Методическая разработка "Программа по плаванию для учащихся 1-4 классов"
методическая разработка по физкультуре на тему

Методическая разработка "Программа по плаванию" при 3-х уроках физической культуры в неделю для учащихся 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургская Академия

постдипломного педагогического образования

Галактионова Ирина Геннадиевна

ГБОУ гимназия №622

Методическая разработка

Программа по плаванию

для учащихся 1 – 4 классов

гимназии №622

Санкт – Петербург

2011

Содержание

  1. Содержание-------------------------------------------------------------    2
  2. Введение-----------------------------------------------------------------    3-5
  3. Содержание программы--------------------------------------------     5

3.1   1 класс-----------------------------------------------------------------    6

3.2   2 класс-----------------------------------------------------------------    7-9

3.3   3 класс-----------------------------------------------------------------    9-11

3.4   4 класс-----------------------------------------------------------------    11-13

4.   Литература------------------------------------------------------------     14

 

2

Рекомендации для учителей физической культуры

по проведению 3-го урока в начальной школе

Модуль – Плавание

Введение

Данные рекомендации адресованы учителям физической культуры, работающим в общеобразовательных учреждениях имеющие свои бассейны.

Методика, представленная в пособии, успешно апробирована на протяжении 15 – ти лет на обучающихся в начальной школе в ГОУ гимназии №622, что доказывает ежегодные призовые места на районных и городских соревнованиях.

  Методика позволяет добиваться максимально эффективных результатов физического развития, достижения спортивных результатов, укрепления здоровья в работе с каждым учащимся, оперативно решать возникшие проблемы на любом этапе развития ребенка.

    При введении 3-го часа физической культуры в учебный план, самой приемлемой формой организации являются модули, отличие которых от спаренных уроков в том, что на первом уроке учитель может более гибко регулировать физическую нагрузку, включая в планы занятий уроки из разделов «Гимнастика», «Подвижные игры». 2-й урок проводится в бассейне, где изучается и совершенствуется техника плавания.

   Методика отвечает всем требованиям современного образования: доступна детям начальной школы; соответствует задачам и условиям занятий.

Примерное распределение программного материала

в учебных часах по урокам физической культуры

/ 3 часа в неделю/

п/п

Разделы и темы

классы

1

2

3

4

1.

Основы знаний по физической культуре

В процессе учебных занятий

2.

Подвижные игры

34

32

34

34

3.

Гимнастика с основами акробатики

14

16

14

14

4.

Легкая атлетика (ОФП, кроссовая подготовка)

20

20

20

20

5.

Плавание

34

34

34

34

6.

Общеразвивающие упражнения

В содержании соответствующих разделов программы

        итого

102

102

102

102

 

Плавание – одно из наиболее эффективных оздоровительных и непосредственно прикладных средств физического воспитания.

3

Основной целью освоения данного раздела программы является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:

Прочное освоение техники одного из видов спортивного плавания, дальнейшее совершенствование разнообразных плавательных умений (ныряние, старт, повороты, финиш), развитие координационных и кондиционных (главным образом выносливость) способностей.

Одним из основных достоинств уроков плавания является его оздоровительное значение.

Плавание – удивительный вид физических упражнений. Оно доставляет радость, служит прекрасным средством отдыха и закаливания. Упражнения в воде улучшают деятельность нервной, иммунной системы, воспитывают силу, улучшает подвижность суставов. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания. При плавании значительно увеличивается легочная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода, улучшается обмен веществ в организме.

Обязательным условием построения занятий по плаванию являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя.

Учитывая разную плавательную подготовленность учащихся, следует подключить хорошо плавающих учеников в помощь учителю, соблюдать индивидуальный подход к учащимся, обращать внимание на знания учащихся основ спасения утопающих и оказание первой медицинской помощи утопающему. Большое внимание в обучении плаванию следует уделять имитационным упражнениям для правильного дыхания пловца и общеразвивающим упражнениям на суше.

 Изучение программного материала следует проводить в четкой последовательности обучения, изучать учебный материал небольшими порциями, а сложных движений по частям, давать обучающимся своевременные разъяснения и указания, помогающие усвоить каждую часть материала, сообщить обучаемому результаты правильного усвоения.

