Рабочая программа "Элементарная компьютерная грамотность"
рабочая программа по информатике (4 класс)

Камянская Галина Григорьевна

 

Рабочая программа "Элементарная компьютерная грамотность"

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Элементарная компьютерная грамотность», для 4 «Д» класса (для обучающихся с умеренной умственной отсталостью) составлена согласно следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- распоряжением Комитета по образованию от 14. 03. 2017 г. № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017-2018 учебном году»;

 - учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год;

- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 г. №О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов/. Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г. , № 7, пункт 5/».

- Авторской программы: Матвеева Н. В., Цветкова М. С. «Информатика. Программа для начальной школы», 2–4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015», в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану всего на изучение предмета «Элементарная компьютерная грамотность» в школе выделяется  238  часов.

Из них в 7 классе – 34 часа по 1 часу в неделю.

За I четверть – 8 часов; II четверть – 7 часов; II четверть – 10 часов; IV четверть – 8 часов. Выполнение программного материала происходит за счет уплотнения тем.

Цель изучения предмета:

  • «общекультурная» цель – ознакомление учащихся с компьютерами и формирование мировоззрения ребёнка;
  • «технологическая» цель  - приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;
  • коррекционная цель – коррекция высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения), совершенствование эмоционально-волевой сферы;
  • «общепедагогическая» цель – обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

    Задачи предмета:

  • усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
  • приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;
  • использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев, развитие познавательного интереса.

Коррекционные задачи:

  • Повышение ловкости рук, пространственной ориентации, координации;
  • Развитие эмоциональных и эстетических качеств детей;
  • Выработка установок на выполнение трудовых действий с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Специфика контингента:

В классе обучаются дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. У всех обучающихся внимание неустойчивое, замедленная переключаемость особенно страдает непроизвольное внимание: они не могут долго ни на чем сосредоточиться, снижена двигательная память, с трудом происходит овладение выразительными движениями, действия с предметами. У большинства детей наблюдается пониженный темп деятельности: они совершают мало предметных действий, склонны к стереотипным действиям и персеверациям. Процесс выполнения заданий нередко сводиться к совокупности проб и ошибок. Они не могут самостоятельно организовать свою деятельность, не используя образца и помощи. У них с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной  деятельности: различения и идентификации, группировки и обобщения, сравнения, классификации.

При разработке данной программы учитывалось понимание того, что в условиях специального обучения, в специально созданной коррекционно-развивающей среде и в доступных пределах когнитивного развития, учащиеся обучаемы и способны овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками. Обучение осуществляется в доступных, мотивированных, интересных для детей данного уровня развития видах деятельности, и в индивидуальном темпе. После напряженной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения (см. приложение). Поскольку обучающиеся могут овладеть элементарными навыками в минимальной степени, работа строится на постоянной помощи со стороны учителя (различной степени выраженности). Организация самостоятельной работы обучающихся по учебному предмету, не предусмотрена.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • определять простейшие компоненты компьютера (системный блок, клавиатура, монитор, мышка), моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь работать с обучающими программами: «Раскрашиваем на компьютере», «Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Формы организации учебного процесса:

  • урок-занятие;
  • практическое занятие;
  • игра.

Методы и приёмы обучения:

  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности  -  методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр;
  • словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами).
  •  наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
  • практические методы – упражнения, практические действия.
  • метод проектов.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • наблюдение;
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные  (слушание, показ), ритмические;
  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, перемещение.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 7 класса

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • знать правила поведения в компьютерном классе;
  • знать опасные места, и где находиться главный выключатель;
  • знать о назначении компьютерной мыши, перемещении курсора

          Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции в графическом редакторе
  • овладевать приемами владения «мышью», «клавиатурой»

«вырезать», «стирать» произвольные части  изображений

  • создавать простейшие рисунки в графическом редакторе с

помощью мыши;

  • осуществлять вход-выход в игровых программах.

Формы текущего контроля знаний и умений  

В классе: - безотметочная система. В конце четверти проводятся обобщающие уроки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

усвоил, частично усвоил.

В начале, и в конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программного материала учащимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения. При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • выполняет задание с полной физической поддержкой, (учитель полностью управляет процессом);
  • выполняет задание «рука в руке» совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной деятельности;
  • выполняет под контролем  при постоянной помощи педагога;
  • выполняет под выборочным, частичным контролем, опираясь на алгоритм  действий.

                                                        Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Компьютер, его история, роль в жизни человека

 

3

Технология и безопасность работы.

 

4

Рабочее пространство. Осанка

 

6

Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение.

 

7

Мышь и ее назначение. Упражнение «Движение мышью».

 

8

Игра «Спасение мяча».

 

9

Назначение кнопок мыши. Игра «Раскраска».

 

10

Использование второй кнопки мыши.

 

11

«Вспомогательная кнопка мыши»

Игра «Уборка комнаты».

 

12

Операция перетаскивания. Игра «Пазлы».

Игра «Музыкальные кирпичи»

 

13

Двойной клик. Тренажер «Двойной клик».

 

14

Использование колеса мыши.

Игра «Подъемный кран».

 

15

Клавиатура как устройство ввода информации.

 

16

Группы клавиш и их назначение

 

17

Алфавитно-цифровые клавиши

 

18

Положение рук. Привязка клавиш к пальцам.

 

19

Набор символов правой и левой рукой.

 

20

Обобщение и повторение

 

 

Итого

 

Содержание программы

  1. Компьютер, его история, роль в жизни человека.

