Урок ИЗО 3 класс
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 3 класс) по теме

Гришина Елена Адольфовна
Методическая разработка урока ИЗО для третьего класса по теме: «Монотипия как основа изображения пейзажа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_3_klass.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ИЗО для третьего класса  по теме: «Монотипия как основа изображения пейзажа»

        Гришина Елена Адольфовна МОУ СОШ №5

Технология: методика РО

Цели: Создать условия для развития полноценного восприятия  окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально- эстетического отношения  к исследуемому предмету, явлении. Сформировать навык работы в технике монотипии.

Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти,

Эстетического восприятия формы, цвета, композиции. Совершенствование мелкой моторики рук ребенка.

Способности и склонности детей 7-10 лет очень трудно выявить. И не всегда выдающиеся умственные способности ребенка являются гарантом его будущего таланта. Высокое развитие тех или иных способностей может оказаться временным. Переходным, поскольку наряду с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень происходит ограничение, а то и утрата некоторых детских способностей. Поэтому в начальной школе резонно говорить об общем развитие школьников. Каждый из предметов школьного цикла имеет огромные возможности для развития интеллекта. Но особенно хотелось обратить внимание на уроки ИЗО и труда. Возможности этих уроков в процессе интеллектуального развития младших школьников еще не изучены. Поскольку в начальной школе все-таки отдается приоритет урокам математики, русского языка, чтения, то есть основным дисциплинам. Поэтому уроки ИЗО и труда, хотя имеют и свои часы, и программу, отошли на второй план. Долгое время основной задачей этих предметов оставалось только развитие навыков и умений. При этом забывают об ИЗО и труде, как о предметах, которые играют одну из первостепенных ролей духовном  формировании ребенка, в развитии его способностей и становлении его культурной образованной личности. Не говоря уже об элементарном влиянии рисования и труда на обучение по другим предметам. Ведь ребенок который хорошо владеет карандашом, лепит, вырезает- быстро и красиво пишет, его кисть лучше развита.А развитие кисти -это развитие мозга. ИЗО развивают пространственное воображение, абстрактное мышление, а эти умения необходимы для успешного обучения математике. ИЗО  учит ребенка выражать свои чувства и мысли .А без этого невозможно  ни написать обыкновенное школьное сочинение, ни тем более обсудить литературное произведение. Чтобы урок превратился в сказку, в путешествие по картинной галерее, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок. Поэтому уроки ИЗО целесообразно интегрировать с чтением, музыкой, МХК, трудовым обучением. Необходимость изучения и решения данной проблемы и послужило толчком для данного открытого урока.

Данный урок является итоговым уроком (система Д.Эльконина -В.Давыдова 1-4), до этого было проведено 3 урока в 3 классе,  которые являлись определенной базой знаний.

На 1 уроке ребята познакомились с образом дерева в разное время года

2 урок построение композиции, силуэтная графика

3 урок  с техникой монотипия.

Организуя работу на уроках ИЗО. В первую очередь обращаю внимание на недостатки биологического развития у учащихся, (дефекты зрения, слуха соматическая ослабленность), в последнее время много леворуких детей.

На уроках провожу разные виды упражнений (массаж, физминутки, пальчиковую гимнастику, рисование в воздухе, упражнения на листках и т.д.). Упражнения становятся той деятельностью, в процессе которой формируются (учебная мотивация) художественные умения (т.е. умения - есть знание в действие, это работа карандашом, кистью), которые в дальнейшем постепенно автоматизируются и перерастают в навыки. При приведении упражнений я должна заботиться о том, чтобы обеспечить в деятельности детей взаимодействие различных факторов: зрения, слуха, моторики.

Система РО построена так, что затрагивает все модальности учащихся (визуалы, кинестетики, аудиалы).

Подбор заданий согласно их содержанию, объема, дозировки осуществлялся дифференцированно на основе учета возрастных особенностей учащихся. Все этапы урока взаимосвязаны, имеют логическую завершенность. В течение всего урока осуществлялось формирование познавательного интереса учащихся, активизация их мыслительной деятельности различными средствами. Это и создание ситуации успеха, использование наглядности, работа с художественными  терминами ,игровых моментов, разнообразных видов деятельности на уроке, эмоциональность и психологический настрой и установка.

Высокая организация каждого этапа урока, скоординированная работа всего класса способствовали развитию интеллектуальных эмоций и чувства  радости познания, удовлетворенности собой и сделанной работой, развитию творческих способностей учащихся.

Мои наблюдения за учащимися позволили сделать вывод, что все учащиеся умеют работать отведенное время с оптимальной работоспособностью, учатся выполнять организаторские функции, учет взаимоконтролю и рефлексии через индивидуальную деятельность, адеквацию корректности.

Анализ выполнения задания показал, что учащимися усвоены основные базовые понятия темы, они умеют применять теоретические знания на практике.

Все поставленные задачи на уроке реализованы полностью.

 

Урок ИЗО по теме: «Монотипия как основа изображения пейзажа»

Тема коллективной работы: Составление фантастических панно для украшения интерьера.

Форма организации   деятельности: совместно-индивидуальная.

Принцип организации коллективной композиции: мозаика из картинок.

Цели:

– сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;

– познакомить с одним из видов оформления интерьеров – монотипией.

– развивать художественные навыки при выборе цветового решения  в технике монотипия.

– формировать у учащихся положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать;

– расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя;

– воспитывать патриотическое отношение к деятельности художников в окружающей жизни. 

Оборудование:

Для учителя: образцы изделий современного декоративного искусства.

Для учащихся: стекло, кисти, акварельные краски, баночки с водой.

