РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 2 КЛАССА
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Салиндер Нэля Николаевна

 В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена в соответствии с учебным планом и на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Б. М. Неменского в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Примерной программой начального общего образования, авторской программой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы.», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2kl.odt44.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат основного общего образования» с.Халясавэй Пуровского района

        

«Рассмотрено»

МО учителей начальных
классов
МКОУ «ШИООО» с.Халясавэй

Протокол № 1 от 02.09.2015г.

«Согласовано»

Куратором по ВР

__________

от 02» 09. 2015г.

«Утверждаю»

И.о.директора ________О.Ю.Балашова

приказ № _250/1

от «02» 09.2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                       по ______________ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ__________

(курс)

для _____________________2 –  «Б»  класса____________________________

(ступень обучения (класс))

                                                                 
                                                               
                                                                                                                                                 Программу составила:

___Салиндер Неля Николаевна

I        

2015 -  2016 уч.год

2. Пояснительная записка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена в соответствии с учебным планом и  на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Б. М. Неменского в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Примерной программой начального общего образования, авторской программой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы.», утверждённой МО РФ  в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому внесённые изменения в программу не нарушили её логику и структуру.

Адресована программа для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с разноуровневой подготовкой.

Тема второго класса «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре.

Задача курса 2 класса – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

Исходя из учебного плана школы и согласно программе, на изучение курса «Изобразительное искусство» отведено 2 час в неделю (34 часа).

По плану

Проведено

Количество часов в год

34

Количество часов в I четверти

8

Количество часов во II четверти

8

Количество часов в III четверти

10

Количество часов в IV четверти

8

Для реализации программного содержания используются:

  • Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений «Искусство и ты». 2 класс. - М.: «Просвещение», 2012 г.

Обоснование выбора данной примерной программы.

        Эта программа представляет собой целостный интегративный курс, который системно соединяет в себе основы всех видов пространственно-визуальных искусств: изобразительных, декоративных, архитектуру и дизайн. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью. Роль искусства в повседневном бытии каждого человека, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный стержень программы.

Системообразующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:

    —  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Цели и задачи программы:

-обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;

- содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

- способствовать освоению первичных знаний по разнообразию и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн);

- содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей, средствами изобразительного искусства; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважению к людям, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

- способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных способностей на основе творческого опыта в области изобразительного искусства;

-овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации;

-развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитание интереса и любви к искусству.

В результате изучения программы учащиеся 2 класса:

  • Осваивают основы первичных представлений о тех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и в пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • Приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства6 живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, началах архитектуры, народных формах искусства;
  • Развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельность человека;
  • Развивают фантазию, воображение;
  • Осваивают выразительные возможности художественных материалов;
  • Приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства;
  • Овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;
  • Приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния. Своего отношения к творческой художественной деятельности.

Изменения, внесенные в программу

С учетом климатических условий при большом количестве актированных дней, возможного карантина в учебном учреждении могут быть внесены изменения в рабочей программе. Между программой изобразительное искусство установлены тесные связи с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, литературного чтения.

Разделы и темы

По плану

Внесены изменения

Раздел 1. Чем и как работают художники

8

Раздел 2. Изображения и реальность

7

Раздел 3.О чем говорит искусство

11

Раздел 4. Как говорит искусство

8

Итого

34

Формы организации образовательного процесса: урок – путешествие, урок – экскурсия.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.

Дидактические принципы

1. Воспитывающее обучение.

2. Научность материала.

3. Наглядность (особенно).

4. Принцип сознательности и активности.

5. Принцип систематичности и последовательности.

6. Прочность усвоения знаний.

7. Доступность.

Методы и технологии обучения.

Методы:словесные,  наглядно-демонстрационные,  практические.

Технологии:информационные технологии, личностно-ориентированного обучения, игровые технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся формируются в соответствии с логикой и содержанием примерной учебной программы УМК «Школа России».

Виды и формы контроля, используемые в рабочей программе, не противоречат уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения.