Знакомство обучающихся с компьютером как орудием, необходимым для жизнедеятельности современного общества. Целесообразно провести с учениками беседу о том, где они замечали компьютеры: автоматы оплаты, банкоматы, игровые салоны, кассы магазинов, Интернет-кафе, калькуляторы, карманные компьютеры, игровые приставки, переводчики.

  1. Технология и безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка.

Технологии и безопасности работы на компьютере. Рассматриваются следующие вопросы:

- Оборудование класса как материальная ценность.

- Оборудование как источник опасности.

- Правила поведения в компьютерном классе

- Организация рабочего пространства, осанка.

- Взаимодействие с учителем.

- Завершение работы в классе

После просмотра анимации продемонстрируйте  обучающимся токоведущие кабели, провода заземления, покажите на примере вашего класса опасные места, объясните, где находится главный выключатель, отключающий весь класс от напряжения.

  1. Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение.

Знакомство с  компьютером и устройствах, которые могут быть к нему подключены. Вопросы рассматриваются поверхностно, для того, чтобы учащиеся могли по внешнему виду догадываться о назначении устройств, имеющихся в классе. При использовании проектора рекомендуется останавливать проигрывание анимации в нужном месте и демонстрировать работу имеющихся в классе периферийных устройств.

  1. Мышь и ее назначение. Упражнение «Движение мышью».   

Знакомство о назначении компьютерной мыши, перемещении курсора. Объясняется причина видоизменения курсора. Раскрывается смысл слова «клик», рассматриваются функции кнопок мыши при работе в различных программах. Программы могут отображать специальные графические элементы мыши (стандартные элементы интерфейса). Упражнение «Движение мышью» Упражнение позволяет отрабатывать навык по перемещению курсора мыши. На экране появляется пара кружков, отдаленных друг от друга на определенное расстояние. Курсор мыши находится на одном из этих кружков – синем. Требуется переместить курсор мыши к оранжевому кругу и остановить над ним. Тогда срабатывает звуковой сигнал о правильно выполненном действии и на экране появляется следующая пара кругов. Закономерность отображения кругов следующая: с каждым шагом расстояние между кругами увеличивается, а диаметр оранжевого круга уменьшается. Направления перемещений меняются так:

- горизонтальные,

- вертикальные,

- поочередно меняющиеся,

- поочередно меняющиеся со случайным расстоянием,

- поочередно меняющиеся со случайным направлением,

- перемещения с замедленным курсором.

Особое внимание следует уделить последнему этапу. Часто возникают ситуации, при которых передвинуть мышь одним движением недостаточно: она упирается в лежащие на столе предметы или подходит к краю стола. Важно приучить обучающихся  к маневрированию мыши в ограниченном рабочем пространстве. Данное упражнение позволяет менять настройки и генерирует результаты, позволяющие сделать вывод о динамике развития навыка и сравнить с результатами других учеников. Сравнивая результаты разных учеников, убедитесь, что во всех случаях начальные условия задания были одинаковы. Игра «Спасение мяча» Игра позволяет использовать курсор мыши для управления сложным динамическим графическим объектом. На игровом поле изображено озеро. Над озером завис радиоуправляемый вертолет. На берегу стоят мальчик и девочка. Где-то в середине озера плавает мяч. Цель игры – задуть вертолетом мячик к берегу, где стоят дети. На озере имеются островки, препятствующие прямому движению мяча. Дети стоят на единственно доступном отрезке берега. Вертолет равномерно передвигается к курсору мыши. Перемещая курсор мыши, требуется вести вертолет так, чтобы он был достаточно близок к мячу, чтобы струя воздуха гнала его в направлении намеченной траектории. Целесообразно перед запуском игры продемонстрировать ее работу отдельно, объясняя, что курсором мы командуем, где нужно быть вертолету.

  1. Назначение кнопок мыши. Анимация о кнопках мыши – о левой,

правой и о колесе как третьей кнопке.  Анимация о левой кнопке мыши и основных технологиях ее использования:

- простой клик

- двойной клик

- перетаскивание

- рисование

Представлено отличие работы второстепенной (правой) кнопкой мыши. Объясняется, как правильно производить нажатия на кнопки, чтобы не испортить мышь и не дать уставать пальцам. Анимация заканчивается интерактивом, в котором детям предлагается нажимать на кнопки. На изображении мыши эти кнопки подсвечиваются. Игра «Раскраска». На экране изображена контурная картинка для раскраски и палитра с цветами. Игра обосновывает использование основной кнопки мыши как инструмента для переноса свойств (цвета) с образца (краски) на экземпляр (контур). Пользователь выбирает из представленной палитры необходимые цвета и с помощью мышки раскрашивает картинку, нажимая сначала на нужной краске, а затем на контуре, который необходимо закрасить. Во избежание неправильной закраски для некоторых контуров количество возможных цветов ограничено. Таким образом, огни светофора можно покрасить только красным, желтым и зеленым цветами соответственно, а яблоки не могут быть синими. Работу с данным приложением можно остановить в любой момент, по желанию, однако при закраске всех контуров срабатывает объективный критерий завершения и запускается поощрительная анимация.

