рабочая программа по изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа к учебнику Шпикаловой 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izo_3_kl._shpikalova.doc153 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления ребенка.

        Поскольку современные условия требуют от растущего человека освоения основ информационной грамотности, при работе над индивидуальными или коллективными проектами в содержание примерной программы включены задания на развитие информационной графической грамотности учащихся.

        В контексте предмета «Изобразительное искусство» освоение информационной грамотности предполагает поиск, обработку, организацию информации, связанной с явлениями культуры и искусства, а также действия по созданию своих информационных объектов

         Овладение младшими школьниками основами художественного языка, получение опыта эмоционально - ценностного, эстетического восприятия мира и художественно - творческой  деятельности помогут при изучении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут необходимыми для применения в жизни и обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Содержание программы «Изобразительное искусство»  представлено в виде взаимосвязанных разделов.

       Раздел «Основы художественного изображения. Изобразительное  искусство» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).

       Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в процессе упражнений по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.

Нормативно-правовые документы

Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.32 п.7); федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.); федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»; приказ МО и Н РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-12 учебный год». Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе  программы начального общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд»  Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В.и др. (Москва : Просвещение, 2008 г.).

Место предмета в учебном плане ОУ

Уровень рабочей программы: базовый.

В соответствии с учебным планом школы на преподавание (предмет) в 3классе отводится 1час в неделю (_34 часа в год).

Общая характеристика учебного предмета

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм развития умения видеть и ценить мир искусства «рядом», на примерах произведений художников родного края; понимать, что искусство своего региона и отечества — путь к познанию искусства любых эпох и народов.

Задачи: 

  • обеспечить обязательный минимум содержания предмета «Изобразительное искусство»;
  • содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
  • способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
  • способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.

Универсальные учебные действия

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(основное содержание) учебного курса

№ п/п

Темы (разделы)

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во практических работ

1.

Земля одна, а цветы на ней разные.

11

2.

Что ни город, то норов.

10

3.

В каждом посаде в своём наряде.

5

4.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

8

Итого

34

Прохождение практической части программы

Триместр

Раздел

Всего часов

Контрольные работы
(общее количество часов)

Практическая часть
(общее количество часов)

Диктант

Контрольные работы

Контрольный тест

Лабораторные работы

Практические работы

1 триместр

12

12

2 триместр

11

11

3 триместр

11

11

Всего:

34

34




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные вопросы

Методы и формы работы

Виды контроля

Домашнее задание

3.09

Инструктаж по технике безопасности и охране труда.  Чужие цветы краснее, а свои милее.

КУ

Инструктаж. Рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь)

Игровые ситуации, беседа, практическая деятельность.

Самостоятельная работа.

10.09

В жостовском подносе - все цветы России

УПЗУН

Русские лаки. Рисование веточки с листьями и цветок лилии (гуашь)

Игровые ситуации, беседа, практическая деятельность.

Самостоятельная работа.

17.09

В жостовском подносе - все цветы России

УЗиРЗУН

Роспись подноса цветочным узором (гуашь)

Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная работа.

24.09

Каждый художник урожай своей земли хвалит

КУ

Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» (гуашь, акварель, цветные карандаши)

Игровые ситуации, беседа, практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

01.10

Лети, лети, бумажный змей!

КУ

Эскиз украшения для воздушного змея

Наблюдение. Беседа. С.р.

Самостоятельная  работа.

08.10

Лоскуток к лоскутку.

КУ

Лоскутная мозаика. Эскиз орнамента для лоскутного коврика(акварель, гуашь, фломастеры).

Беседа. Наблюдение. С.р.

Самостоятельная  работа.

15.10

Живописные просторы Родины.

КУ

Пейзаж. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь).

Игровые ситуации, беседа, практическая деятельность.

Текущий. Самостоятельная  работа.

22.10

Гжельская майолика.

КУ

Украшение тарелочки по мотивам гжельской майолики.

Беседа. Практическая деятельность.

Текущий. Самостоятельная  работа.

29.10

Двор что город, изба что терем.

КУ

Деревянное зодчество России. Рисование резного полотенца со знаками солнца, воды, земли (перо, карандаш, фломастер)

Наблюдение. Беседа. Практическая деятельность по образцу.

Текущий. Самостоятельная  работа.

12.11

Двор что город, изба что терем.

УЗиРЗУН

Изображение терема для сказочных героев (материал по выбору)

Самостоятельная  работа.

Самостоятельная  работа.

19.11

Каждая птица своим пером красуется

КУ

Рисование по памяти: наброски птиц  в разных поворотах.

Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

26.11

Каждая изба  удивительных вещей полна

КУ

Натюрморт из предметов крестьянского быта (акварель)

Беседа. Практическая деятельность по образцу.

Самостоятельная  работа.

03.12

Русская зима

КУ

Передача образа заиндевелых растений (перо, тушь, белая гуашь)

Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

10.12

Зима не лето, в шубу одета.

КУ

Орнамент в украшении народной одежды. Эскиз украшения из бисера.

Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

17.12

Зима за морозы, а мы за праздники.

КУ

Рисование карнавального шествия  (по выбору)

Самостоятельная  работа.

