Коррекционно-педагогическая работа педагога с аутичным ребенком в образовательном учреждении.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Разова Виктория Андреевна

Воспитание  это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле  как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении  как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание  это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autichnyy_rebyonok.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание  это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле  как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении  как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание  это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Социологи рассматривают социализацию как процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром. Другие определяют ее как процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям, а третьи понимают под ней приобщение индивида к участию в общественной жизни (понимание культуры, поведение в коллективах, утверждение себя и выполнение различных социальных ролей).

Многочисленные сравнительные исследования, проведенные социологами, педагогами, психологами и этнографами в XX в., показали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации. 

Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации: 1) социализация  это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда активной стороной является общество, а сам человек – пассивный объект его разнообразных воздействий; 2) с этим подходом согласны в настоящее время подавляющее большинство социологов  он основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида.

Начало обучения в школе означает не только старт образовательного процесса. Ребенок становится общественным субъектом, получает обязанности, выполнение которых тесно связано с оценкой его успехов со стороны, именно с этого и начинается социализация школьников. В самом начале обучения, школьник увлечен новым процессом, он начинает осваиваться в окружающей его обстановке, в которой помимо непререкаемого авторитета взрослых, представленных учителем, появляются сверстники. Школьник учится оценивать эффективность своей деятельности, получает первые представления о том, что нужно делать для того, чтобы преуспеть в учебном процессе. Вместе с тем, дети крайне остро реагируют на оценку своих действий со стороны. Частые успехи, сопровождаемые похвалой взрослых, становятся важным средством социализации младших школьников, а слишком острая критика их действий может быть сопряжена с потерей интереса к учебе.

Учебный процесс меняет психику ребенка, учит его ответственности за свои действия, а так же позволяет добиться первых успехов в рамках окружающего его общества. Однако, рано или поздно, учеба надоедает, а в социализации школьников все большую роль играет мнение сверстников, часто мало связанное с успехами в обучении. Наступает момент, когда большинство детей оказывается между двумя «полюсами»: С одной стороны мнение взрослых и достижения в учебном процессе, который уже порядком надоел, а с другой – желание влиться в коллектив сверстников и не оказаться изгоем, «ботаником», с которым никто не общается. Многие проблемы социализации школьников связаны именно с необходимостью найти выход этой ситуации. Именно в начальной школе ребенок выбирает ту модель социального поведения, которая, впоследствии, определит перечень проблем, с которыми школьнику придется столкнуться.
Наиболее трудно решаемые проблемы социализации младших школьников: нетерпимость к другим детям, если ребёнок чем-то отличается от большинства; не соблюдение элементарных правил безопасности (в школе, во время гололёда, пдд); правил этикета; не умение решать конфликты.

При работе с детьми очень важным средством является постоянное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей. И дело не сводится к тому, что педагог должен наказывать детей за провинности и требовать выполнения домашних заданий. Я стараюсь стать для детей наставником, который укажет правильный путь, сможет эффективно решать проблемы социализации школьников, связанные с попаданием в новый коллектив. Это, пожалуй, один из основных способов, который эффективно воздействует на детей, но требует от преподавателя каждодневной работы и серьезного напряжения сил.

Также я применяю такие методы и приемы воспитания как поручения, приучения, поощрение, соревнования, разъяснение и пример.

Хороший результат дает метод поручений. С помощью поручений школьники приучаются к положительным поступкам. Ребенку предлагается посетить больного товарища и помочь ему в обучении, украсить к празднику классную комнату и т. д.

Каждый ребёнок желает в будущем достичь социального успеха. Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.

Таким образом, социализация младших школьников средствами педагогики способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...

«Взаимодействие между психологом и педагогами в процессе сопровождения ребенка в образовательном учреждении»

Материал содержит информацию опроцессе взаимодействия между психологом и педагогом в образовательном процессе....

Курсы по теме «Подготовка педагога к инновационной деятельности в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС».

Тема: " Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" "....

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Работа с родителями аутичного ребенка

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагно...

Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.

Комплексный  подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения....

Совершенствование работы педагога с родителями ребенка-инвалида

  Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в условиях надомного обучения реализуетс...