– Прочитайте и поставьте ударение в словах.

– Обозначьте звук [ч’] зелёной точкой.

– Звуко-буквенный анализ слова ночка.

 Вопросы к Илье (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с Ильёй  учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

– Отметь в дневнике.

– Какое сочетание букв есть в каждом слове этого столбика?

  4. Работа в «Букваре».  1  4   7   1

Работа с текстом-шуткой «Буква-почемучка» (c. 132–133).

1) Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию.

–  Кого называют почемучкой?

–  А есть ли такая буква-почемучка? (Предположения детей.)

–  Как же буква может быть почемучкой?

2) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос.

– Дал ли текст ответ на наш вопрос?

3) Перечитывание текста.

–  Что же странного в букве Ч? (Предположения детей.)

–  Какие вопросы может задавать буква Ч?

– С какой интонацией надо прочитать это предложение?

– Чем интересны все эти вопросы? (В них есть буква Ч.) 

– Какой звук слышим чаще других?

– Как надо прочитать слова буквы Ч? (Громко, с вопросительной интонацией и интонацией радости.)

– Кому надоедает буква Ч?

– Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем размышляет и снова веселится.)

– Какая буква Ч? (Не умеет долго обижаться, любопытная, весёлая.) 

– Не зря автор назвал её почемучкой?

4) Работа в парах.

Придумывание продолжения текста.

Проверка работы.

5. Работа в тетради для печатания. Игра в слова.

Учитель называет слово, а дети печатают или обводят слог с соответствующим сочетанием букв, которое встречается в слове (ча, чу, чк, чн). Случай, качалка, кручу, скачки, дачник и др.

6. Работа в «Букваре».

Чтение стихотворения Успенского «Вот какой невежда чижик» (с. 133).

1) Работа до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

– О какой птичке пойдёт речь в стихотворении?

– Как она выглядит? Опишите.

(Это небольшая лесная птица, похожая на воробья, с серым оперением.)

2) Работа во время чтения.

а) Чтение 1-й строчки.

– Почему чижик невежда? (Предположения детей.)

– Кого называют невеждой? (Того, кто не знает, не ведает чего-то. Это слово старинное.)

– А прочитайте в тексте, за что его назвали невеждой. (Не читает чудных книжек.)

– Прочитайте четверостишие до конца.

– Почему чижик не читает? (Предположения детей.)

– А как об этом сказано в тексте?

– Почему чижика называют чудаком?

– Какие слова из стихотворения подтвердят это? (Я читаю – он никак!)

б)  Выразительное чтение стихотворения.

3) Вопросы после чтения.

– Как герой стихотворения относится к птице?

– Важно ли для чижика уметь читать?

– А для рассказчика?

– Почему?

– Как вы думаете, кто же он, герой стихотворения?

– Что мы сейчас делали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ТООУ

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

Выучить стихотворение наизусть. (по желанию)

V.  Итог.

– Сформулируйте тему сегодняшних уроков чтения и письма.

– Какие проблемы мы решали? 4  4

– Чему новому научились?

– Над чем ещё придётся поработать?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– У кого после урока есть отметка в дневнике?

– За что вы её получили?

ТООУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

                    * Отметить учеников, которые хорошо читали текст.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в прописи

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы и слоги.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

  1. Работа в «Букваре»

     * Отметить учеников, которые правильно читали слова и объясняли их лексическое значение.

                    * Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали текст.

2. Работа в прописи

* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно записывали  слова.

3. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно анализировали текст.