Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре
Адаптированная рабочая программа
корекционно - развивающего занятия
«Ритмика»
1-4 класс
ФГОС НОО ОВЗ
АООП обучающихся с ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
307170 Российская Федерация Курская область,
Принята педагогическим советом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Протокол от «29 » августа 2024г. №1 | Утверждаю Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» _________ И.Н. Ерохина Приказ от «30 » августа 2024 г. №1-315 |
г. Железногорск, ул.Л.Голенькова,15,
Адаптированная рабочая программа
корекционно - развивающего занятия
«Ритмика»
1-4 класс
ФГОС НОО ОВЗ
АООП обучающихся с ЗПР
-2025-
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» для обучающихся 1-4 класса предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с ЗПР.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования детей с ОВЗ; адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Настоящая рабочая программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей с ЗПР и носит коррекционно-развивающий характер. Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике.
Задачи программы: ∙ овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами (дудки, погремушки и т.д.)) ∙ развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.); ∙ развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти; ∙ развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки; ∙ развитие умения совместной коллективной деятельности; ∙ воспитание самоорганизации и самодисциплины; ∙ приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств. Общая характеристика коррекционного курса Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой. Коррекционно-развивающие занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова. Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики: ∙ оздоровительное; ∙ образовательное; ∙ воспитательное; ∙ коррекционно-развивающее. Основными в освоении программы ритмики являются принципы «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «вместе с партнером», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению», «возвращение к пройденному». Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Далее учащиеся знакомятся с его ритмическим характером и темпом. На каждом уроке осуществляется работа по разным разделам программы, но на каждый раздел отводится разное количество времени (в зависимости от задач урока), но при этом имеется ввиду, что в начале и в конце каждого урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Место коррекционного курса в учебном плане Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена коррекционными занятиями, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие занятия по ритмике проводятся в групповой форме. Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, Государственным стандартом общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 4 года обучения: для 1 класса – 33 часа; для 2 класса – 34 часа; для 3 класса – 34 часа; для 4 класса – 34часа .Режим занятий: 1 час в неделю.
Результаты освоения коррекционного курса внеурочной деятельности «Ритмика» развитие:
чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности.
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: ∙ активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; ∙ проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; ∙ проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья; ∙ принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; ∙ развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: ∙ обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям; ∙ планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; ∙ управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия; ∙ формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ∙ осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: ∙ двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения; ∙ ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища; ∙ выполнять дыхательные упражнения; ∙ использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре; ∙ уметь самовыражать себя в выступлениях перед зрителями.
Содержание коррекционного курса «Ритмика»
Раздел 1 «Ритмико-гимнастические упражнения» Сюда входят основные движения под музыку на 2/4 и 4/4: ходьба, бег, прыжки. Начало и окончание движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передача характера музыки, темпа. Танцевальные движения. Поклон. Ритмические хлопки. Отображение контрастности звучания. Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с предметами и без них. Выполнение различных движений под музыку (ловля, катание, передача мяча). Раздел 2 «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» Знакомство с барабаном. Использование барабана, погремушек и тому подобное (2-х-З-х инструментов, каждого в отдельности) для передачи сильной и слабой долей в знакомых музыкальных произведениях. Повторение предложенного музыкального ритмического рисунка и передача на инструменте простых песенных ритмов. Раздел 3 «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» Свободное естественное движение под четко ритмически организованную доступную музыку. Определение сильных и слабых долей такта и свободная передача их притопами, хлопками и другими формами движения. Простейшие подражательные движения под музыку. Игра под музыку. Игры типа эстафет, с мячами и обручами. Игры с пением. Раздел 4 «Народные пляски и современные танцевальные движения» Движения и упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. Элементы танца и простые танцевальные движения. Разучивание и отработка плясок, круговых танцев по показу.
