Рабочая программа "Здравствуй, мир!"
рабочая программа на тему

Кулешова Наталья Викторовна

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника", курс "Здравствуй, мир!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shkola_budushchego_pervoklassnika.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Здравствуй, мир!» для занятий в группах по предшкольной  подготовке дошкольников составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте»  (ОС «Школа 2000»).

Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи обучения:

формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

 развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения                  делать выводы, обосновывать свои суждения;

формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

развитие умений говорения и слушания ,говорения, слушания и чтения;

развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка;

развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

 развитие звуковой культуры речи;

расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

II. Общая характеристика курса «Здравствуй, мир!»

Курс по предшкольной подготовке «Здравствуй, мир!» призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по образовательной системе «Школа 2100».

Для речевого развития детей 6-7 лет характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счёт пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением). Особенность курса в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи.

Учитывая необходимость  подготовки ребёнка к школе, особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди  различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

На занятиях создаются условия для формирования правильного навыка письма:

положение пальцев при письме;

положение кисти при письме;

нажим при письме;

положение тела при письме.

Основными в системе работы по подготовке к письму являются упражнения-обведение по контуру и штриховка в разных направлениях, пальчиковые игры. Для закрепления образа буквы используется множество приёмов: самолёт, конструктор, угадайка  и т.д.

Подобная работа позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память,

воображение ребёнка.

III. Описание места учебного предмета «курса «Здравствуй, мир!»» в учебном плане

1 раз в неделю. Всего 28 часов. Занятия проводятся по 30 минут.

  

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.      

В результате освоения данного курса у дошкольников формируются первичные универсальные учебные действия.

Личностные:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Регулятивные:

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

- ориентироваться в учебной книге;

- делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других.  

                        

 V. Содержание  программы курса  «Здравствуй, мир!»

 1.Лексическая и грамматическая работа:

обогащение словарного запаса детей;

 наблюдение над многозначными словами в речи;

употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и  предложений).

2. Развитие  связной речи:

обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;

обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

 выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения  звука в слове;

 выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

 «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Обучение звуко-слоговому анализу:

звуковой анализ состава слогов и слов;

дифференциация понятий «звук» и «буква»;

соотнесение букв и звуков.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки:

штриховка;

раскрашивание;

обведение по контуру.

  

VI. Планируемые результаты освоения программы «Здравствуй, мир!».

 К концу обучения у детей формируются следующие знания и умения:

1.Звуки:

Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове;

Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов;

Уметь читать и составлять слоги и .

 2.  Слоги:

Знать понятие «слог»

Уметь проводить слоговой анализ слов;

Уметь подбирать слова на заданное количество слогов;

Уметь выделять в словах первый и последний слог;

Уметь подбирать слова на заданный слог;

Уметь составлять прямые и обратные слоги.

Уметь печатать слоги

 3. Слова:

Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов;

Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам;

Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова;

Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

Уметь печатать слова

4. Буквы:

Знать буквы

Знать дифференсацию понятий «звук»и«буква»;

Знать согласные и гласные буквы;

Уметь соотносить букву и звук

5. Связная устная речь.

Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи;

Уметь составлять предложения

Уметь пересказывать текст;

Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.

В результате  овладения курсом дети  получат возможность  научиться:

конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

отвечать на вопросы педагога;

задавать свои вопросы;

конструировать словосочетания и предложения;

подробно пересказывать по зрительной опоре;

составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

выделять звук в начале слова;

 различать звуки и буквы;

 узнавать и называть буквы русского алфавита;

 соединять звуки в слоги;

 выполнять штриховку в разных направлениях;

 обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы

VII. Программно-методическое  обеспечение:

 

Автор  учебных пособий

Название

Издательство,год издания

 

 Бунеев  Р.Н., Бунеева Е.В.

           Кислова Т.Р.

 

 

Бунеев  Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников (5-6 лет). Часть 3.

По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников (6-7 лет). Часть 4.

 

Наши прописи. Тетрадь для дошкольников в 2-х частях.

М.:БАЛАСС; Изд. Школьный дом, 2013. 

 

 

 

М.:БАЛАСС; Изд. Школьный дом, 2013.  

 

Используемая  дополнительная литература:

 

Автор учебных пособий

Название

Издательство, год издания

 

        Кислова  Т.Р.

 

 

По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4.

 

   М.: БАЛАСС, 2013.

 

VIII. Тематическое планирование занятий по курсу «Здравствуй, мир»

(1час в неделю- 28 часов)

 

       № 

Дата

 

          Тема занятия

 Планируемые результаты обучения  (УУД)         

       1.

 

Здравствуй, школа!

Звуки и буквы. Слова.

Л и К УУД: Познакомиться и обсудить правила поведения  в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Р  УУД: Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию.

       2.

 

 Широка страна моя родная.

Рассказ по сюжетной картинке.

Звук [А],[О].

К и П УУД: Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании.

П и Р УУД: Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста.

