Тематическое планирование по ИЗО 1-2 класс Куревина
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Сушко Лариса Анатольевна

Тематические планы по ИЗО  для 1-2 классов   О.А. Куревина  с пояснительной запиской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1-2_klass_i_uglublenka_programma.docx76.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1-2  класс

  Пояснительная записка

  Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также учебного плана МБОУ СОШ №154 на 2013 - 2014 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №154 г.о. Самара

 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутри- предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.

Цели курса:

  • Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
  • Воспитание в детях эстетического чувства.
  • Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
  • Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
  • Развитие воображения и зрительной памяти.
  • Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
  • Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие

Задачи:

  • Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией).
  • Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).
  • Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).
  • Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
  • Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
  • Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 2 класса. - М.: Баласс, 2011.

Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Баласс, 2011.

В учебниках и рабочих тетрадях реализуется   практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа  по изобразительному искусству  в 1а, 1б, 1в, 1г, 2а, 2б классах рассчитана на 34 часа в год  при  1 часе в неделю.

Во 2в и 2г классах углубленное изучение предмета 68 часов в год (2 часа в неделю).  

Данная рабочая  программа    адаптирована для реализации в МБОУ СОШ №154 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся первого  и второго класса, уровня подготовленности учащихся  и сложности учебного материала

Общая характеристика  и особенности курса

  • Сочетание иллюстративного материала с познавательным и ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации следует максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
  • Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

  • Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут Зошолнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
  • Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут  поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно  для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованно,"* работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Учебно-тематический план

Название тем

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Виды изобразительной деятельности: архитектура, графика, скульптура, живопись

1

  • осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
  • воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
  • планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
  • с помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
  • осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию) и корректировку хода работы и конечного результата;
  • оценивать результат своей деятельности: точность и аккуратность выполненной работы;
  • участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;
  • осуществлять самоконтроль;
  • обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке;
  • различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности;
  • овладение навыками:
  • рисования цветными карандашами;
  • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
  • создания аппликации, гравюры;
  • построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
  • использования различных приёмов работы акварельными и гуашевыми красками.

С помощью учителя:

  • эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
  • воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.

Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов

1

Аппликация

2

Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины

2

Иллюстрация. Композиция иллюстрации

3

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры

2

Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства

1

Рисунок. Штриховка

2

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры

2

Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца

2

Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

3

Народные промыслы России. Городецкая роспись

2

Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж

3

Колорит - душа живописи

1

Бытовая живопись

1

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф

2

Проекты

         2

Резерв  

         2

Данные часы учитель может использовать как дополнительные. Они могут быть резервными при карантине или других форс-мажорных обстоятельствах.

ИТОГО

        34

Содержание учебного предмета (34 часа)

Занятие 1 (1 час). Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её вид=1 (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение заданий в учебнике

Занятие 2 (1 час). Работа цветными карандашами. Продолжение изучения    тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление пег.- ценных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.

Занятия 3-4 (2 часа). Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллективная работа «Цветочный луг».

Занятия 5-6 (2 часа). Музей и картинная галерея. Изучение истории Третьяковской  галереи. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление получен-^: знаний. Значение рамы при экспонировании произведения живописи. Выполнение для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса».

Занятия 7-9 (3 часа). Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных Понятие о композиции иллюстрации и эскизах к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации к любой басне И.А. Крылова

Занятия 10-11 (2 часа). Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использован,^ работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).

Занятие 12 (1 час). Занятие для любознательных (самостоятельное изучение тем=. Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучен.-: материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.

Занятия 13-14 (2 часа). Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Переда-а объёма куба с помощью штриховки. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).

Занятия 15-16 (2 часа). Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учетной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на язь • е искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Рисование предмет: простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем.

Занятия 17-18 (2 часа). Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми   красками,     передача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг». Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг».

Занятия 19-21 (3 часа). Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительности орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Изучение простейте видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Коллективное панно «Лоскутное одеяло».

Занятия 22-23 (2 часа). Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в работе тетради. Выполнение задания «Расписная тарелка».

Занятия 24-26 (2-3 часа). Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развивать умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление re- лученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели.

Занятие 27 (1 час). Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит.  натюрморт. Занятие 28 (1 час). Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и 3. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.

