Технологическая карта урока изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Меркулова Дарья Романовна

Технологическая карта урока изобразительного искусства  на тему " Рисование зайца" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_zayats_1_nedelya.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта  урока изобразительного искусства в начальной школе

. 

Тип урока:        Изучение нового материала

Учитель_____________________

                                                                 

Тема урока

 Рисование зайца

Цель

Способствовать формированию интереса к художественно - творческой деятельности.

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через  изображение зайца.

Задачи

Образовательные: 1) познакомить со строением зайца; сформировать представления  о его строении;

2) сформировать умение выполнять рисунок зайца; закрепить навыки работы с новыми художественными материалами планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;

3) совершенствовать приемы работы штрихом, линией, тоном, пятном, мазком.

Развивающие: способствовать развитию: (памяти, расширению кругозора, мышления (образного, пространственного, композиционного, колористического, художественного, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии.

Воспитательные: 1) способствовать воспитанию; бережного отношения к природе; уважительного отношения к работе художника, воспитывать художественный вкус, любовь к уроку ИЗО.

2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
  • знать как рисуется птица, из каких частей состоит.
  • уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные УУД:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Основные понятия

Межпредметные связи

Литература, окружающий мир.

Оборудование

 

Оборудование учителя:

пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация :  иллюстративный материал к водной беседе; план практической  работы; критерии оценок; новые термины; правила безопасной работы с пачкающими материалами  и др.  

 Оборудование учащихся:

Материалы : белый или цветной лист бумаги.

Инструменты: кисти, карандаш, ластик, ножницы, кисточка для клея и др.

Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для вытирания кисти (лоскутики ткани) и др.

Литература, интернет-ресурсы

Ход урока

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Приветствует детей, психологически  настраивает учащихся на урок,  организует внимание учащихся. Проверка подготовленности учеников.

-Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.

 

Коммуникативные

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

3-5 мин.

Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.

Организует формулирование  темы и цели  урока, обозначает основные образовательные задачи, выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний  у учащихся.

-Ребята каких животных вы знаете по видам? (дикие, домашние)

-Назовите диких животных.

-Назовите домашних животных.

-Как вы думаете, к какому виду относится заяц?

-А кролик?

-Как вы думаете, заяц и кролик это одно и то же?

-Почему нет?

-А какую особенность имеет заяц?

-Что вы знаете об этом животном?

-Каким цветом он зимой?

-Почему он зимой белый? Для чего он меняет шерсть?

-А как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке изо? Ведь не просто так мы затронули тему о животных, о зайце.

-Верно, ребята, вы такие догадливые.

-Итак, сегодня на уроке мы с вами будем:

  1. Анализировать рисунки художника Чарушина.
  2. Выделять основные элементы и последовательность рисования деталей зайца.
  3. Будем учиться рисовать, отрабатывать технику рисования зайца карандашом.
  4. Учиться рисовать красками.

С помощью учителя формулируют тему и  цель урока,

высказывают свое мнение  о практической значимости работы

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после   предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

III.  Усвоение новых знаний

(10-12 мин.)

 

 

1. Вводная беседа.

-Ребята, а вы знаете, как называется жанр, который посвящён рисованию животных?

-Это анималистика.

-А где мы встречаем этот жанр? Где можно увидеть рисунки животных? (в баснях, сказках, рассказах о животных)

-А ещё помните, что животных рисовали и первобытные люди. В наскальной живописи можно встретить такие рисунки. Люди изображали животных с древнейших времен.

Анималистика - (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).

-А как называются художники, которые рисуют в жанре анималистики? (анималисты)

Анималисты - это художники, у которых звери и птицы — главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

-А вы знаете каких-нибудь художников анималистов?

-Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня.

Е. И. Чарушин. Сын губернского архитектора города Вятки, Е. И. Чарушин с детства привык к зверью. Приехав в Петроград, он часто ходил в зоопарк, наблюдая и зарисовывая там различных животных и птиц. Став детским писателем, Чарушин создал неповторимую коллекцию правдивых и трогательных образов звериных детенышей в рисунках, литографиях и даже в фарфоре. Чарушин считается одним из родоначальников эстампа для детей.

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

Учитель показывает рисунки Чарушина.

Анализ элементов зайца

- Разберём строение зайца.
- Давайте рассмотрим его повнимательнее (рассматриваем фото).

- Выделим, из каких частей состоит заяц.

  1. Голова
  2. Туловище
  3. Круг задней лапы, с вытянутым овалом
  4. Овал передней лапы, с вытянутым овалом
  5. Уши
  6. Хвост
  7. Глаз, нос.

-Сколько частей у нас получилось?

- Какие основные части, с которых нужно начинать рисование зайца, как вы думаете? (голова, туловище, лапы)

- А дополнительные? (глаз, нос, уши, хвост)

- Верно, давайте отдохнём немного и приступим к интересной работе, будем рисовать зайца.

Физминутка

Беседа перед практической работой.

Учитель ведёт беседу о зайце, показывает схемы рисования, объясняет последовательность.

1.Что будем рисовать первым? (туловище)

2. А вторым? (голову)

- В виде чего? Какого размера? (меньше туловища). Какую форму напоминает голова? (округлой, в виде овала).

-Туловище крупнее головы? (да)

-Как расположим голову относительно туловища?

- В левой части, голова накладывается на туловище, т.е. овалы пересекаются.

