Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Путешествие с археологами". 4 класс УМК "Школа России"
    план-конспект урока по истории (4 класс)

    Копорушкина Юлия Сергеевна

    Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    знать:

    • исторические понятия: археология, история, летопись;
    • особенностями   работы  археологов;
    • показать   значение     труда   археологов       для    познания   прошлого.

    уметь:

    • описывать внешний вид археологических находок, соотносить археологические находки с историческим временем;
    • сравнивать эти объекты на основе внешних признаков.

    Личностные:

    • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Тип урока: «открытие нового знания»

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 27.10.2020                                                                                        ФИО учителя Миронова Е.Н.

    Школа: № 104                                                                                                ФИ студента Копорушкина Ю.

    Класс: 4 «а»                                                                                                 ФИО методиста Сачкова Т.А.

    Кабинет: 207   

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    Тема: «Путешествие с археологами»

    Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    знать: 

    • исторические понятия: археология, история, летопись;
    • особенностями   работы  археологов;
    • показать   значение     труда   археологов       для    познания   прошлого.

    уметь: 

    • описывать внешний вид археологических находок, соотносить археологические находки с историческим временем;
    • сравнивать эти объекты на основе внешних признаков.

    Личностные:

    • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Тип урока: «открытие нового знания»

    Оборудование: А.А. Плешаков, Окружающий мир. Учебник 4 кл., 2 Ч. М. Просвещение, раздаточный материал,

    Презентация

    Челябинск, 2020 г

    Этапы урока

    Хронометраж

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    I.Самоопределение к деятельности

    Словесный: слово учителя

    2 мин.

    Здравствуйте, ребята! Садитесь!

    Меня зовут, Юлия Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    Слушаем внимательно,

    Работаем старательно.

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на урок.

    Л.: самоопределение;

    смыслообразование.

    II. Актуализация знаний и мотивации

    Словесный: слово учителя.

    Практический:

    Выполняют задание

    3 мин.

    Фронтальный опрос

    -Кто такой Геродот?

    -Когда он жил?

    -Покажите на ленте времени.

    Как узнаём о истории?

    Какие исторические источники служат нам?

    А как ориентируются во времени историки?

    Как устроена река времени?

    Как по дате определить век?

    Индивидуальная работа

    Определите и запишите, в каком веке произошли эти исторические события.

    -1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

    -1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос

    -1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками

    -1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского

    над немецкими рыцарями на Чудском озере

    -2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт, драматург

    - Век, в котором вы родились

    -Давайте, с вами проверим ваше задание.

    - отец истории, создал первую историческую книгу, дошедшая до нас.

    -484 г. до н.э.

    - 5 век

    -Вещь, памятники. Письм., усное творчество, произведение искусство

    -Река времени

    -Две части, века

    - Находим сотню, к ней +1.

    Выполняют задание

    Проверка

    П.: осуществление логических действий,

    формирование мыслительных операций.

    П:выбор наиболее эффективных способов решения задач

    Р: коррекция

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный: учебный диалог

    3 мин

    - Вы когда-нибудь играли в секретики?

    - Значит, знаете, что это такое?

    - Иногда секретик находят другие ребята. Оказывается и среди взрослых есть люди, которые всю жизнь ищут старинные секретики – клады.

    -Кто знает, как называются такие люди по профессии?

    -А как вы думаете, что такое археология?

    - Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием как Археоло́гия (др.-греч. археос— древний и лойос — слово, учение) —историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

    - А кто знает, какой археолог открыл легендарный город Троя?

    - Итак, как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь?

    - Тема нашего урока: Путешествие с археологами

    -А кто может сказать, какую цель мы с вами поставим на урок?

    Ответы детей

    Тайна, клад

    Археологи

    Ответы детей

    Генрих Шлиман

    Про археологов

    Познакомится с особенностями работы археологов;

    Описывать внешний вид археологических

    находок

    К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    Р: целеполагание

    П:выбор наиболее эффективных способов решения задач

    Р: коррекция

    IV. Открытие нового знания

    Словесный: учебный диалог

    Практический: читают Т

    Словесный: беседа

    Практический: читают Т

    Практический: анализируют видеоролик

    15 мин

    Фронтальная работа

     1. Работа с текстом

    - Читаем 1 и 2 абзацы.

    - Что находят в земле при раскопках?

    - Какое это наследие?

    - Какие исторические вещественные источники находят археологи?

    - В чём преимущество этих источников?

    - В каком музее мы сейчас заочно побываем?