Занятия 29-30 (2 часа). Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа. Коллективная работа «Египетские письмена».

Занятия 31-32 (2 часа). Проекты.

Занятия 33-34 (2 часа). Резервные часы.

                                Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 2-го класса учащиеся научатся:

  • владеть языком изобразительного искусства;
  • различать особенности различных видов изобразительной деятельности;
  • понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
  • определять свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
  • описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;
  • работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»);
  • смешивать главные цвета красок для получения составных цветов;
  • выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

К концу 2-го класса учащиеся получат возможность научиться:

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
  • ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности;
  • выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;
  • реализовывать творческий замысел в создании  художественного образа в единстве формы и содержания.

Планируемые  результаты  освоения  предмета

Программа обеспечивает достижение следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во втором классе является формирование следующих умений:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и • сммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей, и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением деятельности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно вкпючиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку. деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивание образовательных достижений.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместно.- работы всего класса;
  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных е учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а)        донести свою позицию до собеседника;

б)        оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания);

  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
  • учиться согласованно работать в группе:

а)        учиться планировать работу в группе;

б)        учиться распределять работу между участниками проекта;

в)        понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г)        уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  • ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  • первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
  • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

-Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

  • определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
  • развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  • мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
  • создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у него интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Основные требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству

  • Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
  • Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
  • Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т.п.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Подобные задания должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творческого применения знаний) и, желательно, быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми облагают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который школьники могут усвоить. Таким образом, каждый ученик  должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ   являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например: ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после  изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради  или  на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).

В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов  и советов по улучшению, устранению  возможных недостатков). Накопление этих отметок  и оценок показывает результаты  продвижения  в  усвоении  новых знаний  и умений  каждым учеником  развитие его умений действовать.

                                                      Материально-техническое обеспечение.

Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусств разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

  • индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться - трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
  • материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программа содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые и акварельные краски, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые мел-.- цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук);
  • специально отведённые места и приспособления для рационального размещена бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Большие возможности для применения на уроках изобразительного искусства предоставляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/), оно позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства различных жанров и различных народов

                  Учебно-методическое  обеспечение  образовательного процесса.

В качестве дополнительных пособий и средств можно выделить:

  • Репродукции картин:

П. Кузнецов. В мастерской профессора живописи.

И. Левитан. Осенний пейзаж с церковью.

Б. Кустодиев. Автопортрет.

А. Матисс. Попугай и сирена (фрагмент).

  1. Матисс. Полинезия. Море.

И. Репин. Портрет П.М. Третьякова.

И. Крамской. Портрет П.М. Третьякова.

И. Машков. Натюрморт со сливами.

П. Кузнецов. Натюрморт. Утро.

  1. Ватагин. Заяц.

В. Ватагин. Овчарка.

А. Дюрер. Зайчонок.

  1. Саврасов. Грачи прилетели.
  2. Борисов-Мусатов. Майские цветы.

И. Шишкин. Полдень.

А. Рылов. Зеленый шум.

П. Кузнецов. Весна в Крыму.

М. Волошин. Пейзаж.

Н. Сапунов. Голубые гортензии.

  1. Фонвизин. Ваза с цветами и виноград.

И. Владимиров. На уроке грамоты у дьячка.

Ф. Решетников. Опять двойка.

И. Фирсов. Юный живописец.

  1. Перов. Охотники на привале.
  1. Аудиозаписи басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», музыкальные фрагменты классических произведений отечественных и зарубежных авторов.

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

                                                                       1класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

1–2

Кто такой художник. Фантазируем и учимся. Тренируем наблюдательность. Детали.

2

Знать, какими качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь характеризовать предметы по этим признакам (П). Выполнить практическую работу на стр. 2–3 рабочей тетради на освоение этих понятий (Н). Коллективная творческая работа «Городок»: учиться работать в группах. Применять полученные знания (П).

3–5

Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность. Цвет. «Живое письмо». Тренируем наблюдательность: тепло и холод.

3

Уметь называть порядок цветов спектра (Н). Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н). Практическая работа на закрепление материала на стр. 6–9 рабочей тетради (Н). Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». Учиться согласованно работать в группе (П).

 

6–7

Линии – какие они бывают. Изучаем работу мастела. Линия и форма.

