Методическая разработка урока "А музы не молчали...", 4 класс
методическая разработка (4 класс)

Баронец Ирина Альфонсосовна

Цель урока: познакомить с культурной жизнью жителей блокадного Ленинграда, рассказать о героизме жителей блокадного города;

развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;

содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.

Образовательные задачи:

- актуализировать первичные знания о блокаде Ленинграда;

- расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;

Воспитательные:

-  воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

-  уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:  

1.развивать личностные умения:

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

2. развивать предметные умения:

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка705.41 КБ

Предварительный просмотр:

«А музы не молчали…»

методическая разработка открытого урока в 4 классе

по материалам Народного школьного музея «А музы не молчали…»

Разработала:

Баронец Ирина  Альфонсосовна

(учитель начальных классов ГБОУ средняя школа № 235 им. Д.Д.Шостаковича для телевидения 78 канала СПб)

Цель урока: познакомить с культурной жизнью жителей блокадного Ленинграда, рассказать о героизме жителей блокадного города;

развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;

содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.

Образовательные задачи:

- актуализировать первичные знания о блокаде Ленинграда;

- расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;

Воспитательные:

-  воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

-  уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:  

1.развивать личностные умения:

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

2. развивать предметные умения:

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

Ход урока:

  1. Объявление темы урока (2 мин)

   На одном из уроков, посвященных блокадной теме, изучая музейные экспонаты, «раненные войной вещи», мы читали стихи:

Пейзаж, смертельно раненный осколком. (стихи на экране)

До ужаса спокойное письмо.

Кусочек хлеба, жизнь не спасший стольким.

На всем страданья страшное клеймо.

Зачем же в них вселился этот голос,

Вещам ведь не пристало говорить.

Твердит: блокада, грохот, горе, голод.

Запомнить. Не забыть. Не повторить.

К концу предыдущего урока мы пришли к выводу: нельзя забывать страшных уроков истории, нельзя замалчивать тему блокады; о войне, о блокаде необходимо помнить, чтобы не допустить повторения трагедии!

 Сегодня мы будем вновь говорить о блокаде. Несмотря на то что мы родились после войны, тема эта нам до боли близка, потому что родные многих присутствующих пережили войну, разруху, голод, потому что блокада – это страшная история нашего родного города, и потому что ни один нормальный человек не может без боли, равнодушно воспринимать всё, что связано с понятием «блокада Ленинграда»! Этот урок мы посвятим очень важной теме – она отмечена на доске - «А музы не молчали». Так была названа книга прекрасного артиста А.В. Королькевича, по совету которого и наш школьный народный музей взял это название. «А музы не молчали» … (на экране записана тема) Как вы, наверное, догадались, мы будем говорить о культурной жизни блокированного фашистами Ленинграда.

  1. Вводное слово (1 мин)

900 дней ленинградской блокады с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 считаются (на экране – 8.09.1941г. – 27.01.1944г.) эпохой страшных испытаний и великого подвига жителей города. Вряд ли в мировой истории можно найти пример такой стойкости, которую проявили ленинградцы в годы войны, обороняя свой город. В самые холодные и голодные зимние дни 1941-1942 годов жители продолжали интенсивно и много трудиться на своих рабочих местах и в оборонной промышленности, оказывали   необходимую помощь друг другу.

     Многие воспоминания уцелевших объединяет факт целебного действия культуры, без которой выжить не представлялось возможным. Лев Маргулис (музыкант, скрипач, судьба которого была связана с Радиокомитетом и Большим залом Филармонии, где он участвовал в исполнении Седьмой симфонии, а свои записи вел в самые страшные, трагические дни Ленинграда: с 22 июня 1941 года по январь 1943-го) (на экране фото Маргулиса)

Маргулис Лев Михайлович

 вспоминал, как после всех пожаров, грома разрушений, постоянного гудения немецких самолетов и визга фугасных бомб вдруг за отбоем тревоги по радио начинал звучать спокойный голос диктора: «Слушайте Ивана Алексеевича Нечаева», (фото Нечаева)

http://imagizer.imageshack.com/img921/5817/RFAEyx.jpg

 и волшебные вибрации великого лирического тенора действовали сильнее любых лекарств.

