Рабочая программа по изобразительному искусству (1 - 4 классы)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кривель Татьяна Владимировна

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом МО и Н РФ от 31.12.2015 №1576. Структура рабочей программы: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izo_bez_uud.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

для 1 – 4 классов

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения учебного предмета  изобразительное  искусство

          Освоение учебного предмета  «Изобразительное искусство» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.   Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской  идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  •   компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета  изобразительное искусство

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
  • активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  •   осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
  • сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
  • обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);
  • оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • сериация;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения;
  • обобщение.

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, чв том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнеров;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • слушать собеседника;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • осуществлять взаимный контроль,
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Чтение. Работа с текстом.

Поиск информации и понимание прочитанного.

У выпускника будут сформированы:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

- понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность для формирования:

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Преобразование и интерпретация информации.

У выпускника будут сформированы:

- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность для формирования:

- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Оценка информации.

У выпускника будут сформированы:

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность для формирования:

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

У выпускника будут сформированы:

-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

-выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.

У выпускника будут сформированы:

-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию;

-владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;

-набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

рисовать изображения на графическом планшете;

-сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность для формирования:

-использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

У выпускника будут сформированы:

-подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

-описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

-редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;

-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический  контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

-заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность для формирования:

-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; -составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);.

-грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

-критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

У выпускника будут сформированы:

-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

-создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

-создавать диаграммы, планы территории и пр.;

-создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность для формирования:

-представлять данные;

-создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

У выпускника будут сформированы:

-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах;

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность для формирования:

-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

-моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты освоения  учебного предмета  изобразительное  искусство

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

•        воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении   их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

•        пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цвето-ведения, усвоенные способы действия;
  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

•        изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

II. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

ИСКУССТВО И ТЫ

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС

Искусство в твоем доме

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Художник и музей

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

III. Календарно-тематическое планирование

1 класс

Дата

Тема

Кол-во часов

Примечание

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

1.

Экскурсия «Изображения всюду вокруг нас».

1

НРЭО

2.

Тематическая прогулка «Мастер Изображения учит видеть».

1

3.

Экскурсия в детскую библиотеку «Изображать можно пятном».

1

4.

Тематическая прогулка «Изображать можно в объеме».  

1

5.

Рисунок на асфальте «Изображать можно линией».  

 

1

6.

Экскурсия «Разноцветные краски».

1

7.

Рисование на асфальте. Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1

8.

Художники и зрители (обобщение темы). 

1

НРЭО

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

9.

Тематическая прогулка «Мир полон украшений».

1

10- 11

Красоту надо уметь замечать.  

2

12- 13

Узоры, которые создали люди.

2

НРЭО

14 -15

Как украшает себя человек.

2

16.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

17.

Постройки в нашей жизни.

1

НРЭО

18-19

Дома бывают разными.

2

20-21

Домики, которые построила природа.

2

22-23

Дом снаружи и внутри.

2

24 .

Строим город.

1

25.

Все имеет свое строение.

1

26.

Строим вещи.

1

27.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

28.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1

29.

«Сказочная страна». Создание панно.

1

30.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

1

НРЭО

31-32.

Урок любования. Умение видеть.

2

33.

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

1

Национальные,  региональные и этнокультурные особенности Южного Урала

1 класс

№п/п,

 

№ урока в КТП

Раздел

Тема

1

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

Экскурсия «Изображения всюду вокруг нас».

2

8

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

Художники и зрители (обобщение темы).

3

12

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

Узоры, которые создали люди.

4

13

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

Узоры, которые создали люди.

5

17

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

Постройки в нашей жизни.

6

30

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Дата

Тема

Ко - во часов

Примечание

Как и чем работает художник? (9 ч)

1

Три основных цвета -желтый, красный, синий

Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа)

1

2 - 3

Белая и черная краски.

Задание изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман) (без предварительного рисунка).

2

4

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Задание: изображение осеннего леса.

1

НРЭО

5

Выразительные возможности аппликации.

Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.

1

НРЭО

6

Выразительные возможности графических материалов

Задание: изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти).

1

НРЭО

7

Выразительность материалов для работы в объеме.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных родного края по  впечатлению,  памяти).

1

8

Выразительные возможности бумаги.

Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (коллективно; работа по воображению).

1

9

Неожиданные материалы (обобщение темы)

Задание: изображение ночного праздничного города.

1

Реальность и фантазия (7 ч)

10

Изображение и реальность. 

Задание: изображение любимого животного.

1

НРЭО

11

Изображение и фантазия.

Задание: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений.

1

12

Украшение и реальность.

Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти).

1

13

Украшение и фантазия.

Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.

1

14

Постройка и реальность.

Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).

1

15

Постройка и фантазия.

Задание: создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению).

1

16

Братья-Мастера изображения, Украшения и постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Задание: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения.

1

О чем говорит искусство (10 часов)

17

Изображение природы в различных состояниях.

Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.).

1

18

Изображение характера животных.

Задание: изображение животных веселых, стремительных, угрожающих.

2

19

Изображение характера человека: женский образ.

Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов.

1

20

Изображение характера человека: мужской образ.

Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.

1

21

Образ человека в скульптуре.

Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.)

1

22

Человек и его украшения.

Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников.

1

НРЭО

23- 24

О чем говорят украшения.

Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского).

1

25

Образ здания.

Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.).

2

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Выставка творческих работ.

1

Как говорит искусство (8 ч)

27

Теплые и холодные цвета.   Борьба теплого и холодного.

Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода)

1

28

Тихие и звонкие цвета.

Задание: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению).

1

29

Что такое ритм линий?

Задание: изображение    весенних

ручьев.

1

НРЭО

30

Характер линий.

Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения.