ФО – фронтальный опрос

 УО – устный опрос

 РТ- рабочая тетрадь

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1. Викторины

2. Кроссворды

3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

3. Содержание тем учебного курса

«ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ».(8 ч)

«Цветочная поляна». Три основных цвета

«Радуга  на  грозовом  небе». Пять красок - богатство цвета и тона: гуашь

«Осенний  лес».  Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

«Осенний листопад» - коврик аппликаций.    Выразительные возможности аппликации

«Графика зимнего леса». Выразительные       возможности графических материалов

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме

«Игровая площадка» для вылепленных   зверей. Выразительные возможности бумаги.

Требования  к уровню подготовки обучающихся по разделу:

Обучающиеся должны знать

  • разнообразные материалы, которыми можно пользоваться вхудожественной деятельности;

Обучающиеся должны уметь:

  • отличать  рисунок с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка.

«РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ» (7 ч)

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность

«Сказочная птица». Изображение и фантазия

«Узоры паутины». Украшение и   реальность,   украшения   в природе

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

«Кружевные узоры», Украшения и фантазия

«Подводный мир». Постройка и реальность

Постройка и фантазия.

Требования  к уровню подготовки обучающихся по разделу:

Обучающиеся должны знать:

 -разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объем, композиция, ритм);

Обучающиеся должны уметь:

                                     -правила расположения рисунка на листе бумаги.

«О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО» (11 ч)

«Четвероногий герой». Выражение  характера  изображаемых животных. Живопись

Сказочный   мужской   образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

Женский образ русских сказок, Выражение характера человека в изображении

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения

«Морозные узоры», Украшение и реальность

Требования  к уровню подготовки обучающихся по разделу:

Обучающиеся должны знать:

- имена художников, чье творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).

Обучающиеся должны уметь:

 -  в доступной форме использовать художественныесредства  выразительности.

«КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО» (8 ч)

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)

«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

Музеи искусств

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

Требования  к уровню подготовки обучающихся по разделу:

Обучающиеся должны знать:

- первые представления о передаче пространства на плоскости;

Обучающиеся должны уметь:

  - владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовыватьцвет декоративных элементов и цвета фона.

4. Учебно – тематический план

№ п\п

Наименование разделов

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Раздел 1. Чем и как работают художники

8

1

7

ФО УО РТ

2

Раздел 2. Изображения и реальность

7

8

ФО УО РТ

3

Раздел 3.О чем говорит искусство

11

8

ФО УО РТ

4

Раздел 4. Как говорит искусство

8

8

ФО УО РТ

5

Итого

34

1

33

5. Требования к уровню подготовки обучающихся:

(базовый уровень)

Учащиеся  должны

знать/понимать:

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся  отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);

• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

(продвинутый уровень)

Учащиеся  должны уметь:

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель, И. Айвазовский, И. Билибин);

• использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);

• решать творческие задачи на уровне импровизаций;

• создавать творческие работы на основе собственного замысла;

• выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;

• моделировать предметы бытового окружения человека;

• применить навыки несложных зарисовок с натуры;

• создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;

• сформулировать замысел;

• построить несложную композицию;

• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

• анализировать результаты сравнения;

• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь, уголь, гелевая ручка;

• передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования  (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:

  • - с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  • - основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  • - простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
  • - начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • - делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
  • - начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • - начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов .быта, керамике, вышивке, дизайне;
  • - понятием о видах изобразительного искусства;
  • - ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  • - деятельностью художника (что может изобразить художник -предметы, людей, события, с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, краски и пр.);
  • - с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • - высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • - стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • - правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • - использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  • - использовать навыки компоновки;
  • - передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
  • - передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних -выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т. п.);
  • - применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
  • - менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
  • - составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
  • - лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки).
  • - составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).

6.Литература и средства обучения.

Методические и учебные пособия:

Оборудование:

- таблицы основных цветов;

- произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников.

Основная:

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч  М.:Просвещение,2010. (Стандарты второго поколения).