  1. Использование второй кнопки мыши. Вспомогательная кнопка мыши. Анимация раскрывает основное предназначение

 второстепенной кнопки мыши – отображать контекстное меню. Рассказ начинается с понятия «меню блюд» как объекта повседневной жизни и переходит к меню, отображаемому компьютером. На примере интерактива по изменению интерьера комнаты раскрывается смысл слова «контекст». Целесообразно на уроке выяснить, все ли дети поняли, что такое «контекстное меню», подкрепить это иными жизненными примерами. Игра «Уборка комнаты». Игра «Уборка комнаты» демонстрирует один из практических примеров использования контекстного меню. На экране изображен интерьер детской комнаты, в которой разбросаны разные вещи и предметы. Для того, чтобы убрать один из предметов на свое место, нужно подвести к нему курсор мыши, нажать вторую (правую) кнопку мыши. На экране появятся картинки, показывающие куда может быть убран данный предмет. Игра «Пазл».С помощью мыши ученик собирает картинки из кусочков мозаики. При этом используется операция перетаскивания. В игре предусмотрены три пазла различной степени сложности. Первый пазл простой. В качестве подсказки выступает рисунок, нанесенный на детали пазла. При работе с пазлом на уроке следует обратить внимание детей на то, что идеальной точности при совмещении деталей не требуется: детали «прилипают» к своим местам.

Второй пазл без картинки и при его сборке следует ориентироваться лишь на форму краев деталей. Если у детей возникают затруднения, следует обратить их внимание на наличие прямых углов при каждой из фигур. Такие фигуры нужно найти в первую очередь и расставить в соответствующие углы.

Наиболее сложным является третий пазл. При его сборке следует ориентироваться на форму и габариты фигур. Правильно вставленные фигуры «прилипают» к своей позиции и остаются на месте. Игра «Музыкальные кирпичи». Для успешной работы с данным приложением необходимо обеспечить хорошую слышимость звуков в динамиках или наушниках. На рабочем поле расположены:

- полочки-слоты с отпечатками кирпичей разной длины – «стан»;

- кнопка «проиграть стан» рядом;

- полочки с набором разных кирпичей – «банк»;

- граммофон с кнопкой «Проиграть».

При постановке задачи для обучающегося проигрывается мелодия. Он может проиграть ее повторно, нажав «Проиграть» на граммофоне. При наведении курсора мыши на один из кирпичей проигрывается короткий музыкальный фрагмент. Перетаскивая нужные кирпичи на полочки «стан» необходимо составить мелодию граммофона. Только половина кирпичей содержит музыкальные фрагменты нужной мелодии.

Работая над заданием, дети получают представление о многих программах для создания музыки, активно используя технологию перетаскивания.

  1. Двойной клик. Анимация о двойном нажатии мышки. Анимация

объясняет, что одну из команд контекстного меню мы используем чаще всего. И при отображении меню эта команда выделена жирным шрифтом. И чтобы запускать эту команду быстро, программисты придумали двойной клик, по которому будет выполнена именно эта команда. Однако известно, что при отображении ссылок двойной клик не используется. Поэтому особое внимание в анимации отводится правилу выбора одинарного или двойного клика при соответствующем отображении файлов и ссылок.  Тренажер «Двойной клик» предназначен для закрепления навыка распознавать ссылки, открывающиеся одинарным кликом и имена файлов, открывающиеся двойным кликом.

  1. Использование колеса мыши. Игра «Подъемный кран». Данная

 анимация демонстрирует работу по редактированию большого документа с использованием вертикальной прокрутки путем перетаскивания ползунков. Акцентирование внимание на том, что для очередной прокрутки документа пользователю постоянно приходится отвлекаться от текста, чтобы позиционировать курсор мыши на ползунке, перемещать его на нужное место и вновь возвращаться к редактированию. Предлагается более удобный способ прокрутки документов – использование колеса мыши, которое не требует сосредоточения внимания на курсоре мыши и положении ползунка. Игра «Подъемный кран» Игра «Подъемный кран» предназначена для развития навыка по использованию колеса мыши на прокручивание и на нажатие. На экране изображен погрузочный ангар, под потолком которого подвешен магнитный кран на рельсе. На механизме крана крестообразно изображены стрелки «вверх-вниз» и «вправо-влево». Эти стрелки светятся попарно, показывая, в каком направлении работает кран. Нажатие на колесе мыши меняет направление перемещения крана, а прокручивание колеса либо поднимает-опускает магнит крана, либо перемещает кран горизонтально. Требуется с помощью крана переместить все детали в вагонетку, отгороженную стеной.

  1. Клавиатура как устройство ввода информации. Анимация

«Группы клавиш и их назначение». Анимация «Группы клавиш и их назначение» создает достаточно подробное представление о клавиатуре как устройстве ввода информации. Рассматривается целый ряд вопросов:

- группы клавиш и их назначение;

- способы ввода заглавных букв;

- понятие «Раскладка клавиатуры».

10. Группы клавиш и их назначение. Анимация объясняет наличие нескольких символов на каждой клавише, обосновывая это многоязычностью – для алфавитных клавиш и универсальностью – для цифровых. Анимация содержит интерактив, отображающий как изменяются значения клавиш при нажатии модифицирующих клавиш.

11. Алфавитно – цифровые клавиши. Положение рук. Здесь происходит подробное знакомство с группой алфавитно-цифровых клавиш. Обосновано расположение символов на клавиатуре. Даны рекомендации по привязке пальцев рук к клавишам для эффективного ввода текста. Соблюдение этих правил и регулярные тренировки по вводу текста способствуют выработке навыка вводить текст, не глядя на клавиатуру (Метод «слепой печати»).

12. Обобщение и повторение. Закрепление знаний и умений полученных на предыдущих уроках.

Условия реализации программы:

Учебно-методический комплекс:

  • Учебник «Информатика», 3 класс.
  • Методическое пособие для учителя, 3 класс.

