Конспекты уроков по изобразительному искусству
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Загретдинова Диляра Гайфитдиновна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

ИЗО

Выполнила студентка 46 группа

                                                                                                                                                      Загретдинова Диляра

                                                                                                                                                                          Проверил:

                                                                                                                                                                  Отметка:_______________

                                                                                                                            Дата:

Челябинск, 2018

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 4 «Б»

Тема урока: Древняя Эллада

Цели урока: выполнить древнегреческий храм дорического, ионического или коринфского ордера.

Планируемые результаты:

  • Предметные: познакомить с архитектурой Древней Греции; применение практических приемов; включение разнообразных стилей, связанных в композиции, в любом изделие.
  • Личностные: понимание красоты в жизни человека; стремление к использованию художественных умений для создания красивых вещей.

Тип урока: урок-импровизация

 Оборудование: для учителя: презентация, зеленый лист картона А4 для педпоказа, белая бумага А4, клей, ножницы.

 для учащихся: зеленый лист картона, белая бумага формата А4, клей, ножницы.

 Словарная работа: стилобат, колоннада, фронтон, капитель, фриз.

Этап урока. Методы и приемы.

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя.

Деятельность ученика.

Метапредметные результаты.

1. Орг.момент

1 мин.

Приветствие учителя.

Приветствуют уч-ля.

2. Повторение раннее изученного.

Сл.: обобщающий вопрос

Сл.: работа по опоре.

2 мин.

-Вспомните, ребята, над какой темой мы работаем в этой четверти? Кто подзабыл- посмотрите на слайд (Каждый народ- художник.).

- С культурами, каких стран мы познакомились в этой четверти (Япония, народы гор и степей, города в пустыне)?

- Сегодня мы продолжим знакомство с всемирно известными культурами.

Итак внимание на экран (видеофрагмент).

Активно слушают, отвечают на вопросы.

Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану.

3. Знакомство с новым материалом.

Практ.: эвристический поиск.

Сл.: ответы на вопросы.

Сл: работа по опоре.

Сл.: эвристическая беседа.

5 мин.

- В этой четверти мы говорим о том, что каждый народ создаёт свой прекрасный и мудрый художественный мир- своё искусство. Искусство выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ. В искусстве каждого народа всё взаимосвязано и неслучайно.

- Что же выражается в культуре народа  (В ней выражается понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности.)?

- И мы отправились с Вами в страну,  искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь.  Эллада - так называли ее жители. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

- Хотя древние греки жили несколько тысяч лет назад, нам многое известно об их жизни. Археологи раскопали много древнегреческих городов, построек и разнообразной утвари. На керамических сосудах сохранилась роспись. Эти изображения дали ученым представления о том, как выглядели греки, что носили, какие у них были дома, мебель, корабли.

- Морские археологи обнаружили останки нескольких кораблей, на которых даже сохранился груз.

- Где находится эта страна? ( На о. Крит)

- Ребята, вы когда-нибудь слышали о древнегреческих мифах?

- Каких героев из этих мифов вы знаете?

- Назовите столицу Греции?( Афины)

В центре нашего внимания сегодня будет афинский Акрополь-главный архитектурный ансамбль Древней Греции. Афины были самым богатым и знаменитым городом Греции. А в самом центре Афин был воздвигнут мраморный Акрополь, что означает верхний город. Акрополь первоначально служил крепостью, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра.

- Главными архитектурными зданиями Древней Греции были храмы.

- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся?

- Кто может сформулировать тему и задачу нашего урока? Смотрите на опору (таблица-схема на слайде).

-Познакомимся с архитектурой Древней Эллады.

-Выполним древнегреческий храм. Верно, молодцы!

Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу.

Умение самостоятельно определять круг задач.

Эвристическая беседа

7 мин.

- Ребята, как вы думаете, в честь кого строили греки храмы (в честь богов)?

-рассмотрим некоторые из них. Храм Афеи, храм Аполлона(в честь бога покровителя искусств), храм Парфенон ( в честь Афины-богини мудрости, покровительницы справедливой войны).

Древнегреческий храм- это четырехугольное здание на высоком постаменте, окруженное колоннами. Многие храмы состоят из одних и тех же элементов, но производят разное впечатление.

Элементы храма: фронтон крыши, фриз, колонны, ступени.