    Культурная жизнь в блокадном Ленинграде не прекращалась, несмотря на то что в первые месяцы войны из города были эвакуированы академические театры, оркестры, филармония, консерватория и многие музеи.

  1. Театральная жизнь Ленинграда (5 мин)

    Творческая жизнь переместилась в театры: музыкальной комедии и Краснознаменного Балтийского флота, в библиотеки и союзы творческих деятелей, на Радио.

Продолжал работать коллектив Музыкальной комедии, http://ptj.spb.ru/wp-content/gallery/80_big/80_35_02.jpg 

который в день начала блокады (8.09.1941) давал оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Эту знаменитую фотографию вы видели в нашем музее и по афише определяли, что ставили в театре в этот период. На афишах театра музкомедии читаются: «Марица», «Баядера», «Сорочинская ярмарка», «Свадьба в Малиновке» и другие - афиши для нас стали подлинными свидетелями того, что происходило в культурной жизни города.

В блокадное время в театре музыкальной комедии было поставлено 15 премьерных спектаклей.

   В нашем музее вы видели импровизированную тумбу с подлинными театральными афишами, по которым можно чётко представить, какой была театральная и концертная жизнь в городе. (Фото на экране – театральная тумба музея).

.

Такие тумбы, только настоящие, располагались и в военном Ленинграде.  Представьте себе военный город, лютую зиму, заснеженные улицы, занесенные снегом тумбы (фото на экране),http://www.leningradpobeda.ru/upload/music-1.jpg

Казалось, город умер, и только театральные афиши с информацией на них доказывали обратное.

 Прекрасные актеры театра: Нина Пельцер, Анатолий Королькевич, Лидия Колесникова, Зинаида Габриэльянц и многие другие – самоотверженно трудились в тяжелейших условиях блокадного времени, поддерживая моральный дух и бойцов, защищавших город, и жителей Ленинграда, даже умирали на сцене, выполняя свой актерский долг, как актер Александ Абрамов, погибший во время спектакля «Три мушкетера». В книге Королькевича «А музы не молчали» есть потрясающий рассказ - воспоминание «Хранительница Петергофских фонтанов». Жительница Блокадного Ленинграда рассказала, как театр и лично Королькевич вернули её к жизни.

Зачитать отрывок.  (Можно ли этот отрывок прочтет наизусть ученица?)

(на экране фото актеров)

http://sunny-genre.narod.ru/books/yankovsky_1962/pictures/026_Raskinulos_more_shiroko.jpg https://www.kino-teatr.ru/acter/album/5663/582672.jpg  https://www.kino-teatr.ru/acter/album/348946/337155.jpghttps://fanfoto.ru/wp-content/uploads/2018/07/13537636210477236.c9bu52cb3k8484sskoscscccs.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th_-323x500.jpeg

Театр КБФ (Краснознаменного Балтийского флота) в первые недели войны оказался на передовой -  во время трагического таллинского перехода (при эвакуации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт) труппа театра находилась на разных кораблях Балтфлота. До места назначения не смогло дойти 62 корабля. Как вы помните из прошлых уроков, посвященных этому событию, корабли подорвались на минных заграждениях и были обстреляны вражеской артиллерией с берегов. 15 человек труппы погибли. Театр КБФ  вступал во второй десяток своей жизни в труднейшей обстановке. Но это был военный театр. От него ждали теперь активных действий. В первые месяцы войны театр превратился в сумму разбросанных на огромные растояния концертных бригад.

  1. Фронтовые бригады

Фронтовые концертные бригады…Они пронесли искусство в самые недра сражающихся армий, подвели его к полосе огня. Солдаты с нетерпением ждали актеров. Концерты, оканчиваясь, превращались в митинги. Искусство держало экзамен: оно лишилось многих своих вспомогательных средств воздействия – сцены, занавеса, декораций, освещения, реквизита, - но уменьшить силу воздействия не имело права.

Руководитель театра КБФ Александр Викторович Пергамент Картинки по запросу пергамент александр вспоминал: «…зритель был требователен. Он смеялся, если в графине не оказывалось настоящей воды, ему обязательно нужен был настоящий выстрел, хотя он видел всю закулисную технику, вплоть до стреляющего в воздух помощника режиссера.

