Дети с РДА
статья на тему

Пивкина Эльмира Мкртичевна

Диагностика РДА, ПМПК, работа с родителями, организация учебных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_rda.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с РДА

Методы обследования

- неинструментальные (наблюдение, беседа);
- инструментальные (использование определенных диагностических методик)
- экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);
- аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Методы аппаратной диагностики

электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем
реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока
эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований
магнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека
компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга
кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы и другие методы.

Первый этап - скрининг. Выявляются отклонения в развитии без точной их квалификации.В мире уже давно разработан и широко используется следующий стандартизированный скрининговый инструментарий: CHAT - Шкала для раннего распознавания аутизма, STAT - Скрининговый тест аутизма, ADI-R - Диагностическое интервью для родителей.

Второй этап - собственно  дифференциальная диагностика, т.е. углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения типа нарушения развития и соответствующего образовательного маршрута(ПМПК). Его осуществляет мультидисциплинарная команда специалистов: психиатр, невролог, психолог, учитель-дефектолог и др. Данный этап включает медицинское обследование, интервью родителей, психологическое тестирование, педагогическое наблюдение. Дифференциальный диагноз выставляет врач-психиатр.   

Третий этап - диагностика развития: выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Осуществляет учитель-дефектолог.

Освидетельствование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом, как для родителей, так и для ребенка. Отчасти это объясняется объективными причинами – фактор неизвестности, возможность порой значительного изменения в привычном укладе жизни ребенка смена образовательного маршрута, социальные последствия связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно является серьезной психологической нагрузкой для  ребенка и родителей.

     Очень часто в своей работе воспитатели дошкольных учреждений сталкиваются с нежеланием родителей направлять своего ребенка для прохождения психолого – медико-педагогического обследования. Родители, как правило, оказываются неподготовленными к данной ситуации, чувствуют свою беспомощность и растерянность.

Одним из направлений деятельности педагога является консультирование родителей. 

     Исходя из принципов соблюдения интересов ребенка,  необходима такая организация процесса консультирования, чтобы:

 удержать родителей от преждевременного его прерывания;

свести до минимума количества посещения других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, сохранить время на работу с ребенком;

достичь в определенной степени адекватного осознания проблемы;

«подвести» родителей к принятию адекватных состоянию ребенка решений по его воспитанию, обучению.

Основой эффективности такого рода консультирования является психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию.

Адаптация аутичного ребенка к школе

Регулярность посещения должны соблюдаться и аккуратно поддерживаться. Это создаст определенный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка.

     Такой ребенок нуждается в особом внимании со стороны взрослых. Учителю необходимо постараться  помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в классе, поэтому комментируем для него все происходящее и намечаемые действия   и, если нужно, взять за руку, отвести туда, куда нужно.  

     Помочь ребенку налаживать контакт с другими детьми: вовлекать в общие игры, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, дать возможность понаблюдать со стороны; в какие-то общие занятия можно дозированно включаться вместе с ребенком (держа его за руку), но не исключать его из общей жизни детского коллектива. При соблюдении осторожности, мягкости и настойчивости одновременно такой ребенок может хорошо удерживаться в режиме.

Утренняя гимнастика. В утреннюю гимнастику необходимо включать песни, подразумевающие взаимодействие – такие, как «Головы, плечи, колени и пальцы ног», они  поощряют развитие навыков общения и развивают умение слушать и следовать речевым командам.

Занятие по изобразительной деятельности

«Рисуем вместе»

 (берется большой лист бумаги и каждому по очереди необходимо что-нибудь нарисовать).

Продолжительность: 25 минут

Цели занятия:

  1. включение в общий вид деятельности

2. преодоление страха общения

3. получение новой информации о мире

4. уточнить представления, которые уже есть у ребенка

5. перенос знаний в реальную жизнь 

6. развить средства коммуникации.

Слайд 10

Занятие по математике «Геометрические фигуры» 

Цели занятия: 

1.Закрепить знания о геометрических фигурах

2. Восприятие цвета, формы

3.Развитие кинестетических ощущений

4.Умение сотрудничать со взрослыми.

Приемы: Игровой (использование сюрпризных моментов, подвижная игра, физминутка)
• Наглядный (использование иллюстраций)
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

На занятии используется игра «Волшебный мешочек».

На левую руку ребенку надевают «Волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигуры. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, мешочек лучше сшить из ярких разноцвет лоскутков).

На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует её контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной и раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во - время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те дёйствия, которые он производит.

Упражнение «Собираем головоломки» 

Упражнение направлено на развитие коммуникативных умений. Собирать головоломки — один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому упражнение доставляет им большое удовольствие.

Сначала ребенку предлагают собрать одну или нескольким головоломок, соответствующих его возрасту и умственному развитию. Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребёнок складывает знакомую головоломку и обнаруживает, что детали не хватает. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее».

Упражнение «Говорящие рисунки»  На слайде карточки пекс это одно из средств альтернативных средств коммуникации для работы с детьми-аутистами.

Упражнение направлено на развитие наблюдательности, коммуникативных способностей.

Ребенок получает пиктограмму и выполняет изображенное на ней действие. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями.

Упражнение «Рисуем мультфильм» 

Упражнение направлено на развитие коммуникативных способностей и учит восстанавливать последовательность происходящих событий.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить основные события, которые происходили в течение дня (вчера или сегодня). Длинный узкий лист бумаги складывают в гармошку так, чтобы получились карточки небольшого размера. Взрослый вместе с ребенком делает зарисовки к основным моментам дня. На листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошко и устраивает просмотр «мультфильма»; «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал?» — и т. д. По окончании занятия ребенок может взять «мультфильм» с собой, чтобы посмотреть его дома вместе с мамой и папой. Игру следует проводить в течение нескольких занятий.

Упражнение «Волшебный сундучок» 

Упражнение способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей — разглядывание и изучение новых предметов.

Надо доставать предметы из сундучка, рассматривать, играть с ними. Можно построить занятия на закрепление свойств предметов: фантазировать, где это может пригодится, и т. д. В сундучок можно класть небольшие игрушки, а также лоскутки ткани, меха, пуговицы, клубочки пряжи и другие предметы, из которых можно изготовить различные поделки, чтобы ребенок захотел и на следующих занятиях вернуться к волшебному сундучку.

Специфика  построения  коррекционной  работы 

Важна  гибкость  педагога,  который  может  по  ходу  перестраивать занятие   с  учетом  пристрастий  и  настроений  ребенка.  Можно  заранее  составить  план  занятия,  но  действовать  придется  в  зависимости  от  ситуации  и  желания  ребенка.  Надо  быть чутким  к  ребенку  и  можно  увидеть,  что  он  сам  подсказывает  форму  взаимодействия  с  педагогом.

На  начальных  этапах  обучения  важно  подкреплять  желаемое  поведение  ребенка, а  также  использовать  его  интересы  для  удержания  его  внимания.

В  начале  следует  подбирать доступные  ребенку  задания,  создавая  ситуацию  успеха.  Сложность  увеличивается  постепенно,  после  того  как у ребенка  появилась  установка  на  выполнение  задание,  причем  взрослый  на  первых  порах  действует  за  ребенка,  управляя  его  руками.

Создание особой предметной среды

Важна  совместная  деятельность: педагог   рисует  одно,  ребенок  заканчивает,  или  наоборот.  Также  в  аппликации,  в    лепке,  в  конструировании, в игре.

Разнообразный  конструкторский  материал,  дидактические пособия  и игрушки разборного характера,        всевозможные  двигательные  игрушки ( машинки,  волчки, мячи), а также мягкие игрушки, куклы-рукавички  для формирования социальных навыков.

Развитие смыслового стереотипа загятия

  Любым  играм  придаем  сюжетный эмоциональный  смысл.  Строим  постройку  из кубиков,  рассказываем  о  том,  что  там будет  жить  мама,  папа,  ребенок; делаем мебель, говорим, что это мебель для ребят.  Рисуем  машинку – рассказываем о  том,  что  это  «папа  едет  за  тобой  в  садик».  

   В  результате  у  ребенка  появляется  большая  направленность  на  людей,  интерес  к  окружающему миру,  эмоционально  окрашенным  становится  контакт  с  близкими.

Коррекционные логопедические занятия носят характер сопровождения. Ребёнок зачастую сам выбирает себе занятие, игрушку, пособие. Поэтому работа педагога в этом требует гибкости, умения быстро перестроиться.

На логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми-аутистами решаются следующие задачи : 

формирование целенаправленного поведения и понимание речи,

комплексное развитие речи и предметной деятельности, а также обучение адекватным жестам,

развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,

вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи,

развитие активного и пассивного словарного запаса,

развитие мелкой моторики.

 Центральное место в формировании речевых и коммуникативных навыков занимает игротерапия. 

      В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, книга, настольная игра).

Основные направления психокоррекционной работы с аутичными детьми заключаются в следующем:

— ориентация аутичного ребенка во внешний мир;

— обучение его простым навыкам контакта;

— обучение ребенка более сложным формам поведения;

— развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

В работах В. В. Лебединского с соавторами рассмотрены основные задачи психологической коррекции детей с РДА:

1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.

2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.)

6. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...