 По мере закрепления навыков плавания различными способами, необходимо чаще вводить в занятия игровые и соревновательные элементы, эстафеты и игры, плавание на выносливость. Учащиеся должны четко знать правила поведения в бассейне и правила личной гигиены.

4

При выставлении итоговой оценки по разделу «Плавание» наравне с выполнением нормативных требований учитывается еще количество проплываемых на занятиях метров (объем плавания).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс / 32 часа /

Знания о плавании

 

 Правила поведения и техника безопасности в бассейне. История возникновения плавания. Значение плавания для укрепления здоровья человека. Закаливание организма.

Способы плавательной деятельности

Гимнастика пловца / упражнения для развития гибкости и координации движений/.

Имитационные упражнения плавательных движений, выполняемых на суше.

Подвижные игры на воде.

Физическое совершенствование

Подготовительные и специальные упражнения для освоения с водой.

Передвижение в воде / шагом, бегом, прыжками с помощью и без помощи рук/.

Погружение под воду: открывание глаз в воде.

Всплывание и лежание на воде: «поплавок», «стрелочка», «звездочка».

Скольжение на груди и на спине в «стрелочке».

Техника работы ног на груди, на спине.

Элементарные гребковые движения руками кролем на груди, на спине.

Упражнения на дыхание – выдох в воду.

Прыжки «солдатиком», игры в воде, эстафеты.

5

Требования к качеству освоения

программного материала

  В результате освоения программного материала по плаванию учащиеся 1 класса должны:

Иметь представление:

- об истории возникновения плавания;

- о значении плавания для укрепления здоровья человека;

- о правилах проведения закаливающих процедур.

Уметь:

  • безбоязненно передвигаться в воде
  • открывать глаза в воде

     -   играть в подвижные игры на воде.

Демонстрировать уровень плавательной подготовленности

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

Безбоязненное передвижение в воде

смело, уверенно: шагом, бегом, с нырянием

шагом с помощью и без помощи рук

неуверенно вдоль периметра бассейна

Полное погружение под воду и открывание глаз в воде

полностью с головой и открыванием глаз в воде

тоже с незначительными ошибками

неуверенно с закрытыми глазами

Умение выполнять серийные выдохи/ в воду/-вдохи

8 – 12 раз

6 – 8 раз

4 – 6 с ошибками

Упражнение «поплавок» на задержке дыхания / сек. /

8 с. в полной группировке

6 с. с незначительными ошибками

3 с. в полугруппировке

Упражнение «стрелочка» на груди / сек. /

8

6

3

с ошибками

Упражнение «стрелочка» на спине / сек. /

< 8

6 - 8

3 -5

 с ошибками

Упражнение «звездочка» на груди / сек./

8

6

3

с ошибками

Упражнение «звездочка» на спине /сек. /

< 8

6-8

3

c ошибками

Скольжение на груди /м /

6

4

2

Скольжение на спине /м /

6

4

2

6

2 класс /34 часа /

Знания о плавании

Правила поведения и техника безопасности в бассейне. Правильное дыхание при ходьбе, беге, плавании. Значение и основные правила закаливания. Название упражнений и стилей плавания.

Способы плавательной деятельности

Выполнение комплексов специальных гимнастических упражнений для развития гибкости, подвижности в суставах, координации движений. Комплексы специальных упражнений для мышц рук и ног /имитационные упражнения/ в сочетании с правильным дыханием. Подвижные игры, эстафеты.

Физическое совершенствование

Упражнения на дыхание – выдох в воду.

Скольжение на груди в «стрелочке»

Скольжение на спине в «стрелочке»

Техника работы ног кролем на груди.

Техника работы ног кролем на спине.

Техника работы рук кролем на груди.

Техника работы рук кролем на спине.

Техника движения ног кролем на груди в сочетании с дыханием.

Координация движений рук и ног кролем на груди на задержке дыхания.

Упражнение кролем на спине / смена рук кролем на спине на 6-4-2/.

Кроль на спине в полной координации.

Прыжки с бортика в воду «солдатиком».

