Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Волшебный карандаш" (3 год обучения)
рабочая программа (4 класс) по теме

Карпова Ольга Евгеньевна

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Волшебный карандаш" (3 год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_karandash_3_god.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «Радуга»

                                

Рассмотрено:

 

                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Изобразительное искусство _

учебная дисциплина

Авторская адаптационная программа дополнительного образования

_«Волшебный карандаш»___

название программы

Утверждена Методическим советом  ЦТР и ГО «Радуга»

Приказ _______ от ___________.

где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа

от 8  до  11 лет 

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа

 3  года

срок реализации дополнительной образовательной программы

  3-ий

год обучения

Карпова Ольга Евгеньевна, педагог   дополнительного образования

Ф.И.О., должность, категория

г. Тайшет

2015 -  2016 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе педагога на 2015/2016 учебный год

для 3 года обучения в детском творческом объединении «Волшебный карандаш»

по программе «Волшебный карандаш»

Данная программа составлена на основе программ по изобразительному искусству:

  1. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
  2. Программа В.С.Кузина, Э. И Кубышкиной «Изобразительное искусство»
  3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – Москва. «Народное образование» 2002 г.
  4. Программы «Художественные кружки» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Издательство Москва «Просвещение» 1981 год.

С использованием книги «Шаг за шагом. Рисунок» авторов Л. Жарретт и Л. Ленард издательство Москва АСТ, Астрель

Программа «Волшебный карандаш» адаптационная, имеет художественно - эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области изобразительного искусства и направлена на формирование эмоционально-чувственного восприятие действительности, художественное творчество – самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.

           Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.  Благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувство симпатии, радости и наоборот, огорчения.  Занимаясь в данной студии изобразительной деятельностью, учащиеся имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс (и в рисовании тоже).

Если маленький художник способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои переживания: радость, любовь, страх…  Выплескивая их на листе бумаги, он тем самым как бы освобождается от них, выпускает их на волю – и в этом состоит психотерапевтический эффект рисования.  Для усиления воздействия на эмоционально - чувственную сферу ребенка возможно проведение занятий под музыку.

Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитывается интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формировать основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Основным отличием данной программы от уже существующих является то, что весь первый год идет обучение рисованию, т.е. обучение правильному запечатлению образа предмета на бумаге. Дети учатся как правильно располагать рисунок на листе, работать с рамкой – видоискателем, как правильно строить изображение того или иного предмета. Ведь ни для кого из педагогов не секрет, что дети не умеют правильно начертать дерево, облако и т.п. Именно поэтому данному вопросу уделено такое внимание. Последующие два года идет отработка навыка изображения предметов, дети учатся рисовать в цвете, составлять композиции и т.п

Цель работы  – развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

Основные задачи:

  • Организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности учащихся. Развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности.
  • Повышение уровня художественной образованности детей – расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия
  • Обучение умению строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
  • Обучение  доступным их возрасту основам изобразительных умений, приемам пользования графическими и живописными материалами.
  • Овладение учащимися знаниями основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки, аппликации.
  • Воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности учащихся.

Программа рассчитана  на 3 года обучения для детей 2-4 класса.

По составу группы могут быть как постоянными, так и переменными, в зависимости от целевого назначения разделов программы (мероприятий или других объективных причин).

Количество детей в группах не должно превышать 13 человек.  Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

           Обучение проводится 1 раз в неделю по 2 часа, 36 учебных недель, 72  часа в год.

Учебно-тематический план для 3-го года обучения

 п/п

Тема занятий

Всего часов

Теорет. часов

Практ. часов

1.

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп по памяти, по наблюдению и с натуры.

18

1

17

2.

Композиция на темы

24

2

22

3

Декоративно-прикладное искусство

20

1

19

4

Лепка

10

-

10

Итого

72

4

68

     Формы подведения итогов реализации программы

Формы контроля:    

  • С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия – творческие портреты, занятия – праздники. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Итоговая проверка знаний осуществляется в форме: 

  • итогового тестирования по изобразительному искусству;
  • выставки детских работ;
  • Итоговое занятие проводится в форме массового мероприятия (конкурс, викторина, праздник).

