Урок "Алгоритмы" 4 класс
план-конспект урока по информатике (4 класс)

Мосина Татьяна Александровна

Урок по теме "Алгоритмы" с использованием электронных средств обучения в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_eso.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • Раскрыть смысл  понятия «Алгоритм» на основе анализа примеров;    
  • Расширить представления учащихся о способах решения задач с использованием  компьютера в качестве исполнителя;  
  • Воспитывать любознательность ребенка  и прививать интерес к исследованию

Педагогические задачи урока:

  • Сформировать понятия алгоритма и основными его свойствами;
  • Продолжить формирование навыков  работы с информацией;
  • Научить понимать  и комментировать простые математические алгоритмы.

Ключевые понятия: алгоритм, исполнитель, условия алгоритма,  последовательность шагов (действий).

Форма проведения урока: эвристическая беседа, фронтальная работа.

Тип урока: комбинированный с акцентом на получение новых знаний.

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационный ПК (мультимедиа проектор);
  • Презентация.

На данном уроке у младших школьников формировались  следующие умения:

1. Умение определения: аргументов и результатов;

 2. Умение построения алгоритмов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

  • Мы с вами закончили изучать тему "Моделирование" и начинаем изучать новую тему "Алгоритм", которую вы будете дальше изучать в старших классах.
  • И начать сегодняшний наш с вами урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес": (Слайд 2)

"Алиса спрашивает у кролика:
Куда мне надо идти?
Мудрый кролик ей отвечает:
Все зависит от того, куда Вам надо прийти"

  • Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.
  • А как это сделать? (Нужно составить план.)

2. Ознакомление с новым материалом.

  • Детальный план действий имеет своё определение.  А чтобы узнать какое - это определение нам с вами нужно решить задачу. Назовите в конце линии ту букву, которая стоит в начале. (Слайд 3-4)

(учащиеся по одному человеку называют  ту букву, которая у них получилась)

  • Какое слово получилось? ____________________   (АЛГОРИТМ)
  • Детальный план действий - это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию "Алгоритм" (Слайд 5)
  • Что же такое алгоритм? Алгоритм - последовательность действий. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося арабского математика Аль-Хорезми. Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами. (Слайд 6-7)
  • Вы также должны запомнить что алгоритм - это не любая последовательность шагов, а только та, которая удовлетворяет условиям, т.е. обладает некоторыми свойствами.
  • Существуют следующие свойства алгоритма: (Слайд 8-9)

1. Массовость - алгоритм может быть использован  для решения некоторого класса задач. Например:

2. Конечность - количество шагов алгоритма должно быть конечным, т.е. Алгоритм должен когда - то завершиться.

3. Конкретность - каждая команда должна быть понятна исполнителю.

  • Как вы думаете, а кто такой исполнитель? (Исполнитель - это техническое устройство или живое существо, который исполняет алгоритм).(Слайд 10)
  • А  кто может быть исполнителем? (компьютер, робот, человек и др.)

4. Конкретный результат - точное исполнение последовательности команд обязательно  приведет к получению результата. Какой бы алгоритм действий мы не выполняли мы обязательно должны прийти к какому, то результату.

  • Как вы думаете для чего используются алгоритмы? (чтобы знать, как получить заранее ожидаемый результат).
  • А сейчас внимательно посмотрите на доску  кто это? (Слайд 11)

  • Правильно, роботы.
  • Как вы думаете, есть ли у робота мозг?
  • Кто же тогда  управляет действиями робота? (Робот - это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек, но есть роботы - няньки, робот - собака (созданные в Японии) им заложена компьютерная программа, которая тоже создана человеком).
  • Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.
  • Чтобы описать действия (задание) необходимо разбить его на части, эти части называют шагами.
  • Каждый шаг алгоритма содержит инструкцию - указание исполнителю, что нужно сделать.
  • Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. 
  • Ребята скажите, а умеете ли вы действовать по плану или по инструкции. Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня.
  • Кто может привести свой алгоритм?
  • А сейчас давайте вместе составим алгоритм и пронумеруем действия в нужном порядке.

Пришивания пуговицы (Слайд 12)

Начало

1.        Отмотать от катушки и отрезать нитку

2.        Взять иголку

3.        Вдеть нитку в иголку

4.        Сделать узелок на конце нитки

5.        Взять пуговицу

6.        Пришить пуговицу

   Конец

  • Что  у вас получилось? (Слайд 13)
  • Что такое алгоритм?
  • Алгоритм, какого действия получился?
  • Из чего состоит алгоритм?
  • Какая команда первая?
  • Какая команда последняя?
  • Молодцы вы справились с этим заданием?

3. Физкультминутка. (Слайд 14-15)

  • А сейчас составьте алгоритм сбора и ухода в школу. (Слайд 16-17)
  • Прежде чем мы приступим к работе за компьютером давайте откроем свои дневники и запишем домашнее задание параграф 15 (прочитать и ответить на вопросы). (Слайд 18)

4. Компьютерный практикум. (Слайд 19)

  • У каждого из вас на компьютер скинут методический комплекс «Роботландия» открываем в нем задание «Волк, Коза и Капуста» и приступаем к выполнению.
  • Ребята мы заканчиваем  выполнять задания сейчас я пройду и посмотрю, что у вас получилось и выставлю отметки.
  • Садимся за парты  и продолжаем урок.

5.  Подведение итогов. (Слайд 20)

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились?
  • Что такое алгоритм?
  • Какими свойствами должен обладать алгоритм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...