Постепенно складывалась конструкция храмов. Порядок расположения и соотношения его частей называется «ордер», что в переводе означает « порядок».

-В дорическом ордере колонны встают прямо из постамента, как деревья, вырастающие из земли. Колонны дорического ордера с напряжением держат крышу, видно, как им тяжело. Глядя на них, вспоминаешь древний миф об атлантах, поддерживающих  небосвод. Верх колоны венчает капитель-голова, так переводится это слово, а ствол колонны иногда называют её телом. У дорических храмов капитель очень проста. Колонна ассоциируется с мужской фигурой.

- Колонны ионического храма выше и тоньше. Внизу они приподняты над постаментом, а голова (капитель) имеет два завитка. Колонна ассоциируется с женской фигурой.

-Колонны коринфского ордера самые «нарядные», отличающиеся пышностью и роскошью.

-Самые замечательные постройки на свете находятся на афинском Акрополе. Здесь были самые красивые храмы Древней Греции. Но Акрополь не только, прежде всего он был святыней, около которого проходил вся общественная жизнь греков. Его высокую художественно-эстетическую значимость понимали и древние греки.

- Афинский Акрополь расположился на скале, возвышающейся на 150 м над уровнем моря. Скалы Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон обнесен крепостными стенами. Размеры верхней площадки Акрополя не велики:130м в ширину и 300м в длину. Здесь распологались древнейшие храмы, построены в честь богов: храм богини Ники, храм Эрехтейон, и т.д., но сердцем Акрополя был Парфенон- храм богини Афины.  Парфенон - самое дивное сооружение Эллады. Храм выражает, ликующее торжества. О судьбе этого храма вы узнаете на следующем уроке.

Наблюдают и анализируют, аргументируют свои выводы.

Умение наблюдать и делать выводы.

Работа с демонстрационным материалом.

Эвристическая беседа.

3 мин.

-Ребята, посмотрите на экран. Что, вы видите на экране? (храм)

-Давайте, посмотрим, из каких частей состоит храм? (1 ч.-стилобат, 2 ч.-прямоугольная форма, 3 ч.-колоннада, 4 ч.-двускатная крыша, фронтон, 5ч.- капитель, 6 ч.-фриз.)

- Какой материал необходим для работы ( белая бумага и картон)?

- Назовите основные архитектурные элементы храма (фронтон, фриз, колонна, ступени).

- Как называется верхняя часть колонны (капитель)?

- Для работы нам потребуется? (ножницы, карандаш, клей)

-Давайте, вспомним технику безопасности при работе с клеем и ножницами.

- Техника безопасности на экране.

Наблюдают и запоминают части храма.

Умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать, сопоставлять, выражать информацию словесно.

4. Педагогический показ.

 Демонстрационный показ.

5 мин.

-Для начала возьмём зеленый или синий картон. Я беру зеленый.

-изготовление фронтона крыши: сложить 2 угла листа бумаги А4 и отрезать.

-изготовление ступеней храма нижнюю часть заготовки сложить «гармошкой».

-изготовление фриза: взять 2-ой лист бумаги отвернуть полоску шириной 1 см, сложить в одном направлении 4 раза и отрезать, затем склеить.

-изготовление колонн: остаток бумаги второго листа разделить на 4-8 одинаковых прямоугольника, разрезать, накрутить на карандаш, затем склеить «трубочки».

-изготовление капителей: нарезать полоски шириной в 1 см и сложить или скрутить их, затем приклеить к колоннам дорического или ионического ордера; для коринфского ордера капитель нарезается на самой колонне.

-сборка храма.

-все элементы наклеить на картон.

Наблюдают и запоминают порядок выполнения работы.

Умение воспринимать зрительный образ, анализировать изображаемое.

5. Постановка творческой задачи.

Инструктаж групп.

2 мин.

- Итак, ребята. Сегодня мы работаем по рядам.

- 1 ряд- делает храм в ионическом стиле;

- 2 ряд- в дорическом стиле;

- 3 ряд- в коринфском стиле.

Принимают задачу общую и личную в групповой работе.

Умение воспринимать задание, мобильно выполнять часть порученной работы, отвечать за качество своего продукта.

6. Практическая работа.

20 мин.

Учитель осуществляет общее руководство работой групп.

Слажено работают в группе, слушают указания руководителя.

Умение

 общаться в группе.

7. Подведение итогов урока.

Демонстрационный.

Обобщающий опрос.