Методы организации учебно-воспитательного процесса

        В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы, организуются персональные мини-выставки, коллективные выставки, выставки по жанрам живописи  т. п.  Теоретическая часть даётся в форме бесед с показом иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Методическое обеспечение программы 

Необходимые принадлежности к занятиям у каждого ученика: бумага белая и цветная; карандаши графитовые М или М 2; краски акварельные; краски гуашевые; кисти акварельные № 8-12, 18 – 20; ластик мягкий; набор цветных карандашей; восковые мелки; палитра; емкость для воды; протирочный материал; пластилин; глина.

Список рекомендуемой литературы для педагогов

  1. В.Р. Степанов, Л.В. Кузнецова. Программа интегрированного учебного курса «Проблемы экологии – языком искусства» - Издательство Чебоксары 1993 год.
  2. М.Скребцова, А. Лопатина Программа учебного курса «Природа – глазами души»  Издательство Москва 1999 год.
  3. Л. Жарретт и Л. Ленард  «Шаг за шагом. Рисунок». Издательство Москва АСТ, Астрель 2007 год
  4. И.Ю. Селютин «Как нарисовать фигуру человека». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год
  5.  Н.Н. Рымарь «Как нарисовать собаку». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год
  6. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007 год
  7. «Как писать акварелью» в переводе Врублевской Н.А. Издательство Москва АСТ, Астрель 2005 год
  8. Кен Голдман «Основы живописи акриловыми красками» Издательство Москва АСТ, Астрель 2005 год
  9. Неретина Л.В. «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» Издательство Москва ВЛАДОС 2004 год.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

  1. 1000 загадок / Сост. Н.В.Елкина, Т,И.Тарабарина. Ярославль. 2004.
  2. Бабина Р.П. Уроки светофора. М.,1996.
  3. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. М, 1977.
  4. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).
  5. Почемучка. - М.: Педагогика, 1987.
  6. Школьникам о правилах дорожного движения. М. Н. Филенко, М., Просвещение, 1985

Календарно-тематическое планирование для третьего года обучения.

Учебная дисциплина «Изобразительное искусство» 

№ урока

№ раздела

Тема

Сроки

Количество часов

Цель

Средства обучения

Литература к занятиям

Педагогический контроль

Всего

Теория

Практика

I

Вступительная организационная беседа. Рисунок «Все краски радуги»

08.09

2

1

1

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе.развитие умения самостоятельно решать изобразительную задачу

Презентация

Выставка детского творчества

I

Композиция на тему «Осень в парке»

15.09

2

2

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе.развитие умения самостоятельно решать изобразительную задачу

Иллюстрации по теме

II

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Рисование предметов относительно сложной формы (настольная лампа, стопка книг и т.п.)

22.09

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

технологическая карта

III

Декоративно – прикладное искусство. Работа с природным материалом (Корни, ветки, шишки, засушенные растения).

29.09

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

образцы

I

Композиция на бытовую тему.

06.10

2

2

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе.развитие умения самостоятельно решать изобразительную задачу

Картины художников по теме

IV

Лепка. Декоративный композиционный рельеф «Золушка»

13.10

2

2

Сказка «Золушка», иллюстрации

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007 год

IV

Лепка. Декоративный композиционный рельеф «Золушка»

20.10

2

2

Сказка «Золушка», иллюстрации

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007 год

I

Композиция на историческую тему.

27.10

2

1

1

Учить выполнять  зарисовки человеческой фигуры Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе.развитие умения самостоятельно решать изобразительную задачу

Картины художников

И.Ю. Селютин «Как нарисовать фигуру человека». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год

I

Продолжение темы

03.11

2

2

II

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Рисование предметов относительно сложной формы (самовар, чайный или кофейный сервиз)

10.11

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

технологические карты

III

Декоративно – прикладное искусство. Вологодское кружево (рисование восковой свечой с дальнейшим покрытием фона акварельной краской)

17.11

2

2

Продолжить знакомство с народным творчеством

I

Композиция на тему «Игры детей»

24.11

2

2

Учить выполнять  зарисовки человеческой фигуры

И.Ю. Селютин «Как нарисовать фигуру человека». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год

Отбор для районной выставки «Краски детства»

II

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп Наброски фигуры человека в движении.

