Календарно-тематический план по ИЗО,
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Габдулкаюмова Рузиля Давлетгараевна

Календарно тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе , Кузин В.С., Кубышкина Э.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт    

Мы рисуем осень – 9ч

1.

 «Моё лето». Рисование на темы.

Комбинированный

Учащиеся научатся: выполнять  изображения на темы. Рассматривать портреты кисти И.Репина, В.Серова. Выбирать  согласно замыслу формат бумаги, продумывать формат, цветовую гамму задуманной композиции. Беседовать  о красоте осенних листьев. Анализировать форму и цвет листьев.

Подобрать  интересные фотографии на тему «Незабываемое лето».

2.

«И снова осень к нам пришла»

 Рисование с натуры

Комбинированный

Учащиеся научатся  писать акварелью осенний букет на основе цветового контраста. Познакомятся с натюрмортом  как жанре  ИЗО, рассмотрят  натюрморты на репродукциях картин, самостоятельно выполнят рисунок в цвете, поупражняются в быстрой работе с красками, выполнят две-три ступени светлоты в рисунке.

Подобрать иллюстрации с натюрмортом.

3.

«Осень – пора грибная»

Рисование с натуры

Комбинированный

Учащиеся научатся  выполнять с натуры наброски грибов разной формы, при рисовании использовать ось симметрии, выберут  художественный материал, передающий фактуру грибов, рассмотрят  фрагменты картин А. Пластова, И.Шишкина.

Нарисовать картину «Сказка про  грибы»

4

«Сыплются с дерева листья поблёкшие» Рисование с натуры.

Комбинированный

Учащиеся научатся  рассматривать изображения осенних листьев, анализировать форму и цвет листьев, называть основные цвета и оттенки, составить из этюдов осенних листьев единую композицию, используя памятку на стр.13

Подобрать коллекцию осенних листьев и засушить их.

5

«Осень. Музыка дождя»

 Рисование на темы.

Комбинированный

Учащиеся научатся  рассматривать пейзажи русских художников К.Маковского  И.Шишкина, А.Саврасова об осени, о дожде,  рассказывать каким видят дождь художники, выбирать художественный материал для написания в цвете композиции  «Под дождём»

Составить рассказ по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

6.

«Красота обычных вещей. Цилиндр». Худож.констр. и дизайн.

Комбинированный

Учащиеся научатся  определять форму вазы, решать какие цветы смогут в ней стоять, украшать вазу согласно  художественному замыслу. Рассмотрят на картинках предметы цилиндрической формы, найдут их в классе, дома,

С помощью пластилина превратить пластиковую бутылку в вазу для цветов.

7.

«Осенние подарки природы» Лепка.

Комбинированный

Учащиеся научатся передавать пластилином форму и окраску овощей и фруктов. Рассмотрят натюрморты на репродукциях картин И.Машкова,  выяснят, как предметы располагаются в натюрморте, выявят  специфику цветового решения.  Побеседуют о богатстве осеннего урожая, о сельских тружениках и осенних работах.  Самостоятельно выполнят лепку.

Составить дома из предметов натюрморт, сфотографировать его

8.

«Осенний натюрморт»

Рисование с натуры

Урок введения новых знаний

Учащиеся научатся  рассматривать  натюрморты на репродукциях картин и получат  представление о сельском труде. Узнают о натюрморте  как жанре  ИЗО, изучат  формы овощей и фруктов. Поупражняются в быстрой работе с красками,  самостоятельно выполнят рисунок в цвете.

Нарисовать любимые овощи и фрукты

9.

«Мы рисуем сказочную веточку»

Декоративное рисование.

Урок введения новых знаний

Учащиеся  рассмотрят образцы полохов - майданской росписи, определят  в ритме рисунка растительные композиции, выявят специфику цветового решения, узнают  об истории развития и специфических особенностях полхов-майданской росписи. Самостоятельно выполнят работу.

Проект . Собрать информацию о натюрморте-жанре изобразительного искусства.

Мы рисуем сказку -7ч

10.

«Весёлые узоры»

Декоративная работа. Лепка.

Комбинированный

 Учащиеся узнают  об истории развития и специфических особенностях филимоновской игрушки, рассмотрят образцы филимоновской росписи , научатся выполнять элементы узоров: ёлочка. круг и т.д.,  пластилином передадут форму и узоры свистулек

Особенности лепки игрушек-свистулек.

11.

«Сказка про осень» Рисование по памяти.

Комбинированный

Учащиеся научатся  рассматривать произведения художников про осень, описывать цветовое решение каждого пейзажа, выбирать художественный материал согласно своему замыслу. Напишут  осенний пейзаж «Сказка про осень».

Найти информацию о жизни художника  Ф.Васнецова

12

«Мы готовимся к рисованию сказки».

