Рабочая программа по изобразительному искусству - 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Программа "Начальная школа 21 века", 4 класс, окружающий мир, рабочая программа
Программа "Начальная школа 21 века", 4 класс, изобразительное искусство, рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kasparova_-_rp_okr._mir_4_kl..doc | 221.5 КБ |
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/moya_rp_po_izo.docx | 82.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе авторской базовой программы курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.).
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему человеческих отношений. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек – природа – общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и творческая деятельность» и др.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучении; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация знаний предполагает их отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям – о творческой деятельности людей, научных открытий, литературе, архитектуре, искусстве и т.п.
- Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в музеи и т.п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты первоклассник», «Твоё здоровье», «Кто ты такой», «Земля – наш общий дом», «Человек – биологическое существо».
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Мы и вещи», «Кто живёт рядом с тобой», «Каким был человек в разные времена», «Человек и общество».
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа», «Мы жители земли», «Земля – наш общий дом», «Человек – биологическое существо».
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое», темами: «Каким был человек в разные времена», «Как трудились люди в разные времена».
С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе проводится перечень экскурсий и практических работ.
«Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса. Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил за предыдущие годы обучения и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):
называть (приводить примеры):
-признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
-основные органы и системы органов человека и их функции;
-правила здорового образа жизни;
-права гражданина и ребёнка в России;
-основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый т последний императоры);
-народы, населяющие Россию;
Различать (соотносить):
-год и век, арабские и римские цифры;
-искусственные тела (изделия) и тела природы;
-полезные и вредные привычки;
-эмоциональные состояния и чувства окружающих(страх, радость) и др.);
-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ¸причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
-узнавать по тексту¸ к какому времени относится это событие(в соответствии с программой);
-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
-объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребёнка»;
-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения ( в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
-работать с географической и исторической картами; выполнять задания по контурной карте, представленные в рабочей тетради.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (блока), темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Формы контроля | |
Контрольные работы | Проверочные работы | ||||
1 | Введение | 1 | 1 четв. | ||
2 | Человек – живое существо (организм) | 30 | 1-2 четв. | 1т 1т | |
3 | Человек и общество, в котором он живёт | 37 | 3-4 четв. | 1т 1 | 1 1 |
4 | Практические работы | (в 10 ур.) | в течение года |
Содержание программы:
Введение (1ч)
Человек — часть природы. Природа — источник сущест вования человека. Зависимость жизни и благополучия чело века от природы.
Человек — живое существо (организм) (30 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организ ма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и ук репление опорно-двигательной системы. Движения и физ культура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения), Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Зна чение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организ ме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в орга низме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Ох рана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. От рочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание свое го организма — условие здоровья и эмоционального благопо лучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представ ление о гриппе, аллергии и др.).
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отноше ния человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Пра вила поведения во время болезней.
Человек и общество, в котором он живет (37 ч)
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и жи вотных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности распо ложения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, ис тория и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек и культура. Человек — творец культурных цен ностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказыва ют летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные кни ги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в Рос сии. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотеч ного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси, Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ре месла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страни цы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, ком позиторов, художников (В.А. Жуковский,. А.Н. Плещеев, I I.A. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Че хов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебаш ня и др.). Произведения художников России (А.А. Плас тов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композито ры и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгород ские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Монома ха. Первые книги по истории России.
Правители Древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и по беда над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Кули ковская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения совет ской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского наро да с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожар ский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Васили са Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художест венный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школь ника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с задания ми в учебнике и рабочей тетради).
Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
- Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
- Индивидуальный опрос.
- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
- Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.
- Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:
- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
- Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература:
1.Учебник
Окружающий мир. 4 класс.Ч.1, 2; Автор Н.Ф.Виноградова
2.Рабочие тетради
Окружающий мир. 4 класс №1, №2 Автор Н.Ф.Виноградова
Дополнительная литература:
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Окружающий мир/ Авт.- сост. Л.Л. Семаго; Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.- 544с.
Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания/ О-49 авт. – сост. Г.Т. Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2009.-138 с.
Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы/Н.Г. Белицкая, а.О.Орг.-5-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2009.-128с.- (Школьные олимпиады)
Оборудование:
Таблицы и учебно – наглядные пособия.
Что нас окружает.
Части растений.
Деревья, кусты, травы.
Лиственные и хвойные растения.
Грибы.
Лето. Осень. Зима. Весна.
Насекомые.
Перелётные птицы.
Зимующие птицы.
Дикие звери.
Размножение растений.
Лекарственные растения.
Ядовитые растения. Смешанный лес.
Растения нашей Родины.
Животный мир нашей Родины.
Географические карты
План местности. Условные знаки.
Природные зоны.
Карта полушарий
Физическая карта СССР
Карта мира.
Российская федерация.
Белгородская область.
Глобус.
Приложение №1
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру
4 класс (68 часов) 2012-2013 учебный год
№ ур. | Наименование раздела и темы урока | Часы учеб. врем | Дата | Примечан. | Характеристика учебной деятельности учащихся | ||||||
По план | Факт | ||||||||||
1 четверть (16 часов) | |||||||||||
1 | Введение (1 час) Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. | 1 | 0.09 | (не отражено в учебнике) | Фронтальная и парная работа. Обоснование зависимости жизни человека от природы | ||||||
Человек – живое существо (организм) (30 часов) | |||||||||||
2 | Организм человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. | 1 | 0.09 | с.6-10 | Просмотр учебного диафильма. Выводы по содержанию | ||||||
3 | Опорно-двигательная система. Скелет – опора человека. | 1 | 0.09 | с.10-13 | Практическая работа в парах | ||||||
4 | Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. | 1 | 0.09 | с.13-16 Сообщения учащихся. «Кости и мышцы необходимо укреплять» | Практическая работа. Выполнение комплекса утренней гимнастики | ||||||
5 | Пищеварительная система, её органы и значение. Зубы, правила ухода за ними. | 1 | .09 | с.16-19 Сообщения учащихся «Значение питания в жизни растений, животных, человека». | Работа в парах. Составление меню на день. Составление памятки «Уход за зубами и полостью рта» | ||||||
6 | Дыхательная система. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. | 1 | .09 | С.19-21 Составление памятки «Охрана органов дыхания» | Фронтальная работа. | ||||||
7 | Кровеносная система. Ее органы. Кровь, её значение. | 1 | .09 | С.22-24 | Выполнение теста. взаимоконтроль | ||||||
8 | Сердце – главный орган кровеносной системы. Профилактика заболеваний. | 1 | .09 | С.24-25 Практическая работа «Подсчёт пульса» | Практическая работа «Подсчёт пульса» | ||||||
9 | Органы выделения. Их роль в организме. | 1 | .09 | С.25-27 | Самостоятельная работа по добыванию информации из различных источников информации. | ||||||
10 | Кожа, её строение и значение. Защита кожи. Закаливание. | 1 | .09 | С.27-29 Составление памятки «Охрана кожи» | Практическая работа «Первая помощь при повреждении кожи» | ||||||
11 | Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения. | 1 | .10 | с.30-33 | Практическая работа – игровые упражнения «Правила охраны зрения» | ||||||
12 | Слух. Гигиена слуха. Обоняние | 1 | .10 | С.33-37 | Составление памятки «Гигиена слуха» | ||||||
13 | Вкус, осязание. Их роль в жизни человека. | 1 | .10 | с.37-39 | Составление памятки» Охрана органов обоняния и вкуса» | ||||||
14 | Урок повторения и обобщения. Контрольная работа по теме «Человек – живое существо» (тест) | 1 | .10 | с.30-39 | Сообщения учащихся «Наши органы чувств», «Органы чувств животных» | ||||||
15 | От эмоций к чувствам. Умение управлять своими эмоциями. | 1 | .10 | с.40-45 | Сообщения учащихся «Правила управления эмоциями» | ||||||
16 | Внимание, его роль в жизни человека. | 1 | .10 | с.45-47 | Самостоятельная работа по добыванию информации из различных источников информации. | ||||||
2 четверть (16 часов) | |||||||||||
17. | Память, речь, мышление. Условия их развития. | 1 | .11 | с.47-48 (частично отражено в учебнике) | Работа в парах | ||||||
Ты и твое здоровье. | |||||||||||
18. | Здоровье человека. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. | 1 | .11 | с.50 | Сообщения учащихся «Здоровый образ жизни» | ||||||
19. | Режим дня школьника. Здоровый сон. | 1 | .11 | с.51-53 | Практическая работа «Составление режима дня школьника для будней и выходных» | ||||||
20.
