Главные вкладки

    рабочая программа по рисованию
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

    Малкова Татьяна Анатольевна

    Программа по изобразительной деятельности для  2 «А»  класса ГС(К)ОУ для обучающихся (воспитанников) с нарушением развития 3-4 вида «Петровск-Забайкальского школы-интерната для слепых и слабовидящих детей» на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по ИЗО и программы по изобразительному искусству автора Б.М. Неменского. . Данная программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся, большинство учащихся названного класса работоспособны, с развитой учебной мотивацией по предмету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo.doc107.5 КБ
    Файл poyasnitelnaya_zapisk3.docx26.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    №п/п

    Дата

    Тема урока

    Оборудование

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

    Элементы дополнительного (необязательного)  содержания

    Вид контроля.

    «Чем и как работают художники».

    (8ч)

    1.

    8.09

    8.09

    Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная поляна».

    альбом, карандаш, стирка, краски акварельные

    Таблица, демонстрирующая 3 основных цвета и их смешение

    Три основных цвета и их составные. Умение смешивать краски.

    Знать теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками.

    Уметь различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками

    создание декоративной композиции

    Самостоятельная работа по образцу

    2.

    15.

    09

    15

    09.

    Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе».

    Репродукции: И.Левитан «Буря – дождь»,  И.Шишкин «Последние лучи»

    Смешивание цветных красок с белой.

    Знать основные цвета теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками.

    Уметь смешивать цветные краски с белой и черной; различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками

    выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

    3.

    22.

    09

    22.09.

    Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес».

    альбом, пастель и цветные мелки

    Первичные навыки рисования с натуры (пейзаж)

    Знать правила работы с пастелью и цветными мелками.

    Уметь рисовать по представлению; смешивать краски.

    передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха.

    Самостоятельная работа по образцу

    4.

    29.09

    29.09

    Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций.

    картон, ножницы, клей, листья растений

    Бережное использование и экономное расходование материалов.

    Техника безопасности при работе с ножницами.

    Знать понятие «аппликация»4 технику выполнения аппликации.

    Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять.

    Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

    5.

    8.

    10

    8.10

    Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса».

    карандаш, альбом

    Элементарные основы рисунка: линия, штрих.

    Знать правила работы с графическими материалами.

    Текущий. Ответы на вопросы

    6 .

    15.09

    15.09

    Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные».

    цв. бумага, ножницы, фольга, упаковочная бумага

    Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов.

    Знать  выразительные возможности графических материалов; понятия «линия», «пятно»; правила выполнения работы в объеме.

    Уметь выражать свои чувства настроение с помощью цвета, насыщенность оттенков.

    Текущий. Самостоятельная работа по образцу

    7.

    22.09

    22.09

    Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм.

    бумага, ножницы, картон

    Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление.

    Знать выразительные возможности бумаги.

    Уметь выполнять сооружение игровой площадки из объемных форм.

    создание декоративной композиции

    8.

    29.09

    29.09

    Для художника любой материал станет выразительным.

    Уметь выполнять работу из любых подручных материалов (клей, серпантин, конфетти….)

    создание моделей по собственному замыслу

    «Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».

    (7ч)

    1.

    12.11

    12.11

    Изображение и реальность. Рисунок птицы. «Наши друзья – птицы».

    картины с изображением птиц, пошаговое рисование птицы

    Изображение по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета

    Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

    Текущий. Самостоятельная работа по образцу

    2.

    19.11

    19.11

    Изображение и фантазия. «Сказочная птица».

    цв. бумага, ножницы, фольга, упаковочная бумага

    Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой.

    Знать выразительные возможности бумаги.

    Уметь самостоятельно выбирать материал для работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

    создание декоративной композиции

    3.

    26.11

    26.11

    Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной.

    карандаш, гуашь, альбом

    Изображение при помощи линий

    Знать правила рисования с натуры.

    Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл.

    передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха.

    4.

    3.

    12

    3.12

    Украшение и реальность. «Кружева».

    чёрный картон, гуашь белого цвета

    Работа в различных видах декоративно-прикладной деятельности

    Знать понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России; правила работы с гуашевыми красками.

    Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного материала.

    создание декоративной композиции

    Текущий. Ответы на вопросы

    5.

    10.12

    10.12

    Постройка и реальность.

    Моделирование форм подводного мира.

    цв. бумага, ножницы, картон, клей

    Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление.

