Рабочая программа по изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рабочая программа по изо для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_izo_2_891.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

 

 ГБОУ гимназия №402 им. Алии Молдагуловой

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

протокол  № ____  от  ____  2014г.

рук. МО _______/___________

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_________ / _________________        /

                      2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор ___________  /

.

                                                                 

                                                        

Рабочая программа

курса ИЗО 2 класс

наименование учебного предмета, курса, класс

базовый

 (уровень: базовый, профильный,

общеобразовательный, специального коррекционного обучения)

Учитель: Ильина Наталья Сергеевна

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования (2010 г.) на основе программы Б.М Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы». Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а также определяет конкретные виды художественно-творческой деятельности учащихся.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом  II поколения формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Принципы отбор основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; особенности к познанию мира через чувства и эмоции.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания  их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. Программа 2 класса вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия.

Основную идею программы — связь искусства с жизнью — выражают две линии: одна — познание образного строя искусства, другая — познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3-4 классах и в среднем звене.

Познание образного строя искусства — задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков.

На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя.

Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.

Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Отличительная особенность  данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью

Место предмета в учебном плане

В соответствии с новым Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится  34 часа, 1 урок в неделю. Данная программа рассчитана на 30 часов в неделю, так как 4 урока попадают на государственные праздники

Цель курса:

  • развитие личности учащихся средствами искусства;
  • получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Результаты изучения предмета:

  1. Личностные
  2. Метапредметные
  3. Предметные

Личностные

.

Личностные универсальные учебные действия.

У ученика  будут формироваться:

-Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

-Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны   и мира в целом.

-Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.

-Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.

-Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

-Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Ученик получит возможность для формирования:

-Понимания значения  изобразительного искусства в жизни человека.

-Понимания роли искусства в собственной жизни.

-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.

-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.

-Мотивации к коллективной творческой работе.

-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.

-Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Метапредметные результаты

Метапредметные учебные   действия

Ребенок  научится:

-Овладеет умением творческого видения с позиции художника.

Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой   работы.

-Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.

-Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

-Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.

-Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

 

Ученик  получит возможность:

-Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.

-На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла   и его воплощения.

-Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.

-Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.

-Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.

-Делать несложные выводы.

-Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.

-Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.

-Следить за действиями других участников в совместной деятельности.

                        

Предметные результаты

        

 

Предметные результаты.

Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.

Ребенок  научится:

Ученик  получит возможность научиться:

-Различать виды художественной деятельности.

-Различать виды и жанры в ИЗО.

-Понимать образную природу искусства.

-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.

-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.

-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.

-обсуждать и анализировать произведения искусства.

- -Видеть проявления   визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники

-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.

Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения,   графической грамотности.

-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,

Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.

-Эстетически   воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

- -Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

-Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.

-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.

-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.

-Овладеть на практике основами цветоведения.

-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.

-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.

-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

Перечень разделов, включенных в программу

Раздел

Тема

Количество

часов

В том числе:

Практические работы

Уроки контроля (обобщающие уроки)

Раздел 1. «Чем и как работают художники»

8

8

1

1.

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

1

1

2.

 «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь.

1

1

-

3.

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

1

1

-

4.

«Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.

1

1

-

5.

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

1

1

-

6-7.

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

2

2

-

8.

«Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.

1

1

1

Раздел 2. «Реальность и фантазия»

7

7

1

9.

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.

1

1

10.

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

1

1

-

11.

«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.

1

1

-

12.

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.

1

1

-

13.

«Кружевные узоры». Украшения и фантазия.

1

1

-

14.

«Подводный мир». Постройка и реальность.

1

1

15.

Постройка и фантазия.

1

1

1

Раздел 3. «О чем говорит искусство»

9

9

1

16.

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

1

1

-

17.

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

1

1

-

18.

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.

1

1

-

19.

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

1

1

-

20.

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.

1

1

-

21.

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

1

1

-

22.

«Морозные узоры». Украшение и реальность.

1

1

-

23.

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

1

1

-

24.

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

1

1

1

Раздел 4.  «Как говорит искусство»

6

6

25.

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.

1

1

-

26.

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)  

1

1

-

27.

Графические упражнения. Линия как средство  выражения. Характер линий.

1

1

-

28.

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий.

1

1

-

29.

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.