2

Иметь представление о разных типах линий (Н) и уметь определять их характер (П). Знать, что такое замкнутая линия (Н). Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 10–11 рабочей тетради (Н). Коллективная творческая работа «Солнечный денёк». Уметь применять полученные знания на практике (П). Согласованно работать в группах.

8–9

Какие бывают фигуры. Тренируем наблюдательность. Аппликация.

2

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н). Практическая работа на стр. 14–15 рабочей тетради (Н). Творческая работа «Любимая игрушка». Уметь применять полученные знания (П).

10–11

Что такое симметрия. Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни.

2

Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии (Н). Отличать симметричные предметы окружающего мира от ассиметричных (Н). Уметь определять симметричность фигуры. Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции (Н).

12–14

Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты.

3

Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Практическая творческая работа на закрепление знаний (стр. 18–19 рабочей тетради). Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать (П). Коллективная творческая работа «Осенний букет» (Н).

15–16

Смешиваем краски (гуашь). Тренируем наблюдательность; дополнительные цвета. Закрепление знаний о геометрическом орнаменте.

2

Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании (Н). Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление (П). Выполнить гуашью или акварелью задание на стр. 20–21 рабочей тетради. Факультативно (в группах продлённого дня или дома) можно выполнить задание по композиции орнамента на стр. 22–23 рабочей тетради (П).

17–18

Мир вещей. Твоя мастерская: «тепло» и «холод». Что такое композиция. Тренируем наблюдательность: фон.

2

Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что хотел показать нам художник (П). Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего (П). Знать, что такое композиция и её простейшие правила (Н). Уметь использовать в своих работах фон (П). Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе», которая может проводиться в малых (2–4 человека) группах (Н).

19–20

Графика. Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация.

2

Иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач (П). Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес» (П). Практическая работа на закрепление изученного на стр. 28–29 рабочей тетради.

21

Пейзаж.

1

Уметь объяснять, что такое пейзаж (Н). Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже (П). Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета (П).

22–23

Народные художники.

2

Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое творческое задание «Морозные узоры» (П).

24–26

Прозрачность акварели. Секреты акварели: работа слоями.

3

Иметь представление об основных свойствах акварельных красок (Н). Практическая работа: выполнение задания на стр. 36–37 рабочей тетради (Н) или практическая творческая работа «Витраж» (П). Уметь работать акварелью слоями. Практическая работа: выполнение заданий на стр. 40–41 рабочей тетради (Н). Практическая творческая работа «Рыбка в море» (П).

27

Цвета и цветы.

1

Исследовать на примере приведённых на стр. 36 учебника натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения (Н). Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет», постаравшись передать в нём своё настроение (П).

28

Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность.

1

Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 42–43 рабочей тетради. Творческая работа: выполнение набросков животных (дома или на улице) (П) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»).

29–30

Из истории искусства. Древний мир.

2

Иметь представление о зарождении искусства (Н). Творческая работа «Рисунок на скале» (П). Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (П) (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках).

31–32

Проекты

2

Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам (рабочая тетрадь).

33-34

Выставка рисунков и поделок

2

Конкурс на лучшую работу.

2  «А»,  2 «Б» класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

1

Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.

1

Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях (Н). Выполнить задания на стр. 4–7 учебника (Н).

2

Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов.

1

Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике (Н). Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов. Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр. 8–9 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетради (Н). Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П).

3–4

Аппликация.

2

Углубить представление о технике аппликации и её особенностях (Н). Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя (П). Выполнить задания на стр. 10–11 учебника (П) и на стр. 4–5 рабочей тетради (Н). Коллективное панно: «Цветочный луг». Вспомнить основные правила выполнения коллективной работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета (П).

5–6

Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины.

2

Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (Н). Выполнить задания на стр. 12 и стр. 46–47 учебника (П). Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения. Выполнить задание «Портрет в подарок» на стр. 6–7 рабочей тетради

Коллективная работа «Портрет класса» на стр. 8–9 рабочей тетради.

7–9

Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции. Изучаем работу мастера. Развиваем наблюдательность: наброски.

3

Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций (Н). Проанализировать иллюстрации В. Лебедева к книжке «Охота». Выполнить задания на стр. 16–17 учебника. Выполнить задания на стр. 14–15 учебника (П). Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне. Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков (П). Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней (Н). Выполнить иллюстрацию к любой басне И.А. Крылова на стр. 12–13 рабочей тетради (П).

