Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Фетискина Евгения Анатольевна

Рабочая программа по ИЗО для 1 класса, УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izo_.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

      Пояснительная записка

Обучение изобразительному искусству – целенаправленный процесс формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, потребности и способности творить «по законам красоты». Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием.

Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.

   Рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству, Федеральных государственных    стандартов общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

       

         Цели курса.

         Содержание программы соответствует следующим целям:

- приобщение школьников к миру изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;

- воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

        Задачи курса.

  1. ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства,
  2. сформировать у детей:

             - интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну,

             - эстетическое восприятие произведений искусства,

            - представления о видах и жанрах изобразительного искусства,

            - представление об архитектуре как виде искусства,

            - представление о дизайне как виде искусства,

            - представление об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства..

  1. обучить детей:

- пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности  произведений искусства;

- теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

- способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры  человека на плоскости или в объеме;

- основам народного и декоративно-прикладного искусства;

- основам дизайна;

- основным средствам художественной выразительности

-элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

  1. развить у школьников:

- способность выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;

          - творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления,   изобразительные способности;

 - эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

     

Специфика программы.

Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна.

    Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

               = приобщение к искусству, как духовному опыту поколений,

               = овладение способами художественной деятельности,

               = развитие творческой одарённости ребёнка.

Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам. Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературного чтения, с окружающим миром, математикой, технологией. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). В программе использованы различные виды арт-терапии. Это, прежде всего, цветотерапия и сказкотерапия. Особенностью программы является предложение осуществить во внеклассной работе разнообразную проектную деятельность.

Основные содержательные линии.

- «Мир изобразительного искусства»

- «Мир народного и декоративного искусства»

- «Мир дизайна и архитектуры»

Эти  содержательные линии реализуются через конкретные, взаимосвязанные темы блоков уроков.

Структура программы.

Мир изобразительного искусства.

Тема «Королевство волшебных красок». Беседы об изобразительном искусстве. Живопись. Основы художественного языка («Азбука цвета», «Азбука формы», «Игры с пространством», Творческая мастерская).

Тема «В мире сказок». Беседы об изобразительном искусстве. Основы художественного языка («Игры с пространством», «Азбука цвета»). Творческая мастерская. Вариативные творческие задания для учащихся. Проектная деятельность.

Мир народного и декоративного искусства.

Тема «В гостях у народных мастеров». Беседы о народном искусстве. Основы художественного языка («Азбука форм», «Азбука цвета», Творческая мастерская, «Красавица матрёшка»). Вариативные творческие задания для учащихся. Проектная деятельность.

 Мир дизайна и архитектуры.

Тема «В сказочной стране Дизайн». Беседы о дизайне. Основы художественного языка («Азбука формы», «Азбука цвета», Творческая мастерская).  Беседы об архитектуре. Вариативные творческие задания для учащихся. Проектная деятельность.

             Основные требования к результатам.

Личностные: готовность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития представлений о роли искусства в жизни человека, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства и окружающего мира,  их оценки  (выражения собственного мнения); формирование нравственных и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства, познавательный интерес к предмету.

Метапредметные: овладение основами логического мышления, способность выявлять с помощью сравнения  отдельные признаки, характерные для сопоставления художественных произведений, устанавливать аналогии, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видам; анализировать результаты собственной и коллективной работы; работать в группе, учитывая мнение партнёров.

Предметные: учащиеся научатся работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при выполнении заданий по лепке и дизайну; использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши); элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа); передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; смешивать основные цвета и получать составные, подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки и др.).  

         

Формы организации учебного процесса.

Наряду в основной формой (уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям; интегрированные уроки с музыкой.  Предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. Выполнение домашнего задания является вариативным. Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству, включающей разнообразную проектную деятельность.

Итоговым контролем является текущий контроль, по изучению каждого основного раздела,  тематические выставки по изучаемым темам того или иного раздела программы.

Объем и сроки изучения

   На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего - 33 часа:

I четверть – 8 ч.

IIчетверть – 8 ч

IIIчетверть – 9 ч

IVчетверть – 8 ч

Тематическое планирование по изобразительному искусству

1 класс

УМК «Планета Знаний»

Содержание курса

Тема

Характеристика
деятельности учащихся

Материалы, инструменты. Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета. Последовательность рисования. Приемы: вливание цвета в цвет, наложения цветов.

Приемы: примакивание, раздельный мазок, смешение цветов.

Прием набрызга краски.

Знакомство с жанром натюрморт и картинами художников этого жанра

Знакомство с творчеством художников –пейзажистов, анималистов. Рисование с натуры. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

Представление о роли фантазии в искусстве.  Отработка графических навыков, навыков композиционного решения рисунка. Представление об образных особенностях работы над изображением в объеме.

Понятие «декоративно – прикладное искусство»

Выполнение орнаментов.

Вырезание из бумаги силуэтов дымковских игрушек и украшение их орнаментами.

Характерный узор филимоновской игрушки.

Полхов – Майданская и Семеновская матрешка. Роспись деревянных заготовок по замыслу.

Особенности городецких изделий. Цветовая гамма. Особенности  изделий Хохломы. Цветовая гамма. Особенности гжельских орнаментов. Цветовая гамма. Виды изделий.

Значение слова «дизайн»

Объекты дизайна круглой формы. Выделение предметов в форме шара на картинах, в ближнем окружении.  Картины Кандинского. Декор из квадратов. Рисование кистью элементов геометрического узора.

Ведущие художественные музеи России – Третьяковская галерея.

Твои творческие достижения

Королевство волшебных красок

Радужный мост

Красное королевство

Оранжевое королевство

Желтое королевство

Зеленое королевство

Сине – голубое королевство

Фиолетовое королевство

В мире сказок

Волк и семеро козлят

Сорока – белобока

Колобок

Петушок – Золотой гребешок

Красная шапочка

Буратино

Снегурочка

Беседа  «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы»

В гостях у народных мастеров

Дымковские игрушки

Филимоновские игрушки

Матрешки

Городец

Хохлома

Гжель

В сказочной стране «Дизайн»

Круглое королевство

Беседа об искусстве аппликации и ее красоте.

Шаровое королевство

Треугольное королевство

Квадратное королевство

Кубическое королевство

Резервный урок

Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага) и  элементарные правила смешивания основных цветов.

Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства. Создавать объемные изображения из пластилина. Применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению).

Передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. Создавать эскиз в карандаше. Строить композицию рисунка. Выполнять карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом. Находить информацию о

музеях изобразительного искусства России, мира, о жизни  выдающихся художников, узнавать отдельные произведения выдающихся художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...