Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Русанова Оксана Александровна

Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tp_izo_4_klass.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на методическом объединении           Принято на методическом совете ОУ                             Утверждено

Протокол №_1 от 31.08.2018 г.                                 Протокол № 1 от 31.08.2018 г.                                         Приказ  № 508-о от  «31» 08. 2018 г.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2018– 2019 учебный год

учебный предмет изобразительное искусство

Учитель: Русанова Оксана Александровна

Класс: 4

Общее количество часов на предмет по учебному плану  34 часа

Из них на:

1 четверть  8  часов

2 четверть  8  часов

3 четверть 10 часов

4 четверть  8  часов

По  1 часу  в неделю. Всего учебных недель 34

Составлено в соответствии с рабочей программой учебного предмета Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2016. — 159 c.

Учебник: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник; М.: Просвещение 2016 г.

Методическое пособие:  Л. А. Неменская, Н. А. Горяева Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.М.: Просвещение 2014

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

№ урока в теме

Дата

Корректировка

Тема урока

Элемент содержания

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Домашнее задание: репродуктивный уровень (для всех), конструктивный уровень, продуктивный (творческий)

  1. Истоки родного искусства (8 часов)

1

1.1

06.09

Пейзаж родной земли

Беседа о  красоте  природы родного края, особенностей красоты природы разных климатических зон. Изображение характерных особенностей пейзажа родного края. Использование  выразительных средств живописи для создания образов природы. Изображение российской природы (пейзаж)

С.14-19

2

1.2

13.09

Пейзаж родной земли

Использование  выразительных средств живописи для создания образов природы. Изображение российской природы (пейзаж)

Р: С.14-19,

Т.: нарисовать пейзаж родной земли.

, 3

1.3

20.09

Деревня - деревянный мир

Беседа  о роли природных условий в характере тради-ционной культуры народа. Просмотр презентации об избе, как образе традиционного русского дома, о во-площении в конструкции и декоре избы космогомичес-ких представлений, представление о порядке и устрой-стве мира.

Работа с различными источниками информации  Подготовка сообщений «Конструкция избы и назначение ее частей»,  «Украшения избы и их значении», « Гармония постройки с окружающим  ландшафтом». (групповая работа).

Изображать избу или моделировать ее из бумаги (объем , полуобъем). Использовать материалы : гуашь, кисти, бумага, ножницы резак, клей.

С.20-18

4

1.4

27.09

Деревня - деревянный мир

Беседа о деревянной храмовой архитектуре. Просмотр презентации о традиции конструирования  и декора избы в разных областях России.

Создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемное пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей)

Р.: С.19-34,

Т.: нарисовать свой поселок.

5

1.5

04.10

Красота человека Изготовление кукол по типу народных тряпич-ных или лепных фигур.

Беседа о представлении народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда  в определен-ных природных  и исторических условиях. Эмоцио-нальное восприятия традиционного народного кос-тюма. Размышление о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека. Просмотр презен-тации «Женский праздничный костюм как народное представление об устройстве мира. Изображать жен-ские и мужские образы в народных костюмах.

Изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.

Р.: С.35-40,

Т.: изготовить куклу по типу народных тряпичных или лепных фигур.

6

1.6

11.10

Красота человека Изображение сцены труда в крестьянской жизни

Характеристика и эстетическая оценка образов человека-труженика в произведениях художников (А. Веницианов, В. Васнецова, И.Аргунов, В. Суриков, В. Тропинин, З. Серебрякова, Б. Кустодиев).

Рассуждение об образе труда в народной культуре. Изображение сцены труда в крестьянской жизни.

С.35 -40

7

1.7

18.10

Народные праздники

Беседа о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни, о роли традиционных народных праздников в жизни людей.

Изображение  календарных праздников (коллективная работа-панно), осенний праздник урожая, ярмарка, народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др. Используется гуашь, кисти, листы, бумаги, (или обои), возможно  создание композиционных работ.

