Конспект урока по изобразительному искусству
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Филатова Валентина Петровна

 

Русский лубок и его выразительные средства.

Лубочные картинки.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский лубок и его выразительные средства.

Лубочные картинки.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.        

Цель:  освоение учащимся особенностей техники русского лубка и его выразительных средств, использование элементов этой техники в своём рисунке.

Задачи: 

  1. познакомить  с новой  техникой рисования – лубок;
  2. развивать фантазию и воображение, развивать потребность в творчестве и эмоциональное восприятие учащимися цвета как способ передачи настроения, праздника, эмоций.

Оборудование:  бумага, простой карандаш, ластик, линейка.

Работа со словарём:

книжная графика – область графики, занимающаяся оформлением печатных (книжных) изданий (Графика связана с изображением на плоскости. Белая или цветная бумага, являющаяся основой графики, играет роль фона, на котором большую выразительность обретают линия, штрих, пятно.)

театрально-декорационное искусство - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники.

пейзаж - жанр живописи и графики  изображающий природу или какую-либо местность поля, горы, леса, рощи, деревни, города, исторические памятники и т.п.

портрет - изображение человека в живописи или скульптуре, воспроизводящее оригинал в точности, со всеми чертами внешности и индивидуального характера.

монументальная роспись – к монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением


Ход урока:

1. Орг. момент.

- Поприветствуем наших гостей. 

(включить музыку «В гостях у сказки»)

- Как вы думаете, почему наш урок начался  этой мелодией?

- А вы любите сказки?

- Есть взрослые люди, которые тоже любят сказки. Они их  иллюстрируют.

- Сегодня мы  познакомимся  с новой  техникой рисования, а с какой, вы узнаете чуть позже. Изучим средства выразительности, используемые для иллюстрирования сказок.

- С середины 7 в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть «лубками».

Способ изготовления придумали в Китае в 8 в. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми.

Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка – и приходилось начинать все с начала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Любки делались разных размеров. Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в 15 в. И в середине 17 в. в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить.

Лубки очень полюбились в России.


Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметики, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках.


Во-вторых, лубки служили украшениями. Русские мастера придали лубку радостный характер.

Главная задача лубка – украсить дом. Были и сатирические лубки. Со временем лубок приобрёл сказочно-декоративный характер. Появились богатыри, актёры балагана, шуты, реальные и фантастические звери и птицы. Героями картинок стали сказочные персонажи: шуты Савоська и Парамошка, Фома и Ерёма, Алёша Попович, Илья Муромец, а так же Александр Македонский и Георгий Победоносец.

- Как вы думаете, что означает это слово лубок?

- Произнесите слово ЛУБОК. Как ты думаешь, оно легкое или тяжёлое?

- Если оно тяжёлое то какой материал ему соответствует, песок, солома, глина или камень, дерево? 

Откуда произошло название — лубок?

Возможно, это название происходит от слова «луб» - лубяной, т. е. деревянный.

- Давайте обратимся к словарям то  найдём определение, что такое  ЛУБОК.

- (картинка) — Википедия

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением. Нередко лубок имел декоративное назначение.

3.

- Сравните, какое изображение относится к оттиску, а какое к рисунку?

Посмотрите внимательно и скажи, что ты подметил в этих картинках?

  1. Присутствует текст повествование
  2. Обязательно изображение  рамки
  3. Все детали прорисованы чёрным цветом
  4. Подобраны яркие, тёплые цвета


 - Какие краски любили на Руси? (Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный).

4. Практическая работа.  

- Сегодня мы попробуем нарисовать картину в технике – ЛУБКА.

- Посмотрите, здесь представлены темы для создания лубочных картинок. Как видите они очень разнообразны, но в то же время понятны и просты. Можно создать рисунок – лубок при помощи нескольких элементов: домик, деревья, птицы, цветы…. Объединив их одной темой. Не забываем про цвета, используемые в лубочных картинках. Они очень сочные и яркие.

Приступая к работе с красками какие ты будешь использовать цвета?

  1. Используем тёплые цвета
  2. Какая краска тебе понадобится?  (красный, зелёный, жёлтый, чёрный)
  3. Какой цвет ты возьмёшь для фона?
  4. Для рамки?

- Какие ещё особенности техники лубка ты должен помнить, чтоб получился настоящий лубок? (обвести все детали чёрным цветом).

Итог урока.

- Вы очень хорошо работали на уроке.

- Рассмотрите иллюстрации разных художников и определите, какая из них выполнена в технике лубка.

- Докажи свою мысль. Почему ты думаешь, что именно эта картинка?

- Какое настроение осталось у вас после нашего урока?

Филатова В. П.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству "Из истории искусства. Древний мир."

Вам представлен подробный конспект урока по изобразительному искусству, который можно реализовать в 1 классе....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «О чём говорит искусство? Образ и характер сказочного героя»

Цели деятельности учителя: используя художественные средства выразительности (линия, цвет), помочь детям раскрыть характер и настроение образа сказочного героя.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Музеи искусства. Картина-натюрморт «Русская старина»" 3 класс, Неменский Б.М.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о натюрморте; формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов....

Конспект урока по изобразительному искусству «Искусство театра. Театральная маска (роспись гуашью на готовой форме)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истоках возникновения масок, формирование навыков работы в конструировании масок, в их декоративном оформлении; совершенствование умение в...