Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре

Адаптированная рабочая программа

корекционно - развивающего занятия

«Ритмика»

1-4 класс

ФГОС НОО ОВЗ

АООП обучающихся с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

307170 Российская Федерация Курская область,

Принята

педагогическим советом

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Протокол от «29 » августа  2024г.  №1        

                                                                 Утверждаю                                                                                      Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»               _________   И.Н. Ерохина

Приказ от «30 » августа 2024 г.  №1-315

г. Железногорск, ул.Л.Голенькова,15,

Адаптированная рабочая программа

корекционно - развивающего занятия

«Ритмика»

1-4 класс

ФГОС НОО ОВЗ

АООП обучающихся с ЗПР

-2025-

Пояснительная записка 

Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» для обучающихся 1-4 класса предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с ЗПР.

 Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования детей с ОВЗ; адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).

Настоящая рабочая программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей с ЗПР и носит коррекционно-развивающий характер.                                                                                                     Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике.                          

Задачи программы:                                                                                                                                   овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами (дудки, погремушки и т.д.))                                                                                                                      развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.);                                                                                      развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти;                                                                                              развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки;                                                                                                                                                        развитие умения совместной коллективной деятельности;                                                                        воспитание самоорганизации и самодисциплины;                                                                                                         приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств. Общая характеристика коррекционного курса                                                                               Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.                                                                                                                    Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.                     Коррекционно-развивающие занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.                                                                                                          Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики:                                                      оздоровительное;                                                                                                                                      образовательное;                                                                                                                                        воспитательное;                                                                                                                                                коррекционно-развивающее.                                                                                                Основными в освоении программы ритмики являются принципы «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «вместе с партнером», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению», «возвращение к пройденному». Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Далее учащиеся знакомятся с его ритмическим характером и темпом. На каждом уроке осуществляется работа по разным разделам программы, но на каждый раздел отводится разное количество времени (в зависимости от задач урока), но при этом имеется ввиду, что в начале и в конце каждого урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.                                                                                                                                

Место коррекционного курса в учебном плане                                                                 Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена коррекционными занятиями, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Коррекционно-развивающие занятия по ритмике проводятся в групповой форме.                                                                            Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, Государственным стандартом общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 4 года обучения:  для 1 класса – 33 часа; для 2 класса – 34 часа;  для 3 класса – 34 часа;  для 4 класса – 34часа .Режим занятий: 1 час в неделю.

Результаты освоения коррекционного курса внеурочной деятельности «Ритмика» развитие:

 чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков;                                                                           формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой;                                                                                                                    развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности.

Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:                              активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;                                                                      проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;                                                                                                                                                проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья;                                                                                                                                                             принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;                                                                                  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:                 обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;                                                                                                                             планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;                                                                                               управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия;                                                                    формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                          осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:                                              двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения;                                                                                                      ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища;                                                                                                                                                    выполнять дыхательные упражнения;                                                                                                          использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре;                                                                                                                                  уметь самовыражать себя в выступлениях перед зрителями.

Содержание коррекционного курса «Ритмика»

Раздел 1 «Ритмико-гимнастические упражнения»                                                                           Сюда входят основные движения под музыку на 2/4 и 4/4: ходьба, бег, прыжки. Начало и окончание движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передача характера музыки, темпа. Танцевальные движения. Поклон. Ритмические хлопки. Отображение контрастности звучания. Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с предметами и без них. Выполнение различных движений под музыку (ловля, катание, передача мяча).                                                                                         Раздел 2 «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами» Знакомство с барабаном. Использование барабана, погремушек и тому подобное (2-х-З-х инструментов, каждого в отдельности) для передачи сильной и слабой долей в знакомых музыкальных произведениях. Повторение предложенного музыкального ритмического рисунка и передача на инструменте простых песенных ритмов.                                                                                   Раздел 3 «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»                                                           Свободное естественное движение под четко ритмически организованную доступную музыку. Определение сильных и слабых долей такта и свободная передача их притопами, хлопками и другими формами движения. Простейшие подражательные движения под музыку. Игра под музыку. Игры типа эстафет, с мячами и обручами. Игры с пением. Раздел 4 «Народные пляски и современные танцевальные движения»                                  Движения и упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. Элементы танца и простые танцевальные движения. Разучивание и отработка плясок, круговых танцев по показу.

Тематическое планирование коррекционного курса «Ритмика» 1-4 классы

№ п/п

Тема

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

«Ритмико-гимнастические

упражнения»

9

9

9

9

2

«Ритмические упражнения        с детскими звучащими инструментами»

7

7

7

7

3

«Импровизация        движений        на музыкальные темы, игры под музыку»

9

9

9

9

4

«Народные        пляски        и        современные танцевальные движения»

8

9

9

9

Итого

33

34

34

34

             Календарно-тематический план  1 класс

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата

1

Вводное занятие

1

2

Ходьба и бег. Разновидности ходьбы

1

3

Танцевальный шаг на полупальцах

1

4

Ритмико-гимнастические упражнения.

1

5

Подбрасывание, перекатывание малого мяча,

обруча в заданном ритме под музыку.

1

6

Упражнение с препятствиями и на координацию

движений

1

7

Строевые упражнения. Перестроения.

1

8

Упражнение с обручем, скакалкой,

гимнастической палкой

1

9

Итоговое занятие

1

10

Вводное занятие

1

11

Упражнения на внимание

1

12

Упражнение на расслабление мышц

1

13

Упражнение на координацию движений

1

14

Импровизация движений с колокольчиками на

музыкальные темы

1

15

Упражнение на передачу в движении характера

музыки, на развитие двигательной активности

1

16

Итоговое занятие

1

17

Импровизация движений на музыкальные темы.