1

1

-

30.

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

1

1

-

31.

«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.

-

-

-

32.

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

-

-

-

Всего:

30

30

Содержание учебного материала

« Чем и как работают художники » (8 часов: 8 - практ. работа)

(художественные свойства материалов)

Здесь основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

1.  «Цветочная поляна». Три основных цвета. (1 час – практ. работа)

Тема коллективной композиции «Цветы».

Задание: Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.

Материалы:  гуашь (3 цвета: желтая, красная, синяя), бумага белая, ножницы, клей,  кисточки,  баночки с водой.

Зрительный ряд:  живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.    

Литературный ряд: загадки по теме.

 

2. «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь. (1 час — практ. работа)

Задание:  изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день)

Материалы: гуашь (5 красок — желтая, синяя, красная, черная, белая), кисти, бумага больших размеров.

Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях — гроза, буря  и т.п.; репродукции: И. Левитан «Буря — дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Куинджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марселе», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская лазурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.

Литературный ряд:  стихи по теме.

3.  «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов. (графические: пастель, мелки). (1 час – практ. работа)

Задание: Изображение осеннего леса пастелью, мелками.

Материалы: бумага суровая (оберточная), мелки, пастель, цветные карандаши.

Зрительный ряд:  слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники графического рисунка.

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).

4. «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. (1 час – практ. работа)

Задание:  сделать несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».

Материалы:  цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА), серая, коричневая бумага или холст, мешковина для фона.

Зрительный ряд: живые листья, слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; В. Ван Гог «Подсолнухи»,И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»,Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды».

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья...», стихотворения и загадки по теме урока.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).

5. «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. (1 час – практ. работа)

Задание:  Придумать зимний лес, нарисовать несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса».

Материалы:  черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка.

Зрительный ряд: материалы или слайды деревьев зимнего леса; репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский — иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».

Литературный ряд: М. Пришвин «Рассказы о природе»,загадки, стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).

6. «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.  (2 часа – практ. работа)

Задание: Изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).Лепка дополнительного элемента - дерева происходит на втором уроке.

Материалы: дощечка-подставка, пластилин, стеки, тряпка, банка с водой, газеты, проволока (для каркаса дерева).

Зрительный ряд: методические таблицы («Последовательность рисования, лепки птиц и животных»); фотографии скульптур, сувениров (птица счастья Архангельской области); выполненные учителем и детьми модели; иллюстрации работ художников-анималистов (Е. Чарушин, В. Ватагин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое. Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и другие), фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта.

7. «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. (1 час – практ. работа).

Выполнение макета игровой площадки

Задание: Изготовление игровой площадки для зверей из бумаги. На площадке будут горки, качели, мостики, фонтаны из плотной бумаги.

Материалы: бумага, ножницы, тонкий картон, клей.

Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.

«Реальность и фантазия» (8 часов: 8 - практ. работа)

На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения.

Необходимо помочь ученикам осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники.

На уроках и вне урока учащиеся должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приемами построения и изображения, видеть их соединение даже в одном предмете.

8. «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.(1 час – практ. работа).

Задание: Дети рисуют с натуры — чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся). В течение урока выполнить 3-4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно.

Материалы:  для учителя — методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы — натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры; для учащихся — художественные материалы (гуашь — 1-2 краски), цветная бумага, кисти,баночка для воды, палитра, простой карандаш, резинка, фотографии, открытки, красочные иллюстрации их книг о птицах.

Зрительный ряд:  рисунки, выполненные детьми; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский — иллюстрации к рассказу Л. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь», иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки и скульптуры  В. Ватагина.

Литературный ряд: стихотворения и отрывки из рассказов о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».

9. «Сказочная птица». Изображение и фантазия. (1 час – практ.работа).

Задание: Изобразить птицу — фантазию, сказочную птицу. Особое условие при выполнении работы: изображают дети птицу либо в холодном, либо в теплом колорите, а фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете — фон в «холодном», и наоборот).

Материал: гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, фотографии или открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, игрушки.

Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; М.Врубель "Царевна Лебедь", методические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».

Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», стихотворения, фольклор.

Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.

10. «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе. (1 час – практ. работа).

Задание: Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими материалов.