Р.: С.40-43,

Т.: нарисовать народные гуляния.

8

1.8

25.10

Народные праздники (обобщение)

Анализ  образа народного праздника в изобразительном  искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин, и др.) .

Продолжать работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника.

Р.: С.44-45,

Т.: подготовить сообщение на тему: «Народные праздники».

Древние города нашей земли (8 часов)

9

2.1

08.11

Родной угол

Сообщение подготовленных учащихся об образе древнего русского города. Объяснение значения выбора места для постройки города. Рассказ о впечатлении, которое производил город при приближении к нему. Описание крепостных стен  и башен, въездных ворот. Объяснение роли пропорции в формировании конструктивного образа города.

Просмотр презентации о картинах русских художников: А Васнецова, И.Билибина, Н.Рерих. С.Рябушкин и др.

Создание  макета древнерусского города. Лепка  крепостных стен и башен (Вариант изобразительный образ города-крепости). Использовать материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы.

Р.:С.46-52,

Т.: изготовить из пластилина древнерусский город.

10

2.2

15.11

Древние соборы

Рассказ подготовленных учащихся  о соборах как святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.. Работа с учебником: «Изучение особенности конструкции символики древнерусского каменного храма, с объяснением смыслового значения его частей. Называть значение постройки, украшение и изображения в здании храма.

Создание макета города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма (вариант : изображение храма) используемые материалы: гуашь, кисть, бумага, клей; пластилин, стеки, коробки.

С.54-56

11

2.3

22.11

Города русской земли

Работа с учебником, название  основных структурных частей города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, их соответствии сельскому деревянному дому с усадьбой. Презентация  о монастырях как произведении архитектуры их роли в жизни древних городов. Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии  их одежды архитектурно предметной среде.

Выполнение коллективной работы: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города. Вариант : изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). Использовать материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей, тушь, палочка, или гуашь, кисти.

Р.: С.56-59,

Т.: смоделировать город.

12

2.4

29.11

Древнерусские воины защитники

Рассказ  об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеристика одежды и оружия воинов: отметить их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символическое значение орнаментов.

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. (Развивать навыки ритмической организации листа, изображение человека). Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумагу.

Подготовить сообщение о вооружении русского воина

13

2.5

06.12

Новгород, Псков, Суздаль, Москва

Презентация, с сопутствующими комментариями учеников: «Что общего в архитектурном своеобразии разных городов древне русских городов». Рассказ  о старинном архитектурном образе города Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориа-льно близких городов).

Характеристика особого облика города, сформирован-ного историей и характером деятельности жителей. Рассказ  о храмах-памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском.

Беседа –путешествие – знакомство с исторической архитектурой города. (Вариант: живописное или графическое изображение древнерусского города). (Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города).

Использовать материалы:

Гуашь, кисти, бумага, мелки

С.60-69 (по выбору подготовить сообщение об одном из городов Древней Руси)

14

2.6

13.12

Узорочье теремов

Просмотр презентации  о росте и изменении назначении городов- торговых и ремесленных центров, о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцов, боярских палатах, городских усадьбах.

Изображение интерьеров теремных палат.(работа в парах и группах) Открытие  отражения природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов).

Использовать материалы: листы бумаги для панно (Бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти.

С.71-73

15

2.7

20.12

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

Изображение праздника  в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских прислужников, стрельцов). посуды на праздничных столах.

Использовать материалы: гуашь, кисты, бумагу, ножницы,. Клей.

Р.:С.74-79,

Т.: нарисовать праздник в царских палатах.

3. Каждый народ- художник (10 часов)

16

3.1

27.12

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Рассказ о художественной культуре Японии, как об очень целостной экзотической и в тоже время  вписан-ной в современный мир, об умении видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.

Просмотр презентации  о традиционных постройках, о легких сквозных конструкциях построек с пережвиж-ными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой.

