Рабочая программа "Информатика 3 кл"
учебно-методический материал по информатике (3 класс) на тему

Рабочая программаОС "Школа 2100" "Информатика 3 кл."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена       на методическом объединении

Протокол              от _____________ №________

Согласована

Заместитель директора по УВР___________ /_______________/

Принята              на педагогическом совете

Протокол              от _____________ №________

Утверждена 

Директор школы ________________ /С.А. Рогачева/ Приказ                  от ___________ №________

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности                                                           «Полезная информатика»

интеллектуальной направленности

для обучающихся   3в   класса

(ФГОС НОО)

Составитель рабочей программы:

                                                                                                                                                                                      Финдеева  Ольга Александровна

учитель  начальных классов

 

г. Энгельс, 2015 год

                                         

  1. Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Как правило, информационные и коммуникационные технологии ассоциируются научно-техническим прогрессом, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Особую актуальность для школы имеет логико- алгоритмический компонент. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта.

Практическая значимость. 

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

  • освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

-   не требуют обязательного наличия компьютеров;

 -  проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

В предлагаемой программе логико-алгоритмический компонент.

Связь с программами по данному направлению.

 Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих

 успешное освоение развитие логического и алгоритмического мышления, которое необходимо в дальнейшем для освоения точных наук.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

Вид.

Разработана на  основе авторской программы курса «Информатика» А.В.Горячева 2004г.  Программа составлена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы.

Цель: развитие логического и алгоритмического мышления у младших школьников, формирование деятельностных способностей, умение работать с различными видами информации.

Задачи:

  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
  3. умение работать в группе; высказывать свою точку зрения,  развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.

Отличительные   особенности построения курса .

Авторская   программа  курса «Информатика и ИКТ» А.В.Горячева  базируется на двух компонентах:

-  технологический компонент: освоение информационных и коммуникационных технологий;

- логико-алгоритмический компонент: предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления.

Отличительные особенности класса и техническое обеспечения кабинета позволяют осуществлять работу по логико- алгоритмическому компоненту.

Материал изучаемый на протяжении всего курса концентричен, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста.

2015-2016 учебный год  3- й год реализации программы.

Возрастная группа.

Программа курса составлена с учетом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 1-4 классов. На  изучение  отведено  34 часа в год (1 час в неделю). Количество часов аудиторных занятий не должно не превышает 50% от общего количества занятий.

Уровни  результатов.

  1. Приобретение школьником  социальных знаний.
  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

Ожидаемые предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений:

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

изображать графы;

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области

Планируемые     личностные,  метапредметны   результаты.

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Алгоритмы

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

9

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Группы (классы) объектов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

8

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Логические рассуждения

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

10

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Применение моделей (схем) для решения задач

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

7

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

Календарно- тематическое планирование.

Тема

Форма занятия

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

Корр.

Алгоритмы   9ч

1

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели

Игра «Знакомство с информитикой»

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

2.09

2

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

9.09

3

Выполнение алгоритма.

Экскурсия в школьном дворе «Составление алгоритма – смена времени года»

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

16.09

4

Составление алгоритма

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

23.09

5

Поиск ошибок в алгоритме

Находить и исправлять ошибки в алгоритмах

30.09

6

Поиск ошибок в алгоритме

Викторина «Найди ошибку»

Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

7.10

7

Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы

Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

14.10

8

Повторение темы «Цикл в алгоритме»

Посещение музея занимательных наук.

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

21.10

9

Общие названия и отдельные объекты.

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

28.10

                                                     Группы (классы) объектов  8ч

10

Разные объекты с общим названием.

Игра «Кораблик».

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

11.11

11

Разные общие названия одного отдельного объекта

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

18.11

12

Состав и действия объектов с одним общим названием.

Игра «Собери лото».

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

25.11

13

Отличительные признаки.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

2.12

14

Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.

Экскурсия в школьный двор

«Отличительные признаки живой, неживой природы».

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

9.12

15

Имена объектов.

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

16.12

16

Имена объектов.

Игра «Группы и объекты».

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

23.12

17

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

13.01

Логические рассуждения  10 ч

18

Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность.

Инсценирования задач.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

20.01

19

Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

27.01

20

Графы и их табличное описание

Викторина

«Составление таблиц»

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

3.02

21

Графы и их табличное описание

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

10.02

22

Пути в графах

Викторина «Выбери граф»

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

17.02

23

Деревья.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

24.02

24

Деревья.

КВН «Математические ребусы».

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

2.03

25

Логические рассуждения

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

9.03

26

Логические рассуждения

Игра «Собери лото»

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

16.03

27

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

23.03

                                           Применение моделей (схем) для решения задач 7 ч

28

Решение задач по аналогии

Викторина «Собери лего»

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

6.04

29

Решение задач на закономерности

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

13.04

30

Решение задач на закономерности

КВН «Решение задач»

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

20.04

31

Аналогичные закономерности

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

27.04

32

Аналогичные закономерности

Конкурс  «Лучший шахматист».

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

4.05

33

Аналогичные закономерности

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

1105

34

Повторение темы «Применение моделей (схем) для решения задач»

Экскурсия в школьный двор

«Природные множества».

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств)

18.05


Учебно-методическое обеспечение курса.

  1. А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях.

М.: «Баласс», 2010-2012 г.

  1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. –

М.: «Баласс», 2005, 240с.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/

5.Учебно-методический комплект 1- 4 класс.

Материально-техническое обеспечение курса.

Аппаратные средства:

•        мультимедийные ПК;

•        проектор;

•        принтер;

•        сканер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...