Возможны несколько вариантов рисунка:

  1. на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, гуашь;
  2. тем же, но на тонированной бумаге;
  3. на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая вода).

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, уголь, пастель, тушь.

Зрительный ряд: слайды  фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на камнях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабочек и насекомых, цветы и т. д.).

 Литературный ряд: загадки по теме.

11. «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. (1 час – практ. работа)

Коллективная композиция «Подводный мир».

Задание: Школьники класса делятся на 2 группы. Учащиеся первой группы изображают морских рыбок на отдельных листочках, а учащиеся  второй группы изображают силуэты водорослей на цветной бумаге и вырезают их. В конце урока ученики собирают свои работы в панно.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд: слайды и фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей; репродукция картины А. Матисса «Красные рыбы».

Литературный ряд: загадки по теме.

Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»; детские песенки по теме урока.

12. «Кружевные узоры». Украшения и фантазия. (1 час – практ. работа)

Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «граттаж» (процарапывание).

Материалы:  воск, желток, гуашь, тонкая кисть, бумага.

Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам:  Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Березове».

Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.

13. «Подводный мир». Постройка и реальность. (1 час – практ. работа)

 Для создания коллективной композиции «Подводный мир» учащиеся делятся на две группы: флора и фауна подводного мира.

Задание: Учащиеся первой группы выполняют фон для общей работы: изображают воду, морское дно, вырезают из цветной бумаги водоросли. Ученики второй группы выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим картам).

Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, игла, большой лист.

Зрительный ряд: слайды и фотографии конструктивных форм в природе (домики моллюсков, улиток, черепах, соты пчел, яйцо, головка мака или стручок гороха и многое другое). Слайды архитектурных композиций.

14. Постройка и фантазия. (1 час – практ. работа)

Конструктивное строение из бумаги.

Задание: Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).

Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров из-под конфет.

Зрительный ряд:  слайды и фотографии построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов- новаторов (Ле Корбюзье, А. Гауди, В. Татлин), зданий разных архитектурных стилей (Египет, Древняя Греция, Восток — пагоды, Север — чумы, юрты, постройки среднего века и т.п.); методические таблицы.

«О чем говорит искусство» (9 часов: 9 часов — практ. работа)

Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

15. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. (1 час – практ. работа).

Задание:  изображение животного с показом его характера и настроения.

Материалы:  карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, фотографии животных, иллюстрации книг.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс и т.п.

Литературный ряд: Дж Р. Киплинг «Маугли», С. Маршак «Детки в клетке» и др. или сказки о животных, загадки.

Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

16. Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны») (1 час – практ. работа).

Задание: Изобразить доброго и злого воина (например, богатыря и его врага). Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».

Материалы: гуашь, альбом, кисти.

Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», И. Билибин и другие; иллюстрации к сказкам из книг; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, ¾, профиль)», «Мимика».

Литературный ряд: стихи, загадки, отрывки из былин.

Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».

17. Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.  (1 час – практ. работа).

Задание: Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).

Материалы: бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки.

Зрительный ряд: Репродукции картин художников, изобразивших  женский образ.

Литературный ряд: загадки, стихи, сказка «Морозко» и т.п.

18. Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. (1 час – практ. работа)

Задание: Детям предлагается изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы — выполнение скульптуры. Лепка сказочных героев с ярко-выраженными характерами.

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка, проволока для каркаса.

Зрительный ряд: сувениры, куклы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной, слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля.

19. «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.

Материалы: бумага (белая или цветная), акварель, гуашь, карандаши или цветные мелки, банка с водой, кисти, тряпка..

Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитана, В. Серова, А. Саврасова, А. Куинджи, Н. Ромадина, А. Герасимова, И. Грабаря, Г. Нисского, А. Рылова, К. Юона, И. Айвазовского, С. ЖуковскогоМ. Сарьяна и другие; рисунки детей.

Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», «О  рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта и т.д.

20. «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. (1 час – практ. работа)

 Задание:  1) Украсить кокошник заданной формы (предварительно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить.

                   2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и воину, который угрожает.

Материалы: гуашь, заготовки из больших листов бумаги, широкая и тонкая кисти, линейка, циркуль, трафареты.

Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.

Литературный ряд: народные песни.

21. «Морозные узоры». Украшение и реальность. (1 час – практ. работа).

Задание: Вырезать элемент морозного узора, в основе технологии вырезания узоров из бумаги лежат приемы работы мастеров народного искусства в технике «вырезанки». Ученики наклеивают свои элементы узора на общий фон (белый, цветной).

Материалы: кисть, цветная (синих  и серых оттенков) и белая плотная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: фотографии и слайды морозных узоров.

Литературный ряд: стихотворения, загадки по теме.

22. «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. (1 час — практ. работа).

Задание: Украсить два сказочных флота — добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения — добрые и злые.

Материалы: гуашь, кисти,  клей, булавки.

Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к сказке «Сказка о царе Салтане»; произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».

Литературный ряд: сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане».

 

23. «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. (1 час – практ. работа).

На данном уроке предлагается работа в смешанной технике (фон — пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

Задание: 1) Конструирование из альбомных листов разные домики.

                2) Фон — заставка для сказочного города (или домика).

Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды и репродукции  архитектурных сооружений.

«Как говорит искусство» (8часов: 7 – практ. работа, 1 - обобщение)

Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?

На уроках идет разговор о языке искусства, рассматривается, какими же средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе.

На доступном уровне идет знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться.

24. «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. (1 час – практ. работа).

Задание: Дети рисуют костер на фоне ночного неба.

Материалы: бумага, гуашь без белой и черной красок, кисти.

Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня.

Литературный ряд: загадки по теме.

25. «Мозаика». Цвет как  средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («весенняя земля»).(1 час — практ. работа).

Задание: Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.

            Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цветоведению.

Литературный ряд: М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.

Музыкальный ряд: Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт")

26. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Ритм линий.  (1 час — практ. работа)

Задание: Изображение весеннего лесного пейзажа с использованием графических упражнений. Обязательно в рисунке должны быть ручьи.

Материалы: пастель или цветные мелки.

Литературный ряд: М.Пришвин "Лесной ручей".

Музыкальный ряд: А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной".

27. «Дерево». Линия как средство выражения. Характер линий. (1 час – практ. работа)

Задание: Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.

Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.

Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.

Литературный ряд: японские трехстишия (танки).

28. «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. (1 час – практ. работа)

Задание: Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: наглядные пособия.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.

29. «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). (1 час — практ. работа)  

Задание: Каждый из учеников рисует самый красивый цветок. За 10 минут до конца урока ученики вырезают свой цветок и приклеивают свой цветок на общий фон.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: методические таблицы, динамическая таблица «Ближе — дальше»; японская, китайская графика (о растениях); репродукции картин художников.

 Литературный ряд:стихотворения и загадки о цветах.

30. «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. (1 час — практ. работа)

Задание: Создание коллективного панно по теме "Весна. Шум птиц".

Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему "Весна", слайды веток, весенних мотивов.

31- 32 «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. (1 час — обобщение)

Материалы: методические таблицы, репродукции работ художников, слайды, проектор, предметы, изделия народных промыслов; раздаточный материал к заданиям и т.п.

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса

на 2014-2015 учебный год

урока по плану

Тема занятия

Тип занятия

Дата занятия

Раздел 1. «Чем и как работают художники»

1

«Цветочная поляна»

Три основных цвета.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

1 неделя

2

«Радуга на грозовом небе»

Пять красок – богатство цвета и тона.

Применение знаний и умений Практическая работа

2 неделя

3

«Осенний лес»

Выразительные возможности других материалов.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

3 неделя

4

«Осенний листопад»

Аппликация. Выразительные возможности аппликации.

Повторение и закрепление изученного материала Практическая работа

4 неделя

5

«Графика зимнего леса»

Выразительные возможности графических материалов.

Повторение и закрепление изученного материала Практическая работа

5 неделя

6

«Звери в лесу»

Выразительные возможности для работы в объеме.

Повторение и закрепление изученного материала

6 неделя

7

«Звери в лесу»

Выразительные возможности для работы в объеме.

Применение знаний и умений Практическая работа

7 неделя

8

«Игровая площадка»

Для вылепленных зверей на прошлых уроках. Выразительные возможности бумаги.

Применение знаний и умений Практическая работа

8 неделя

  1. Раздел 2. «Реальность и фантазия»

9

«Наши друзья: птицы».