2. Примерная программа начального общего образования, авторская программа  Б.М. Неменского.

3.Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений «Искусство и ты». 2 класс. - М.: «Просвещение», 2012 г.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер (ноутбук).
  2. Телевизор.
  3. DVD – плейер.
  4. Интерактивная доска.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат основного общего образования» с.Халясавэй Пуровского района

        

«Рассмотрено»

МО учителей начальных
классов
МКОУ «ШИООО» с.Халясавэй

Протокол № 1 от 02.09.2015г.

«Согласовано»

Куратором по ВР

__________

от 02» 09. 2015г.

«Утверждаю»

И.о.директора ________О.Ю.Балашова

приказ № _250/1

от «02» 09.2015г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                       по ______________ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ__________

(курс)

для _____________________2 –  «Б»  класса____________________________

(ступень обучения (класс))

                                                                 
                                                               
                                                                                                                                                 Программу составила:

___Салиндер Неля Николаевна

I        

2015 -  2016 уч.год

Календарно-тематическое планирование


п /п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся, освоение первоначальных умений

Вид
контро

ля

Элементы
дополни

тельно

го необяза

тельно

го содержа

ния

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8 часов)

Цели:

  • Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов.
  • Открытие своеобразия красоты и характера материалов.

1

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

1

комбинир

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на листе бумаги. Формирование первичных живописных навыков

Знать теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками.

Уметь различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками

ФО РТ

создание декора

тивной композиции

2

Пять красок – все богатство цвета и тона.

1

комбинир

Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.

Знать основные цвета теплые и холодные цвета в живописи; правила работы с акварельными красками.

Уметь смешивать цветные краски с белой и черной; различать основные и составные, холодные и теплые цвета; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварельными красками

УО РТ

Выра

жать свое отноше

ние к произведению изобразительного искус

ства в неболь

шом сочине

нии

3

Пастель и цветные мелки, акварель: их выразитель

ные возможности

1

Комбинир

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов.

Знать правила работы с пастелью и цветными мелками.

Уметь рисовать по представлению; смешивать краски.

ФО РТ

Переда

ча настроения в творче

ской работе с помо

щью тона, штриха.

4

Выразитель

ные возможности аппликации

1

Комбинир

Особенности создания аппликации. Представление о ритме пятен.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Знать понятие «аппликация»4 технику выполнения аппликации.

Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять.

УО РТ

5

Выразитель

ные возможности графических материалов

1

Комбинир

Красота и выразительность линий. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Знать правила работы с графическими материалами.

ФО РТ

6

Выразитель

ные возможности материалов для работы в объеме.

1

Комбинир

Лепка из пластилина из одного большого куска путем вытягивания и вдавливания

Знать  выразительные возможности графических материалов; понятия «линия», «пятно»; правила выполнения работы в объеме.

Уметь выражать свои чувства настроение с помощью цвета, насыщенность оттенков.

УО РТ

7

Выразитель

ные возможности бумаги.

1

комбинир

Освоение работы с бумагой; приемы сгибания, разрезания, склеивания. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм.

Знать выразительные возможности бумаги.

Уметь выполнять сооружение игровой площадки из объемных форм.

ФО РТ

создание декора

тивной композиции

8

Для художника любой материал может стать выразитель

ным (обобщение темы)

1

комбинир

Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные материалы».

Уметь выполнять работу из любых подручных материалов (клей, серпантин, конфетти….)

ФО РТ

создание моделей по собственному замыслу

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов)

Цели:

  • Показать различия и взаимную связь между реальным и воображаемым изображением, украшением, постройкой.
  • Развивать наблюдательность, фантазию, воображение.

9

Изображение и реальность

1

Комбинир

Умение всматриваться.  Не только смотреть, но и видеть. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

ФО РТ

10

Изображение и фантазия

1

Комбинир

Умение фантазировать. Роль фантазии в жизни людей.

Знать выразительные возможности бумаги.

Уметь самостоятельно выбирать материал для работы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

ФО РТ

создание декора

тивной композиции

11

Украшение и реальность

1

Комбинир

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы.

