методическая разработка программы по плаванию для детей с ОВЗ
методическая разработка по физкультуре на тему
Плавание является универсальным способом, позволяющим вырастить крепких, здоровых и закаленных детей. Постепенно снижая температуру воды в ванне, можно уже с самого рождения закалять грудничка. Когда одной ванны для свободного плавания становится мало, стоит подумать о посещении ребенком бассейна.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основании - Учебная программа по физической культуре. Автор – составитель А.П.Матвеев и Т.В.Петрова; издательство «Дрофа» -2010.
Программа физического воспитания на основе спортивного плавания предназначена для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, которая имеет материально-технические возможности для обучения плавательной подготовки в условиях школы, а именно школьный бассейн. В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы.
Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.
Структура программы:
Программа рассчитана на учащихся 4-10 класс. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Программа включает:
- ознакомление ребенка с водой;
- овладение детьми навыком скольжения;
- обучение занимающихся плаванию определенными способами;
- совершенствование техники плавания разными способами;
- профилактика различных заболеваний;
- привитие культурно-гигиенических навыков;
- беседы о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма
Об изменениях, внесенных в программу
Так как бассейн начинает свою работу с началом отопительного сезона, внесены изменения в программу по плаванию. В начале учебного года и в конце в тематическом планировании уроки по плаванию заменены уроками сухого плавания.
Цель программы: обучение плаванию, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.
Содержание уроков плавания
В школе на уроках по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение навыком плавания.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;
- развитие физических качеств ( выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
- воспитание морально-этических и волевых качеств.
Теория
Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в школе. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.
Практика
Комплекс обще-развивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Техника плавание кролем на груди. Движения ног: держась за перекладину руками в бассейне; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3. гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.
Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. Плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. Проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды.
Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров.
Игры: “Кто быстрее?”, «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?», «Кто дальше проскользит?» и т. д
Структура и содержание занятий по плаванию
В школе функционирует плавательный бассейн. Температура воды поддерживается в пределах – 30-32 градусов, воздуха: 28 – 30 градусов.
Для посещения бассейна каждому ребенку необходимо иметь:
-резиновые тапки;
-полотенце;
- купальник (слитный) или плавки;
-резиновую шапочку;
-мыло и мочалку.
Плаванию обучаются дети со 2 класса. Ведущей формой занятий является: групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность пребывания в воде 20-30 мин.
Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.
Занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько обще-развивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоению в воде техники плавательных движений.
Основной этап проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению техникой дыхания, повторяется пройденное, проводятся игры на совершенствование усвоенных движений.
Заключительный этап - это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание).
Если по каким-то причинам плавание не проводится (карантин, техническая неисправность и т.д.), то оно заменяется занятием на суше в игровой форме, но с должной нагрузкой. Комплекс упражнений «сухое плавание» должен соответствовать требованиям программы и подготовить детей к упражнениям на воде. На всех проводимых занятиях обязательно присутствуют элементы игры.
Игра является основной формой обучения детей. Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Однако физическая нагрузка при играх в воде превышает аналогичные на суше, и дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той экономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком "коэффициенте полезного действия" детского организма. Ребенок переносит экстенсивные нагрузки легче, чем интенсивные, так как последние даются ему с большим напряжением вегетативных функций. Поэтому не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения – это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях. Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом до начала занятий на воде.
Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние "полувесомости", легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу – само по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого – умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Необходимое условие успеха в работе с детьми – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
Задачи и ожидаемые результаты
Задачи:
1) обучить выполнению лежания на груди.
2) обучить выдоху в воду, опуская губы (лицо).
3) обучить умению открывать глаза в воде.
4) Обучить различным видам передвижения в воде.
5) Обучить движениям ног как при плавании способом кроль на груди и на спине.
6) способствовать воспитанию смелости и решительности.
Ожидаемый результат:
1) уметь выполнять лежание на груди в течение 2-4 секунд.
2) уметь выполнять выдохи в воду, опуская лицо.
3) уметь выполнять движения ногами как при плавании способом кроль на груди у поручня (с подвижной опорой).
Принципы обучения плаванию
Систематичность. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Многочисленные исследования показали, что частые и относительно непродолжительные занятия дают больший эффект, чем занятия, проводимые дольше, но реже.
Доступность. Объяснение и показ упражнений учителем по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении учебных занятий следует руководствоваться принципами: «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному», «от главного к второстепенному».
Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать
Наглядность. Чтобы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождается показом упражнений. Не следует забывать, что дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т.д.
Последовательность и постепенность. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений. К ним можно приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.
Учебно-методический комплекс
- Плавательные доски.
- Тонущие игрушки.
- Надувные круги разных размеров.
- Нарукавники.
- Мячи разных размеров.
- Нудлы.
- Разделительная дорожка.
- Жилет для плавания и спасения в воде.
- Кольцеброс - поплавок.
- Колобашка.
- Ласты.
- Мячи.
- Очки плавательные.
- Плавающий обруч.
- Спасательный круг.
- Тренажёр для плавания.
- Разделительная дорожка.
Список литературы
- Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол – гимнастика в дошкольном возрасте: Учебно – методическое пособие. – СПб.:СПбГАФК имени П.Ф.Лесгафта, 1999. – 80 с.