3 мин.

- Итак, ребята, творческая работа успешно завершена!

- 1ряд, 2 ряд, 3 ряд (по очереди) принесите и красиво разложите свои храмы на столы. Прошу всех пройтись по выставке!

Осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.

Поведенческие умения, рефлексивные, умение  анализировать результаты труда.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 11

Колоннада Крыша Стереобат Капитель Фриз Ступени

Слайд 12

Ионический ордер Дорический ордер Коринфский ордер

Слайд 13

Волюта Корзина из листьев. Аканта. Абака



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

ИЗО

Выполнила студентка 46 группа

                                                                                                                                                      Загретдинова Диляра

                                                                                                                                                                          Проверил:

                                                                                                                                                                  Отметка:_______________

                                                                                                                            Дата:

Челябинск, 2018

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 4 «Г»

Тема урока:  «Материнство ».                                                                                                                       

Цель: сформировать образ матери и воплотить его на бумаге.                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Планируемые результаты:

  • личностные:

      - Познакомить с темой материнства в изобразительном искусстве; дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов;

           

  • предметные:

       - Развивать чувства уважения, нежности, любви к своим родным, умение радоваться вместе с ними и сопереживать.

       

Оборудование урока:  

Для учителя: презентация, рисунки, белый лист А4, гуашь.

Для учащихся: альбом, гуашь.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапред-метные результаты

1. Орг. момент

1 мин

Здравстуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку

Приветствовать учителя

Умение сконцентрироваться на работу

2. Мотивационный.

Повторение ранее изученного

Эвристический вопрос

2 мин

Мы завершили большую тему искусства, которое называется «Каждый народ художник».  

С культурами, каких стран и эпох мы познакомились? (Древняя Греция, Древняя Япония, Средневековье, Города в пустыне).

 Сегодня мы начинаем очень большую новую тему прочитайте на слайде. «Искусство – объединяет народы», как вы понимаете эту фразу?

 Посмотрите на репродукции, на доске. Можно по образу, определить в какой стране создано это произведение?

Как вы думаете, где были созданы эти две картины? (икона Богоматерь, Сикстинская мадонна). Кто является главным героем картин? Мать и дитя.

Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Тема урока: «Материнство». Как вы думаете, какая у нас будет цель? Цель: «Создать образ матери с помощью восковых мелков». Правильно.

активно слушать

Самостоятельно формулировать    тему, принимать и усваивать учебную  задачу.

умение пользоваться полученной информацией

3.Знакомство с новым материалом

Фронтальный опрос

Наглядный

Эвристический полилог,

наглядно-иллюстративный

3 мин

7 мин

В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. О маме. Сделаем для наших любимых мам маленький подарок. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многообразным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери.

Икона «Владимирская Богоматерь»- один из древнейших и самых прекрасных образов. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью - лицо её прекрасно. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.

Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к людям своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец- это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь.

Леонардо да Винчи очень любил гулять по улицам Милана ранним утром. В этом городе, окружённом со всех сторон горами, его пленяла лёгкая дымка, окутывающая по утрам предметы, дома, улицы, придавая им таинственность. Леонардо пытался найти сочетания красок, при котором можно передать эту дымку в картине, но тщетно… получалось совсем не то, что он добивался.

Но вот однажды, гуляя, Леонардо вдруг остановился, как зачарованный. В окне одного из домов он увидел женщину с ребёнком на руках, с любовью глядящую на своё дитя. Эта чарующая картина была окутана той самой неуловимой дымкой. Леонардо поспешил в свою мастерскую. День и ночь не выходил он оттуда, один за другим рождались рисунки, этюды… и вот, наконец, картина, волшебная, исполненная покоя, готова. «Мадонна Лита», та самая, что находится в Эрмитаже. Как хорошо сочетаются прозрачные синие краски неба и гор с ярким синим плащом мадонны, с красноватым цветом её платья, золотыми волосами. Весь колорит картины даёт ощущение счастья, радости жизни.

Века пролетели, сменились названия государств, изменились формы их устройства, а тема « мадонны» жива и будет жить всегда.

И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения

Слайд 5.

Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Посмотрите на картину «У колыбели». Великое счастье быть вместе!

Слайд 6.

Жемчужиной творчества Александра Дейнеки является его работа «Мать». Дитя спит на плече у матери.

Слайд 7.