Подвижные игры, эстафеты.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

7

Требования к качеству освоения программного материала

 В результате освоения программного материала по плаванию учащиеся 2–го класса должны:

           Иметь представление:

- о правилах поведения и технике безопасности в бассейне.

- о правильном дыхании при плавании кролем на груди, на спине.

- знать об основных правилах закаливания.

- знать названия спортивных способов плавания.

Уметь:

- составлять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических    качеств.

 - самостоятельно выполнять специальные имитационные упражнения по освоению техники плавания кролем на груди, на спине.

- проплывать отрезки по 12 метров кролем на груди, на спине.

- уметь проигрывать.

- выявлять лучшие результаты в процессе соревнований.


8

Демонстрировать уровень плавательной подготовленности

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

Прыжок в воду «солдатиком»

уверенно без ошибок

с незначительными ошибками

с грубыми ошибками / руки врозь, ноги согнуты в фазе полета/.

Движение ног кролем в сочетании с дыханием, с плавательной доской. / м./

12,5

без ошибок

12,5

с незначительными

ошибками

8 – 10

с ошибками

Движение ног кролем на спине, руки в «стрелочке». / м./

12.5

12.5

с незначительными

ошибками

8 – 10

с ошибками

Упражнение на спине, смена рук на 6 – 4 – 2

/м./

12.5

12.5

с незначительными

ошибками

8 – 10 с ошибками

Координация движений рук и ног кролем на груди, на задержке дыхания / м. /

12.5

10

8

Кроль на спине в полной координации

/ м. /

12.5

10

8

3 класс /34 часа/

Знания о плавании

Правила поведения и техника безопасности в бассейне.

Кроль на груди и спине в программе Олимпийских игр. Виды физических упражнений /общеразвивающие, имитационные, соревновательные. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений.

Способы плавательной деятельности

 Освоение комплексов общеобразовательных упражнений для развития основных физических качеств. Комплексы специальных упражнений / имитационные / для освоения

техники плавания способами – кроль на груди, на спине. Измерение ЧСС во время и после выполнения физических упражнений. Проведение подвижных игр, эстафет, соревнований.

9

Физическое совершенствование

Совершенствование работы ног кролем на груди, на спине.

Техника работы рук кролем в сочетании с дыханием на груди.

Техника движения ног кролем на груди в сочетании с дыханием.

Кроль на груди в полной координации.

Кроль на спине в полной координации.

Брасс – ознакомление.

Техника простых поворотов – кролем на груди, на спине.

Прыжок «солдатиком» в большом бассейне.

Старт из воды / при плавании кролем на спине/.

Игры на воде, эстафеты, соревнования.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Требования к качеству освоения программного материала

 В результате освоения программного материала по плаванию учащиеся 3 – го класса должны:

  Иметь представление:

- о кроле на груди, на спине в программе Олимпийских игр.

- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, имитационных, соревновательных.

- о проведении соревнований по плаванию.

 Уметь:

  • составлять комплекс ОРУ на развитие основных физических качеств.
  • Самостоятельно выполнять специальные имитационные упражнения по освоению техники плавания кролем на груди, на спине, брассом.
  • Вести наблюдения за показателями ЧСС.
  • Проплывать 25 метров любым способом без учета времени.
  • Оказывать первую доврачебную помощь/ при царапинах, легких ушибах, синяках.

10

Демонстрировать уровень плавательной подготовленности

Контрольные упражнения и нормативы

Уровень

высокий

средний

низкий

Кроль на груди в полной координации – 12.5м.

/ техника /.

без ошибок

незначительные

ошибки

значительные ошибки

Кроль на спине в полной координации – 12.5 м.

/ техника /.

без

ошибок

незначительные

ошибки

значительные

ошибки

Прыжок «солдатиком» с тумбочки в большом бассейне.

уверенно

без ошибок

незначительные

ошибки

значительные

 ошибки

Техника простых поворотов: - на груди

                                                  - на спине

технично

 без ошибок

незначительные ошибки

значительные ошибки

Кроль на груди – 25м. на время.

Юноши

Девушки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

37.5 сек.

25м.

без учета времени

12.5м.

без учета времени

25м.

20м.

12.5м.