    - Кто бывал в этом музее?

    - Читаем 3 абзац

    - Кто такие скифы?

    - Кто о них написал?

    - Что такое курганы?

    - Рассмотрите иллюстрации археологических находок с. 9.

    - Читаем последний абзац

    - Где кочевали скифы?

    - В какое время?

    -Ребята сейчас мы с вами заполним таблицу, чтобы вспомнить, как определять век.

    Соотнесите годы и века. Заполните таблицу.

    3. Работа по учебнику

    - с. 10 читаем.

    - Ребята, давайте посмотрим с вами видеоролик про Аркаим, а после видео мы с вами обсудим, о том, что вы посмотрели и что узнали.

    - Что за ролик мы с вами посмотрели?

    - Какое животное было первое?

    - На сколько лет Аркаим старше города Троя?

    - Сколько обнаружено археологических памятников?

    - Из скольки построек состоял комплекс?

    - Что сделали жители,  когда ушли из города?

    - Вы были в Аркаиме?

    Орудия производства древних людей, оружия, украшения, посуду, произведения искусства.

    -вещественное

    - письменные источники

    Могут рассказать о жизни разных народов и племён

    Гос. Эрмитаж

    Ответы детей

    -Древнейший народ населявший Азию

    -Геродот

    -курган – древний

    могильный холм

    -Рассматривают иллюстрации

    По Великому степному коридору из Азии в Европу

    -С 7 по 3 век до н.э.

    Заполняют таблицу

    Смотрят видеоролик

    Аркаим

    Домашняя лошадь

    1000 лет        

    Около 800

    60 построек

    сожгли

    П: анализ и синтез

    К: выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью

    П.: осуществление логических действий,

    формирование мыслительных операций.

    К: согласованно выполнять совместную деятельность

    К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    П:выбор наиболее эффективных способов решения задач

    Р: контроль и коррекция

    Физкульминутка

    2 мин

    Видеоролик

    Выполняют движения

    Л: смена вида деятельности

    V. Первичное закрепление

    Словесный: слово

    Учителя

    Практический:

    Выполняют задание

    4 мин

    Индивидуальная работа

    Перед вами тест. Ваша задача: правильно ответить на все поставленные вопросы.

    1. 1895 год – это какой век?

    1. 1)19 век
    2. 2)18 век
    3. 3)17 век
    4. 2.Кто является отцом истории?
    1. 1)Нестор-летописец
    2. 2)Скиф
    3. 3)Геродот

    3. Этот народ пришел с востока, из Азии в Европу более 2 тысяч лет назад?

    1) Азиаты

    2) Зифы

    3) Скифы

    1. 4. История – это …
    1. 1)наука о настоящем
    2. 2)наука о прошлом
    3. 3)наука о будущем

    5. Что такое археология?

    1. 1)наука, которая позволяет заглянуть за шкаф
    2. 2)наука, которая позволяет заглянуть во время, когда не было письменности
    3. 3)наука, которая позволяет заглянуть во время, когда не было школы
    4. Обменяйтесь листочками друг с другом и проверьте с эталона.

    Проверка:

    1. 1

    2. 3

    3. 3

    4. 2

    5. 2

    П.: осуществление логических действий,

    формирование мыслительных операций.

    К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    VI.Самостоятельная работа

    Практический:  самостоятельная работа

    5 мин

    Индивидуальная работа

    -Ребята, сейчас вы самостоятельно будете выполнять задание. Вам нужно будет: Соединить имя ученого и открытие, которое он совершил.

    Имя

    Открытие

    Генрих Шлиман

    Курганы скифов в Краснодарском крае

    Геродот

    Древний город Троя

    А.П.Окладников

    Наскальные рисунки на Ангаре

    После выполнения задания проводится самопроверка с эталона.

    Выполняют самостоятельную работу.

    П:выбор наиболее эффективных способов решения задач

    Р: коррекция

    VII. Включение в систему знаний

    Словесный: беседа

    3 мин

    - Предлагаю рассмотреть вопрос 3 рубрики «Обсудим!».

    - Археологические разведки являются надежным средством, как поисков отдельных памятников, так и изучения сложных археологических остатков. Возможности авиаразведок включают выявление курганов и могил, планировки поселений и могильников, систем укреплений и оросительных каналов и поиски многих других видов древностей.