Предметно-развивающая образовательная среда:

  1. Операционная система WindowsXP.
  2. Пакет офисных приложений MicrosoftOffice 2007.
  3. ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс (http://school-collection.edu.ru/)
  4. Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
  5. ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса:

Перечень учебно-методических средств обучения:

  • Компьютер   
  • Принтер  
  • Устройства вывода звуковой информации  (акустические колонки, наушники
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь. 

  Программные средства:

  • Операционная система.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы
  • Жидкокристалический телевизор

Используемые средства программного обеспечения:

  • «Веселая школа. Учим буквы»
  • «Готовимся к школе. Развиваем интеллект»
  • «Волшебные краски. Забавные животные»
  • «Рисуем и играем» (обучающие раскраски»)
  • «Информатика для детей. 1-4 классы»
  • «Мои первые уроки» (серия: образовательная коллекция)
  •  «Веселые моторы (для детей 3-5 лет)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Инструкция по безопасной работе за компьютером

 

Нижеприведенная инструкция входит в состав анимации «Безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка».

В кабинете вычислительной техники (КВТ) установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура — компьютеры (ПЭВМ), принтер, другие технические средства.

Поэтому:

  • бережно обращайтесь с этой техникой;
  • спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.

На вашем рабочем месте размещены составные части ПЭВМ — системный блок, клавиатура и монитор (дисплей).

Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением.

Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

Поэтому строго запрещается:

  • трогать разъемы соединительных кабелей;
  • прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
  • прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
  • включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
  • класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
  • работать во влажной одежде и влажными руками.

При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.

Перед началом работы:

  • убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
  • сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
  • разместите на столе тетрадь, учебное пособие, журнал использования ПЭВМ так, чтобы они не мешали работе на ПЭВМ;
  • внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий; в случае необходимости обращайтесь к преподавателю;
  • хорошо разберитесь в особенностях применяемых в работе аппаратов;
  • запишите в журнал регистрации время начала работы на ПЭВМ;
  • расчехлите машину;
  • начинайте работу только по указанию преподавателя “Приступить к работе”.

Во время работы ПЭВМ лучевая трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.

Поэтому надо работать на расстоянии 60—70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения,— в очках.

Работа на ПЭВМ требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.

Поэтому нельзя работать:

  • при недостаточном освещении;
  • при плохом самочувствии

Во время работы:

  • строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;
  • следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом преподавателю;
  • плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
  • не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;
  • работайте на клавиатуре чистыми руками;
  • никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
  • не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

По окончании работы:

  • отключайте тумблер “Сеть”;
  • запишите в журнале регистрации использования ПЭВМ время окончания работы;
  • протрите аппаратуру куском мягкой чистой ткани;
  • зачехлите аппаратуру.

Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:

  • избежать несчастных случаев;
  • успешно овладевать знаниями, умениями, навыками;
  • сберечь государственное имущество — вычислительную технику и оборудование.

Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Невыполнение правил — грубейшее нарушение порядка и дисциплины!

 

Приложение №2

Для того чтобы избежать чрезмерного утомления при работе за компьютером, необходимо соблюдать следующие условия:

1) Необходимо рациональное устройство и оснащение рабочего места, удобное расположение клавиатуры, мыши, тетради, ручки или карандаша.

2) Необходимо создать условия для соблюдения рациональной рабочей позы, которая обеспечивается соответствием рабочего стола и стула росту ребенка. Для детей ростом 115-130 см рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см. Для детей ростом выше 130 см – соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярна экрану и приходиться на его центральную часть.

Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ногу согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

3) Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 14-20 минут.

4) Темп работы ребенка за компьютером не должен быть быстрым, «навязанным», по возможности ребенок должен работать в своем индивидуальном темпе.

5) Особое внимание следует обратить на детей с нарушениями зрения и состояния здоровья. Необходимо сократить продолжительность их занятий за компьютером.

6) Для леворуких детей необходима специальная мышь, специальное освещение рабочего места.

7) После каждого занятия рекомендуется выполнить 2-3 упражнения для снятия напряжения зрения и расслабления мышц туловища.

 

Приложение №3

Упражнения для глаз

· На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.

· Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.

· Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

· Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счет 1-4 – вверх, на счет 1-6 – прямо; затем так же вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счет 1-6.

· Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же не глядя, на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.

· «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.

· Перемещать взгляд по траектории, изображенным на больших плакатах: по восьмерке, по часовой стрелке и против.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность тренировки глаз должна равняться 2 минутам.

Зрительная гимнастика поможет восстановить состояние органов зрения и предупредить их утомление.

Общеукрепляющие упражнения

1. Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – встать на носки, руки вверх–наружу, потянуться вверх за руками, на счет 3-4 – руки дугами в стороны вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Тем быстрый.

2. И.п. – ноги врозь, руки вперед: на счет 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счет 2 – о.с.; на счет 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

3. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – согнуть правую ноги и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу: на счет 2 – приставить ногу, руки вверх наружу; на счет 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; на счет 2 – локти вперед; на счет 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

5. И.п. – ноги врозь, кисти в кулаках. На счет 1 – мах левой рукой назад, правой вверх–назад; на счет 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

6. Сесть на стул. На счет 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, правой вверх–назад; на счет 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

7. Встать прямо или сесть на стул, руки на поясе. На счет 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; на счет 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

8. Сесть на стул, руки на пояс. На счет 1 – повернуть голову направо; на счет 2 – голову прямо. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

9. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – поднять плечи как можно выше с напряжением; на счет 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

10. И.п. – ноги вместе, руки согнуты перед грудью. На счет 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; на счет 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

11. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки свободным махом в стороны, слегка прогнуться; на счет 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки, скрестив их перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

12. И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх; на счет 3-4 – о.с.; на счет 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekg.docx51.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Элементарная компьютерная грамотность», для 7 «Д» класса (для обучающихся с умеренной умственной отсталостью) составлена согласно следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- распоряжением Комитета по образованию от 14. 03. 2017 г. № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017-2018 учебном году»;

 - учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год;

- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 г. №О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов/. Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г. , № 7, пункт 5/».