    Уметь выполнять моделирование форм подводного мира.

    создание моделей по собственному, замыслу проверка модели в действии

     Текущий. Самостоятельная работа по образцу

    6.

    17.12

    17.12

    Постройка и фантазия. «Город фантазия».

    бумага, ножницы, картон

    Уметь выполнять моделирование фантастических зданий

    7.

    24.12

    24.12

    Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних игрушек.

    цв. бумага, ножницы, картон, фольга, клей, вата, нитки

    Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам.

    Знать правила работы с бумагой и клеем.

    Уметь изготавливать различные игрушки.

    ручной, механизированный и автоматизированный труд

    «О чем говорит искусство»

    (8ч)

    1.

    14.01

    14.01

    Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой».

    изображение домашних животных, карандаш, гуашь, альбом

    Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке

    Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова.

    Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

    Текущий. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу

    2.

    21.01

    21.01

    Выражение характера человека в изображении мужской образ.

    изображение  образов людей, карандаш, гуашь, альбом

    Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.

    Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

    Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем;  используя художественные материалы.

    передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков

    3.

    28.01

    28.01

    Выражение характера человека в изображении женский образ.

    4.

    4.

    02

    4.02

    Образ человека и его характер, выраженный в объёме

    Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приемами обработки пластичных материалов.

    5.

    11.02

    11.02

    Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?».

    картины природы, карандаш, гуашь, альбом

    Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета

    Знать творчество русских художников второй половины 19 века: Илья Репин, Иван Шишкин; о лини и пятне как художественно-выразительных средствах живописи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

    Уметь выполнять рисование по памяти и представлению

    выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

    6.

    18.02

    18.02

    Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения».

    изображение украшений, карандаш, гуашь, альбом

    Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Основы изобразительного искусства.

    Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение.

    Уметь рисовать с натуры;  сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

    передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков

    Текущий. Ответы на вопросы Самостоятельная работа по образцу.

    7.

    25.02

    25.02

    Выражение намерений человека через украшения.

    Передача настроения в творческой работе. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.

    8.

    27.03

    27.03

    В изображении, украшении и постройки человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

    Представление о роли изобразительных искусств организации материального окружения человека, его повседневной жизни.

    Как говорит искусство

    (11ч)

    1.

    5.

    03

    5.03

    Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи».

    Альбом, карандаш, краски, стирка.

    Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.

    Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета.                                  

    Уметь высказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственный отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски                        

     

     

    Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастели, восковых мелков

    Текущий ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу

    2.

    12.

    03

    12.03

    Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика».

    Альбом, акварельные краски, карандаш.

    3.

    19.03

    19.03

    Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля».

    Альбом, акварельные краски, карандаш.

    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

    Создание декоративных композиций

    4.

    2.

    04

    2.04

    Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля».

    Альбом, акварельные краски, карандаш.

    Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

    Текущий. Самостоятельная работа по образцу

    5.

    9.

    04

    9.04

    Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.

    Альбом, акварельные краски, карандаш.

    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, штриха.

    Уметь  различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал.                      

    Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

    Текущий. Ответы на вопросы.

    6.

    16.

    04

    16.04

    Линия как средство выражения: ритм линий. «Дерево».

    Альбом, акварельные краски, карандаш.

    7.

    23.04

    Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов».

    Альбом, акварельные краски, карандаш.

    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна.

    Техника безопасности при работе с ножницами.

    Знать  понятие «аппликация»; технику выполнения аппликации.                                        

     Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять.                        

    Создание декоративных композиций

    Текущий. Самостоятельная работа по образцу

    8.

    30.04

    Ритм пятен как средство выражения. «Птицы».

    Альбом, акварельные краски, карандаш.

    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна.

    Знать правила рисования с натуры.                                        

     Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.                        

    Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

    Текущий. Самостоятельная работа по образцу

    9.

    7.

    04

    Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы».

    Альбомная бумага

    бумагопластика

    Знать    понятие «пропорция»; технику выполнения оригами.                                    

     Уметь работать в технике оригами и   бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.                      

    10.

    14.

    04

    Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. «Весна идет».

    Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна.

    Знать понятия «ритм линий», «пятно»; правила рисования с натуры.                                        

      Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью оттенков                        

    Создание декоративных композиций

    Текущий. Ответы на вопросы.

    11.

    21.04

    «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

    Виды и жанры изобразительных искусств. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Многообразие материалов и сфера их использования.

    Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России.                                        Уметь  высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства.                        

    Ручной, механизированный и автоматизированный труд.

    Текущий , игровые задания, самостоятельная работа по образцу.



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Программа по изобразительной деятельности для  2 «А»  класса ГС(К)ОУ для обучающихся (воспитанников) с нарушением развития 3-4 вида «Петровск-Забайкальского школы-интерната для слепых и слабовидящих детей» на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по ИЗО и программы по изобразительному искусству автора Б.М. Неменского. . Данная программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся, большинство учащихся названного класса работоспособны, с развитой учебной мотивацией по предмету. Способности по рисованию находятся на среднем уровне. 50%  учащихся со слабым зрением, медлительны. При нарушении зрения, а у отдельных школьников сочетающимся с другими нарушениями центральной нервной системы, наблюдается обеднение предметных и пространственных представлений, обнаруживаются задержки ориентации при выполнении движений. В работе с ними необходим дифференцированный подход обучения, это отражается при работе с дидактическим материалом,  умственной работоспособности учащихся. В классе должна продолжаться работа расширением предметных и пространственных представлений, развитиемпознавательных процессов. Также программа направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
       Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.


    Цели курса.

    1. развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

    Задачи курса:

    1.  расширение художественно-эстетического кругозора;
    2.  приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
    3. освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
    4. создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
    5.  освоение простейших технологий дизайна и оформления;
    6. воспитание зрительской культуры.

    Место предмета в базисном плане.


            В соответствии с базисным учебным планом реализация программы по ИЗО отведено 1 час в неделю (34 часа в год).
    Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

    Результаты обучения и развития учащихся

    К концу учебного года учащиеся должны иметь 

    1. представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание.
      По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь:
    2. представление об архитектуре как виде искусства,
    3. о воздушной перспективе и пропорциях предметов,
    4. о прообразах в художественных произведениях.

      Должны знать:
    5.  холодные и теплые цвета, свойства графики;
    6. виды изучаемых материалов и их свойства;
    7. законы цветоведения.

      Должны уметь:
    8. выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;
    9. реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;
    10. под контролем учителя проводить анализ образца (задания),
    11. планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
    12. самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
    13. оценивать качество выполненной работы с точки зрения соответствия ее художественному замыслу;
    14. ориентироваться в художественных тенденциях искусства эпохи Средневековья и Возрождения.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. самостоятельной творческой деятельности;
    2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
    3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
    4. овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

    Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

    1. Активность участия.
    2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    4. Самостоятельность.
    5. Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы

    1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

    Формы контроля уровня обученности

    1. Викторины
    2. Кроссворды
    3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
    4. Тестирование

    Содержание программы  34 ч.

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    1

    Чем и как работают художники.

    8

    2

    Реальность и фантазия

    7

    3

    О чем говорит искусство

    8

    4

    Как говорит искусство

    11

    Итого:

    34

    Чем и как работают художники (8 ч.) Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным.

    Реальность и фантазия (7 ч.)  Изображение и реальность.  Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.

    О чем говорит искусство (8 ч.) Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

    Как говорит искусство (11 ч.) Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий.

    Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.

    Используемый УМК:

    Программа

    Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

    Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

    Учебник

    Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для второго класса начальной школы. М.: Просвещение, 2007, 144 с.

    Е.И. Коротеева. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь

    Б.М. Неменский Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства

     

    Дидактические средства для учащихся

    Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. Твоя мастерская. Пособие для учащихся второго класса начальной школы. М.: Просвещение, 2008, 48 с.

    Методическая литература

    Б.М. Неменский Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства. 2 класс. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа ФГОС рисование

    Рабочая программа ФГОС. Детское объединение "Волшебная школа рисования". Рабочая программа для первых и вторых классов....

    Индивидуальная рабочая программа по рисованию. Коррекционная школа 8 вида.

    Индивидуальная рабочая программа по рисованию. Коррекционная школа 8 вида....

    рабочая программа по рисованию

    изобразительное искусство 3 класс...

    Рабочая программа по рисованию

    Рабочая программа по рисованию для 4 класса к учебнику Неменской Л.А. Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа по рисованию 2 класс ОВЗ

    Программа разработана на основе "Программы МО РФ для специальных (коррекционных) ОУ В.В.Воронковой"...

    Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по рисованию  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Адаптированная рабочая программа по рисованию

    Адаптированная рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с РАС...