    Текст вопроса: Какая карта помогает узнать о произошедших событиях? Выберите один вариант ответа.

    https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4598/20200610174305/OEBPS/objects/c_peace_4_3_1/0a9e1e99-0e02-4b14-9c2c-aa8f6710e51d.jpeg

    https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4598/20200610174305/OEBPS/objects/c_peace_4_3_1/077448b5-0006-4148-bd02-56b5f11f66a4.jpeg 

    Правильный ответ:

    https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4598/20200610174305/OEBPS/objects/c_peace_4_3_1/eed531f8-2a02-444f-8a01-27a5c3e9a421.jpeg

    Обсуждают вопрос

    Выполняют задание

    П.: осуществление логических действий,

    формирование мыслительных операций.

    П:выбор наиболее эффективных способов решения задач

    К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Р: коррекция

    VIII. Рефлексия деятельности

    Словесный: беседа

    3 мин.

    -Ребята, вспомните тему нашего урока?

    -Какие цели вы для себя ставили? Достигли вы их?

    - Какие ученые занимаются поисками исторических вещественных источников?

    - Что такое археология?

    - Как археология помогает изучать историю?

    Почему изучая историю необходимо пользоваться и письменными источниками, и вещественными?

    -Выберите и продолжите любое предложение:        

    На сегодняшнем уроке я узнал…

    На этом уроке я похвалю себя за…

    После этого урока мне захотелось…

    Откройте дневники, запишите домашнее задание.

    Д/з: Учебник, с.8-11 читать.

    Рабочая тетрадь: с.7 №2, №3

    -Путешествие с археологами

    Ответы детей

    Ответы детей

    Записывают д/з

    Р: оценка деятельности



    Предварительный просмотр:

    Имя

    Открытие

    Генрих Шлиман

    Курганы скифов в Краснодарском крае

    Геродот

    Древний город Троя

    А.П.Окладников

    Наскальные рисунки на Ангаре

    Тест

    1. 1895 год – это какой век?

    1)19 век

    2)18 век

    3)17 век

    2.Кто является отцом истории?

    1)Нестор-летописец

    2)Скиф

    3)Геродот

    3. Этот народ пришел с востока, из Азии в Европу более 2 тысяч лет назад?

    1) Азиаты

    2) Зифы

    3) Скифы

    4. История – это …

    1)наука о настоящем

    2)наука о прошлом

    3)наука о будущем

    5. Что такое археология?

    1)наука, которая позволяет заглянуть за шкаф

    2)наука, которая позволяет заглянуть во время, когда не было письменности

    3)наука, которая позволяет заглянуть во время, когда не было школы


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Приветствую мои друзья!

    Слайд 3

    484 г

    Слайд 4

    1380 + 1 = 14 в. Как определить век? 1380 г.

    Слайд 5

    -1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном -1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос -1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками -1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере -2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт, драматург - Век, в котором вы родились

    Слайд 6

    Проверь себя: -19 -20 -14 -13 - 20

    Слайд 7

    Секретики – тайна, клад.

    Слайд 9

    Новое понятие Археоло́гия — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

    Слайд 11

    Тема?

    Слайд 12

    «Путешествие с археологами»

    Слайд 13

    Цель?

    Слайд 14

    Познакомится с особенностями работы археологов; Описывать внешний вид археологических находок.

    Слайд 15

    Музейная коллекция

    Слайд 16

    Скифы - Древнейший народ населявший Азию

    Слайд 17

    К урган – древний могильный холм

    Слайд 19

    Проверка: 1- 1 2- 3 3- 3 4- 2 5- 2

    Слайд 20

    Имя Открытие Генрих Шлиман Курганы скифов в Краснодарском крае Геродот Древний город Троя А.П.Окладников Наскальные рисунки на Ангаре

    Слайд 21

    Имя Открытие Генрих Шлиман Курганы скифов в Краснодарском крае Геродот Древний город Троя А.П.Окладников Наскальные рисунки на Ангаре

    Слайд 22

    Какая карта помогает узнать о произошедших событиях?

    Слайд 23

    Ответ:

    Слайд 24

    Тема?

    Слайд 25

    Цель?

    Слайд 26

    Продолжи предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалю себя за… После этого урока мне захотелось…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

    Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

    Конспект урока по математике в 1 классе. Школа России.

    Конспект урока составлен с применением новых образовательных стандартов....

    Конспект урока русского языка в 4 классе "ШКОЛА РОССИИ"

    Тема: Правописание гласных и согласных в  значимых частях слова.              Цели урока: создать условия для отработки понятия, ч...

    Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России

    Цели:   повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках                             глагола; ...

    Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение

    Цели урока:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

    План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

    Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...