Рисование птицы по схеме. Изображение и реальность..

Повторение и систематизация знаний Практическая работа

9 неделя

10

«Сказочная птица»

Изображение и фантазия. Декоративное рисование.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

10 неделя

11

«Узоры паутины»

Украшение и реальность, украшения в природе. Декоративное рисование. Практическая работа.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

11 неделя

12

«Обитатели подводного мира»

Рисование гуашью. Рисование по схемам. Украшение и реальность..

Повторение и закрепление изученного материала Практическая работа

12 неделя

13

«Кружевные узоры»

Декоративное рисование. Украшение и фантазия.

Применение знаний и умений Практическая работа

13 неделя

14

«Подводный мир»

Постройка и реальность.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

14 неделя

15

«Постройка и реальность»

Постройка и реальность.

Повторение и закрепление изученного материала Практическая работа

15 неделя

  1. Раздел 3. «О чем говорит искусство»

16

«Четвероногий герой»

Выражение характера изображаемого животного. Живопись.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

16 неделя

17

«Веселый и грустный клоуны»

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

17 неделя

18

«Женский образ русских сказок»

Выражение характера человека в изображении.

Применение знаний и умений Практическая работа

18 неделя

19

«Сказочный герой»

Выразительные возможности для работы в объеме.

Повторение и закрепление изученного материала Практическая работа

19 неделя

20

«С чего начинается Родина?»

Живопись. Природа в разных состояниях.

Применение знаний и умений Практическая работа

20 неделя

21

«Человек и его украшения»

Выражение характера человека через его украшения.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

21 неделя

22

«Морозные узоры»

Применение знаний и умений Практическая работа

22 неделя

23

«Морской бой Салтана и пиратов»

Выражение намерений через украшения.

Повторение и закрепление изученного материала Практическая работа

23 неделя

24

«Замок Снежной Королевы»

Выразительные возможности бумаги и других различных материалов

Повторение и закрепление изученного материала Практическая работа

24 неделя

  1. Раздел 4. « Как говорит искусство»

25

«Перо Жар-птицы»

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

25 неделя

26

«Весенняя земля»

Цвет как средство выражения: глухие и звонкие цвета.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

26 неделя

27

«Графические упражнения»

Линия как средство выражения. Характер линий. Практическая работа. Графические материалы.

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

27 неделя

28

«Дерево»

Линия как средство выражения. Характер линий.

Повторение и закрепление изученного материала Практическая работа

28 неделя

29

«Птицы»

Ритм пятен как средство выражения

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

29 неделя

30

«Поле цветов»

Ритм пятен, цвета как средство выражения. Рисование. Живопись.  Гуашь. Практическая работа

Ознакомление с новым учебным материалом Практическая работа

30 неделя

31

«Весна идет»

Ритм пятен, цвета, линий, пропорций  как средство выражения.

Повторение и закрепление изученного материала Практическая работа

31неделя

32

«Экзамен художника Тюбика»

Искусствоведческая викторина.

Повторение и закрепление изученного материала

32 неделя

Перечень литературы и средств обучения

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2007.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство.  Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.

а) основная литература:

Каспржак А. Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы. – М.: МИРОС, 1994. – 98 с.

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. -  на сайте www. ed.gov.ru.

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Доля С. И. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы» в 2 частях. Часть 1. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. – 96 с.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам  Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008. – 171 с.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам  Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских  под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141 с.

Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 255 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

     Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

      Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

      Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2006.–96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.- 77с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.

      Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

      Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

      Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

      Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

в) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2006. – 63 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 2 кл. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 65 с.

Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 кл. –  2-е изд., - М.: Дрофа, 2006. – 66 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

  • Оборудование
  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Телевизор
  • Видеомагнитофон (DVD)
  • Диапроектор
  • Графопроектор
  • Экран

ТАБЛИЦЫ (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  •  Введение в цветоведение. 16 штук
  • Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования (2 набора)
  • Коллекция бабочек для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические (1 набор)
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

  • Дымковские игрушки
  • Гжель
  • Слайды картин В. Васнецова
  • Слайды иллюстраций  И. Билибина
  • Слайды картин отечественных художников

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

  1. Коллекция для видео «Чудеса Света»
  2. Коллекция для видео «Музеи России.  Эрмитаж»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...