- А.А.Потапчук, М.Д.Дидур. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. СПб.: Речь, 2001. – 166 с.
- С.В. Белиц-Гейман Плавание/ М: Просвещение 2000
- Н.Ж. Булгакова Плавание / М: Просвещение 2001
- В.С. Васильев Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1999
- Е.К.Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2003.
- Н.Н.Кардомонова «Плавание: лечение и спорт» Серия «Панацея», Ростов-на-Дону, ФЕНИКС,2001г.
- М.Ю.Картушина «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет.» Творческий Центр СФЕРА Москва 2012г.
- А.А., Кислов, В.Г. Панаева Нептун собирает друзей / М: Просвещение 1998
- Л.П. Макаренко Плавание / М: Физкультура и спорт 1999
- М.Д.Маханева, Г.В.Баранова «Фигурное плавание в детском саду» Методическое пособие. Творческий Центр СФЕРА. Москва 2009г.
- Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения» ООО «ТЦ СФЕРА», № 2,3,4 2010 г; № 1,2,3,4 2011г.
- Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина «Обучение плаванию в детском саду» Москва «Просвещение» 1991г.
- М.Рыбак, Г.Глушкова, Г.Поташова «Раз, два, три, плыви...» Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Москва, ОБРУЧ, 2010г.
- Н.Г.Соколова «Плавание и здоровье малыша» Ростов-на-Дону ФЕНИКС 2007г.
- Н.Л.Петрова, В.Б.Баранова «Плавание » Техника обучения детей с раннего возраста. «Издательство ФАИР» Москва 2008г.
- З.П. Фирсов Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 2001
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Дата | ||
1. | 1. | Беседа о целях обучения плаванию, организации и гигиене занятий, правилах поведения в бассейне. | 6.09 |
2. | 2. | Выполнение упражнений на гибкость (на суше). | 13.09 |
3. | 3. | Выполнение упражнений на укрепление корпуса, баланса и мышц стабилизаторов (на суше). | 20.09 |
4. | 4. | Аэробные нагрузки (на суше). | 27.09 |
5. | 5. | Освоение с водой. Передвижения по дну шагом, бегом. | 4.10 |
6. | 6. | Погружение в воду с задержкой дыхания. | 11.10 |
7. | 7. | Скольжение по воде с нудлой на груди и на спине. | 18.10 |
8. | 8. | Скольжение по воде с плавательной доской на груди. | 25.10 |
9. | 9. | Скольжение по воде с плавательной доской на спине. | 8.11 |
10. | 10. | Скольжение на груди и на спине без предметов. | 15.11 |
11. | 11. | Работа ног кролем с плавательной доской на груди. | 22.11 |
12. | 12. | Работа ног кролем с плавательной доской на спине. | 29.11 |
13. | 13. | Работа рук кролем на груди с плавательной доской. | 6.12 |
14. | 14. | Различные упражнения с плавательной доской | 13.12 |
15. | 15. | Работа ног кролем на груди без поддержки. | 20.12 |
16. | 16. | Работа ног кролем на спине без поддержки. | 27.12 |
17. | 17. | Работа рук кролем на груди. | 17.01 |
18. | 18. | Кроль на груди с дыханием. | 24.01 |
19. | 19. | Кроль на груди в полной координации. | 31.01 |
20 | 20. | Кроль на груди с работой рук. | 7.02 |
21. | 21. | Игры с элементами кроля на груди. | 14.02 |
22. | 22. | Кроль на спине в полной координации. | 21.02 |
23. | 23. | Повороты на груди. | 28.02 |
24. | 24. | Повороты на спине. | 7.03 |
25. | 25. | Игры с мячом. | 14.03 |
26. | 26. | Совершенствование плавания кролем на груди. | 21.03 |
27. | 27. | Совершенствование плавания кролем на спине. | 4.04 |
28. | 28. | Игры с мячом. | 11.04 |
29. | 29. | Проведение эстафет кролем на груди. | 18.04 |
30. | 30. | Проведение эстафет кролем на спине. | 25.04 |
31. | - | Подвижные игра на воде. | 2.05 |
32 | - | Подвижные игра на воде. | 9.05 |
33 | 31. | Совершенствование пройденного по всему курсу. | 16.05 |
34 | 32 | Совершенствование пройденного по всему курсу. | 23.05 |
Лист коррекции программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Методическая разработка "Программа по плаванию для учащихся 1-4 классов"
Методическая разработка "Программа по плаванию" при 3-х уроках физической культуры в неделю для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по плаванию для детей с ОВЗ 2016-2017 год
Лечебное плавание, как вид адаптивной физической культуры предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.Занятия плавания направлены на:-...
Методическая разработка программы по СБО для детей с ОВЗ.
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытов...

Методическая разработка программы комплекса физкультурных упражнений для детей с ОВЗ в форме флешмоба
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ведущим направлением являетс...

Рецензия на методическую разработку "Программа для детей с ОВЗ 1-4 классов "Дорогою добра"
Цель программы - социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов на этапе адаптации к школьному обучению....
Методическая разработка по теме: «Различение восприятия детей в разных возрастных группах при игре с шашечной программой и человеком»
В современной реальности довольно актуальным было бы сравнить восприятие детей в возрасте 7-9 и 11-13 лет при игре с шашечной программой, и сравнить его с традиционным, когда обучающийся играет со све...