Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Кухтик Людмила Владимировна

Рабочая программа по ИЗО 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programm_po_izo1.docx54.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа (ФГОС) по изо для  1-4  классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ); -     Постановление Главного государственного санитарного вра

-    Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. N 240-V "Об образовании в      

      Республике Бурятия"

  • ча Российской Федерации  

      от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  

      "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в    

      общеобразовательных учреждениях"

-   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа», утвержденный Постановлением Администрации Муниципального образования «Баргузинский район», от 08.02.2016г, №55
  • Основная образовательная  программа общего образования    Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная  от 31.09.2018г.
  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины( модуля) (ФГОС) в МБОУ «Баргузинская СОШ», утвержденное Приказом № 128 от 09.06.2018г.
  • Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений авторов Л.А.Неменской, под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2015
  • УМК: «Школа России»

 Федеральный базисный план отводит 135 часов для обязательного изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, из них в 1 классе 33 часа из расчета 1 учебный час в неделю.  

   Основными целями начального обучения изобразительного искусства являются:

        

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В контексте  компетентностного  подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

  • Задачи:
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Из них

Всего часов

Практическая художественно- творческая деятельность

Проекты

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

8ч.

7

1

2.

Ты украшаешь.Знакомство         с    Мастером Украшения.

7

1

3.

Ты строишь. Знакомство с  Мастером Постройки

11ч

10

1

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5 ч

4

1

5.

Здравствуй,лето!

1

Итого:

33

                 28

5

Содержание программы (33 часа)

Курс  разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника.  Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительная художественная деятельность; декоративная художественная деятельность; конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Программа включает четыре раздела: «Ты учишься изображать», «Ты украшаешь», «Ты строишь», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.»

На  материале первого раздела учащиеся знакомятся с  основами художественного обучения.

Второй раздел насыщен нарядными, яркими заданиями, которые позволяют освоить многие художественные материалы.  В задания, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общим панно. Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, создаёт общую атмосферу совместного игрового действия.

Третий раздел посвящен конструированию. Видеть и понимать конструктивную основу всякого предмета – важнейшее качество мышления. Здесь мы встречаемся с пространственными построениями.

Четвёртый раздел является итоговым: здесь происходит обобщение пройденного материала и в то же время ребёнок поднимается на новый уровень знаний. Что значит: Братья – Мастера всегда работают вместе, не расстаются, но в  каждой работе один из них занимает главенствующее место? Всякая художественная работа начинается с её конструктивной организации – построения, будь то изображение на плоскости или орнамент декора.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные  ууд::

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность  к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания  в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

 

Метапредметные:

умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

формирование  мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; Сформированность представлений  о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в  ценностно-эстетической  сфере -  умения  различать  и передавать в художественно-творческой  деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных  в главных темах искусства, и  отражение  их в  собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса  к художественным традициям своего народа и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоение программы по изобразительному искусству, должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.( безоценочное обучение)

                 

Календарно-тематическое  планирование по курсу «Изобразительное искусство» (33 часа), 1 класс

Тема урока

Кол-во часов

 Дата проведения

план

факт.

1.

Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас.

2.

Мастер Изображения учит видеть.

3.

Изображать можно пятном

4.

Изображать можно в объеме

5.

Изображать можно линией

6.

Разноцветные краски

7.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

8.

Цветы.

9.

Художники и зрители (обобщающий урок).

2 четверть

10.

Мир полон украшений.

11.

Красоту надо уметь замечать.

12.

Узоры на крыльях.

13.

Украшения птиц.

14.

Красивые рыбы.

15.

Готовимся к новогоднему карнавалу.

16.

Праздничные новогодние гирлянды и игрушки.

3 четверть (9 часов)

17.

Узоры, которые создали люди

18.

Как украшает себя человек.

19.

Постройки в нашей жизни.

20.

Дома бывают разными.

21.

Домики, которые построила природа.

22.

Дом снаружи и внутри

23.

Рисуем город, село

24.

Все имеет свое строение

25.

Рисуем вещи

4 четверть (8 часов)

26.

Город, в котором мы живем

27.

Совместная работа трех братьев-мастеров

28.

Праздник весны.

29.

Разноцветные жуки

30.

Урок любования. Умение видеть и наблюдать

31, 32.

Создание коллективной композиции

33.

Защита проектов. Итоговый урок.



Учебно методическое и материально техническое обеспечение:

  1. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс/ Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011
  2. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. ―М.: Просвещение,2010.
  3. Примерные программы по учебным  предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2― М.: Просвещение, 2010.
  4. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального  общего образования. М.: Просвещение, 2011.

           Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения изобразительного искусства: Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень);

народного декоративно-прикладного искусства: Н.Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов)

Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения изобразительного искусства:

 Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева.  Рисунок к месяцеслову;  С.  Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка;  Н.  Рерих.  Лес;  Е.  Чарушин.  Иллюстрации к русской народной   сказке   «Заяц   и   лиса»;   К.   Воробьев.   Волшебный   мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима; Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская   лазурь;   И.   Билибин.   Русский   Север;   А.   Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»;

народного искусства: С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; изделия из текстильных материалов (народный костюм, вышитые изделия, тряпичные куклы)

Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения изобразительного искусства: Т. Маврина. « По дороге на Балахну. Река Тара»;  Е.  Зверьков.  «Луг цветет»;  Н.  Рерих.  «Весна священная»; В. Васнецов. «Богатыри»; Н. Гончарова. «Воины». Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»;  П.  Корин. « Александр Невский»;  В.  Суриков. «Взятие снежного городка»

народного искусства: И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех;  У.  Бабкина,  В.  Шевелев,  И.  и Е.  Дружинины.  Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; изделия из бересты.

Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:

профессионального искусства: А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Конча-ловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень; Весенняя   аллея;   Е.   Ширяева.   Батик;   И.   Айвазовский.   Лунная   ночь; Н.  Рерих.   Сеча под  Керженцем.   Заморские  гости;  Е.   Волошинов. Лук;  И.  Машков.  Ягоды  на фоне  красного  подноса;  В.  Телегин. Осенний вечер;  К.  Бритов.  Мстера.  Голубая Весна;  В.  Юкин.  Ранний снег;  В.  Крылов.  Новодевичий монастырь;  Е.  Жуков.  Натюрморт с незабудками;

народного искусства: А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Коес-Деныпина, 3. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина — дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову

Литература:

1. Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. – М.: Просвещение, 2009.

2. Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие. – М.: Просвещение, 2009

3. Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Просвещение, 2010.

4. Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Просвещение, 2009.

5. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 2010;

6.  Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агаров, 2009;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...