Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК «Перспектива» на тему: «Изразец в архитектуре»
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

    Кочергина Ирина Павловна

    Данный урок проводится во 2 классе по теме: " Изразец в архитектуре". На данном уроке учащиеся узнают о искусстве украшения печи изразцами, видами изразцов и создают "муравленный изразец"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_2_klasse.docx27.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок изобразительного искусства в 2 классе

    по программе Т. Я. Шпикаловой

    «Изобразительное искусство.

    Основы народного и декоративно – прикладного искусства.»

                                 

    Тема:  РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ В АРХИТЕКТУРЕ.

    Педагогические цели: способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации), углубления представления о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец); содействовать формированию художественно-графических навыков кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – проявляют интерес к художественным традициям своего народа; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг (архитектура); в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

    Личные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

    Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (архитектура); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью.

    Тип урока: формирование новых знаний (урок-вариация и импровизация).

    Форма урока: комбинированный.

    Вид занятия:  декоративная  композиция  по  мотивам  русских изразцов.

    Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.

    Основные понятия и термины: муравленый изразец, декоративная композиция.

    Оборудование: акварель, белая гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

    Образовательные ресурсы: презентация «Русский изразец», таблицы и композиционные схемы.

    Зрительный ряд: произведения художников и фото изразцов; варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике.

     

    Сценарий урока

    I. Мотивирование  учебной  деятельности  (организационный момент).

    (Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся):

    -Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования:

    Прозвенел  и смолк звонок,

    Начинается урок.

    Тихо девочки за парту сели,

    Тихо мальчики за парту сели.

    На меня все посмотрели

    И работать захотели.

    -Сегодняшний урок я хотела бы начать с русских народных сказок. Я прочитаю вам известные строки, а вы попробуйте отгадать,  какая эта сказка. Помощником вам будут иллюстрации из этих сказок.

     

    • Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.
      Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
      (По щучьему велению) СЛАЙД 1-2

    • Метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
      Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка. Девочка говорит печке:
      - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    (Гуси-лебеди) СЛАЙД 3-4

    • Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

     (Семеро козлят) СЛАЙД 5-6

    - Какой предмет встречался во всех этих сказках? (печь) СЛАЙД 7

    II. Постановка учебной задачи.

    - Попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  …(о печке)

    - Совершенно верно.  Для чего   служила  печка людям в избе? (согревала дом, на печи готовили еду)

    -А как вы думаете, кроме того, что печь кормила и грела, что она еще  делала?

    - Я вам немного помогу, посмотрите на следующий слайд. (Она украшала дом) СЛАЙД 8

    – Что же делало ее нарядной?  ( ……)

     

    III. Усвоение новых знаний и способов действий.

    1. Беседа «Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей».

     Украшали их узорами, которые были выполнены на маленьких керамических плиточках, которые называли ИЗРАЗЦАМИ  ) СЛАЙД 9

     

    - Знакомо ли вам слово «изразец»?

    - Как вы думаете, почему эти плитки получили такое название?

    - Этим словом называли обожженные и расписанные плитки из глины.    

     

    В слове «изразец» заключено сразу несколько смыслов: «резать», «резной», «узор», «образить» (есть такое старое слово), то есть украсить.

    Действительно, самые древние изразцы были выпуклыми, рельефными, потому что делали их с помощью резных форм.   )

    СЛАЙД  10 -11

    Набивали сырую глину  в  деревянную  резную  форму, сушили, вынимали изразец и обжигали. Но больше всего название этой цветной керамической плитки – изразец – напоминает слово «образец», то есть определенный рисунок, орнамент. Не случайно в древности изразцы иногда называли образцами.

    Русские гончары наносили на них красивые узоры. Получалась керамическая мозаика.

    -Как вы думаете, что еще украшали изразцы? (…….)

    -Эту мозаику гончары с успехом применяли в украшении церквей, каменных теремов и облицовке печей. Из красочных изразцов набирались затейливые керамические орнаменты, декоративные сюжеты.  СЛАЙД 12 - 13

     

    – Изразцы, как и мозаика, очень древнее искусство. На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем Средневековье – в X–XII веках. В раскопках в городах Киевской Руси находили и находят изразцы. Применялись изразцы повсеместно – и в советской архитектуре, и храмовой. Не менее часто использовались изразцы и в дизайне интерьеров. Особое распространение получили печные изразцы.  

    Печи в России украшали изразцами на протяжении веков. Печи могли быть разными, а вот тематика изразцов, их форма и расцветка были немного схожи.   Печь, облицованная изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о неведомых единорогах и грифах, о крылатой коннице, только что изгнанных захватчиках, о легендарном царе древних Александре Македонском,   о семиглавом драконе   и других литературных героях.

    Первые русские изразцы изготавливались:

     из традиционной для нашей страны красной глины (красные);  СЛАЙД 14

     с синим узором по белому фону (гжельские)  СЛАЙД 15

     многоцветные  ) СЛАЙД 16 - 17

    – Изразцы бывают:

     рельефные;

     живописные.

