Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Ходонова Наталья Ивановна

Программа предполагает цело­стный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гу­манной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент рабочей программы по Изобразительному искусству

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.

Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Учебная программа «Изобразительное искусство» опирается на приоритеты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:

  • развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
  • воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
  • создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Количество часов:

  • в год – 34; в неделю – 1;
  • в 1-й четверти – 8;
  • во 2-й четверти – 7;
  • в 3 –й четверти – 10,
  •  в 4-й четверти – 9.

Требования к уровню подготовки учащихся  (базовый уровень)

Учащиеся  должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю
страциях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Требования к уровню подготовки учащихся  (продвинутый уровень) Учащиеся  должны уметь:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
  • использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  • выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
  • моделировать предметы бытового окружения человека;
  • применить навыки несложных зарисовок с натуры;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
  • сформулировать замысел;
  • построить несложную композицию;
  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  • анализировать результаты сравнения;
  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , пастель;
  • передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
  • (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Литература

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2008
  2. Б.Неменский. Изобразительное искусство. Программа 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2009
  3. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ п/п

Тема урока

Дидактическая модель

обучения

Педагогические средства

Вид

деятельности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое обеспечение

Компетенции (УУД)

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Раздел 1. Истоки родного искусства(9 часов)

Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов.

1

Каждый народ строит, украшает, изображает

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

продуктивная

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

Уметь:

-        различать основные и состав
ные цвета;

-        применять первичные живо
писные навыки;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по памяти и впе
чатлению.
Продуктивный (СП, К)

Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение

«Искусство вокруг нас» 4 класс

2

Художествен-

ные материалы

Репродуктивная, объясни-тельно-ил-люстра-тивная, игровая

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра

Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

. Уметь:

-        различать основные и состав
ные цвета и смешивать их с бе
лой и черной краской;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по воображению;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников

Творческий (ЛС, СП, К)

Развитие композиционного мышления и воображения, навыков построения композиции. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников

Стихотворения И. Бунина; игра-упражнение «Осенняя палитра»


3-4

Пейзаж родной земли

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая

Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуальная, гуашь, изображение пейзажа в разные поры года

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь:

-        различать основные и состав
ные цвета и смешивать их с бе
лой и черной краской;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по воображению;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(И. И. Левитан).

Творческий (ЛС, СП, К)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Творческий (ЛС)

Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения

5

Деревня – деревянный дом

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра

Групповая, гуашь, аппликация «Русская изба»

Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусства
(графика, живопись, декоратив
но-прикладное творчество);

-        использовать художественные
материалы (бумага);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (К, СП)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать технику аппликации. Творческий (ЛС)

6

Красота человека

Продуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа,

демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуальная,

Изображение крестьянки в национальном костюме

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать худож.
материалы (гуашь);

-        применять основные средства худож.  выразительности в живописи; - узнавать отдельные произведения
выдающихся художников
(В. М. Васнецов).
Творческий (СП, ЦО)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы. (гуашь, пастель)Творческий (ЛС)

Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства

 «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 67


7-8

Народные праздники

Репродуктивная, игровая

Беседа,

демонстрация,

игра

Индивидуальная, изображение по воображению

«Осенняя ярмарка»

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

- применять основные средства
художественной выразительно
сти в рисунке (по воображению).
Продуктивный (СП)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы (гуашь, воск). Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе

« Искусство вокруг нас»

4класс

9

Истоки родного искусства

(обобщение темы)

Репродуктивная

Беседа,

демонстрация, технологические карты, макеты

Групповая, коллективная,  аппликация , как панно «Деревня»

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий (К, Р)

Умение использовать в индивидуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование)

Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

Р а з д е л 2. Древние города нашей земли (7 часов)

Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой.

10

Родной угол

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа, упражнения, наглядные пособия

Групповая,

 Макет «Древний город»

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах;

-        использовать навыки конст
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на-
блюдательности.
Продуктивный (Р, К)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий (ЛС

Умение

использовать

адекватные

выразительные

средства

в творческой

работе

«Искусство вокруг нас» 3 класс

11

Древние соборы

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Беседа,

демонстрация, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение по воображению

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в рисунке (по воображению).
Продуктивный (СП)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке

12

Города Русской земли

Объясни-тельно-иллюст-ративная, продуктивная

Беседа, демонстрация, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение древнего города по воображению

Уметь:

-        применять средство художест
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти);

- применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах..
Творческий (ЛС)

Умение строить композиции, использовать художественные материалы. Творческий (СП)

Умение участвовать в диалоге

13

Города русской земли (Владимир, Псков, Суздаль, Новгород)

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра

Индивидуальная,графические материалы, либо гуашь;

Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении графическими материалами. Продуктивный (СП, К)

Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (тушь). Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге


Продолжение табл.