01.12

2

1

1

Учить выполнять  зарисовки человеческой фигуры

технологическая карта

И.Ю. Селютин «Как нарисовать фигуру человека». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год

II

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп Наброски фигуры человека в движении.

08.12

2

2

Учить выполнять  зарисовки человеческой фигуры

технологическая карта

И.Ю. Селютин «Как нарисовать фигуру человека». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год

IV

Лепка сосудов в виде животных по типу народных ковшей

15.12

2

2

Продолжить знакомство с народным творчеством

технологическая карта

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007 год

I

Композиция на тему «Метель»

22.12

2

2

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе.развитие умения самостоятельно решать изобразительную задачу

II

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Наброски животных  (слон, бегемот, жираф, лев, тигр и т.п.)

29.12

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

технологическая карта

Н.Н. Рымарь «Как нарисовать собаку». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год

I

Композиция на тему «Былинные герои»

12.01

2

2

Учить выполнять  зарисовки человеческой фигуры

И.Ю. Селютин «Как нарисовать фигуру человека». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год

III

Декоративно – прикладное искусство. Роспись по ткани.

19.01

2

1

1

Дать понятие «батик». Учить работать на ткани.

III

Декоративно – прикладное искусство. Роспись по ткани.

26.01

2

2

I

Композиция на тему «Пейзаж по самостоятельному выбору»

02.02

2

2

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе.развитие умения самостоятельно решать изобразительную задачу

I

Продолжение темы

09.02

2

2

II

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Натюрморт из бытовых вещей.

16.02

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

технологическая карта

II

Продолжение темы

01.03

2

2

IV

Декоративно – прикладное искусство. Лепка народных игрушек - свистулек

09.03

2

2

Продолжить знакомство с народным творчеством

технологическая карта

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007 год

III

Декоративно – прикладное искусство. Роспись готовых игрушек

13.03

2

2

Повторить

технологическая карта

I

Композиция на тему человеческой фигуры («Профессии моих родителей»)

22.03

2

2

Учить выполнять  зарисовки человеческой фигуры

И.Ю. Селютин «Как нарисовать фигуру человека». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год

III

Декоративно – прикладное искусство. Аппликация из различных круп.

29.03

2

2

Учить аппликации из различных материалов

IV

Лепка игрушек по типу глиняных народных

05.04

2

2

Продолжить знакомство с народным творчеством

технологическая карта

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007 год

III

Иллюстрация к литературному произведению в одной из графических техник.

12.04

2

2

Продолжить знакомство  с творчеством Васнецова, Врубеля; развитие графических навыков в передаче пропорций сложных по форме

II

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Натюрморт из бытовых предметов контрастных по цвету.

22.04

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

технологическая карта

II

Продолжение темы

29.04

2

2

III

Декоративно – прикладное искусство. Аппликация из песка

03.05

2

2

Учить выполнению аппликаций из различных материалов

IV

Лепка декоративных сосудов и форм с орнаментом.

10.05

2

2

Обучение лепки сосудов сложной формы, нанесению орнамента

технологическая карта

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007 год

I

Композиция на тему «Литературный герой»

17.05

2

2

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе.развитие умения самостоятельно решать изобразительную задачу

Итоговый урок .Праздник отчет о проделанной работе

24.05

2

2

Подвести итоги года

Выставка детского творчества

Итого

72

4

68

                                                       Проверил: методист ____________________________        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка по изобразительному искусству 2 класс

Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка" 2 класс в рамках внеурочной деятельности ФГОС...

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Волшебный карандаш" (2 год обучения)

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Волшебный карандаш" (2 год обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЗАВИТОК» ДЛЯ 3 КЛАССА

1. Пояснительная записка2. Общая характеристика предмета3. Содержание программы кружка "Завиток"4. Описание места учебного предмета в учебном плане5. Результаты освоения учебного предмета6.Список учеб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительному искусству «Волшебная кисточка» для 4 класса (общекультурное направление)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка  по изобразительному искусству«Волшебная кисточка» для 4 класса (общекультурное направление)  ...

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Весёлая кисточка"

Развитие способности к эмоционально-целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями,...

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 1 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование.

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 1 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование....

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 2 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование.

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 2 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование....