Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Макарова Марина Анатольевна

Уникальность и значимость курса определяются нацеленность на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Планирование по ИЗО33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №7

имени маршала авиации А. Н. Ефимова

РАССМОТРЕНА

Методическим Объединением «Начальная школа» МБОУ лицея №7

Протокол  №1  от  28.08.2018 г.

ПРИНЯТА

Педагогическим Советом МБОУ лицея №7

Протокол № 1 от 29.08.2018 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ лицея №7

№ 228 от   29.08 .2018 г.

__________________   /В. А. Жириков/

Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

4  класс

на 2018 – 2019 учебный год

(учебник «Изобразительное искусство».

                                       Авторы –Б.М.Неменского)

   Составитель:

М.А.Макарова

учитель первой

 квалификационной  категории

г. Миллерово

2018 г.             

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленность на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основа художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического воспитания мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьниками при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Результаты освоения учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программой

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Перечень и название раздела и тем с указанием необходимого количества часов на их изучение

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Истоки родного искусства

8 ч

2

Древние города нашей земли

 

7 ч

3

Каждый народ – художник

11 ч

4

Искусство объединяет народы

7 ч

Итого

33 часа

Краткое содержание учебных тем

Истоки родного искусства (8 часов). В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.  Дерево как традиционный материал.  Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских  художников.

Древние города нашей земли (7 часов). Красота и неповторимость архитектуры ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.

Каждый народ – художник (11 часов). Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.

Искусство объединяет народ (7 часов). От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

(УУД:личностные, регулятивные, познавательные,коммуникативные)

Дата план

Дата факт

I четверть

Раздел «Истоки родного искусства» (8 часов)

1

Пейзаж родной земли. Рисование по памяти и представлению

Характеризовать красоту природы родной земли.

Характеризовать особенности красоты природы различных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природыИспользовать выразительные средства живописи для создания образов природы.Изображать российскую природу (пейзаж).Давать эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Учиться видеть разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы.Учиться видеть красоту природы в разное время года и в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.Представлять изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Овладевать живописными навыками работы с гуашью.

03.09

2

Пейзаж родной земли.

Художественные работы в технике бумагопластики

10.09

3

Деревня – деревянный мир.

Моделирование.

Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуре народа.Объяснять конструкцию избы, назначение ее частей, декор и украшение.Изображать избу или моделировать ее из бумаги.Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре.

Создавать образ традиционной деревни.Коллективное панно или объемная пространственная постройка.Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы.

Называть различные виды изб и сельских построек.

Объяснять особенности конструкции русской избы, ее частей, сельских деревянных, построек.Овладевать навыками конструирования и работы в коллективе.

17.09

4

Деревня – деревянный мир.

Создание коллективного панно.

24.09

5

Красота человека.

Изображение женского и мужского образа в народном костюме.

Объяснять представления народа о красоте человека.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма, праздничного женского и мужского костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека-труженика в произведениях художников (А.Венецианов, И.Аргунов, В.Суриков, В.Васнецов, В.Тропинин, З.Серебрякова, Б.Кустодиев)Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию народного костюма.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни.

01.10

6

Красота человека.

Изображение сцены труда из крестьянской жизни.

08.10

7

Народные праздники. Создание коллективного панно.

Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей.

Изображать календарные праздники (коллективная работа).

Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин и др.)

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Создавать индивидуальные композиции и коллективные панно на тему народного праздника.

Осваивать алгоритм выполнения коллективного панно

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

15.10

8

Народные праздники. Обобщение темы. Изображение календарного праздника.

22.10

II четверть

Раздел «Древние города нашей земли» (7 часов)

9

Родной угол.

Создание макета древнерусского города.

Характеризовать образ древнего города и особенность выбора места для постройки города.Объяснить роль пропорций в формировании конструктивного образа города.Создавать макет древнерусского города-крепости.Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.Анализировать роль пропорций в архитектуре.Создавать макет древнерусского города.

12.11

10

Древние соборы.

Создание макета древнерусского собора.

Составлять рассказ о соборах как о святыне города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма.Создавать макет здания древнерусского храма.Получать представление о конструкции здания древнерусского храма.Понимать роль пропорции и ритма в архитектуре древних соборов.Моделировать здание храма.

19.11

11

Города Русской земли. Изображение древнерусского города.

Называть основные структурные части города.Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.Рассказывать о жителях древнерусских городов и монастырей.Изображать древнерусский город.Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции и назначение.Учиться понимать красоту исторического браза города и его значение для современной архитектуры.Интересоваться историей своей страны.

26.00

12

Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов.

Рассказать об образе жизни людей в древнерусском городе, о князе и его дружине.Характеризовать одежду и оружие древнерусского воина.Определять значение цвета в одежде и значение орнамента.

Развивать навыки изображения человека.Овладевать навыками изображения фигуры человека.Изображать древнерусских воинов.

03.12

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Живописное изображение древнерусского города.

Определить общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.Рассказывать о старинном архитектурном образе данных городов.Знакомить с исторической архитектурой данных городов.

Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности людей.Изображать древнерусский город.Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.Создавать образ древнерусского города.

10.12

14

Узорочье теремов.

Изображение интерьера теремных палат.

Рассказывать о торговых и ремесленных центрах городов.

