Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Сверчкова Наталья Михайловна

Рабочая программа по ИЗО для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_izo.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  лицей №27

                                                                Рабочая  программа

по курсу «Изобразительное искусство»

1 класс

2016/2017  учебный год

33 часа (1 час в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии

с  федеральными  государственными   образовательными стандартами

начального общего образования.

Учитель: Сверчкова Наталья Михайловна                                                  

г. Улан – Удэ

     2016 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  по изобразительному искусству для 1 класса на 2016-2017 учебный год разработана на основе:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
  • Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8.04.15г. № 1/15);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях»;
  • Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;
  • ООП МАОУ лицей № 27 г.Улан-Удэ;
  • Программы по изобразительному искусству авторов: Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой;
  • Учебного плана МАОУ лицей № 27 г.Улан-Удэ.

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к изобразительному искусству;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 1 классе:

  1. Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
  3. Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
  4. Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
  6. Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

В соответствии с учебным планом МАОУ лицей №27 изобразительное искусство в 1 классе изучается 33 учебные недели, что составляет 33 часа в год (1 час в неделю).

  1. Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

        Результатами освоения программы «Изобразительное искусство» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Учащиеся первого класса научатся

Учащиеся первого класса получат возможность научиться

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

  • понимать значение слов:

художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

  • выражать собственное мнение

при оценке произведений искусства

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла ;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

  • различать основные и

смешанные цвета, элементарные правила их смешения;

  • понимать эмоциональное

значение тёплых и холодных цветов;

  • понимать особенности

построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • передавать в рисунке

простейшую форму, основной цвет предметов;

  • использовать основные

средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

  • применять  элементарные

способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер)  материалами для выражения замысла, настроения;

  • применять основные средства

художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

  • рисовать кистью без

предварительного рисунка элементы народных орнаментов:  геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «завиток»)

  • пользоваться простейшими

приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

  • составлять композиции с

учётом замысла

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

  • создавать простые композиции

на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные

средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • различать основные и

составные, тёплые и холодные цвета;  изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • создавать средствами

живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать,

сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные

элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Раздел  «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в  собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа  средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»

  • проявлять эмоциональное

отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

  • проявлять положительное

отношение к процессу труда и к результатам своего труда и других людей

Раздел «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»

  • проявлять нравственно

эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям

Раздел «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»

  • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.

Раздел «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё эмоциональное отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

III. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Мир изобразительных (пластических) искусств

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.

Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).

Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.

Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной Третьяковской галереей).

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

        

        Реализация национально – регионального компонента

на уроках изобразительного искусства:

Культуру России невозможно себе представить без  народного искусства других народов, населяющих необъятные просторы нашей родины. Они  раскрывают исконные истоки духовной жизни каждого народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Большие возможности разрешения проблемы приобщения к национальной культуре коренных народов содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся, так как именно художественное образования – это формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Включение элементов национального творчества бурятского народа в программный материал по изобразительному искусству предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Бурятии, а сравнительный анализ культуры бурятов с культурой других народов, проживающих в регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.

Так учащиеся знакомятся, в разделе «Мир изобразительных искусств» с бурятскими художниками, а в разделе «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» - с декоративно – прикладным искусством бурятского народа, учатся рисовать по памяти и воображению местные пейзажи.


IV. Календарно – тематическое планирование

№ урока

Название раздела

Тема

урока

Кол-

Дата

во час.

план

факт

1

Восхитись красотой нарядной осени. Осень золотая (10 часов)

Творчество И.И. Левитана. Какого цвета осень?

1

2

Твой осенний букет. Декоративная композиция.

1

3

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы.

1

4

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы.

1

5

В сентября у рябины именины. Декоративная композиция.

1

6

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция.

1

7

В гостях у народного мастера С.Веселова.

1

8

Золотые травы России.

1

9

Ритмы травного узора хохломы.

1

10

Узоры по мотивам хохломы.

1

11

Любуйся узорами красавицы – зимы. Зимняя сказка (7 часов)

Орнамент народов России.

1

12

По следам зимней сказки.

Декоративная композиция: дом Деда мороза.

1

13

Творчество В.М. Воснецова. Герои зимней сказки.

1

14

Зимний пейзаж: День и ночь.

1

15

Белоснежные узоры. Вологодские кружева.

1

16

Русская глиняная каргопольская игрушка.

1

17

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.

1

18

Радуйся многоцветью весны и лета. Весна красна. (10 часов)

Защитники земли Русской.

1

19

Образы русских богатырей (портреты)

1

20

Герои сказок.

1

21

Первые весенние цветы.

1

22

Открой секреты дымки.

1

23

Русская глиняная игрушка (дымка).

1

24

Красуйся, красота по цветам лазоревым.

1

25

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет.

1

26

Герои сказок . А.С. Пушкина.

1

27

Весенние цветы с натуры.

1

28

Разноцветное лето. (6 часов)

Творчества А. Куинджи, Ван Гога, К. Моне

1

29

Теплые и холодные цвета и их оттенки.

1

30

Какого цвета страна родная

1

31

Произведения А.Зарянова, И.Айвазовского.

1

32

Натюрморт.

1

33

Природа Родного края

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...