- Начертим вспомогательные линии-диагонали.

3. Дальше что нарисуем? (заднюю лапу)

-Из скольких частей она состоит? (Из двух)

-Какой формы? (круг и вытянутый овал внизу)

- Как расположим? (Располагаем круг на туловище в правой части, немного вниз, а вытянутый овал внизу горизонтально, он пересекается с кругом).

4.Дальше? (передняя лапа)

- Где располагается? (в левой нижней части туловища)

-Из скольких частей состоит? (Из двух)

-Какую имеет форму? (Два маленьких вытянутых овала)

- Рисуем в левой стороне туловища внизу. Один – вертикально, другой горизонтально, пересекается с первым овалом и туловище и овалы образуют угол.

5.Что ещё нужно нарисовать? (уши)

- Где находятся? (на голове, в правой части)

-Какую форму имеют? (заострённую на конце)

-Сколько ушей? (2)

6.Дальше что рисуем? (хвост)

-Какой формы? (Круг)

-Где находится? (В правой части туловища)

7.Чего ещё не хватает? Что нужно нарисовать? (глаза и нос)

 -Молодцы.

Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

 б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

 в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

 в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

 г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Познавательные УУД:

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и  преобразовывать ее из  одной  формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою  позицию до  других, слушать и понимать речь  других,

уметь   сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД:  учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

Личностные УУД:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)

IV. Организация  рабочего места

1-2 мин.

Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов  и приспособлений.

Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами.

- Нам понадобятся: альбом, простой карандаш, ластик, краски, клеёнка, кисточки, банки с водой.

- Чтобы не испачкать парту постелем клеёнку.

- Расположите альбом перед собой. Справа воду, краски и кисть, карандаши и ластик.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ

  1. Чистой водичкой подготовить и смочить краски (напоить краски водой);
  2. Смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти;
  3. Ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции;
  4. В конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой;
  5. По окончании работы краски, карандаш уберите в коробки или в пенал.

Оборудуют  рабочий  стол  в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами

Уметь: организовывать рабочее место  и поддерживать порядок на  нём  во  время работы.

Регулятивные УУД:  учиться  готовить рабочее место, объяснять выбор  наиболее подходящего  оборудования для  выполнения задания.  

V. Практическая работа

20-25 мин.

Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с  опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает  пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит  контроль.

Рисование простым карандашом.

- Приготовьте простой карандаш и ластик, альбом расположите по центру перед собой.

1. Расположите альбом в горизонтальном положении.

-В центре листа нарисуем вспомогательную линию, спускающуюся из верхней левой части вниз и туловище (овал).

2.А теперь можно нарисовать голову левее в виде круга, заходя за края овала. Нарисуем линию спускающуюся вниз и овал поменьше.

3.Так как заяц расположен к нам боком, рисуем одну заднюю лапу и одну переднюю.

(Сначала заднюю. Круг в правой части туловища и внизу горизонтально вытянутый овал, который пересекается с кругом и туловищем, как бы накладывается на туловище.).

4.Теперь рисуем переднюю лапу. Сначала один овал, вертикальный, затем другой, который в горизонтальном положении и пересекает первый овал и туловище.

5. Теперь приступаем к рисованию ушей, они имеют заострённую форму вправо, их два. Обратите внимание, одно закрывает второе.

6.Далее идёт хвост в виде круга в правой части туловища.

7.И остались глаза и нос. Глаза посередине головы. Нос находится в левой части головы снизу.

Работа с красками.

-Каким цветом может быть заяц? (серый, белый, коричневый)

- Теперь можно работать красками, приготовьте краски, расположите их справа от себя, там же банку с водой.

- Кто рисует левой рукой? Тот располагает краски и воду слева.

- Какая шёрстка может быть у зайца? Как можно нарисовать? (широкие мазки)

-Итак, берём, разводим чёрную краску, чтобы получился серый цвет, не делаем зайца слишком ярким.

-Широкими мазками придаём зайцу пушистый вид у самых линий.

-Прорисовываем глаз и нос.

-На заднем плане подрисовываем дерево, ёлку, небо. Но смотрите, чтобы краски на листе не смешались и не растеклись. Работайте аккуратно и очень осторожно.

Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Уметь:

Использовать техники: …….;

Выполнять:

— изображение,

используя алгоритм;

— выполнять конструирование объёмных изделий из …;

Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные УУД:  учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по  плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

3 мин.

Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;

выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует выставку рисунков по рядам.

- Все нарисовали, кто не дорисовал, вы сможете это сделать дома.

- А теперь проведём выставку рисунков.

- Выйдете первый ряд. Посмотрим, как вы нарисовали птицу. Молодцы! Ваши работы хорошие.

- Ребята, чья работа, по вашему мнению аккуратней всего? Эти ребята молодцы, они получают смайлики (отлично). А остальные выполнили тоже хорошо свои работы, но у них есть некоторые недочёты, поэтому вам стоит немножко доработать свои рисунки или выполнять их более аккуратно. Вы получаете смайлики (хорошо).

Выходят 2 и 3 ряд.

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и  другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.

VII. Уборка рабочих мест

2 мин.

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

- А теперь пора убирать свои рабочие места. Воду нужно сходить вылить, промыть кисточки, убрать клеёнку со стола.

Наводят порядок на рабочем столе

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Картина-портрет»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условия для формирования представлени...