Рабочая программа.
методическая разработка (1 класс) на тему

Полянская Вера Геннадиевна

Пояснительна записка и КТП для занятий с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_logopedii_dlya_1_klassa.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по логопедии разработана на основе:

- Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - Ф3

- Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" от 1 декабря 2010 года

- «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Целью программы является расширение представлений учащихся об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью (вербальной, жестовой, знаковой) как средством коммуникации, эмоциональное удовлетворение от общения.

Задачи:

Создать условия для:

  • Понимания детьми обращённой речи педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей.
  • Развития подражательной способности ребенка;
  • Развития общей моторики;
  • Развития пальчиковой моторики,
  • Развития подвижности артикуляционного аппарата;
  • Выполнения простых поручений по словесной инструкции.
  • Вызывания речевого подражания, связанного с практической деятельностью детей, с наглядной ситуацией.
  • Формирования активного словаря существительных, глаголов, прилагательных, обозначающих величину, вкус, цвет.
  • Формирования двухсловной фразы.
  • Развития дыхания.

2

Условия реализации программы:

Для детей   с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью проводятся логопедические занятия, на которых ведущая роль принадлежит логопеду. При этом создаются такие условия, которые дают возможность учащемуся работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, чтобы у него возникала потребность говорить, а логопеду определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей каждого учащегося. Занятия проводятся в игровой форме, наиболее доступной для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности и многократности повторения речевого материала.

Занятия проводятся в индивидуальной форме 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут.

Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях школы, является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации. Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Структура логопедического занятия: Логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Обогащение пассивного и активного словаря.
  2. Развитие общей моторики.
  3. Развитие ручной моторики.
  4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
  5. Развитие элементарных произносительных навыков.
  6. Развитие понимания обращённой речи.
  7. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
  8. Развитие активной речи
  9. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков

3

Предполагаемые результаты:

  • Концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
  • Вслушиваться в речь, реагировать на слова;
  • Подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы;
  • Удерживать произвольное внимание;
  • Делать длительный без речевой выдох;
  • Составлять двухсловную фразу

Перспективное планирование.

Кол-во

часов

Лексичес-кая тема

Виды деятельности

Пассивный, активный предметный и глагольный словарь

Различение не речевых звуков.

Развитие ручной моторики

Развитие дыхания

Артикуля-

ционная моторика

Звуко-

подражание

Узнавание предметов по их назначению, описанию

Физкультминутки

6

Школа

Школа, класс, парта, стул, сидеть, стоять, идти, играть.

Игра «Узнай звук» (различение неречевых звуков: шуршание бумаги, стук карандаша).

Игра «Что звучало?» (колокольчик,бубен, барабан).

«Ладушки»

«Платочки»

 «Мыльные пузыри», «Надуй игрушку»

По возможности: открыть рот.

Чей это голос?

«Покажи чем ты пишешь, рисуешь…»

«Мишка с кубиком идёт»

«Поехали»

6

Это-я

Глаза, нос, рот, уши, руки, ноги. Открывать, закрывать.

Игра «Где хлопнули?»

«Стирка»

«Надуй игрушку»

По возможности:

открыть рот, закрыть рот.

Картотека упражнений.

Чем мы слушаем, смотрим и т.д.

«Большие ноги, маленькие ножки»

2

Осень

Время года «Осень», ветер, дождь, зонт, промокнуть.

Игра «Узнай звук» (различение неречевых звуков: переливание воды, шуршание сухими листьями)

«Засолка капусты»

 «Листочки летят»,

По возможности:

Нахмурить брови, удивиться.

Картотека упражнений

Узнавание примет осени

«Дождик кап-кап»

6

Игрушки

Мишка. Заяц, кукла, барабан, погремушка, стучать, играть.

Игра «Что звучало?» (колокольчик,бубен, барабан).

Собери камушки

Нанизывание бус

«Футбол»

По возможности:

Улыбка.

Картотека упражнений

«Покажи чем мы играем»

«Мишка с куклой»

4

Семья

Мама, папа, бабушка, дедушка, ходить, играть, открывать.

«Звени колокольчик»

«Моя семья»

«Подуй на озябшие руки»

По возможности:

Растянуть губы в улыбку, показать зубы.

Картотека упражнений

«Делай, как я»

Вариант 1

«Делай, как я»

Вариант 2

«В нашей семье есть у каждого дело»

1

Зима

Новый год

Ёлка, новый год, холодно, снег,

«Заведи юлу»

«Раз иголка, два иголка»

«Подуй на снежинку».

По возможности:

«Трубочка»

Картотека упражнений

Узнай по описанию 

«Ёлочку зелёную в гости мы позвали»

3

Зима

Метель, снежинки, ёлка, падает, кататься.

Игра «Что звучало?»

(металлофон, трещотка)

«Дедушка Мороз»

«Подуй на озябшие руки

По возможности:

Чередование «Улыбка», «Трубочка»

Картотека упражнений

Узнай по описанию

«Зима»

3

Одежда

Майка, трусы, носки, брюки, надевать, снимать.

«Заведи юлу»

«В шкаф одежду убираем»

«Ветерок дует на платье»

По возможности:

Чередование «Улыбка», «Трубочка»

Картотека упражнений

Узнай по описанию 

«Чистые штанишки»

3

Домашние животные

Корова, коза, лошадь, кошка, собака, бежит, разговаривает.

Игра «Что звучало?»

(коробочки с крупой)

«Наша кошечка играет»

«Мыльные пузыри»

По возможности:

Чередование «Улыбка», «Трубочка».

Картотека упражнений

«Вот такие мы». Узнай по описанию

«Тише Тимочка не лай»

4

Обувь

Тапки, ботинки, туфли, носить, обувать.

Игра «Что звучало?»

(коробочки с крупой)

«Ванина обувь»

Картотека упражнений

По возможности:

Положить язык на нижнюю губу.

Картотека упражнений

Узнай по описанию

«Ботинок»

5

Мебель

Шкаф, диван, стол, стул, прибить, сложить.

Игра «Что звучало?»

(коробочки с крупой)

«Чиним стульчик»

Картотека упражнений

По возможности:

Положить широкий язык на нижнюю губу.

Картотека упражнений

Узнай по описанию

«Мебель»

4

Весна

Весна, почки, листочки, распускается.

Игра «Где хлопнули?»

«Капель»

Картотека упражнений

По возможности:

Положить широкий язык на нижнюю губу.

Картотека упражнений

«Солнышко и дождик».

« Динь-динь, кап-кап»

6

Посуда

Вилка, ложка, тарелка, чайник раскладывать, есть.

Игра «Что звучало?»

(металлическая ложка, деревянная)

«Чайник закипел»- дутьё в пузырёк.

Картотека упражнений

По возможности:

Облизать верхнюю губу.

Картотека упражнений

 «Покажи то, чем ты будешь кушать»

«Это чайник наш любимый»

6

Питание

Молоко, хлеб, батон, яйцо, сыр, мясо, готовить, покупать.

«Магазин»

Картотека упражнений

По возможности:

Облизать верхнюю губу.

Картотека упражнений

Что ты любишь кушать

«Бабушкина каша»

5

Транспорт

Машина, автобус, трамвай, едет, бибикает.

«Вот машина для Данилы»

Картотека упражнений

По возможности:

Облизать верхнюю и нижнюю губу

Картотека упражнений

На чём ты приезжаешь в школу

«Бибикает машина»

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...