П и К УУД: Составлять текст по серии сюжетных картинок.

       3.

 

Моя семья.

Представление о длинных и коротких словах.

Звук [Э],[И].

П УУД: Выделять звук в слове.

П УУД: Находить слова с заданным звуком. Различать звуки и буквы: буква как знак звука.

П и РУУД: Обозначать букву соответствующей схемой.

П и Р УУД: Овладевать начертанием букв.

       4.

 

Любимые игрушки.

Составление текста по  опорным словам.

Звук [Ы],[У].

П УУД: Выделять звук в слове.

П УУД: Находить слова с заданным звуком. Различать звуки и буквы: буква как знак звука.

П и РУУД: Обозначать букву соответствующей схемой.

П и Р УУД: Овладевать начертанием букв.

       5.

 

Путешествие в лес.

Гласные звуки.

П УУД: Характеризовать гласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать гласные звуки.

П и РУУД: Обозначать букву соответствующей схемой.

       6.

 

Как вести себя на улице.

Согласные звуки. Слоги.

Звуки  [М],[М’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

       7.

 

Транспорт.

Рассказ по сюжетной картине.

Звук [Н],[Н’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

П и К УУД: Составлять текст по серии сюжетных картинок.

       8.

 

Твёрдые и мягкие согласные.

Звук [П],[П’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

       9.

 

Дикие и домашние животные.

Звук [Т],[Т’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

10.

 

Представление о звонких и глухих согласных.

Звук [К],[К’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Р и К УУД: Понимать  прослушанный и  прочитанный текст

11.

 

Времена года

Пересказ текста.

Звук [Х],[Х’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

12.

 

Дифференциация звуков [К],[Х] и [К’],[Х’]

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

13.

 

Пересказ текста.

Звук [Ф],[Ф’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки ,согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Р и К УУД: Понимать прослушанный и прочитанный текст

 14.

 

Составление рассказа с опорой на рисунки

 Звук [Й’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Р и К УУД: Понимать  прослушанный и  прочитанный текст

15.

 

Дружные звуки.

Звук [Й’О],[Й’У].

П УУД: Выделять звуки в слове.

П и Р УУД: Находить слова с заданными звуками.

П УУД: Характеризовать согласные и гласные звуки русского языка.

П УУД: Ставить ударение, делить слова на слоги.

16.

 

Пересказ текста.

Звук [Й’А],[Й’Э].

П УУД: Выделять звуки в слове.

П и Р УУД: Находить слова с заданными звуками.

П УУД: Характеризовать согласные и гласные звуки русского языка.

П УУД: Ставить ударение ,делить слова на слоги.

Р и К УУД: Понимать  прослушанный и  прочитанный текст

17.

 

Дифференциация звуков [Й’Э],[Й’О],[Й’У],[Й’А]

П УУД: Выделять звуки в слове.

П и Р УУД: Находить слова с заданными звуками.

П УУД: Характеризовать согласные и гласные звуки русского языка.

П УУД: Ставить ударение, делить слова на слоги.

 18.

 

Составление рассказа-описания по серии картинок.

Звук [Л],[Л’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Р и К УУД: Понимать  прослушанный и  прочитанный текст

Р,К и П УУД: Восстанавливать деформированный текст.

 19.

 

Составление рассказа по сюжетной картине.

Звук [В],[В’]

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Р и К УУД: Понимать  прослушанный и  прочитанный текст

Р,К и П УУД: Восстанавливать деформированный текст.

20.

 

Дифференциация звуков.

Звук [Ч’], [Щ’]

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

 21.

 

Весеннее пробуждение природы

Звук [Б],[Б’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

 22.

 

Что такое диалог.

Звук [Д],[Д’]

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Р и К УУД: Понимать  прослушанный и  прочитанный текст

Р,К и П УУД: Восстанавливать деформированный текст.

 23.

 

Как мы устроены.

Чтение слогов.

Звук [С],[C’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

 24.

 

Пересказ текста.

Звук [Г],[Г’]

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

Р и К УУД: Понимать  прослушанный и  прочитанный текст

Р,К и П УУД: Восстанавливать деформированный текст.

К и Р УУД: Отвечать на вопросы автора текста. Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.

 25.

 

Чтение слогов.

Звук [З], [З’].

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

 26.

 

Шипящие согласные звуки.

Звук [Ш],[Ж]

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки ,согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

 27.

 

Страна Азбука.

Звук [Р],[Р’]

П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка.

П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие.

П и Р УУД: Делить слова на слоги.

П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком.

П и К УУД: Наблюдать над значением слова.

П УУД: Определять парные  и непарные по звонкости-глухости согласные звуки.

 28.

 

Конкурс эрудитов.

П УУД: Характеризовать согласные и гласные звуки русского языка.

П УУД: Читать и понимать смысл заданий к упражнениям.

Р УУД: Выполнять задания в нужной последовательности.

Р УУД: Проверять себя по учебнику.

П УУД: Выделять звуки в слове.

П и Р УУД: Находить слова с заданными звуками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...