- Авторской программы: Матвеева Н. В., Цветкова М. С. «Информатика. Программа для начальной школы», 2–4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015», в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану всего на изучение предмета «Элементарная компьютерная грамотность» в школе выделяется  238  часов.

Из них в 7 классе – 34 часа по 1 часу в неделю.

За I четверть – 8 часов; II четверть – 7 часов; II четверть – 10 часов; IV четверть – 8 часов. Выполнение программного материала происходит за счет уплотнения тем.

Цель изучения предмета:

  • «общекультурная» цель – ознакомление учащихся с компьютерами и формирование мировоззрения ребёнка;
  • «технологическая» цель  - приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;
  • коррекционная цель – коррекция высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения), совершенствование эмоционально-волевой сферы;
  • «общепедагогическая» цель – обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

    Задачи предмета:

  • усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
  • приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;
  • использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев, развитие познавательного интереса.

Коррекционные задачи:

  • Повышение ловкости рук, пространственной ориентации, координации;
  • Развитие эмоциональных и эстетических качеств детей;
  • Выработка установок на выполнение трудовых действий с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Специфика контингента:

В классе обучаются дети, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. У всех обучающихся внимание неустойчивое, замедленная переключаемость особенно страдает непроизвольное внимание: они не могут долго ни на чем сосредоточиться, снижена двигательная память, с трудом происходит овладение выразительными движениями, действия с предметами. У большинства детей наблюдается пониженный темп деятельности: они совершают мало предметных действий, склонны к стереотипным действиям и персеверациям. Процесс выполнения заданий нередко сводиться к совокупности проб и ошибок. Они не могут самостоятельно организовать свою деятельность, не используя образца и помощи. У них с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной  деятельности: различения и идентификации, группировки и обобщения, сравнения, классификации.

При разработке данной программы учитывалось понимание того, что в условиях специального обучения, в специально созданной коррекционно-развивающей среде и в доступных пределах когнитивного развития, учащиеся обучаемы и способны овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками. Обучение осуществляется в доступных, мотивированных, интересных для детей данного уровня развития видах деятельности, и в индивидуальном темпе. После напряженной работы целесообразно использовать упражнения для снятия напряжения (см. приложение). Поскольку обучающиеся могут овладеть элементарными навыками в минимальной степени, работа строится на постоянной помощи со стороны учителя (различной степени выраженности). Организация самостоятельной работы обучающихся по учебному предмету, не предусмотрена.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • определять простейшие компоненты компьютера (системный блок, клавиатура, монитор, мышка), моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь работать с обучающими программами: «Раскрашиваем на компьютере», «Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Формы организации учебного процесса:

  • урок-занятие;
  • практическое занятие;
  • игра.

Методы и приёмы обучения:

  • методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности  -  методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр;
  • словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами).
  •  наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
  • практические методы – упражнения, практические действия.
  • метод проектов.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • наблюдение;
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные  (слушание, показ), ритмические;
  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, перемещение.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 7 класса

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • знать правила поведения в компьютерном классе;
  • знать опасные места, и где находиться главный выключатель;
  • знать о назначении компьютерной мыши, перемещении курсора

          Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции в графическом редакторе
  • овладевать приемами владения «мышью», «клавиатурой»

«вырезать», «стирать» произвольные части  изображений

  • создавать простейшие рисунки в графическом редакторе с

помощью мыши;

  • осуществлять вход-выход в игровых программах.

Формы текущего контроля знаний и умений  в 7  классе

В классе: - безотметочная система. В конце четверти проводятся обобщающие уроки.

Предполагаемые результаты освоения программы: 

усвоил, частично усвоил.

В начале, и в конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программного материала учащимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения. При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • выполняет задание с полной физической поддержкой, (учитель полностью управляет процессом);
  • выполняет задание «рука в руке» совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной деятельности;
  • выполняет под контролем  при постоянной помощи педагога;
  • выполняет под выборочным, частичным контролем, опираясь на алгоритм  действий.

Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Компьютер, его история, роль в жизни человека

3

Технология и безопасность работы.

4

Рабочее пространство. Осанка

6

Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение.

7

Мышь и ее назначение. Упражнение «Движение мышью».

8

Игра «Спасение мяча».

9

Назначение кнопок мыши. Игра «Раскраска».

10

Использование второй кнопки мыши.

11

«Вспомогательная кнопка мыши»

Игра «Уборка комнаты».

12

Операция перетаскивания. Игра «Пазлы».

Игра «Музыкальные кирпичи»

13

Двойной клик. Тренажер «Двойной клик».

14

Использование колеса мыши.

Игра «Подъемный кран».

15

Клавиатура как устройство ввода информации.

16

Группы клавиш и их назначение

17

Алфавитно-цифровые клавиши

18

Положение рук. Привязка клавиш к пальцам.

19

Набор символов правой и левой рукой.

20

Обобщение и повторение

Итого

Содержание программы

  1. Компьютер, его история, роль в жизни человека.