Текущий. Самостоятельная  работа.

24.12

Карнавальные фантазии

КУ

Эскиз карнавальной маски: образ матушки-зимы (материал по выбору)

Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

14.01

«В каждом посаде в своём наряде»

КУ

Узоры-обереги в народном костюме. Завершение орнаментальных полос, которые украшают  народный костюм (цветные карандаши)

Наблюдение. Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

21.01

Жизнь костюма в театре.

КУ

Эскиз исторического или театрального костюма (гуашь)

Беседа. Практическая деятельность по образцу.

Текущий. Самостоятельная  работа.

28.01

Город белокаменный.

КУ

Исторический памятник архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему (акварель, гуашь)

Беседа. Практическая деятельность по образцу.

Самостоятельная  работа.

04.02

Город белокаменный.

УПЗУН

Сюжетно-декоративная композиция «Старинный русский город-крепость» (материалы и техника по выбору)

Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

11.02

. Защитники земли Русской.

КУ

Доблестные войны в работах народных мастеров и художников. Костюм былинного героя.

Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

18.02

Дорогие, любимые родные

КУ

Образ русской женщины  искусстве. Женский портрет (материалы и техника по выбору)

Беседа. Практическая деятельность.

Текущий. Самостоятельная  работа.

25.02

Широкая Масленица.

КУ

Композиция на тему «Проводы зимы»

Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

04.03

Красота и мудрость народной игрушки

КУ

Зарисовки народных  деревянных игрушек (гуашь, акварель)

Беседа. Практическая деятельность по образцу.

Самостоятельная  работа.

11.03

Герои сказки глазами художника

КУ

Выполнение иллюстрации к любимой сказки (карандаш)

Беседа. Практическая деятельность.

Текущий. Самостоятельная  работа.

18.03

Герои сказки глазами художника

УПЗУН

Выполнение иллюстрации к любимой сказки (карандаш)

Самостоятельная  работа.

Самостоятельная  работа.

01.04

Водные просторы России.

КУ

Морской пейзаж. Рисование по наблюдению, по памяти картины весенней навигации(акварель карандаш, фломастер).

Беседа. Практическая деятельность.

Текущий. Самостоятельная  работа.

08.04

Цветы России на павловских платках и шалях

КУ

Рисование цветов, увиденных в украшении платков и шалей (акварель, фломастеры, цветные карандаши)

Наблюдение. Беседа. Практическая деятельность.

Самостоятельная  работа.

15.04

Цветы России на павловских платках и шалях

УПЗУН

Самостоятельное  придумывание композиции для платка. Рисование.

Самостоятельная  работа.

Самостоятельная  работа.

22.04

В весеннем небе - салют победы

КУ

Граттаж. Силуэтное изображение композиции. Цветовая подсветка бумаги. Выполнение граттажной основы. Приёмы процарапывания восковой основы.

Беседа. Практическая деятельность.

Текущий. Самостоятельная  работа.

22.04

Гербы городов Золотого кольца России

КУ

Символы геральдики. Придумывание эскиза герба своего класса, своей семьи и т.д.

Наблюдение. Беседа. Практическая деятельность по образцу.

Текущий. Самостоятельная  работа.

06.05

Сиреневые перезвоны.

КУ

Рисование с натуры или по представлению под впечатлением увиденных произведений сирени

Самостоятельная  работа.

Самостоятельная  работа.

13.05

У всякого мастера свои фантазии

КУ

Зооморфные мотивы в орнаменте народов мира. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь , фломастер).

Беседа. Практическая деятельность.

Текущий. Самостоятельная  работа.

20.05

У всякого мастера свои фантазии

УПЗУН

Зооморфные мотивы в орнаменте народов мира. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь , фломастер).

Самостоятельная  работа.

Самостоятельная  работа.

Сокращения для типа урока: КУ – комбинированный урок; УИНМ – урок изучения нового материала; УЗиРЗУН – урок закрепления и развития ЗУН; УФНЗУН – урок формирования новых ЗУН; УП – урок повторения; УПЗ – урок проверки знаний; УПЗУН – урок применения знаний, умений, навыков; ПОУ – повторительно-обобщающий урок.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать / понимать:

• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и

жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;

       • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

       • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

       • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

       • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

       • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

       • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

уметь: 

• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,

       • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

       • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

       • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

       • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

       • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

       • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

       • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

       • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

       • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Оценка »5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.

Оценка »4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка »3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней грубые ошибки.

Оценка »2» - поставленные задачи не выполнены.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

(необходимое для реализации данного курса оборудование и приборы, программное обеспечение, дидактические материалы)

Аппаратные средства:

  1. компьютер
  2. проектор
  3. интерактивная доска

Программно-педагогические средства

1C: Образовательная коллекция. Изобразительное искусство для младших школьников. (CD)

Дидактические материалы:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.
Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеенко Е.В., Анастасова Л.П., Горяев В.Г. и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 2 Москва: Просвещение, 2008.
  2. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011 .
  3. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.
    Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011

Интернет-ресурсы:

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ К УРОКАМ

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011 .

2. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.
Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...