Рисование по памяти.

Комбинированный

Учащиеся научатся  рассматривать произведения художника –анималиста Василия Ватагина, анализировать и сравнивать формы  животных, птиц, изображать строение и цветовую окраску. Рисовать птицу,  ёжика или пушистого кролика пером и тушью.

Нарисовать карандашом несколько набросков лисицы в разных положениях.

13

«Мы рисуем сказку»

Иллюстрирование

Комбинированный

Учащиеся научатся  подбирать средства выразительности,  последовательность выполнения иллюстрации к сказке Д. Мамина- Сибиряка «Серая Шейка» Из беседы узнают о средствах выразительности художника. Выполнят тренировочное упражнение по силуэтному изображению птиц в полёте. Самостоятельно выполнят работу по иллюстрированию сказки.

Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке «Гуси-лебеди»

14

«Мы рисуем сказочную птицу».

 Декоративная работа.

Комбинированный

. Учащиеся научатся  приёмам  декоративной работы, передавать объём и пропорции волшебных птиц, рассматривать изображения сказочных птиц : Жар-птица, Царевна- лебедь, Синяя птица. Создадут  свою сказочную птицу с использованием цветовых контрастов.

Узнать, какие изображения птиц являются оберегами.

15.

«Архангельский рождественский пряник». Лепка.

Комбинированный

Учащиеся познакомятся с произведениями  и историей  развития Архангельского  рождественского  пряника «козули». Научатся рассказывать о сказочных силуэтах  «козуль», об элементах и цвете при украшении пряников. Выполнят упражнения на элементы  пряника. Самостоятельно выберут  сюжет декоративного рисунка сказочной ветки и выполнят его.

Вылепить силуэт пряника, украсить его.

16

«Готовимся к встрече сказки - празднику Нового года» Художественное конструирование и дизайн.

Комбинированный

Учащиеся  познакомятся с историей   весёлого рождественского обычая, когда появились первые маски и зачем они были нужны. Изготовят карнавальные маски и раскрасят  их по своему замыслу, используя памятку. Рассмотрят маски (настоящие и фотографии). Продолжат  самостоятельную работу над заданием в цвете.

Проект с.56  

Выполнить серию иллюстраций к своей любимой сказке.

Мои друзья – 9 ч

17

«Зимние развлечения с друзьями»

 Рисование на темы.

Комбинированный

Учащиеся научатся   рисовать на заданную тему, передавая пространственные отношения между предметами. Беседуя по картинам, обобщат представления о зимнем лесе, красоте зимней природы. Расскажут  о впечатлении от картин художников-пейзажистов.

Рассказать в каких зимних  играх принимал участие в  зимние каникулы.

18

«Богородская игрушка»

Лепка по представлению.

Комбинированный

Учащиеся  познакомятся с произведениями  и историей  развития Богородской игрушки. Научатся рассказывать о любимых героях богородских мастеров мужике и медведе, об элементах и цвете при украшении игрушек. Выполнять упражнения по памятке с.67.  Самостоятельно выберут  сюжет декоративного      рисунка  и выполнят его.

Узнать новые  сведения о богородской игрушке

19

«Наши друзья – животные» Рисование по памяти.

Комбинированный

Учащиеся  закрепят   знания о животных,  научатся грамотно подбирать цветовые оттенки. Узнают, кто такие художники -анималисты (Писатель –анималист Е.И. Чарушин  «Детки в клетке»). Научатся  смешивать цвета для получения нужного оттенка. Уяснят  последовательность работы над изображением рыбок с.71 «Памятка»

Принести книгу об аквариумных рыбках.

20

«Любимые сказки моих друзей»

 Иллюстрирование

Комбинированный

Учащиеся  рассмотрят иллюстрации художников А.Дейнеки, И.Билибина, В.Серова. Силуэт как выразительное средство в графике, живописи и декоративно- прикладном искусстве. Роль чёрного цвета в силуэте.

Выполнить силуэты животных.

21

«Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед»

Художественное конструирование и дизайн.

Комбинированный

Учащиеся  рассмотрят   на картинках предметы кубической  формы, найдут их в классе, дома,  определят форму коробки, сундука, шкатулки, решат,как коробку превратить в шкатулку, украсят её согласно  художественному замыслу.

Нарисовать предмет кубической формы

22

«Защитники Земли Русской»

Рисование на темы.

Комбинированный

Учащиеся  рассмотрят иллюстрацию художника В.Васнецова «Богатыри» . Опишут выразительные средства, которыми художник показывает богатырскую удаль своих героев. Научатся пользоваться палитрой, составлять сложные цвета, подбирать средства выразительности для своих рисунков. Нарисуют  портрет богатыря-защитника земли Русской.