без учета времени

Кроль на спине – 25м. на время

                            - 50 б/у времени.

50м. без

учета времени

37.5

25м. без

учета времени

50м. без

учета времени

25м. без

учета времени

12.5м.

4 класс /34 часа /

Знания о плавании

  Двигательный режим учащихся. Правила предупреждения травматизма во время занятий плаванием. Основные правила закаливания. Правила поведения при первых признаках: - переохлаждение организма; - инфекционных заболеваниях. История возникновения способов плавания – брасс, баттерфляй.

Способы плавательной деятельности

Комплексы специальных упражнений / имитационные / для освоения техники плавания способами – кроль на груди, на спине, брасс. Регулирование нагрузки по показателям ЧСС. Проведение подвижных игр, эстафет, соревнований.

11

Физическое совершенствование

  Освоение с глубокой водой в большом бассейне.

Совершенствование техники работы рук и ног при плавании кролем на груди, на спине, -отдельно и сочетании.

Кроль в полной координации –совершенствование.

Кроль на спине в полной координации – совершенствование.

Техника плавания способом – брасс. / по элементам /.

Техника простых поворотов.

Техника стартов: - из воды;

                              - с тумбочки.

Развитие специальной выносливости.

Игры на воде, эстафеты, соревнования.

Требования к качеству освоения программного материала

 

 В результате освоения программного материала по плаванию учащиеся 4 – го класса должны:

 Иметь представление:

- двигательном режиме учащихся;

-о правилах предупреждения травматизма во время занятий плаванием;

- о правилах закаливания;

-о первых признаках переохлаждения организма и инфекционных заболеваниях;

-о истории возникновения способов – брасс, баттерфляй.

  Уметь:

- выполнять специальные имитационные упражнения по освоению техникой плавания способом – брасс;

-плавать в глубокой воде;

- подсчитывать ЧСС при выполнении физических упражнений;

- соревноваться в эстафетах, различных способах плавания.

12

Демонстрировать уровень плавательной подготовленности

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

Кроль на груди в полной координации / 25м. /

технично без

ошибок

незначительные

ошибки

значительные

ошибки

Кроль на спине в полной координации / 25м. /

Техника работы ног при плавании брассом.

 Старты из воды: -  из воды;

                              - с тумбочки.

Повороты: - кролем на груди;

                   - кролем на спине.

Кроль на груди – 25м. на время. / с. /

юноши

девушки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

28

30

35

30

32

38

Кроль на спине – 25м. на время. / с. /

30

33

37

30

35

40

13

Литература

1.Богданова Г.Б.

   Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы.- М.,1987

2.Булгаков Н.Ж.

    Обучение плаванию в школе. – М.,1974.

3.Васильев В., Никитский А.

    Обучение детей плаванию.- М.,1973

4.Загорский Б.И.

    Физическая культура. – М., 1986

5. Кузнецов З.И.

     Физическая культура в школе.

     Методика уроков в 4 – 8 классах. – М., 1984

6.  Мотылянская Р.Е.

      Плавание – спорт юных – М., 1987

7   Матвеев А.П.

      Физическая культура.

       Начальные классы. –М., 2007

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка развивающего занятия для учащихся 1-2 классов "Приглашение в страну Внимания"

         Известно, что внимание — необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучен...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»

Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов Познавательно-игровая программа «Фикси - приборы»

Методическая  разработкавнеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов  Познавательно-игровая программа«Фикси - приборы»...

Методическая разработка праздничного мероприятия для учащихся 1-4 классов патриотической направленности, посвященное празднованию Дня Победы

Данная методическая разработка включает в себя сценарий мероприятия для учащихся начальных классов патриотической направленности, посвященное празднованию Дня Победы. Для проведения мероприятия исполь...

Методическая разработка проектно-исследовательской работы учащихся 3-го класса по теме «Здоровое питание».

Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих   пользу организму, об организации правильного здорового питания.Задачи проекта:• Расширить знания детей о прод...

Методическая разработка по плаванию для детей 1-4 классов

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности....

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева на уроках музыки

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов предназначена для учителей музыки, может использоваться учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования детей по эстетичес...