| Правильное питание. | 1 | .11 | с.53-56 | Практическая работа «Составление меню школьника» | ||||||
21. | Закаливание. | 1 | .11 | с.56-62 | Работа в парах | ||||||
22. | Вредные привычки. | 1 | .11 | с.63-66 | Сообщения учащихся | ||||||
23. | Контрольная работа по теме «Как устроен и работает организм человека». | 1 | .11 | Самостоятельное выполнение заданий | |||||||
24. | Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг. Работа с компьютером. | 1 | .12 | с.66-72 | Просмотр презентации. Выводы | ||||||
25. | Опасности улиц и дорог. | 1 | .12 | с.72-77 | Составление памяток для пешехода | ||||||
26. | Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Ядовитые растения и грибы. | 1 | .12 | с.78-83 | Групповая и парная работа | ||||||
27. | Детские болезни (грипп, аллергия и др.) | 1 | .12 | с.83-86 | Сообщения учащихся | ||||||
28. | Помощь при головных болях, болях в животе, носовых кровотечениях. Домашняя аптечка. | 1 | .12 | с.86-88. | Практическая работа «Оказание первой помощи при несчастных случаях» (обработка ран, наложение повязок, компрессов) | ||||||
Человек – часть природы. | |||||||||||
29. | Отличие человека от животных. Предшественники человека. | 1 | .12 | с.90-93 | Самостоятельный поиск ответов на вопросы | ||||||
30. | От рождения до старости. Почему пожилым людям нужна твоя помощь. | 1 | .12 | с.93-100 | Выполнение творческих работ | ||||||
Человек среди людей. | |||||||||||
31. | Качества культурного человека. Умение общаться. Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. | 1 | .12 | с.100-122 (Нетрадицион ная форма проведения урока) | Инсценирование | ||||||
Человек и общество, в котором он живет (37 часов) | |||||||||||
Родная страна: от края до края. | |||||||||||
32. | Экскурсия в краеведческий (художественный ) музей. | 1 | .12 | наблюдение | |||||||
3 четверть (21 час) | |||||||||||
33. | Природные зоны России. Арктика (растительный и животный мир, труд и быт людей) | 1 | .01 | с.6-9 Сообщения по теме | Наблюдение, выводы | ||||||
34. | Тундра (растительный и животный мир, труд и быт людей) | 1 | .01 | с.9-14 Сообщения по теме | Наблюдение, выводы | ||||||
35. | Тайга (растительный и животный мир, труд и быт людей) | 1 | .01 | с.14-21 Сообщения по теме | Наблюдение, выводы | ||||||
36 | Смешанные леса (растительный и животный мир, труд и быт людей) | 1 | .01 | с.21-23 Сообщения по теме | Наблюдение, выводы | ||||||
37. | Степь (растительный и животный мир, труд и быт людей) | 1 | .01 | с.23-25 Сообщения по теме | Наблюдение, выводы | ||||||
38. | Пустыня. Влажные субтропики. Проверочная работа по теме «Природные зоны России». | 1 | .01 | с.25-28 Сообщения по теме | Наблюдение, выводы | ||||||
Почвы России. | |||||||||||
39. | Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв. Охрана почв. | 1 | .02 | с.29-32 Практическая работа «Свойства почвы» | Сообщения учащихся «Образование почвы, охрана почв» | ||||||
Рельеф России. | |||||||||||
40. | Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина. | 1 | .02 | с.32-38 | Практическая работа с картой | ||||||
Как развивались и строились города. | |||||||||||
41. | Особенности расположения Древних городов. История и происхождение названий. | 1 | .02 | с.38-46 Экскурсия в один из музеев города. | Наблюдение, выводы | ||||||
Россия и её соседи. | |||||||||||
42. | Япония, Китай. | 1 | .02 | с.47-50 Сообщения по теме | Поиск информации | ||||||
43. | Финляндия, Королевство Дания. Какие расы живут на Земле. | 1 | .02 | с.50-54 Сообщения по теме | Поиск информации | ||||||
Человек и культура | |||||||||||
44. | Человек – творец культурных ценностей. | 1 | .02 | с.56-57 Экскурсия по городу | Наблюдение, выводы | ||||||
45. | О чём рассказывают летописи. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. | 1 | .02 | с.57-61 | Сообщения по теме «Летописцы» | ||||||
46. | Школы, книги, библиотеки в разные времена. Первые печатные книги. Иван Федоров. | 1 | .03 | с.62-67 Сообщения по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» | Просмотр презентации, выводы | ||||||
47. | Просвещение в России при Петре 1. Контрольная работа по теме «Человек и культура» (тест) | 1 | .03 | с.67-70 Сообщения по теме | Самостоятельная работа на уроке | ||||||
48. | Просвещение во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. | 1 | .03 | с.70-73 Сообщения по теме | Сообщения учащихся | ||||||
49. | Школа и образование в 19 веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела. | 1 | .03 | с.73-75 | Сообщения по теме «Образование в Советской России» | ||||||
Искусство России в разные времена | |||||||||||
50. | Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя икона. Андрей Рублев. | 1 | .03 | с.75-79 | Наблюдение, выводы | ||||||
51. | Художественные ремесла и музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. | 1 | .03 | с.79-85 | Наблюдение, выводы | ||||||
52. | Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. | 1 | .03 | с.85-87 | Наблюдение, выводы | ||||||
53. | Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров. | 1 | .04 | с.88-92 Возможна экскурсия в музей М.С. Щепкина | Наблюдение, выводы | ||||||
4 четверть (15 часов) | |||||||||||
Искусство России 19 века | |||||||||||
54. | «Золотой век русской культуры». «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. | 1 | .04 | с.92-96 Сообщения по теме | Наблюдение, выводы, пересказ | ||||||
55. | Творчество поэтов, писателей 19 века. | 1 | .04 | с.96-102 (интегрированный урок окружающий мир – литературное чтение) | Чтение стихотворений наизусть | ||||||
56. | Композиторы 19 века. Михаил Иванович Глинка, П.И. Чайковский | 1 | .04 | с.102-106 (интегрированный урок окружающий мир – музыкальное искусство) | Прослушивание музыки, обсуждение услышанного | ||||||
57. | Художники 19 века. Проверочная работа по теме «Искусство России 19 века» | 1 | .04 | с.106-114 (интегрированный урок окружающий мир – изобразительное искусство) | Самостоятельная работа учащихся | ||||||
Искусство России 20 века | |||||||||||
58 | Творчество архитекторов. Творчество художников России. | 1 | .04 | с.115-120 Возможна экскурсия в художественный музей | Наблюдение, выводы, обсуждение увиденного | ||||||
59. | Поэты 20 века. Детские писатели и поэты. | 1 | .04 | (тема не отражена в учебнике) Возможна экскурсия в литературный музей | Наблюдение, выводы, обсуждение увиденного и услышанного | ||||||
60. | Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр. | 1 | .04 | (тема не отражена в учебнике) Возможна экскурсия в музучилище | Наблюдение, выводы, обсуждение увиденного | ||||||
Человек – защитник своего отечества. | |||||||||||
61. | Человек – воин. Войны в Древней Руси. Александр Невский. Боги войны. | 1 | .05 | с.122-126 | Практическая работа с историческими картами | ||||||
62. | Монгольское иго. Куликовская битва. Борьба русского народа с польскими захватчиками в 18 веке. | 1 | .05 | с.126-128 | Практическая работа с историческими картами | ||||||
63. | Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Партизанская война 1812 года. | 1 | .05 | с.128-129 | Слушание, просмотр диафильма, обсуждение информации | ||||||
64. | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. Сталинградская битва. | 1 | .05 | с.130-136 | Работа в парах и группах | ||||||
65. | Великая Отечественная война 1941-1945 г. Танковое сражение на Курской Дуге. Помощь тыла фронту | 1 | .05 | Экскурсия в музей-диораму | Наблюдение, выводы, обсуждение увиденного | ||||||
66. | Великая Отечественная война 1941-1945 г. Наступление и победа советского народа. | 1 | .05 | с.137-138 | Наблюдение, выводы, обсуждение увиденного | ||||||
Гражданин и государство. | |||||||||||
67. | Контрольная работа «Человек и общество, в котором он живёт» Правители древнерусского и российского государства. | 1 | .05 | с.140-141 | Самостоятельное выполнение заданий | ||||||
68. | Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России. | 1 | .05 | с.141-146 | Сообщения учащихся |
Приложение №2
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки: Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- Неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- Ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- Незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
- Неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- Преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
- Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- Отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- Неточности при нахождении объекта на карте.