Оформление доски: тема урока. Слова:  интерьер, живопись, пейзаж, цвет, монотипия, силуэт. Образцы изделий современного декоративного искусства, инструктаж выполнения практической работы.

Ход урока:

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

2.Повтор пройденного материала

3 Изложение нового материала

3.1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством. Монотипия.

3.2. Показ образцов изделий современного декоративного искусства.

– Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.

– Что означает слово “ интерьер “?

( Внутреннее убранство здания, помещения.)

– А люди какой профессии занимаются интерьерами ?

( Художники и дизайнеры.)

В отличие от народных мастеров, которые связаны в своем творчестве традициями, передаваемыми из поколения в поколение, современный художник – прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.

3.3. Что такое живопись, цвет

Живопись-это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Живопись означает писать жизнь. Писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность.

Цвет-это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Когда будете выполнять работу,  придерживайтесь принципа цветовой гармонии, и ваши рисунки  получатся действительно красивыми. Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только черно-белым. Какая унылая, однообразная  и непривычная картина получится .Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что  зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели. Даже воздух по-разному окрашивает, дали лесов или гор, помогает нам ориентироваться в пространстве. В различное время дня в зависимости от цвета освещения изменяются оттенки неба, земли и воды. В сумерки наиболее  яркими кажется зеленый цвет. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелено- голубые цвета светлеют. Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета.

С древних времен цвет тесно связан с жизнью человека. К примеру, в Древней Греции была разработана целая система, в которой гласные звуки древнегреческого языка и ноты соответствовали определенным цветам:

-альфа-до-красный

-эпсилон - ре-оранжевый

-эта-ми-желтый

-иота-фа-зеленый

-омикрон-соль-голубой

--ипсилон-ля-синий

-омега-си-фиолетовый

Писатель Владимир Набоков даже каждую букву алфавита соотносил с определенным цветом .

« Такова моя азбучная радуга » (ВЕЕПСКЗ)

В-красный. Е-оранжевый  Ё-желтый. П-зеленый. С-голубой К-синий.  З - фиолетовый.

Наука о цвете возникла очень давно .Еще в 4 веке до н.э ученый Аристотель в Древней Греции пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления.

3.4. История создания техники монотипия

Монотипия (от греч. monos — один и typos — отпечаток) — вид печатной графики, в которой краски наносятся от руки на совершенно гладкую поверхность металлической доски; единственный уникальный отпечаток получается под давлением станка. Монотипия отличается тонкостью цветовых соотношений и напоминает акварель.

                                                         

         Вечер        Новый год

               

Одной из простейших графических техник считается монотипия.
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Отсюда и название - монотипия (от греческого  monos -  один, единый и tupos - отпечаток). Количество  красок в монотипии - любое.
Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советуем использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Попробуйте нарисовать и отпечатать осенний или летний пейзаж, букет цветов в вазе...
Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге - ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной писчей бумаги.
Монотипию могут освоить дети младшего детсадовского возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Малышам доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщатся к "таинству" работы с красками, водой, бумагой - основными орудиями труда художника-графика.
Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.

Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью или масляной краской на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните... Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.

Показ последовательности выполнения осеннего пейзажа методом “монотипия”.

Нанести рисунок на одну половину листа, осторожно свернуть лист пополам и разгладить его. Открыв лист, дети увидят, что все их изображение “окунулось” в воду, отразилось в ней.

— Вот какие чудеса встречаются в природе. Вода, как зеркало. Когда работа подсохнет ее нужно дописать техникой письма по сухому (деревья, кустарники)

4. Практическая работа.

 4.1. Инструктаж безопасности при работе.

4.2. Предупреждение ошибок.

 4.3. Работу  можно  выполнять в пар или самостоятельно.

 4.4. Получение фона при помощи техники монотипия. Выбор основной гаммы цветов На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.

Прижми и отпечатай  - основные приемы работы в этой технике - монотипия.

На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге — делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Можно прокатать и фото валиком. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один (рис. 3).

Рис. 3 Техника выполнения монотипии.

 

Отсюда и название — монотипия (от греческих слов monos — один, единый и typos — отпечаток). Количество красок в монотипии — любое. И не гонитесь сразу за многоцветьем. Лучше сначала поработать двумя или даже одной краской.

Влажный оттиск оставьте просыхать на столе. Его можно прикрепить кнопками, к специальной деревянной доске или же повесить сохнуть на веревку, прикрепив прищепкой. Так сушат фотоотпечатки.

Постарайтесь вглядеться в оттиск  увидеть в них звезды и цветы. Узоры могут вызвать ассоциации с диковинными глубоководными рыбами или моллюсками, с причудливыми созвездиями на ночном небе, облаками, кристаллами или раковинами.

Физминутка. Ремонт дома использование техники монотипия.

4.5. Рисование пейзажа ( силуэт)

Пейзаж (фр. Местность, страна, родина)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида , местности.

Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи. Картины, в которых главным было изображение природы, стали создавать  в Голландии в 17 веке. Жанр пейзажа не только говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещение, но и передать чувства и настроение. В основе любого пейзажа лежит реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное-это индивидуальность художника. Он рисует не всегда так, как в натуре, а передает свое внутреннее ощущение состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Мы будем рисовать пейзаж при помощи силуэта. Силуэт- плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики .Силуэт подобен тени объекта. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.

.5. Итог урока. Обсуждение выставочных работ.

– О каких видах современного декоративного искусства вы узнали впервые?

– Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

(Для оформления интерьеров здания.)

Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно, какие были разногласия при работе в паре.

– Как изменилось бы помещение?

Лучшими работами ребята украшают свой кабинет, коридоры школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...