    Соединяясь вместе, они составляют декоративные   панно, наличники, вставки и пр., покрывая иногда целые стены.   

    СЛАЙД 18

    Несколько позже полученные по особой технологии плитки стали покрывать зелёной глазурью, которая называлась на старинный лад – мурава (муравленые)

    Муравленый изразец получил название от цвета травушки-муравушки, подобно ей, он тоже зеленого цвета. Рассмотрите изображение старинных изразцовых печей и отдельные изразцы из русских храмов в учебнике на с. 98-99.

    -Старинные изразцы сохраняются в музейных коллекциях как произведения народного искусства, как яркое явление в культуре нашего Отечества.

    Видео –физкультминутка

     

    Чтоб головка не болела,

    Ей вращаем вправо-влево.

    (Вращение головой.)

    А теперь руками крутим –

    И для них разминка будет.

    (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

    Тянем наши ручки к небу,

    В стороны разводим.

    (Потягивания  руки вверх и в стороны.)

    Повороты вправо-влево

    Плавно производим.

    (Повороты туловища влево и вправо.)

    Наклоняемся легко,

    Достаём руками пол.

    (Наклоны вперёд.)

    Потянули плечи, спинки.

    А теперь конец разминке.

    (Дети садятся.)

    2. Формирование практических умений.

    Творческая работа.

    - Сегодня я предлагаю вам стать мастерами по- украшению печи и украсить нашу печь в классе. У каждого из вас на столе лежит заготовка из вашей творческой тетради, на которой вы красками должны создать муравленный изразец  с понравившимся  вам сюжетом или орнаментом.

    – Рассмотрите старинный муравленый изразец в учебнике на с. 98. Назовите оттенки зеленого цвета, ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ «ЦВЕТОВОЙ КРУГ» (темно-зеленый, светло-зеленый, зеленый, желто-зеленый) СЛАЙД 19

    СЛАЙД 20

    Внимательно рассмотрите все эти оттенки зеленого цвета  (темно-зеленый, зеленый, светло-зеленый, желто-зеленый)

    Подумайте, какие краски надо смешивать, чтобы получить красивый светло-зеленый оттенок, темно-зеленый, желто-зеленый (работа устно)

    – Изразец имеет форму квадрата или прямоугольника.

    СЛАЙД  21-23

    Чтобы правильно расположить изображение на заготовке, рассмотрите композиционные схемы размещения узоров на квадрате (на слайде или в учебнике на стр. 101.) Найдите на них ту, которая относится к одному из придуманных вами изразцов.

     

       Ищите оттенки зеленого цвета, смешивая зеленую краску с другими на палитре. Изразец должен быть ярким .

     3. Включение в систему знаний и повторение.

    - А теперь внимание на доску. Наша печь почти готова. Все основные элементы на месте. Я хочу, чтобы она стала еще ярче. Это вам мой подарок за отличную работу на уроке   (украшение на печь от учителя) И все это помогли нам сделать расписные плиточки. Как они назывались иначе?   (… )

     

    IV. Итог урока. Рефлексия.

    - Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке? (….. ) …

    – С развитием промышленности и появлением новых источников тепла – газа, электричества, изразцы   превратились в чисто декоративные, и на некоторое время их популярность их почти сошла на нет. Но, как часто бывает, традиционные изделия, проверенные веками возвращаются и завоевывают популярность. Сегодня, несмотря на множество вариантов отделочных материалов,   изразцы все равно популярны. Где используются изразцы сегодня?

     

     СЛАЙД  24

    Учитель предлагает закончить предложения:

    – Сегодня я узнал…

    – Было интересно…

    – Было трудно…

     

    Лесенка успеха

    Выставка детских работ, приклеванием на общую печь из ватмана, выявление ошибок, выставление оценок.

    Анализ работ. Отмечаем выразительные декоративные решения композиции (сюжет и орнамент); выслушиваем суждения второклассников о замысле.

    СЛАЙД 25

    СПАСИБО ЗА УРОК!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира"

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира" ....

    Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" В мастерской художника Гжели"

    Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива"  "В мастерской художника Гжели" знакомит учащихся с искусствой гжельских мастеров, учит рисовать о...

    Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Путешествие в космос"

    Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива"  Путешествие в космос" раскрываем учащимся тайны космического пространства, первых космонавтов. Уч...

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Мезенская роспись"

    На данном уроки учащиеся 3 класса знакомятся с народной росписью Севера - Мезенской росписью. Учатся рисовать основные элементы росписи....

    Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" на тему: " Печатный пряник с ярмарки"

    Данный урок изобразительного искусства способствует ознакомлению с искусством мастеров-резчиков пряничных досок, расширяет представления учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитыва...

    Презентация к уроку " Печатный пряник с ярмарки" по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Изобразительное искусство" 2 класс

    В данной презентации вставлено видео для урока на слайде 10 и видео физминутка на слайде 25.Ссылка на видео (Вырезаем форму для пряника - Carving wooden mold)  https://www.youtube.com/watch?v=D_P...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства (4 класс). Тема: Архитектура древней Эллады. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: способствование формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты:Предметные:...