Иметь представление об убранстве городских построек, теремов, княжеских палат, боярских палат, городских усадеб.

Объяснять в росписи преобладание растительных мотивов.

Изображать интерьер теремных палат.

Видеть развитие декора городских архитектурных построек и декоративного украшения интерьера теремных палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.

17.12

15

Пир в теремных палатах. Обобщение темы. Изображение праздника в теремных палатах.

Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.Изображать праздник в интерьере княжеских палат.Изображать посуду на праздничных столах.

Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.Создавать изображение на тему праздничного пира в теремных палатах.Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

24.12

III четверть

Раздел «Каждый народ – художник» (11 часов)

16

Страна восходящего солнца. Образ художествен-

ной культуры Японии.

Изображение природы.

Рассказывать о художественной культуре Японии, о традиционных постройках.Называть характерные особенности японского искусства.Называть традиционные праздники.Уметь видеть красоту в деталях.Изображать природу через характерные детали.

Характеризовать образ женской красоты. Передавать характерные черты лица.Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.Создавать изображения цветущей сакуры, японки в кимоно, коллективного панно.Привить интерес к изучению иной и необычной художественной культуре.Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы, понимания женской красоты.

Иметь представление о традиционных японских постройках, предметов интерьера, украшениях.Приобретать новые навыки в изображении природы, человека, новых форм архитектуры.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

9.01

17

Страна восходящего солнца. Образ художествен-

ной культуры Японии.

Изображение японок в кимоно.

14.01

18

Страна восходящего солнца. Образ художествен-

ной культуры Японии.

Создание коллективного панно.

21.01

19

Народы гор и степей.

Изображение красоты гор.

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты.

Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.Называть природные мотивы орнамента.

Изображать красоты гор и жизнь в степи.Принимать и объяснять разнообразие и красоту различных регионов нашей страны.

Изображать сцены жизни людей в различных природных условиях.

Передавать красоту природы гор и степей.

28.01

20

Народы гор и степей.

Изображение жизни в степи.

4.02

21

Города в пустыне.

Создание образа древнего среднеазиатского города.

Рассказать о городах в пустыне.Видеть орнаментальный характер культуры.Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.Объяснять связь архитектуры с особенностями природы и природных материалов.Создавать образ древнего среднеазиатского города.Овладевать навыками орнаментальной графики.

11.02

22

Древняя Эллада.

Изображение греческого храма.

Рассказать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России.Определять особенности изображения , украшения, постройки в искусстве древних греков.Видеть красоту построения человеческого тела.Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.Изображать древнегреческий храм и приобретать навыки создания коллективного панно.

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорции постройки.Изображать олимпийских спортсменов.

18.02

23

Древняя Эллада.

Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник»

25.02

24

Европейские города средневековья.

Изображение  костюма и предметов быта.

Знакомство с образом готических городов средневековья, с архитектурой средневековья,готическим храмом, витражами, костюмом.Видеть единство форм костюма и архитектуры.

Овладевать навыками составления коллективного панно.

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении.Развивать навыки изображения человека.Создавать коллективное панно.

4.03

25

Европейские города средневековья.

Создание панно «Площадь средневеково-

го города».

11.03

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

Участие в выставке работ.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.Понимать разности творческой работы в разных культурах.Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.Узнавать по предъявленным произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

18.03

IV четверть

Раздел «Искусство объединяет народы» (7 часов)

27

Материнство. Изображение образа матери.

Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения.Изображать по представлению образ матери и дитя, их единства.Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

01.04

28

Материнство.

Изображение образа матери и дитя.

8.04

29

Мудрость старости.

Создавать образ любимого пожилого человека.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства.

Создавать изображение любимого пожилого человека.Развивать навыки восприятия произведений искусства.Создавать в процессе творческой работы выразительный образ пожилого человека.

15.04

30

Сопереживание.

Создание рисунка с драматическим сюжетом.

Рассуждать о сострадании, сочувствии, сопереживании.Учиться видеть изображение печали и сострадания в искусстве.

Создавать рисунок с драматическим сюжетом.Эмоционально откликаться на образы сострадания.Уметь объяснить, как выразить печальное и трагическое содержание.Выражать свое отношение при изображении печального события.

22.04

31

Герои-защитники.

Лепка эскиза памятника герою.

Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников.

Выполнять лепку эскиза памятника герою.Приобретать творческий композиционный опыт.Приводить примеры памятников героям Отечества.Овладевать навыками изображения в объеме.

06.05

32

Юность и надежды.

Изображение радости детства.

Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, радость молодости, любовь к своим детям.Выполнять изображение радости детства.Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства.Развивать композиционные навыки.

13.05

33

Искусство народов мира. Обобщение темы.

Выставка работ учащихся.

Рассказать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты.Обсуждать и анализировать свои работы и работы своих одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Объяснять и оценивать свои впечатления.

20.05


               

 

СОГЛАСОВАНА

Протоколом  

Методического Объединения

«Начальная школа»

 МБОУ лицея №7

  от  28.08.2018 г.   № 1

Руководитель _______/М.В.Зайцева/                

                                                                                       

СОГЛАСОВАНА

с заместителем директора  

по  учебной работе

 29.08.2018 г.  

 ___________/Н.А. Чернышева/        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...