   Помню, однажды вынесли стол с телефоном, шнур его свободно болтался, свесившись со стола. Когда актер взял трубку, один из бойцов, не нарушая хода событий, подполз к шнуру и воткнул вилку в землю. Этого было достаточно, чтобы зритель поверил в правду происходящего.

   Или другой случай, когда исполнитель должен был уйти со сцены в «другую комнату», однако деться ему было просто некуда. Актер заволновался. Он уже решил просто лечь ничком на землю и таким образом выключиться из действия. Но ещё больше, чем он сам, заволновались зрители. «Сюда! Сюда! – кричали они. – Там тебя видно», - и, закрыв его своими спинами с предельной серьезностью продолжали следить за исходом событий на сцене».

В короткие сроки были осуществлены и сыграны на разных площадках спектакли "Парень из нашего города", "Русские люди" К. Симонова, "Фронт" А. Корнейчука. По специальному заказу театра А. Крон написал пьесу "Офицер флота", Вс. Вишневский - "У стен Ленинграда" и, в соавторстве с Вс. Азаровым и А. Кроном, героическую комедию "Раскинулось море широко".
За 1418 дней войны театр показал свыше шести тысяч спектаклей и концертов.
 Народные артисты РСФСР Л.И. Макарова
 , В. И. Чесноков, заслуженные артисты И.П. Дмитриев, А.М. Княжецкий и другие.

Картинки по запросу артисты Балтфлота Л.И. Макарова Chestnokov.jpg https://i01.fotocdn.net/s28/157/public_pin_m/163/2675876508.jpg Александр Княжецкий биография

   Следует вспомнить о театре сатиры Вайль, об ансамбле Бронской (во время Великой Отечественной войны она организовала свыше 1500 концертов для бойцов Красной армии), о джаз-ансамбле Бениаминова, о театральном агитвзводе Ускова,о  театре драмы в БДТ и многих других.

  1. Художники

Художников в блокадном Ленинграде оставалось мало. Состав Союза художников сильно поредел: многие ушли на фронт, многие были эвакуированы, многие погибли на своем боевом посту в Ленинграде. Художники должны были запечатлеть жизнь ленинградцев, как в работе художника Козинцева «Мама встань!», которая хранится в нашем музее. (на экране – плакат «Мама встань»)
Работали над плакатом, лозунгом, открыткой.
(фото открыток Остроумовой-Лебедевой) Открытки Остроумовой-Лебедевой есть в нашем музее. Вы  видите их фото.

https://diafilm.net/static/slide/4/3295/5.jpg?v=1512468488

Художники работали целыми сутками. (на экране - фото плакатов «Окна ТАСС»). Такие плакаты поднимали боевой дух бойцов, поддерживали горожан. Художники мгновенно воспламеняли, поднимали, зажигали зрителей.

Рассказ о плакате Гальбы! (на экране - карикатуры Гальбы)

Нужно отметить важную деятельность художников, создававших агитационные листовки для немецкой и финской армий. В них подрывалась вера фашистов в непобедимость их армии, художники убеждали врага в стойкости ленинградцев.

С первых дней работал и коллектив художников «Боевой карандаш», пользовавшийся большой популярностью в городе, в армии, на флоте.

Серьезно работали театральные художники: создатели эскизов театральных костюмов и самих костюмов, создатели декораций. Например, Софья Вишневецкая, которая работала в театрах Музыкальной комедии («Раскинулось море широко» Л. Круца, Н. Г. Минха, В. Л. Витлина; 1942), Балтфлота («У стен Ленинграда» В. В. Вишневского; 1945). Исполнила множество военных зарисовок, создала серию «Балтика в дни Отечественной войны» (1942–1944). (на экране - картины Вишневецкой) 

https://sovcom.ru/pics/auctions/medium/medium_16705_1.jpg Катера-дымзавесчики

В ноябре 1942 года Союз художников провел работу по оформлению Ленинграда к празднованию 25-й годовщины Великого Октября. Удивительно, но в эти тяжелые дни люди думали и об убранстве города, и о  праздниках. Улицы урасили огромными панно на темы Вов.

  1. Литература

  1. Музыка
  2. Заключительное слово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)

Слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Ре...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).

Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старят...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». Поэзия Михаила Исаковского «С думой о России» (3 страница).

Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих пле...