Приложение №3
Контрольная работа по теме
«Как устроен и работает организм человека»
Задание 1. Напиши, что отличает живой организм от тела неживой природы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Отметь, что входит в нервную систему.
- Головной мозг
- Печень
- Спинной мозг
- Нервы
- Скелет
Задание 3. Напиши, что входит в пищеварительную систему.
_______________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Отметь, правильно ли высказывание.
Кровь движется по кровеносным сосудам по кругу: она вытекает из сердца по артериям, а возвращается по венам. (да, нет)
Задание 5. Сколько у человека органов чувств?
_________________________________________________________________
Задание 6. Отметь, чем человек отличается от животных.
- многое умеет делать руками.
- строит жилища и добывает пищу.
- умеет мыслить и говорить.
- умеет делать различные машины и орудия труда.
- умеет говорить: писать стихи, сочинять музыку, рисовать.
Задание 7. Напиши, какие условия необходимы для роста и развития ребёнка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Напиши привычки, которые разрушают здоровье человека.
__________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по теме
«Человек и общество, в котором он живёт»
Задание 1. Приведи пример какого-нибудь литературного памятника.
____________________________________________________________
Задание 2. Отметь правильный ответ: О чём рассказывают летописи?
- Летописи рассказывают о событиях, которые происходят в стране сейчас.
- Летописи рассказывают о событиях очень далёкого прошлого.
Задание 3. Напиши фамилию первого русского печатника.
____________________________________________________________
Задание 4. Напиши, кого называли скоморохами.
____________________________________________________________
Задание 5. Каких композиторов 19 века ты знаешь?
_____________________________________________________________
Задание 6. Каких писателей 19 века ты знаешь?
_____________________________________________________________
Задание 7. Кого объединяло Товарищество передвижников? Отметь правильный ответ.
- художников
- композиторов
- писателей
Задание 8. Закончи предложение.
Отечественная война против армии Наполеона была в _____ веке.
Задание 9. Напиши, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.
_________________________________________________________________
Задание 10. Напиши, какие ты имеешь права.
_________________________________________________________________
Задание 11. Напиши, какие обязанности имеет гражданин России.
_________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1. | Виды художественной деятельности. |
| 64 ч. | 5 ч. | 18 ч. | 18ч. | 23 ч. |
2. | Азбука искусства. Как говорит искусство? |
| 71 ч. | 28 ч. | 16 ч. | 16 ч. | 11 ч. |
Итого: | 135 ч. | 135 ч. | 33 ч. | 34ч. | 34 ч. | 34 ч. |
Общая характеристика учебного предмета.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной.
форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про- граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип пот родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по- вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение
творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- ~ же способность к осознанию своих собственных переживаний, i своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз- мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития,курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного _зыка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса —« Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса —« Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице 1е, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса —« Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания. '~ выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
4.Место предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 135 ч.( 1 класс-33 ч., 2-4 класс – 34 ч.)
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса.Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
6.Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание программы 4 класс -34 часа
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). 4 класс -34 часа.
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Приложение №1
Календарно - тематическое планирование
по изобразительному искусству 4 класс (136 часов)
2012-2013 учебный год
4 класс 34 часа
9. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд | ||
Печатные пособия | ||
Технические средства | ||
Экранно – звуковые пособия | ||
Игры и игрушки | ||
Оборудование класса | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...