Знать правила рисования с натуры.

Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл.

УО РТ

Переда

ча настроения в творчес

кой работе с помо

щью тона, штриха.

12

Украшение и фантазия

1

Комбинир

Без фантазии невозможно создать ни одного украшения.

Знать понятие «орнамент»; известные центры народных художественных ремесел России; правила работы с гуашевыми красками.

Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного материала.

ФО РТ

создание декора

тивной композиции

13

Постройка и реальность

1

Комбинир

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – сот пчел, головки мака и форм подводного мира.

Уметь выполнять моделирование форм подводного мира.

УО РТ

создание моделей по собственному, замыслу провер

ка модели в дейст

вии

14

Постройка и фантазия

1

Комбинир

Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Уметь выполнять моделирование фантастических зданий

ФО РТ

15

Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

1

Комбинир

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Знать правила работы с бумагой и клеем.

Уметь изготавливать различные игрушки.

ФО РТ

ручной, механи

зированный и автома

тизированный труд

О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 часов)

Цели:

  • Освоение и осознание роли искусства как выразителя человеческих чувств и мыслей.
  • Развитие эмоционального восприятия ребенка чувств и умение выражать их в практической работе.

16

Выражение характера изображае

мых животных.

1

комбинир

Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова.

Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

УО РТ

17

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

1

Комбинир

Возможности создания добрых и злых образов. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем;  используя художественные материалы.

Переда

ча настроения в творчес

кой работе с помо

щью орнамента, конструирова

ния. Исполь

зование материала: пастели, воско

вых мелков

18

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

1

Комбинир

Возможности создания добрых и злых образов. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.

ФО РТ

19

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

1

Комбинир

Изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем;  используя художественные материалы.

УО РТ

20-21

Изображение природы в разных состояниях.

2

Комбинир

Природа может быть то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной – мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам

Знать творчество русских художников второй половины 19 века: Илья Репин, Иван Шишкин; о лини и пятне как художественно-выразительных средствах живописи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Уметь выполнять рисование по памяти и представлению

ФО РТ

22-23

Выражение характера человека через украшение.

2

Комбинир

Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе.

Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение.

Уметь рисовать с натуры;  сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

УО РТ

Переда

ча настроения в творчес

кой работе с помо

щью орнамента, конструирова

ния. Исполь

зование материала: пастели, воско

вых мелков

24-25

Выражение намерений через украшение.

2

Комбинир

Через украшение мы выражаем свои намерения.

ФО РТ

26

В изображении, украшении и постройке человека выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

1

комбинир

Обобщение материала четверти.

Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение.

Уметь рисовать с натуры;  сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

УО РТ

КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 часов)

Цели:

  • Знакомство со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

27

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

1

Комбинир

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.

Знать средства художественной выразительности, понятие «цвет»; теплые и холодные цвета.                                  

Уметь высказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственный отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски                        

ФО РТ

28

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Комбинир

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

УО РТ

29

Линия как средство выражения: ритм линий

1

Комбинир

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, штриха.

Уметь  различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал.                      

ФО РТ

30

Линия как средство выражения: характер линий

Комбинир

УО РТ

31

Ритм пятен как средство выражения

1

Комбинир

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Знать  понятие «аппликация»; технику выполнения аппликации.                                        

Уметь составлять композицию, последовательно ее выполнять.                        

УО РТ

32

Пропорции выражают характер

1

комбинир

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна.

Знать    понятие «пропорция»; технику выполнения оригами.                                    

Уметь работать в технике оригами и   бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.                      

ФО РТ

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности

1

комбинир

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна.

Знать понятия «ритм линий», «пятно»; правила рисования с натуры.                                        

Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью оттенков                        

ФО РТ

34

Обобщающий урок года

1

комбинир

Виды и жанры изобразительных искусств. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Многообразие материалов и сфера их использования.

Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России.                                        Уметь  высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства.                        

ФО РТ

Ручной, механизированный и автоматизированный труд.