Рабочая программа 4 класс "ИЗО"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Тараканчикова Оксана Геннадьевна

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искуство" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_4_klass.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

             

                       МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

               

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                       /Анофрикова В.А ./

Протокол №      от

«       » августа          2017г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская   СОШ»

/______________/ Анфиногенова И.А/

 «     » августа 2017 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская   СОШ »

 /______________/Березкина Л.А./

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Программа по учебному курсу

«Изобразительное искусство»

4 класса

 Учитель: Тараканчикова О.Г

                                         2017- 2018 учебный год

2.Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального компонента  стандарта начального общего  образования и авторской программы Б.М.Неменскго «Изобразительное искусство. 1-4классы»(УМК «Школа России»)                                          Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства и др. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане:

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой  начального общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».

Данная программа рассчитана на 1 год – 3 класс. Общее число учебных часов в 3 классе – 34часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели)

3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе являются формирование следующих знаний и умений:

К концу изучения блока «Изобразительное искусство» обучающиеся научатся:

- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

-  понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

- использовать элементарные приемы изображения пространства;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

-  называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

-  сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

-  называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);

-  использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

К концу изучения блока «Изобразительное искусство» обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

-  использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

-  использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

-  анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

-  осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

4. Содержание курса «Изобразительное искусство»

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии.

Истоки родного искусства

8 ч

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли

7 ч

Древнерусский город - крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины – защитники.

Города Русской земли

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах.

Каждый народ — художник

11 ч

Образ японских построек.

Образ человека, характер одежды в японской культуре

 Отношение к красоте природы в японской культуре.

 Народы гор и  степей

Города в пустыне        

Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека

Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура

Древняя Эллада.         Олимпийские игры в древней Греции

Европейские города Средневековья (архитектура)

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.

Многообразие художественных культур в мире.

Искусство объединяет народы

8 ч

Материнство 

Мудрость старости

Мудрость старости

Сопереживание великая тема искусства

Герои-защитники  

Юность и надежды

Искусство народов мира. (Обобщение темы)

Итого:

34ч

5. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Планируемые результаты

Метериально-техническое обеспечение

Дата проведения

Количество часов

Личностные

           Метапредметные

Предметные

Истоки родного искусства (8ч)

1.

Пейзаж родной земли.

Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

ПК                           Картинки  

1

2.

Деревня - деревянный мир

ПК. Пр.

1

3.

Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня»

ПК.Пр. Картинки Рисунки  

1

4.

Красота человека. Образ русского человека (женский образ, мужской образ).

ПК. Картинки

1

5.

Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм.

ПК. ПР. Картинки Рисунки

1

6.

Воспевание труда в искусстве

ПК. Картинки

1

7.

Народные праздники

ПК. Картинки

1

8.

Народные праздники.

ПК.Пр.

Картинки

1

Древние города нашей земли (7ч)

9.

Родной угол. Древне-русский город крепость

Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

Регулятивные УУД

Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих

произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

ПК

1

10.

Древние соборы

ПК. Картинки  

1

11.

Города Русской земли

ПК Пр. Картинки

1

12.

Древне-русские воины – защитники

ПК Картинки

1

13.

Новго-род. Псков. Влади-мир и СуздальМосква.

ПК Картинки

1

14.

Узоро-чье теремов

ПК.Пр. Картинки

1

15.

Праздничный пир в терем-ных палатах.

ПК          Картинки Рисунки

1

Каждый народ – художник (11ч)

16.

Образ японс-ких постро-ек

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

Коммуникативные УУД

Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

 ПК.              Картинки

1

17.

Образ челове-ка, харак-тер одежды в японс-кой культу-ре

ПК. Картинки

1

18.

Отношение к красоте приро-ды в японс-кой культу-ре.

ПК. Пр  Картинки Фотографии

1

19.

Народы гор и  степей

ПК.Пр.  Картинки

1

20.

Города в пустыне

ПК.Пр. Картинки  

1

21.

Древняя Эллада. Образ красоты древне-гречес-кого челове-ка

ПК. Картинки

1

22.

Древняя Эллада. Древне-гречес-кая архитектура

ПК.          Картинки

1

23.

Древняя Эллада.         Олим-пийские игры в древней Греции

ПК.                 Рисунки

1

24.

Европейские города Средне-вековья (архитектура)

ПК.Пр. Картинки

1

25.

Средне-вековые готические костю-мы

ПК Картинки  

1

26.

Много-образие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каж-дый народ худож-ник»

ПК Картинки  

1

Искусство объединяет народы (8ч)

27.

Материнство

Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

ПК. Пр.

Картинки

1

28.

Мудрость старос-ти

ПК Пр. Картинки Рисунки

1

29.

Мудрость старос-ти. Закрепление

ПК.  картинки

1

30.

Сопереживание великая тема искусства

ПК. Картинки Рисунки

1

31.

Герои-защитники  

ПК.Пр.. Картинки  

1

32.

Юность и надеж-ды

ПК.             Картинки

1

33.

Искусство народов мира.

ПК.Пр.             Рисунки Фотографии

1

34.

Каждый народ – художник.

 

ПК.

Детские рисунки

1

 6. Литература

Учебные пособия: (для УМК «Школа России».)

1. Горяева Н.А, Неменская Л.А., Питерских А.С: Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник  для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского/.  4 класс. М.: «Просвещение», 2015 г

2.Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 4 класса – М.: Просвещение, 2015

Учебно-методическая литература: 

  • Авторская программа Б.М.Неменскго «Изобразительное искусство. 1-4классы»(УМК «Школа России»)
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./М.Ю.Демидова. С.В.Иванов/. –М.:Просвещение, 2010
  • Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя. –М.:Просвещение, 2010
  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя./А.Б.Воронцов/. –М.:Просвещение, 2011
  • Развитие исследовательских умений младших школьников./Н.Б.Шумакова/. –М.:Просвещение, 2011
  • Планируемые результаты начального общего образования. /Л.Л.Алексеева/.–М.:Просвещение, 2010

ИКТ-средства

 -Компьютер

-Презентации с интернета

-Личные презентации        

 -Наглядные пособия       *таблицы   *картинки *рисунки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...