Закончить рисунок в цвете.

23

«Красота обычных вещей. Конус»

Художественное конструирование и дизайн.

Комбинированный

Учащиеся рассмотрят на картинках предметы конической формы, найдут  такие предметы  в классе, дома,  определят какое геометрическое тело лежит в основании таких предметов, придумают игрушки из конусов, добавят  детали,  украсят  их согласно  художественному замыслу.

Придумать игрушки из конусов.

24

«Моя семья – забота и любовь».

Рисование на темы.

Комбинированный

Учащиеся познакомятся иллюстрациями художницы З.Серебряковой о семье, о детях. (Описание  одежды, окружающих предметов, состояния людей, отраженные в каждой из картин), узнают понятие фон. Выполнят портрет по одному из эскизов.

Нарисовать детский портрет

25

«Мои друзья – птицы»

Рисование по памяти.

Комбинированный

Учащиеся научатся  выполнять наброски птиц, живущих в нашей местности, обращая внимание на форму туловища. головы,  размер, цвет, научатся включать в свой рисунок элементы пейзажа и располагать его так, чтобы они усиливали выразительность всего рисунка.

Проект «Словарь художника в картинках»

С чего начинается Родина – 9 ч

26

«Главные художественные музеи страны»

Беседы об искусстве.

Комбинированный

Учащиеся познакомятся с главными музеями России (Государственная Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге) Опишут произведения, которые больше всего понравились в музеях нашей республики. Беседа  на тему «Главные художники России».

Подобрать открытки, иллюстрации о музеях РТ.

27

«Весенний солнечный день»

Рисование на темы.

Комбинированный

Учащиеся  познакомятся  с произведениями  К.Юона

 (городские улицы,  жизнь горожан, праздничные гулянья). Объяснят, что является композиционным центром в картине. Узнают приёмы рисования  формы куполов храмов, научатся выбирать сочетание цветов в росписи куполов.

Закончить рисунок в цвете.

28

«Мы готовимся к рисованию сказки»

Рисование с натуры

Комбинированный

Учащиеся научатся включать в свой рисунок элементы пейзажа и располагать его так, чтобы они усиливали выразительность всего рисунка, проанализируют выполненные на прошлом уроке рисунки в карандаше. Обдумают, какие элементы пейзажа включать в свой рисунок. Сформируют пространственные представления, объёмное видение изображаемого объекта. Определят этапы работы, самостоятельно выполнят работу.

Прочитать сказки «Гуси- лебеди»,  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

29

«Мы рисуем русскую народную сказку»

Иллюстрирование.

Комбинированный

Учащиеся  познакомятся  с произведениями  художников – сказочников В.Васнецовым, И.Билибиным. (Беседа о средствах выразительности художников). Обучатся передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, подбору средств выразительности, последовательности выполнения иллюстрации к сказке. Выполнят тренировочное упражнение на  силуэтного изображения птиц в полёте. Самостоятельная работа по иллюстрированию сказки.

Выполнить иллюстрацию к сказке в цвете.

30

«Красота окружающего мира. Насекомые».

 Рисование с натуры.

Комбинированный

Учащиеся  рассмотрят рисунки насекомых: форму, величину, окраску их крыльев. Научатся  рисовать симметричные предметы, соблюдать последовательность работы над рисунком, гармоничное сочетание оттенков крыльев и тельца бабочки,  понимать  красоту формы, строения , цветовой окраски .

Нарисовать понравившееся насекомое.

31

«Цветы нашей Родины»

Рисование с натуры.

Комбинированный

Учащиеся научатся выбирать художественный материал, продумают композицию «Мои любимые цветы» и нарисуют с натуры букет цветов в вазе сразу кистью без наметки карандашом. Познакомятся с картинами  выдающихся художниках, изображавших цветущие растения..

Подобрать открытки, рисунки  красивых цветов.

32

33

«Проект детской площадки»

Художественное конструирование и дизайн.

Комбинированный

Учащиеся выполнят проект детской площадки (отобразят в рисунке свой замысел),  разработают из упаковки элементы для своей площадки,  научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Применят основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Изучат  приёмы симметричного вырезания из бумаги. Выполнят макет детской площадки.

Проект «Симметрия в архитектуре»

Композиция «Русь белокаменная»

34

«С чего начинается Родина»

Рисование на темы.

Обобщающий

Учащиеся  самостоятельно выберут сюжет, формат, художественный материал для  рисунка на предложенную тему.  Рассмотрят картины  русского пейзажиста Николая  Ромадина,   поразмышляют  о произведениях искусства на эту тему, ответят на вопрос, что мы имеем в виду, когда говорим: «Как прекрасен этот пейзаж»

Нарисовать картину «Лето красное»

Пример викторины:

  1. Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
  1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение)
  2. Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж)
  3. Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт)
  4. Изображение лица человека называется жанром ... (Портрет)

Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.

