Рабочая программа по изо
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Волочугова Светлана Владимировна

Рабочая программа для 1 класса, программа "школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_izo_1_kl.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО:                           ПРИНЯТО:                           РАССМОТРЕНО:

приказом директора             методическим советом         методическим объединением

№ _____ от _______             протокол № ____ от ____     протокол № _____от _______

_________ Медведева И.А.     __________Жукова О.В.   ___________(рук. МО)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство

1 класс

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена  на основе программы:

Рабочие программы.  Изобразительное искусство. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2012

                                         Составитель: Волочугова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов, 1 категории.

Колывань, 2013

2.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2012

Для реализации программы используется учебно – методический комплект:

Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь  и строишь: 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение 2012

   Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

    Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

  Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

Обоснование выбора УМК

  Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  •  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Ценностные ориентиры содержания курса 

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Общая характеристика организации учебного процесса

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Используемая в тексте программы система условных обозначений

П.- практическая художественно – творческая работа

И. – индивидуальная  работа

Г. – групповая работа

В авторскую программу изменения не внесены.

3.  Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения курса ученик должен

знать / понимать:

  • Основные средства выразительности графики, живописи, декоративно – прикладного искусства;
  • Основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
  • Особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  • Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

уметь:

  • Организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
  • Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство);
  • Использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

- для самостоятельной творческой деятельности;

  • Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • Оценки произведений искусства (выражения собственного мнения);
  • Составлять композиции с учётом замысла;
  • Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • Составлять композиции с учётом замысла;
  • Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • Рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) растительные (листок, травка и т.д.)

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

- работать в группе, в паре;

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- уметь слушать других ;  

- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

4. Содержание курса изобразительное искусство

№ раздела

тема

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Формы контроля результата

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

9

9

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

8

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

11

11

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

5

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата

Формы работы

По плану

По факту

1

Изображения всюду вокруг нас

1

03.09

П

2

Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения.

1

10.09

П

3

Мастер Изображения учит видеть.

1

17.09

П

4

Изображать можно пятном

1

24.09

П

5

Изображать можно в объеме

1

01.10

П

6

Изображать можно линией

1

08.10

П

7

Разноцветные краски

1

15.10

П

8

Изображать можно и то, что невидимо

1

22.10

П

9

Художники и зрители (обобщение темы)

1

29.10

П

10

Мир полон украшений

1

12.11

П

11

Красоту надо уметь замечать

1

19.11

П

12

Узоры на крыльях. Ритм пятен

1

26.11

П

13

Красивые рыбы. Монотипия

1

03.12

П

14

Украшения птиц

1

10.12

П

15

Узоры, которые создали люди.

1

17.12

П

16

Как украшает себя человек.

1

24.12

П

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник

1

14.01

П

18

Постройки в нашей жизни

1

21.01

П

19

Дома бывают разные

1

28.01

П

20

Домики, которые построила природа

1

04.02

П

21

Домики, которые построила природа

1

11.02

П

22

Дом снаружи и внутри

1

25.02

П

23

Дом снаружи и внутри

1

04.03

П

24

Строим город

1

11.04

П

25

Строим город

1

18.03

П

26

Все имеет свое строение

1

П

27

Строим вещи

1

П

28

Город, в котором мы живем

1

И

29

Три брата всегда трудятся вместе

1

И

30

«Сказочная страна». Создание панно.

1

И

31

«Праздник весны»

1

И

32

Времена года

1

И

33

Здравствуй, лето!

1

И

6.  Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:

  • Рабочие программы.  Изобразительное искусство. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2012
  • Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2003.

Оборудование и приборы:

  • Компьютер
  • Мультимедийная доска

Дидактический материал:

  • Репродукции картин

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.nachalka.com/
  2. http://nsc.1september.ru/
  3. http://www.it-n.ru/

Литература, рекомендованная для учащихся:

  • Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь  и строишь: 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...