14

Города Русской земли

(Москва)

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, рассказ, демонстрация

Индивидуально-коллективная, конструирование макета Московского Кремля

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах;

-        использовать навыки конст
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на-
блюдательности.
Продуктивный (Р, К)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

15

Узорочье теремов

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, демонстрация, макеты

Индивидуальная, групповая, конструирование из коробки макета собора

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах;

-        использовать навыки конст
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на
блюдательности.
Продуктивный (Р, К)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

 «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 116

16

Пир в теремных палатах

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия

Групповая, аппликация, панно «Пир в теремных палатах»

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (бумага) и технику
бумагопластики;

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных и конструк
тивных работах.
Продуктивный (СП)

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Творческий (ЛС)

Умение вступать в общение друг с другом

«Методика организации уроков коллективного творчества»,  русские народные сказки


Р а з д е л 3. Каждый народ - художник(11 часов)

Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

17

Страна восходящего солнца. Японский сад

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая

Рассказ беседа, показ презентации наглядные пособия, игра

Индивидуальная,

роспись  по ткани «Цветение сакуры»

Знать вид изобразительного искусства – батик  Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусства
(батик, живопись);

-        применять средство художест
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти и впечат
лению).

Продуктивный (СП)

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

« Искусство вокруг нас» 4 класс

18

Страна восходящего солнца. Образ японки

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, наглядные материалы, демонстрация

Индивидуальная, изображение образа японки

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
Творческий (СП, ЦО)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла,  обратить внимание на сходство и различия в изображении людей в Японии и у нас

Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Японские

трехстишия

(хокку)

19

i

Страна восходящего солнца. Праздник в Японии

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия,

демонстрация

Коллективная, панно «Праздник в Японии»

Знать вид изобразительного искусства - графика. Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусства
(графика, живопись);

-        применять средство художест
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти и впечат
лению).

Продуктивный (СП)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (мелки), умение представлять зримую картину традиционной Японии. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства

« Искусство вокруг нас» 4 класс


20

Народы гор и степей. Степной пейзаж

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, упражнения, демонстрация

Индивидуальная, изображение степного пейзажа (акварель,

гуашь).

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, акварель);

- применять основные средства
художественной выразительно
сти в рисунке (по наблюдениям).
Продуктивный (СП)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

« Искусство вокруг нас» 4 класс

21

Народы гор и степей. Горы

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация

Индивидуальная, изображение горного пейзажа

 Уметь:

-        различать и применять теплые
и холодные цвета,

-        использовать художественные
материалы (гуашь,акварель).
Продуктивный (СП)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции. Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

« Искусство вокруг нас» 4 класс

22

Города в пустыне. Самарканд

Репродуктивная, объявитель но-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение среднеазиатско-го города

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь ,акварель, восковые мелки);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (ЛС, СП)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Исследовательский (ЦО)

Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации

23

Города в пустыне. Бухара

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ,

наглядные

пособия, игра

Коллективно-индивидуальная, изображение среднеазиатского города

Уметь

-        различать и применять теплые
и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь, акварель, восковые мелки).
Продуктивный (СП)

Умение построить композицию, формулировать собственный замысел. Творческий (К, ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Иллюстрации к народным сказкам

24

Древняя Эллада

Праздник Панафинеи

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация

Коллективно-индивидуальная, изображение праздника

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь ,акварель, восковые мелки);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (ЛС, СП)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции. Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

25

Древняя Эллада

Олимпийские игры в Древней Греции

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация

Коллективно-индивидуальная, создание панно

« Олимпийские игры»

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь ,акварель, восковые мелки);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (ЛС, СП)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Исследовательский (ЦО)

Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации

25

Европейские города Средневековья. Площадь средневекового города

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация

Коллективно-индивидуальная, изображение средневекового европейского города

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь ,акварель, восковые мелки);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (ЛС, СП)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации

26

Каждый народ – художник

(обобщение темы)

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия

Коллективная, анализ творческих работ

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Исследовательский (ЦО, Р, К)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации


Р а з д е л 4. Искусство объединяет народы(8 часов)

Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

27

Материнство

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, демонстрация,

Индивидуальная,

изображение портрета матери

Уметь:

-        различать основные и состав
ные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Репродуктивный (ЛС)

Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

« Искусство вокруг нас» 4 класс

28

Мудрость старости

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Ролевая игра «Мы художники и зрители»

Коллективная, выставка детских творческих работ

Уметь:

-        различать основные и состав
ные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительности
в живописи (по воображению).
Творческий (СП, Р)

Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

29

 Сопережива-ние

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия,

демонстрация

Парная, сообщение о музее(Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж)

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (СП)

Умение построения композиции. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге


30-31

Герои-защитники

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Беседа,

наглядные

пособия

Индивидуальная, создание в скульптуре эскиза памятника народному герою

Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура.

Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный (СП)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). Творческий (ЛС

Умение участвовать в диалоге

32

Юность и надежды

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

поисковая

Рассказ, упражнения, наглядные и методические пособия

Индавидуаль-ная, автопортрет

Знать жанры изобразительного искусства - портрет

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, пастель);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти  в творческой работе
Продуктивный (К, СП)

Умение построения композиции. Творческий (ЛС)

Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией

33

Юность и надежды. Все мы родом из детства

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Рассказ, наглядные пособия, демонстрация

Индивидуальная, портрет друга

Знать жанры изобразительного искусства - портрет

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, пастель);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти  в творческой работе
Продуктивный (К, СП)

Умение построения композиции. Творческий (ЛС

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

34

Обобщающий урок года

игровая

Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители»

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий (СП, ЦО)

Умение анализировать результаты сравнения. Исследовательский (ЛС, К)

Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...