Знакомство обучающихся с компьютером как орудием, необходимым для жизнедеятельности современного общества. Целесообразно провести с учениками беседу о том, где они замечали компьютеры: автоматы оплаты, банкоматы, игровые салоны, кассы магазинов, Интернет-кафе, калькуляторы, карманные компьютеры, игровые приставки, переводчики.

  1. Технология и безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка.

Технологии и безопасности работы на компьютере. Рассматриваются следующие вопросы:

- Оборудование класса как материальная ценность.

- Оборудование как источник опасности.

- Правила поведения в компьютерном классе

- Организация рабочего пространства, осанка.

- Взаимодействие с учителем.

- Завершение работы в классе

После просмотра анимации продемонстрируйте  обучающимся токоведущие кабели, провода заземления, покажите на примере вашего класса опасные места, объясните, где находится главный выключатель, отключающий весь класс от напряжения.

  1. Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение.

Знакомство с  компьютером и устройствах, которые могут быть к нему подключены. Вопросы рассматриваются поверхностно, для того, чтобы учащиеся могли по внешнему виду догадываться о назначении устройств, имеющихся в классе. При использовании проектора рекомендуется останавливать проигрывание анимации в нужном месте и демонстрировать работу имеющихся в классе периферийных устройств.

  1. Мышь и ее назначение. Упражнение «Движение мышью».  

Знакомство о назначении компьютерной мыши, перемещении курсора. Объясняется причина видоизменения курсора. Раскрывается смысл слова «клик», рассматриваются функции кнопок мыши при работе в различных программах. Программы могут отображать специальные графические элементы мыши (стандартные элементы интерфейса). Упражнение «Движение мышью» Упражнение позволяет отрабатывать навык по перемещению курсора мыши. На экране появляется пара кружков, отдаленных друг от друга на определенное расстояние. Курсор мыши находится на одном из этих кружков – синем. Требуется переместить курсор мыши к оранжевому кругу и остановить над ним. Тогда срабатывает звуковой сигнал о правильно выполненном действии и на экране появляется следующая пара кругов. Закономерность отображения кругов следующая: с каждым шагом расстояние между кругами увеличивается, а диаметр оранжевого круга уменьшается. Направления перемещений меняются так:

- горизонтальные,

- вертикальные,

- поочередно меняющиеся,

- поочередно меняющиеся со случайным расстоянием,

- поочередно меняющиеся со случайным направлением,

- перемещения с замедленным курсором.

Особое внимание следует уделить последнему этапу. Часто возникают ситуации, при которых передвинуть мышь одним движением недостаточно: она упирается в лежащие на столе предметы или подходит к краю стола. Важно приучить обучающихся  к маневрированию мыши в ограниченном рабочем пространстве. Данное упражнение позволяет менять настройки и генерирует результаты, позволяющие сделать вывод о динамике развития навыка и сравнить с результатами других учеников. Сравнивая результаты разных учеников, убедитесь, что во всех случаях начальные условия задания были одинаковы. Игра «Спасение мяча» Игра позволяет использовать курсор мыши для управления сложным динамическим графическим объектом. На игровом поле изображено озеро. Над озером завис радиоуправляемый вертолет. На берегу стоят мальчик и девочка. Где-то в середине озера плавает мяч. Цель игры – задуть вертолетом мячик к берегу, где стоят дети. На озере имеются островки, препятствующие прямому движению мяча. Дети стоят на единственно доступном отрезке берега. Вертолет равномерно передвигается к курсору мыши. Перемещая курсор мыши, требуется вести вертолет так, чтобы он был достаточно близок к мячу, чтобы струя воздуха гнала его в направлении намеченной траектории. Целесообразно перед запуском игры продемонстрировать ее работу отдельно, объясняя, что курсором мы командуем, где нужно быть вертолету.

  1. Назначение кнопок мыши. Анимация о кнопках мыши – о левой,

правой и о колесе как третьей кнопке.  Анимация о левой кнопке мыши и основных технологиях ее использования:

- простой клик

- двойной клик

- перетаскивание

- рисование

Представлено отличие работы второстепенной (правой) кнопкой мыши. Объясняется, как правильно производить нажатия на кнопки, чтобы не испортить мышь и не дать уставать пальцам. Анимация заканчивается интерактивом, в котором детям предлагается нажимать на кнопки. На изображении мыши эти кнопки подсвечиваются. Игра «Раскраска». На экране изображена контурная картинка для раскраски и палитра с цветами. Игра обосновывает использование основной кнопки мыши как инструмента для переноса свойств (цвета) с образца (краски) на экземпляр (контур). Пользователь выбирает из представленной палитры необходимые цвета и с помощью мышки раскрашивает картинку, нажимая сначала на нужной краске, а затем на контуре, который необходимо закрасить. Во избежание неправильной закраски для некоторых контуров количество возможных цветов ограничено. Таким образом, огни светофора можно покрасить только красным, желтым и зеленым цветами соответственно, а яблоки не могут быть синими. Работу с данным приложением можно остановить в любой момент, по желанию, однако при закраске всех контуров срабатывает объективный критерий завершения и запускается поощрительная анимация.