Тематическое планирование коррекционного курса «Ритмика» 1-4 классы
№ п/п | Тема | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | «Ритмико-гимнастические упражнения» | 9 | 9 | 9 | 9 |
2 | «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» | 7 | 7 | 7 | 7 |
3 | «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку» | 9 | 9 | 9 | 9 |
4 | «Народные пляски и современные танцевальные движения» | 8 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 | |
Календарно-тематический план 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Ходьба и бег. Разновидности ходьбы | 1 | |
3 | Танцевальный шаг на полупальцах | 1 | |
4 | Ритмико-гимнастические упражнения. | 1 | |
5 | Подбрасывание, перекатывание малого мяча, обруча в заданном ритме под музыку. | 1 | |
6 | Упражнение с препятствиями и на координацию движений | 1 | |
7 | Строевые упражнения. Перестроения. | 1 | |
8 | Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 | |
10 | Вводное занятие | 1 | |
11 | Упражнения на внимание | 1 | |
12 | Упражнение на расслабление мышц | 1 | |
13 | Упражнение на координацию движений | 1 | |
14 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы | 1 | |
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности | 1 | |
16 | Итоговое занятие | 1 | |
17 | Импровизация движений на музыкальные темы. | 1 | |
18 | Упражнения, развивающие темп и ритм. | 1 | |
19 | Индивидуальное творчество | 1 | |
20 | Подвижные игры с пением и речевым сопровождением | 1 | |
21 | Упражнения в передаче игровых образов под музыку | 1 |
22 | Русские народные игры. | 1 | |
23 | Упражнения на передачу в движении характера музыки | 1 | |
24 | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание | 1 | |
25 | Итоговое занятие | 1 | |
26 | Танцевальные упражнения и движения | 1 | |
27 | Соединение движения с музыкой | 1 | |
28 | Танцевальные упражнения и движения с предметами. | 1 | |
29 | Элементы русских народных плясок. | 2 | |
30 | Упражнения на развитие танцевального творчества | 2 | |
31 | Итоговое занятие | 1 | |
Всего | 33 |
Календарно-тематический план 2 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Разновидности ходьбы | 1 | |
3 | Танцевальный шаг на полупальцах | 1 | |
4 | Перестроения | 1 | |
5 | Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме | 1 | |
6 | Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку | 1 | |
7 | Упражнение с препятствиями и на координацию движений | 1 | |
8 | Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 | |
10 | Вводное занятие | 1 | |
11 | Упражнения на внимание | 1 | |
12 | Упражнение на расслабление мышц | 1 | |
13 | Упражнение на координацию движений | 1 | |
14 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы | 1 | |
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности | 1 | |
16 | Итоговое занятие | 1 | |
17 | Импровизация движений | 1 | |
18 | Упражнение в равновесии | 1 | |
19 | Индивидуальное творчество | 1 | |
20 | Упражнения с гимнастическими палками | 1 | |
21 | Упражнения с обручем | 1 | |
22 | Упражнения для развития ритма | 1 | |
23 | Упражнение на передачу в движении | 1 |
характера музыки | |||
24 | Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание | 1 | |
25 | Итоговое занятие | 1 | |
26 | Танцевальные упражнения и движения | 1 | |
27 | Соединение движения с музыкой | 1 | |
28 | Русские народные игры | 2 | |
29 | Упражнение на развитие танцевального творчества | 2 | |
30 | Элементы русских народных плясок | 2 | |
31 | Итоговое занятие | 1 | |
Всего | 34 |
Календарно-тематический план 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Разновидности ходьбы | 1 | |
3 | Танцевальный шаг на полупальцах | 1 | |
4 | Перестроения | 1 | |
5 | Подбрасывание малого мяча, обруча в заданном ритме | 1 | |
6 | Перекатывание, катание, бросание малого мяча, обруча под музыку | 1 | |
7 | Упражнения с препятствиями и на координацию движений | 1 |
8 | Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 | |
10 | Вводный | 1 | |
11 | Упражнения на внимание | 1 | |
12 | Упражнение на расслабление мышц | 1 | |
13 | Упражнение на координацию движений и на развитие двигательной активности | 1 | |
14 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы | 1 | |
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки | 1 | |
16 | Итоговое занятие | 1 | |
17 | Импровизация движений | 1 | |
18 | Упражнение в равновесии | 1 | |
19 | Индивидуальное творчество | 1 | |
20 | Упражнения с гимнастическими палками и с обручем | 1 | |
21 | Упражнения для развития ритма | 1 | |
22 | Упражнения на передачу в движении характера музыки | 1 | |
23 | Упражнения на умение сочетать движение с музыкой | 1 | |
24 | Упражнения на внимание | 1 | |
25 | Итоговое занятие | 1 | |
26 | Танцевальные упражнения | 1 | |
27 | Танцевальные движения | 1 | |
28 | Соединение движения с музыкой | 2 | |
29 | Упражнения на развитие танцевального творчества | 2 | |
30 | Элементы русских народных плясок | 2 | |
31 | Итоговое занятие | 1 | |
Всего | 34 |
Календарно-тематический план 4 класс
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Разновидности ходьбы | 1 | |
3 | Танцевальный шаг на полупальцах | 1 | |
4 | Перестроения | 1 | |
5 | Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме | 1 | |
6 | Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку | 1 | |
7 | Упражнение с препятствиями и на координацию движений | 1 | |
8 | Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой | 1 | |
9 | Итоговое занятие | 1 |
10 | Вводный | 1 | |
11 | Упражнения на внимание | 1 | |
12 | Упражнение на расслабление мышц | 1 | |
13 | Упражнение на координацию движений | 1 | |
14 | Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы | 1 | |
15 | Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности | 1 | |
16 | Итоговое занятие | 1 | |
17 | Импровизация движений | 1 | |
18 | Упражнение в равновесии | 1 | |
19 | Индивидуальное творчество | 1 | |
20 | Упражнения с гимнастическими палками | 1 | |
21 | Упражнения с обручем | 1 | |
22 | Упражнения для развития ритма | 1 | |
23 | Упражнение на передачу в движении характера музыки | 1 | |
24 | Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание | 1 | |
25 | Итоговое занятие | 1 | |
26 | Танцевальные упражнения и движения | 1 | |
27 | Соединение движения с музыкой | 1 | |
28 | Русские народные игры | 2 | |
29 | Упражнение на развитие танцевального творчества | 2 | |
30 | Элементы русских народных плясок | 2 | |
31 | Итоговое занятие | 1 | |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...