ктп по изобразительному искусству, 4 класс, Неменский
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства, 4 класс
2014-2015 учебный год
Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник», Неменская Л.А.
Пояснительная записка
В соответствии с письмом Управления образования г. Белгорода от 10.06.2014 г. №30 продолжительность учебного процесса для учащихся 2-4 классов в 1014-2015 учебном году составляет 33,4 недели, что составляет 33-34 часа. Учитывая распределение праздничных дней в 2014-2015 учебном году, количество часов по плану составит 33.
20, 21, 22 мая 2015 г. – дни промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей №9».
№ урока по плану | Дата по кален дарю | Дата фактичпрове дения | Тема урока | Предметные результаты | Характеристика деятельности обучающихся (На уроке обучающиеся будут…) | Стр.учебника\ тетради |
I четверть – 8 часов | ||||||
Истоки родного искусства (8 ч) | ||||||
1 | 2.09 | Пейзаж родной земли. | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | Наблюдать за красотой природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Рассматривать картины природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Изображать российскую природу (пейзаж). | с. 6-20 | |
2 | 9.09 | Красота природы в произведениях русской живописи. | с. 14-20 | |||
3 | 16.09 | Деревня — деревянный мир. Входная диагностическая работа | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | Знакомиться с ролью природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассматривать образ традиционного русского дома — избы. Изображать избу или моделировать из бумаги (объем, полуобъем). Создавать образ традиционной деревни: коллективное панно или объемную пространственную постройку из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей). | с. 20-26 с. 4-5 | |
4 | 23.09 | Украшения избы и их значение. | с.27-33 с. 6-7 | |||
5 | 30.09 | Красота человека. | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Рассматривать образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Знакомиться с представлением народа о красоте человека, связанным с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Изображать женские и мужские образы в народных костюмах. Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | с. 34-37 с. 8-9 | |
6 | 7.10 | Образ русского человека в произведениях художников. | с. 38-39 с. 10-11 | |||
7 | 14.10 | Календарные праздники. | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. | Рассматривать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Создавать коллективное панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий. | ||
8 | 21.10 | Народные праздники (обобщение темы). | с. 40-43 | |||
II четверть – 7 часов | ||||||
Древние города нашей земли (7 ч) | ||||||
9 (1) | 11.11 | Родной угол | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. | Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.) Создавать макет древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). Вариант задания: изобразительный образ города-крепости. | с. 44-53 с. 12-13 | |
10 (2) | 18.11 | Древние соборы | Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). | Знакомиться с соборами — святынями города, воплощением красоты, могущества и силы государства. Лепить или строить макет здания древнерусского каменного храма (для макета города). Вариант задания: изображение храма. | с. 54-55 | |
11 (3) | 25.11 | Города Русской земли | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. | Знакомиться с организацией внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Моделировать жилое наполнение города, завершение постройки макета города (коллективная работа). Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). | с. 56-59 с. 14-15 | |
12 (4) | 2.12 | Древнерусские воины-защитники | Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека. | Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. | с. 16-17 | |
13 (5) | 9.12 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. | Совершать виртуальное путешествие — знакомство с исторической архитектурой города. Рассматривать храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменную шатровую церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах. Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой). | с. 60-70 | |
14 (6) | 16.12 | Узорочье теремов | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). | Рассматривать терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городскую усадьбу. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы. Изображать интерьер теремных палат. | с. 71-73 | |
15 (7) | 23.12 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) Рубежная диагностическая работа | Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции. | Создавать праздничное панно «Пир в теремных палатах» как обобщенный образ народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация). Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь) | с. 74-77 с. 18-19 | |
III четверть – 10 часов | ||||||
Каждый народ — художник (10 ч) | ||||||
16 (1) | 13.01 | Страна Восходящего солнца. | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. | Задание 1. Изображать природу через характерные детали. Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть. Задание 2. Создавать коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Задание 3. Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразного движения фигуры. Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно. | с. 79-84 | |
17 (2) | 20.01 | Образ художественной культуры Японии. | с. 85-87 | |||
18 (3) | 27.01 | Образ женской красоты. | с. 88-91 | |||
19 (4) | 3.02 | Народы гор и степей. | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. | Рассматривать образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаную посуду. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). | с. 92-93 | |
20 (5) | 10.02 | Юрта как произведение архитектуры. | с. 94-101 | |||
21 (6) | 17.02 | Города в пустыне. Древняя Эллада. | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | Рассматривать города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи. Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). | с. 102-109 с. 20-21 | |
22 (7) | 24.02 | Мифологические представления Древней Греции. | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. | Изображать греческие храмы (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры). | с. 110-125 с. 22-23 | |
23 (8) | 3.03 | Европейские города Средневековья | с. 126-127 с. 24-25 | |||
24 (9) | 10.03 | Образ готического храма. | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма). Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | Поэтапно работать над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). | с. 127-135 | |
25 (10) | 17.03 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. | Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах. | с. 26-27 с. 28-29 | |
Искусство объединяет народы (8 ч) | ||||||
26 (1) | 31.03 | Материнство. | Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. | Изображать (по представлению) мать и дитя, их единство, ласку, т. е. отношения друг к другу. | с. 136-143 | |
27 (2) | 7.04 | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. | с. 136-143 | |||
28 (3) | 14.04 | Мудрость старости. | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). | Знакомиться с выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Изображать любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир. | с. 144-151 | |
29 (4) | 21.04 | Сопереживание. | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). | с. 144-151 | |
30 (5) | 28.04 | Герои - защитники. | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. | Рассматривать героическую тему в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Лепить из пластилина эскиз памятника герою. | с. 152-153 | |
31 (6) | 5.05 | Героическая тема в искусстве разных народов. | ||||
32 (7) | 12.05 | Юность и надежды. Итоговая диагностическая работа | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. | Изображать радость детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. | с. 154-155 | |
33 (8) | 19.05 | Искусство народов мира (обобщение темы). | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки | Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Урок изобразительное искусство класс 4. Тема:"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Технологическая карта урока ИЗО,4 класс,УМК Школа России...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.
Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....