Рабочая программа по ИЗО 4 кл.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по ИЗО 4 кл.
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_4_kl.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс»
для общеобразовательных организаций
Авторы: Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М.
Издательство «Просвещение»
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень
важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности
— практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Развитие художественно-образного мышления
Учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так-
же способность к осознанию своих собственных переживаний,
своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель – формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса- «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса - «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса - «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную куль-
туру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся
и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1—4 классов начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Программа также может осуществляться, когда на изучение
предмета отводится 2 часа в неделю. При увеличении количества часов на изучение предмета за счет вариативной части, определяемой участниками образовательного процесса, или за счет внеурочной деятельности предлагается не увеличение количества тем, а расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся при сохранении самой логики программы. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. Данная учебная программа включает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много-
национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА
В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои-защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю, всего 34 ч
№ п/п | Содержание раздела, темы урока | Колич часов | план | факт | оборудование | Характеристика деятельности учащихся |
Истоки родного искусства | 6 ч | |||||
1 | Пейзаж родной земли. | 1 | ЭОР Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, Презентации: «Красота родной природы | Понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственные представления; уметь выбирать средства для реализации художественного замысла; усваивать суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомится с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе. | ||
2 | Красота природы в произведениях русской живописи. | 1 | Предметные: расширять свои представления Метапредметные: понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником и рабочей тетрадью; уметь выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, проявлять отзывчивость к красоте природы. | |||
3 | Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы. | 1 | ||||
4 | Красота человека. Русская красавица | 1 | ||||
5 | Образ русского человека в произведениях художников | 1 | ||||
6 | Календарные и народные праздники | 1 | ||||
Древние города нашей земли | 10 ч | ЭОР репродукции картин русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, др.). Мультимедийный ряд: презентации: «Древние города нашей земли», «Древние соборы», «Древнерусский город-крепость», «Узорочье теремов». Иллюстрации костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений. | Предметные: расширять свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; учиться понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомиться с укреплением древнерусского города; учиться создавать макет ревнерусского города. Метапредметные: понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, уметь выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, составлять отзывы о красоте деревянного зодчества Руси | |||
7 | Родной угол | 1 | ||||
8 | Древние соборы. | 1 | ||||
9 | Города Русской земли. Организация внутреннего пространства города. | 1 | ||||
10 | Особенность древнерусских городов. Город-крепость. | 1 | ||||
11 | Древнерусские воины- защитники. Одежда и оружие воинов. | 1 | ||||
12 | Древнерусские воины- защитники. Богатыри. | 1 | ||||
13 | «Золотое кольцо России» | 1 | ||||
14 | Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. | 1 | ||||
15 | Узорочье теремов. Отражение природной красоты в орнаментах. | 1 | ||||
16 | Праздничный пир в теремных палатах | 1 | ||||
Каждый народ – художник | 10 ч | Предметные: расширять свои представления о культуре Японии; о красоте города в пустыне Самарканда; об архитектуре Древней Греции, о культуре средневековой Европы; о культурах разных стран; о роли пропорций в образе построек, соотношении основных пропорций фигуры человека; иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивать суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов. Метапредметные: понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми | ||||
17 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | 1 | Документ камера, ЭОР Мультимедийный ряд: презентации: «Япония», «Оригами, приемы работы с бумагой», «Худо-жественная культура Японии», Николай Рерих «Горы», «Народы гор и степей», П.В. Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж». «Древняя Греция», «Средневековый город» , «Многообразие художественных культур в мире» | |||
18 | Искусство оригами. | 1 | ||||
19 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре . | 1 | ||||
20 | Народы гор и степей. | 1 | ||||
21 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры . | 1 | ||||
22 | Города в пустыне. | 1 | ||||
23 | Древняя Эллада | 1 | ||||
24 | Олимпийские игры. | 1 | ||||
25 | Средневековый город. | 1 | ||||
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение | 1 | ||||
Искусство объединяет народы | 8 ч | ЭОР, документ-камера иллюстрации Мультимедийный ряд: презентации «Викторина» Музыкальный ряд: Д. Кабалевский. Пьеса «Веселый марш» | Предметные: расширять свои представления Метапредметные: понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, проявлять отзывчивость к красоте образа женщины-матери в искусстве, к красоте и мудрости пожилого человека , к красоте искусства народов разных стран | |||
27 | Тема материнства в искусстве | 1 | ||||
28 | Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве | 1 | ||||
29 | Мудрость старости | 1 | ||||
30 | Сопереживание. Дорогою добра. | 1 | ||||
31 | Герои-защитники. | 1 | ||||
32 | Героическая тема в искусстве разных народов. | 1 | ||||
33 | Юность и надежда | 1 | ||||
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 | ||||
ИТОГО | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...