  1. Использование второй кнопки мыши. Вспомогательная кнопка мыши. Анимация раскрывает основное предназначение

 второстепенной кнопки мыши – отображать контекстное меню. Рассказ начинается с понятия «меню блюд» как объекта повседневной жизни и переходит к меню, отображаемому компьютером. На примере интерактива по изменению интерьера комнаты раскрывается смысл слова «контекст». Целесообразно на уроке выяснить, все ли дети поняли, что такое «контекстное меню», подкрепить это иными жизненными примерами. Игра «Уборка комнаты». Игра «Уборка комнаты» демонстрирует один из практических примеров использования контекстного меню. На экране изображен интерьер детской комнаты, в которой разбросаны разные вещи и предметы. Для того, чтобы убрать один из предметов на свое место, нужно подвести к нему курсор мыши, нажать вторую (правую) кнопку мыши. На экране появятся картинки, показывающие куда может быть убран данный предмет. Игра «Пазл».С помощью мыши ученик собирает картинки из кусочков мозаики. При этом используется операция перетаскивания. В игре предусмотрены три пазла различной степени сложности. Первый пазл простой. В качестве подсказки выступает рисунок, нанесенный на детали пазла. При работе с пазлом на уроке следует обратить внимание детей на то, что идеальной точности при совмещении деталей не требуется: детали «прилипают» к своим местам.

Второй пазл без картинки и при его сборке следует ориентироваться лишь на форму краев деталей. Если у детей возникают затруднения, следует обратить их внимание на наличие прямых углов при каждой из фигур. Такие фигуры нужно найти в первую очередь и расставить в соответствующие углы.

Наиболее сложным является третий пазл. При его сборке следует ориентироваться на форму и габариты фигур. Правильно вставленные фигуры «прилипают» к своей позиции и остаются на месте. Игра «Музыкальные кирпичи». Для успешной работы с данным приложением необходимо обеспечить хорошую слышимость звуков в динамиках или наушниках. На рабочем поле расположены:

- полочки-слоты с отпечатками кирпичей разной длины – «стан»;

- кнопка «проиграть стан» рядом;

- полочки с набором разных кирпичей – «банк»;

- граммофон с кнопкой «Проиграть».

При постановке задачи для обучающегося проигрывается мелодия. Он может проиграть ее повторно, нажав «Проиграть» на граммофоне. При наведении курсора мыши на один из кирпичей проигрывается короткий музыкальный фрагмент. Перетаскивая нужные кирпичи на полочки «стан» необходимо составить мелодию граммофона. Только половина кирпичей содержит музыкальные фрагменты нужной мелодии.

Работая над заданием, дети получают представление о многих программах для создания музыки, активно используя технологию перетаскивания.

  1. Двойной клик. Анимация о двойном нажатии мышки. Анимация

объясняет, что одну из команд контекстного меню мы используем чаще всего. И при отображении меню эта команда выделена жирным шрифтом. И чтобы запускать эту команду быстро, программисты придумали двойной клик, по которому будет выполнена именно эта команда. Однако известно, что при отображении ссылок двойной клик не используется. Поэтому особое внимание в анимации отводится правилу выбора одинарного или двойного клика при соответствующем отображении файлов и ссылок.  Тренажер «Двойной клик» предназначен для закрепления навыка распознавать ссылки, открывающиеся одинарным кликом и имена файлов, открывающиеся двойным кликом.

  1. Использование колеса мыши. Игра «Подъемный кран». Данная

 анимация демонстрирует работу по редактированию большого документа с использованием вертикальной прокрутки путем перетаскивания ползунков. Акцентирование внимание на том, что для очередной прокрутки документа пользователю постоянно приходится отвлекаться от текста, чтобы позиционировать курсор мыши на ползунке, перемещать его на нужное место и вновь возвращаться к редактированию. Предлагается более удобный способ прокрутки документов – использование колеса мыши, которое не требует сосредоточения внимания на курсоре мыши и положении ползунка. Игра «Подъемный кран» Игра «Подъемный кран» предназначена для развития навыка по использованию колеса мыши на прокручивание и на нажатие. На экране изображен погрузочный ангар, под потолком которого подвешен магнитный кран на рельсе. На механизме крана крестообразно изображены стрелки «вверх-вниз» и «вправо-влево». Эти стрелки светятся попарно, показывая, в каком направлении работает кран. Нажатие на колесе мыши меняет направление перемещения крана, а прокручивание колеса либо поднимает-опускает магнит крана, либо перемещает кран горизонтально. Требуется с помощью крана переместить все детали в вагонетку, отгороженную стеной.

  1. Клавиатура как устройство ввода информации. Анимация

«Группы клавиш и их назначение». Анимация «Группы клавиш и их назначение» создает достаточно подробное представление о клавиатуре как устройстве ввода информации. Рассматривается целый ряд вопросов:

- группы клавиш и их назначение;

- способы ввода заглавных букв;

- понятие «Раскладка клавиатуры».

10. Группы клавиш и их назначение. Анимация объясняет наличие нескольких символов на каждой клавише, обосновывая это многоязычностью – для алфавитных клавиш и универсальностью – для цифровых. Анимация содержит интерактив, отображающий как изменяются значения клавиш при нажатии модифицирующих клавиш.

11. Алфавитно – цифровые клавиши. Положение рук. Здесь происходит подробное знакомство с группой алфавитно-цифровых клавиш. Обосновано расположение символов на клавиатуре. Даны рекомендации по привязке пальцев рук к клавишам для эффективного ввода текста. Соблюдение этих правил и регулярные тренировки по вводу текста способствуют выработке навыка вводить текст, не глядя на клавиатуру (Метод «слепой печати»).

12. Обобщение и повторение. Закрепление знаний и умений полученных на предыдущих уроках.

Условия реализации программы:

Учебно-методический комплекс:

  • Учебник «Информатика», 3 класс.
  • Методическое пособие для учителя, 3 класс.

Предметно-развивающая образовательная среда:

  1. Операционная система WindowsXP.
  2. Пакет офисных приложений MicrosoftOffice 2007.
  3. ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс (http://school-collection.edu.ru/)
  4. Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
  5. ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса:

Перечень учебно-методических средств обучения:

  • Компьютер  
  • Принтер  
  • Устройства вывода звуковой информации  (акустические колонки, наушники
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.  