1

31

Ритм пятен

Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа.

1

32

Пропорции  выражают характер

Задание: конструирование или лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост — маленькая головка — большой клюв).

1

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -

средства выразительности

Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

1

34

Обобщающий урок года.

Выставка детских работ.

1

Национальные,  региональные и этнокультурные особенности Южного Урала

2 класс

п/п

№ урока в КТП

Раздел

 Тема

1

4

Как и чем работает художник?

Природа родного края.

2

5

Как и чем работает художник?

Выразительность материалов для работы в объёме.

3

6

Как и чем работает художник?

Украшение и реальность.

4

9

Реальность и фантазия.

Образ здания.

5

22

О чем говорит искусство.

Человек и его украшения.

6

29

Как говорит искусство.

Ритм линий.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Дата

Тема

Кол-во часов

Примечание

Искусство в твоем доме (8часов)

1

Твои игрушки.

Задание: создание игрушки из любых подручных материалов.

1

2

Посуда у тебя дома.

Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке.

1

3

Обои и шторы у тебя дома.

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская).

1

4

Мамин платок.

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).

 1

5

Твои книжки.

Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

1

6-7

Открытки.

Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки .

2

8

Труд художника для твоего  дома   (обобщение темы).

Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ.

1

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

9

Памятники архитектуры.

Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

1

НРЭО

10

Парки, скверы, бульвары.

Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).

1

НРЭО

11

Ажурные ограды.

Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из цветной бумаги.

1

НРЭО

12

Волшебные фонари.

Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из

бумаги.

1

13

Витрины.

Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина

1

14

Удивительный    транспорт.

Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

1

15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Задание: создание коллективного панно «Наш город»

1

Художник и зрелище (11 часов)

16

Художник в цирке.

Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.

1

НРЭО

17

Художник в театре.

Задание: театр на столе  создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

1

НРЭО

18

Театр кукол.

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.        

1

НРЭО

19-20

Маски.

Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.

2

21-22

Афиша и плакат.

Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.

2

23-24

Праздник в городе.

Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника.

2

НРЭО

25-26

Школьный     карнавал (обобщение темы).

Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства .

1

 

Художник и музей (8 часов)

27

Музей в жизни города.

Рассказ учителя и беседа.

1

28

Картина -особый мир. Картина-пейзаж.

Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий).

 1

29

Картина-портрет.

Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги)

1

30

Картина-натюрморт.

Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта

1

31

Картины исторические и бытовые.

Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.

1

НРЭО

32-33

Скульптура в музее и на улице.

Задание:  лепка  фигуры  человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

2

34

Художественная выставка (обобщение темы).

Экскурсия по выставке и праздник искусств

1

Национальные,  региональные и этнокультурные особенности Южного Урала

3 класс

№ п/п

№ урока в КТП

Раздел

Тема

1

9

Искусство на улицах твоего города.

Памятники архитектуры

2

10

Искусство на улицах твоего города.

Парки, скверы, бульвары

3

11

Искусство на улицах твоего города.

Ажурные ограды.

4

16

Художник и зрелище

Художник в цирке.

5

17

Художник и зрелище

Художник в театре.

6

18

Художник и зрелище

Театр кукол.

7

24

Художник и зрелище

Праздник в городе.

8

31

Художник и музей

Картины исторические и бытовые.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Дата

Тема

Кол-во часов

Примечание

Истоки родного искусства (8ч)

1 -2

Пейзаж родной земли.

Задание: изображение российской природы (пейзаж).

2

НРЭО

3-4

Деревня — деревянный мир.

Задание: Конструирование избы.

2

НРЭО

5

Красота  человека.

Задание:  Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.

1

НРЭО

6

Красота  человека.

Задание  Изображение сцен труда из крестьянской жизни.

1

7-8

Народные праздники (обобщение темы).

Задание:  создание коллективного панно на тему народного праздника «Праздник»

2

НРЭО

Древние города нашей земли (7 ч)

9

Родной угол.

Вариант задания: изобразительный образ города-крепости.

1

НРЭО

10

Древние соборы.

Вариант задания: изображение храма.

1

11

Города Русской земли.

Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа).

1

12

Древние воины-защитники.

Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

1

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Вариант задания: живописное изображение древнерусского города.

1

14

Узорочье теремов.

Задание: изображение интерьера теремных палат.

1

НРЭО

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах»

1

Каждый народ художник (11ч).

16-17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Задание 1. Изображение природы через характерные детали.

Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры.

Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры»

2

18-19

Народы гор и степей.

Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).

2

20-21

Города в пустыне.

Задание: создание образа древнего среднеазиатского города

2

22-23

Древняя Эллада.

Задание: Конструирование  храма.

2

24-25

Европейские города Средневековья.

Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города»

2

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка работ и беседа.

1

Искусство объединяет народы (8 ч)

27-28

Материнство.

Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.

2

29

Мудрость старости.

Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.

1

30-31

Сопереживание.

Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).

2

32

Герои-защитники.

Задание: лепка эскиза памятника герою.

1

НРЭО

33

Юность и надежды.

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

1

34

Искусство народов мира (обобщение темы).

Творческий отчет для родителей, учителей.

1


Национальные,  региональные и этнокультурные особенности Южного Урала

4 класс

№ п/п

№ урока в КТП

Раздел

Тема

1.

1.

Истоки родного искусства.

Пейзаж родной земли.

2.

3.

Истоки родного искусства.

Русское деревянное зодчество Урала.

3.

5.

Истоки родного искусства.

Национальный костюм.

4.

7.

Истоки родного искусства.

Дружба народов России в произведениях искусства.

5.

9.

Древние города нашей земли.

Родной угол.

6.

14.

Древние города нашей земли.

Применение металла в декоре.

7.

32.

Искусство объединяет народы.

Мой прадед – защитник Родины.