 «Тишина». Б.М.Неменский

Слайд 8.

Б. Неменский. « Мать».

Эта картина никого не оставила равнодушным, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлучённым войной. Спящие на полу в крестьянской избе бойцы, заботливо укрыты тёплым платком. Картина о простых русских женщинах, по- матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе.

Нет народа, у которого материнство не пользовалось бы великим почётом. Все народы воспевают материнство.

Слайд 9. (читают дети)

« Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу,- это мать».

« Материнская ласка конца не знает» (русская пословица).

« Чувства отца выше гор, чувства матери глубже океана» (японская пословица).

« Сердце матери - неиссякаемый источник чудес» (П.Ж.Беранже, француз).

 Женщина- мать первый творец жизни. Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоё сердце первые  понятия о добре и зле, чести и бесчестии.

Слушать  факты, анализировать, аргументировать свое мнение,

под

руководством учителя или самостоятельно определять особенности композиции

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за

материалом, рассуждать, доказывать

4. Педагогический показ

Демонстрационный

объяснение

4 мин

Посмотрите на  рисунки, которые выполнили другие ребята.

Сегодня нам предстоит создать образ матери, не обязательно своей.

Я вам предлагаю на выбор несколько композиций, вы можете выбрать одну из них.

Сейчас я покажу, как можно нарисовать портрет матери с ребёнком.

Лист располагаю вертикально.

 Беру оранжевый цвет и рисую овал лица мамы и овал лица ребёнка. Контуры рисую кончиком кисти, а когда закрашиваю, держу её плашмя.

Черты лица я не рисую, поэтому сразу перехожу к волосам. Беру коричневый цвет и обозначаю контуры волос.

другим цветом  окрашиваю волосы. Беру зелёный цвет и рисую контуры одежды. Добавляю детали одежды и закрашиваю их.

 Можно взять другой цвет и нарисовать узоры на костюме. При смешивании разных цветов получаются красивые оттенки.    

  Ваша задача выполнить изображение матери и ребёнка гуашью.

наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы

умение следить и усваивать практические приёмы работы

5.  Поста-новка творческой задачи

Инструктаж

2 мин

- Вы получили лист цветной бумаги. Теперь сядьте удобнее .

-Во время работы вы можете вставать и смотреть работы одноклассников. Но не мешать им и передвигаться по классу тихо.

- Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, её улыбку. Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет своей  мамы с её чертами лица.

принимать задачу  

умение воспринимать задание, мобильно выполнять  работу,  формирование ответственного творческого  отношения к работе

 6. Практи-ческая работа

Практическая работа

20 мин

Нарисуйте себя вместе с мамой в цвете. Главное не внешнее сходство, а  внутренняя красота. Главное  - попытайтесь передать свои  чувства и всю свою любовь к маме.

 - Какая цветовая гамма больше подходит для  сюжета «Мать и дитя» - «теплая», «холодная»?  Начинаем рисовать.

Слушать учителя

Самостоятельно выполнять задание

умение общаться в группе.

7.  Подве-дение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос.

2 мин

Ребята, какую главную тему в искусстве мы сегодня рассматривали?

- Какие учебные задачи ставили перед собой?

- Решили мы эти задачи?

- Назовите известных художников, которые изображали мать и дитя.

-А сейчас я предлагая выставить свои работы.

-Выберите на ваш взгляд лучшие работы.

- Объясните, почему вы выбрали их?

Спасибо за работу!

оценивать достижения свои и других.

умение анализировать результаты труда своего и одноклассников



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимирская Богоматерь

Слайд 2

Сикстинская мадонна

Слайд 3

Мадонна Лита

Слайд 4

Мать

Слайд 5

Тишина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству "Из истории искусства. Древний мир."

Вам представлен подробный конспект урока по изобразительному искусству, который можно реализовать в 1 классе....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «О чём говорит искусство? Образ и характер сказочного героя»

Цели деятельности учителя: используя художественные средства выразительности (линия, цвет), помочь детям раскрыть характер и настроение образа сказочного героя.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Музеи искусства. Картина-натюрморт «Русская старина»" 3 класс, Неменский Б.М.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о натюрморте; формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов....

Конспект урока по изобразительному искусству «Искусство театра. Театральная маска (роспись гуашью на готовой форме)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истоках возникновения масок, формирование навыков работы в конструировании масок, в их декоративном оформлении; совершенствование умение в...