1

18

Упражнения, развивающие темп и ритм.

1

19

Индивидуальное творчество

1

20

Подвижные        игры        с        пением        и        речевым

сопровождением

1

21

Упражнения в передаче игровых образов под

музыку

1

22

Русские народные игры.

1

23

Упражнения на передачу в движении характера

музыки

1

24

Упражнения на умение сочетать движение с

музыкой, упражнения на внимание

1

25

Итоговое занятие

1

26

Танцевальные упражнения и движения

1

27

Соединение движения с музыкой

1

28

Танцевальные        упражнения        и        движения        с

предметами.

1

29

Элементы русских народных плясок.

2

30

Упражнения        на        развитие        танцевального

творчества

2

31

Итоговое занятие

1

Всего

33

           Календарно-тематический план  2 класс

№ п/п

Тема занятия

Всего

 часов

Дата

1

Вводное занятие

1

2

Разновидности ходьбы

1

3

Танцевальный шаг на полупальцах

1

4

Перестроения

1

5

Подбрасывание        малого        мяча,        обруча        в

малом ритме

1

6

Перекатывание, катание, бросание малого

мяча под музыку

1

7

Упражнение        с        препятствиями        и        на

координацию движений

1

8

Упражнение        с        обручем,        скакалкой,

гимнастической палкой

1

9

Итоговое занятие

1

10

Вводное занятие

1

11

Упражнения на внимание

1

12

Упражнение на расслабление мышц

1

13

Упражнение на координацию движений

1

14

Импровизация движений с колокольчиками

на музыкальные темы

1

15

Упражнение        на        передачу        в        движении

характера музыки, на развитие двигательной активности

1

16

Итоговое занятие

1

17

Импровизация движений

1

18

Упражнение в равновесии

1

19

Индивидуальное творчество

1

20

Упражнения с гимнастическими палками

1

21

Упражнения с обручем

1

22

Упражнения для развития ритма

1

23

Упражнение        на        передачу        в        движении

1

характера музыки

24

Упражнение на умение сочетать движение с

музыкой, упражнения на внимание

1

25

Итоговое занятие

1

26

Танцевальные упражнения и движения

1

27

Соединение движения с музыкой

1

28

Русские народные игры

2

29

Упражнение        на        развитие        танцевального

творчества

2

30

Элементы русских народных плясок

2

31

Итоговое занятие

1

Всего

34

                  Календарно-тематический план  3 класс

п/п

Тема занятия

Всего

часов

Дата

1

Вводное занятие

1

2

Разновидности ходьбы

1

3

Танцевальный шаг на полупальцах

1

4

Перестроения

1

5

Подбрасывание малого   мяча,   обруча   в

заданном ритме

1

6

Перекатывание, катание, бросание малого

мяча, обруча под музыку

1

7

Упражнения        с        препятствиями        и        на координацию движений

1

8

Упражнения        с        обручем,        скакалкой,

гимнастической палкой

    1

9

Итоговое занятие

    1

10

Вводный

    1

11

Упражнения на внимание

    1

12

Упражнение на расслабление мышц

    1

13

Упражнение на координацию движений и

на развитие двигательной активности

    1

14

Импровизация        движений        с

колокольчиками на музыкальные темы

    1

15

Упражнение        на        передачу        в        движении

характера музыки

    1

16

Итоговое занятие

    1

17

Импровизация движений

    1

18

Упражнение в равновесии

    1

19

Индивидуальное творчество

    1

20

Упражнения с гимнастическими палками и

с обручем

    1

21

Упражнения для развития ритма

    1

22

Упражнения        на        передачу        в        движении

характера музыки

    1

23

Упражнения на умение сочетать движение

с музыкой

    1

24

Упражнения на внимание

    1

25

Итоговое занятие

    1

26

Танцевальные упражнения

    1

27

Танцевальные движения

    1

28

Соединение движения с музыкой

    2

29

Упражнения на   развитие   танцевального

творчества

    2

30

Элементы русских народных плясок

    2

31

Итоговое занятие

    1

Всего

    34

                  Календарно-тематический план  4 класс

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата

1

Вводное занятие

1

2

Разновидности ходьбы

1

3

Танцевальный шаг на полупальцах

1

4

Перестроения

1

5

Подбрасывание        малого        мяча,        обруча        в

малом ритме

1

6

Перекатывание, катание, бросание малого

мяча под музыку

1

7

Упражнение        с        препятствиями        и        на

координацию движений

1

8

Упражнение        с        обручем,        скакалкой,

гимнастической палкой

1

9

Итоговое занятие

1

10

Вводный

1

11

Упражнения на внимание

1

12

Упражнение на расслабление мышц

1

13

Упражнение на координацию движений

1

14

Импровизация движений с колокольчиками

на музыкальные темы

1

15

Упражнение        на        передачу        в        движении характера        музыки,        на                        развитие

двигательной активности

1

16

Итоговое занятие

1

17

Импровизация движений

1

18

Упражнение в равновесии

1

19

Индивидуальное творчество

1

20

Упражнения с гимнастическими палками

1

21

Упражнения с обручем

1

22

Упражнения для развития ритма

1

23

Упражнение        на        передачу        в        движении

характера музыки

1

24

Упражнение на умение сочетать движение с

музыкой, упражнения на внимание

1

25

Итоговое занятие

1

26

Танцевальные упражнения и движения

1

27

Соединение движения с музыкой

1

28

Русские народные игры

2

29

Упражнение        на        развитие        танцевального

творчества

2

30

Элементы русских народных плясок

2

31

Итоговое занятие

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...