  Программные средства:

  • Операционная система.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы
  • Жидкокристалический телевизор

Используемые средства программного обеспечения:

  • «Веселая школа. Учим буквы»
  • «Готовимся к школе. Развиваем интеллект»
  • «Волшебные краски. Забавные животные»
  • «Рисуем и играем» (обучающие раскраски»)
  • «Информатика для детей. 1-4 классы»
  • «Мои первые уроки» (серия: образовательная коллекция)
  •  «Веселые моторы (для детей 3-5 лет)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Инструкция по безопасной работе за компьютером

Нижеприведенная инструкция входит в состав анимации «Безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка».

В кабинете вычислительной техники (КВТ) установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура — компьютеры (ПЭВМ), принтер, другие технические средства.

Поэтому:

  • бережно обращайтесь с этой техникой;
  • спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.

На вашем рабочем месте размещены составные части ПЭВМ — системный блок, клавиатура и монитор (дисплей).

Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением.

Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

Поэтому строго запрещается:

  • трогать разъемы соединительных кабелей;
  • прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
  • прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
  • включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
  • класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
  • работать во влажной одежде и влажными руками.

При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.

Перед началом работы:

  • убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
  • сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
  • разместите на столе тетрадь, учебное пособие, журнал использования ПЭВМ так, чтобы они не мешали работе на ПЭВМ;
  • внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий; в случае необходимости обращайтесь к преподавателю;
  • хорошо разберитесь в особенностях применяемых в работе аппаратов;
  • запишите в журнал регистрации время начала работы на ПЭВМ;
  • расчехлите машину;
  • начинайте работу только по указанию преподавателя “Приступить к работе”.

Во время работы ПЭВМ лучевая трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.

Поэтому надо работать на расстоянии 60—70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения,— в очках.

Работа на ПЭВМ требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.

Поэтому нельзя работать:

  • при недостаточном освещении;
  • при плохом самочувствии

Во время работы:

  • строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;
  • следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры. Немедленно докладывайте об этом преподавателю;
  • плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
  • не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;
  • работайте на клавиатуре чистыми руками;
  • никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;
  • не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

По окончании работы:

  • отключайте тумблер “Сеть”;
  • запишите в журнале регистрации использования ПЭВМ время окончания работы;
  • протрите аппаратуру куском мягкой чистой ткани;
  • зачехлите аппаратуру.

Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:

  • избежать несчастных случаев;
  • успешно овладевать знаниями, умениями, навыками;
  • сберечь государственное имущество — вычислительную технику и оборудование.

Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Невыполнение правил — грубейшее нарушение порядка и дисциплины!

Приложение №2

Для того чтобы избежать чрезмерного утомления при работе за компьютером, необходимо соблюдать следующие условия:

1) Необходимо рациональное устройство и оснащение рабочего места, удобное расположение клавиатуры, мыши, тетради, ручки или карандаша.

2) Необходимо создать условия для соблюдения рациональной рабочей позы, которая обеспечивается соответствием рабочего стола и стула росту ребенка. Для детей ростом 115-130 см рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см. Для детей ростом выше 130 см – соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярна экрану и приходиться на его центральную часть.

Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ногу согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

3) Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 14-20 минут.

4) Темп работы ребенка за компьютером не должен быть быстрым, «навязанным», по возможности ребенок должен работать в своем индивидуальном темпе.

5) Особое внимание следует обратить на детей с нарушениями зрения и состояния здоровья. Необходимо сократить продолжительность их занятий за компьютером.

6) Для леворуких детей необходима специальная мышь, специальное освещение рабочего места.

7) После каждого занятия рекомендуется выполнить 2-3 упражнения для снятия напряжения зрения и расслабления мышц туловища.

Приложение №3

Упражнения для глаз

 На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.

 Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.

 Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

 Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счет 1-4 – вверх, на счет 1-6 – прямо; затем так же вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счет 1-6.

 Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же не глядя, на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.

 «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.

 Перемещать взгляд по траектории, изображенным на больших плакатах: по восьмерке, по часовой стрелке и против.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность тренировки глаз должна равняться 2 минутам.

Зрительная гимнастика поможет восстановить состояние органов зрения и предупредить их утомление.

Общеукрепляющие упражнения

1. Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – встать на носки, руки вверх–наружу, потянуться вверх за руками, на счет 3-4 – руки дугами в стороны вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Тем быстрый.

2. И.п. – ноги врозь, руки вперед: на счет 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счет 2 – о.с.; на счет 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

3. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – согнуть правую ноги и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу: на счет 2 – приставить ногу, руки вверх наружу; на счет 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; на счет 2 – локти вперед; на счет 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

5. И.п. – ноги врозь, кисти в кулаках. На счет 1 – мах левой рукой назад, правой вверх–назад; на счет 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

6. Сесть на стул. На счет 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, правой вверх–назад; на счет 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

7. Встать прямо или сесть на стул, руки на поясе. На счет 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо; на счет 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

8. Сесть на стул, руки на пояс. На счет 1 – повернуть голову направо; на счет 2 – голову прямо. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

9. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – поднять плечи как можно выше с напряжением; на счет 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

10. И.п. – ноги вместе, руки согнуты перед грудью. На счет 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; на счет 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

11. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет 1 – руки свободным махом в стороны, слегка прогнуться; на счет 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки, скрестив их перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

12. И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх; на счет 3-4 – о.с.; на счет 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...