10–11

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

2

Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Ответить на вопросы по материалам урока на стр. 18–19 учебника (Н). Выполнить графическую иллюстрацию, похожую на гравюру, на стр. 14–15 рабочей тетради (П). Организовать коллективную выставку иллюстраций к басням И.А. Крылова. На выставку могут быть представлены как цветные, так и чёрно-белые иллюстрации (П).

12

Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства.

1

Самостоятельно изучить тему (Н), ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 20–21 учебника.

13–14

Рисунок. Штриховка.

2

Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки (Н). Отработать разные виды штриховки (по направлению штриха и по плотности, выполнив упражнения на стр. 16–17 рабочей тетради (Н) и на стр. 22–23 учебника) (П). Уметь пользоваться рамкой-видоискателем. Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах (П). Выполнить задание на передачу светотени куба на стр. 16–17 рабочей тетради.

15–16

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.

2

Углубить знания о жанре натюрморта (Н). Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником (Н). Ответить на вопросы на стр. 24 учебника (Н). Изучить материал на стр. 25 учебника и на стр. 18–19 рабочей тетради и нарисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать светотень на предметах, несложный натюрморт (П).

17–18

Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца.

2

Понимать важность зарисовок с натуры (Н). Проанализировать натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера (П). Изучить материал на стр. 27 учебника и на стр. 20–21 рабочей тетради (Н). Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры. Продумать композицию своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг» (П).

19–21

Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

3

Расширить представление об искусстве орнамента (Н). Иметь понятие о растительном орнаменте (Н). Знать, что такое элемент орнамента (Н). Ответить на вопросы на стр. 28 учебника (Н). Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента (П). Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях (П). Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать (П). Выполнить задания на стр. 32–33 рабочей тетради и на стр. 30–31 учебника (П). Коллективная работа «Лоскутное одеяло» на стр. 34–35 рабочей тетради (Н).

22–23

Народные промыслы России. Городецкая роспись.

2

Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать (Н). Ответить на вопросы на стр. 32–33 учебника (Н). Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Выполнить задания на стр. 26–27 рабочей тетради (Н). Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка» на стр. 28–29 рабочей тетради (П).

24–26

Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж.

3

Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника (Н). Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг). Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр. 36–37 учебника и на стр. 36–37 рабочей тетради (Н). Изучить материалы на стр. 37 учебника и на стр. 42–43 рабочей тетради и написать пейзаж «Весна пришла» (П).

27

Колорит – душа живописи.

1

Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина (Н). Ответить на вопросы на стр. 38–39 учебника (Н). Написать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите (П).

28

Бытовая живопись.

1

Расширить представление о бытовой живописи. Исследовать работы И. Владимирова и З. Серебряковой (Н). Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий. Выполнить задания на стр. 40–41 и 54–55 учебника (П). Составить рассказ по картине Ф. Решетникова (Н). По желанию учащихся можно предложить им нарисовать сюжетную картинку (П). Желающие рисуют сюжетную картинку на свободную тему.

29–30

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.

2

Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (Н). Выполнить задания на стр. 42–43 (Н) и 56–57 учебника (П). Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46–47 рабочей тетради) (П).

31–32

Проекты.

2

Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 22–25, 30–31, 38–39 рабочей тетради) (П). Эти уроки могут проводиться в любое удобное для учителя время или факультативно (в группах продлённого дня).

2 «В», 2 «Г»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

1

Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.

2

Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях (Н). Выполнить задания на стр. 4–7 учебника (Н).

2

Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов.

2

Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике (Н). Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов. Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр. 8–9 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетради (Н). Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П).

3–4

Аппликация.

4

Углубить представление о технике аппликации и её особенностях (Н). Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя (П). Выполнить задания на стр. 10–11 учебника (П) и на стр. 4–5 рабочей тетради (Н). Коллективное панно: «Цветочный луг». Вспомнить основные правила выполнения коллективной работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета (П).

5–6

Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины.

4

Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (Н). Выполнить задания на стр. 12 и стр. 46–47 учебника (П). Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения. Выполнить задание «Портрет в подарок» на стр. 6–7 рабочей тетради

Коллективная работа «Портрет класса» на стр. 8–9 рабочей тетради.