                                                       

  1. Решение кругового кроссворда.

      Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа.

а) тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор)

б) что получается у тебя на альбомном листе в конце  урока? (Рисунок)

в) произведение художника-модельера. (Костюм)

г) пейзаж, его разновидность с изображением моря. (Марина)

д) изображение животных в живописи. (Анималистика)

е) разновидность красок, разведенных водой, - отсюда и название. (Акварель)

ж) время года, часто изображаемое художниками-пейзажистами. (Лето)

з) глина, обработанная особым образом. (Обжиг)

и) то, что придумывает художник по геральдике. (Герб)

к) основа для изображения, материал, на котором рисуют художники, и вы тоже. (Бумага)  

        

  1. Игра «Угадай героя и нарисуй его».

Можно провести соревнование между командами-рядами.

Она красива и мила,

Хоть имя ей дала зола. (Золушка)

Любит маленьких детей,

Любит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш ... (Малыш)

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный

Кто же это? (Буратино)

  1. Упражнение «Найди недостаток в портрете».

Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, брови, веки, ресницы, нос, рот, уши, волосы и другие.

Материал: таблица с изображением одного лица с разными недостатками.

  1. Мозаика «Натюрморт».

Задание: собрать натюрморт из разрезанных частей карточки — лото подготовить из репродукций известных картин в жанре натюрморта, можно из ксерокопий тех репродукций, что висят в классе.

  1. Задание: «Симметрия».

Дорисовать вторую половинку рисунка, повторяя первую. Игру можно провести, дорисовывая рисунок на плакате, или один ученик рисует на доске одну половину (бабочка, лист, ваза, лицо и т.п.), а другой (из другой команды) дорисовывает, сохраняя симметричность.

  1. Какое слово здесь лишнее?

Кисть, палитра, пенал, акварель, бумага

(Пенал)

           8.   Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (Скульптура).

           9.   Какое слово здесь лишнее?

Человек, портрет, художник, архитектура, портретист.

(Архитектура)

Пример тестирования:  

Фамилия участника ___________________________________________________

Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.

п/п

Вопрос

Ответы

Баллы

1.

Художник И. Левитан рисовал:

А) натюрморты

Б) пейзажи

В) портреты

2.

Композиция рисунка – это:

А) проведение тонких линий

Б) карандашный набросок

В) размещение предметов на листе бумаги

3.

Какие цвета являются «теплыми»?

А) красный, желтый, оранжевый

Б) голубой, синий, фиолетовый

В) красный, желтый, синий

Г) оранжевый, зеленый, фиолетовый

4.

Перечисли основные цвета:

А) голубой, фиолетовый, коричневый

Б) черный, белый, серый

В) красный, синий, желтый

Г) розовый, зеленый, оранжевый

5.

Основными видами изобразительного искусства являются:

А) скульптура

Б) рисование

В) живопись

Г) лепка

Д) графика

При подведении итогов выявляются две позиции:

  1. неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов
  2. точность ответа оценивается в 1 балл

Общий подсчет баллов:

Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов

Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов

Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов

I уровень (фрагментарно-исполнительский)

Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать,  больше заниматься  художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.

II уровень (художественного мастерства)

Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.

III уровень (творческий)

У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами  выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).

Пример кроссворда:

4

5

6

1

2

7

10

3

8

9

По горизонтали1- название красок, изобразительного материала; 2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.;3 – элемент городецкого узора.

По вертикали4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.

Ответы на кроссвордПо горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш

Список литературы:

  • Кузин, В. С., Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник,– М.: Дрофа, 2011 (с электронными приложениями)
  • Кузин, В. С., Э. И. Кубышкина. Изобразительное  искусство.  2  класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.
  • Кузин, В. С. Изобразительное искусство: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2012.
  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Программа курса «Изобразительное искусство» 1 - 4 класс. – М.: Дрофа, 2012.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования..

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание примерной программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

             Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

            Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В примерной программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 34 часа. Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован разработчиками авторских программ по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-приклад-ного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   (34 ч)

Мир изобразительных (пластических) искусств

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А. Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

  Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

 Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Планируемые результаты  по изобразительному искусству во 2  классе.

Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

· положительно относится  к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

 Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

 (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Ожидаемые результаты к концу 2 года обучения

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
  • называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
  • называть ведущие художественные музеи России;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
  • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).

Виды   учебной   деятельности   учащихся

  • Выполнять  простейшие  исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
  • осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
  • решение  доступных  творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
  • простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;                 

Виды и формы контроля

  • выполнение учащимися  продуктивных заданий в учебниках и рабочих  тетрадях;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.

Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....