7–9

Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции. Изучаем работу мастера. Развиваем наблюдательность: наброски.

6

Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций (Н). Проанализировать иллюстрации В. Лебедева к книжке «Охота». Выполнить задания на стр. 16–17 учебника. Выполнить задания на стр. 14–15 учебника (П). Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне. Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков (П). Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней (Н). Выполнить иллюстрацию к любой басне И.А. Крылова на стр. 12–13 рабочей тетради (П).

10–11

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

4

Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Ответить на вопросы по материалам урока на стр. 18–19 учебника (Н). Выполнить графическую иллюстрацию, похожую на гравюру, на стр. 14–15 рабочей тетради (П). Организовать коллективную выставку иллюстраций к басням И.А. Крылова. На выставку могут быть представлены как цветные, так и чёрно-белые иллюстрации (П).

12

Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства.

2

Самостоятельно изучить тему (Н), ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 20–21 учебника.

13–14

Рисунок. Штриховка.

4

Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки (Н). Отработать разные виды штриховки (по направлению штриха и по плотности, выполнив упражнения на стр. 16–17 рабочей тетради (Н) и на стр. 22–23 учебника) (П). Уметь пользоваться рамкой-видоискателем. Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах (П). Выполнить задание на передачу светотени куба на стр. 16–17 рабочей тетради.

15–16

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.

4

Углубить знания о жанре натюрморта (Н). Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником (Н). Ответить на вопросы на стр. 24 учебника (Н). Изучить материал на стр. 25 учебника и на стр. 18–19 рабочей тетради и нарисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать светотень на предметах, несложный натюрморт (П).

17–18

Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца.

4

Понимать важность зарисовок с натуры (Н). Проанализировать натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера (П). Изучить материал на стр. 27 учебника и на стр. 20–21 рабочей тетради (Н). Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры. Продумать композицию своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг» (П).

19–21

Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

6

Расширить представление об искусстве орнамента (Н). Иметь понятие о растительном орнаменте (Н). Знать, что такое элемент орнамента (Н). Ответить на вопросы на стр. 28 учебника (Н). Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента (П). Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях (П). Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать (П). Выполнить задания на стр. 32–33 рабочей тетради и на стр. 30–31 учебника (П). Коллективная работа «Лоскутное одеяло» на стр. 34–35 рабочей тетради (Н).

22–23

Народные промыслы России. Городецкая роспись.

4

Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать (Н). Ответить на вопросы на стр. 32–33 учебника (Н). Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Выполнить задания на стр. 26–27 рабочей тетради (Н). Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка» на стр. 28–29 рабочей тетради (П).

24–26

Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж.

6

Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника (Н). Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг). Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр. 36–37 учебника и на стр. 36–37 рабочей тетради (Н). Изучить материалы на стр. 37 учебника и на стр. 42–43 рабочей тетради и написать пейзаж «Весна пришла» (П).

27

Колорит – душа живописи.

2

Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина (Н). Ответить на вопросы на стр. 38–39 учебника (Н). Написать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите (П).

28

Бытовая живопись.

2

Расширить представление о бытовой живописи. Исследовать работы И. Владимирова и З. Серебряковой (Н). Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий. Выполнить задания на стр. 40–41 и 54–55 учебника (П). Составить рассказ по картине Ф. Решетникова (Н). По желанию учащихся можно предложить им нарисовать сюжетную картинку (П). Желающие рисуют сюжетную картинку на свободную тему.

29–30

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.

4

Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (Н). Выполнить задания на стр. 42–43 (Н) и 56–57 учебника (П). Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46–47 рабочей тетради) (П).

31–32

Проекты.

4

Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 22–25, 30–31, 38–39 рабочей тетради) (П). Эти уроки могут проводиться в любое удобное для учителя время или факультативно (в группах продлённого дня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"

Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....

тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100.

Данная публикация представляет собой тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100. Оно содержит 2 части: цели и задачи на учеб...

Тематическое планирование для 1 класса (традиционная программа)

Тематическое планирование для 1 класса по традиционной программе по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру....

Тематическое планирование для 2 класса (традиционная программа)

Тематическое планирование для 2 класса по традиционной программе по основным предметам....

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...

Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы  УМК "Школа России"...