Изображение природы через характерные детали. Использовать материалы: листы мягкой (можно обер-точной) бумаги, обрезанный как свиток, акварель, тушь, мягкая кисть.

Р.:С.80-84,

К.: сообщение о Японии.

17

3.2

17.01

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Наблюдение за образом женской красоты – изящные ломкие линии, изобразительные орнаменты росписи японского платья- кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Определение характерных особенностей  японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия.

Изображение японок в кимоно, (передавая характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры). (Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно)

С.84-88

18

3.3

24.01

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Работа с учебником, энциклопедиями с целью объяснения особенностей изображения, украшения, постройки в искусстве Японии.

Просмотр презентации о традиционных праздниках: «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» и др.

Создание коллективного панно «Праздник вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Использовать материалы: большие листы бумаги, гуашь, или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Р.:С.88-91,

Т.: создание панно «Праздник хризантем»

19

3.4

31.01

Народы гор и степей

Рассказ о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разнообразных природных условиях.

Наблюдение и объяснения связи художественного об-раза культуры с природными условиями жизни народа. Открытие  изобретательности человека в построении своего мира, постройке жилища, устройство быта, ис-пользования природных мотивов орнамента и его связь с разнотравным ковром степи.

Изображение  жизни в степи и красоты пустых про-странств (развитие  живописных навыков)

Использовать материалы: гуашь кисти, бумагу.

Р.:С.92-97,

К.: подготовить сообщение о народах гор и степей.

20

3.5

07.02

Народы гор и степей

Продолжение работы. Изображение жизни в степи, красоты пустых пространств (развитие живописных навыков)

Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага.

С.97-102

21

3.6

14.02

Города в пустыне

Рассказ  о городах в пустыне, подготовленный группой учащихся. Наблюдение за орнаментарным характером культуры.

Создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).

Использовать материалы: цветная, бумага, мелки, ножницы, клей.

Р.:С.103-110,

К.: подготовить сообщение о городах в пустыне.

Т.: нарисовать город в пустыне.

22

3.7

21.02

Древняя Эллада

Беседа об основном значении искусства Древней Греции для культуры Европы в России,

Презентация: «Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа» . «Красота  в построении человеческого тела- архитектуру  тела, воспетую греками».

Изображение греческого храма (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги: изображение  фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. Использовать материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Р.:С.110-119,

К.: подготовить сообщение о Древней Элладе.

23

3.8

28.02

Древняя Эллада

Рассказ о повседневной жизни Эллады.

Просмотр презентации  праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.

Определять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве  в искусстве древних греков. Коллективного панно  «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие, Олимпийские игры).

Использовать материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

С.119-126

24

3.9

07.03

Европейские города средневековья

Групповая работа с учебником и другими источниками информации, подготовка сообщений об образе готических городов средневековой Европы,

(Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.  красота готического храма, его величие, и устремлен-ность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление. Рассказ о ратуше, центральной площади города, о городской толпе, сословном разделении толпы. Средневековые готические костюмы, их вер-тикальные линии, удлиненные пропорции.

Р.: С.126-132,

К.: подготовить сообщение о европейских городах средневековья.

25

3.10

14.03

Европейские города средневековья

Беседа о  единстве  форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Панно «Площадь средневекового  города» (или «Праз-дник цехов ремесленников на городской площади»).

Использовать материалы: цветную бумагу или тонированную, гуашь, кисти, пастель, ножницы клей.

Р.:С.133-139,

Т.: создать панно «Площадь средневекового города».

26

3.11

21.03

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Обобщение  о богатстве и разнообразии художествен-ных культур мира, влиянии особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты  человека народные праздники, (Образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).

Осознавать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Участие в выставке работ и беседе на тему «Каждый народ - художник ».

Групповая работа сообщение на заданную тему

4. Искусство объединяет народы (8 часов)

27

4.1

28.03

Материнство

Диалог  о своих впечатлениях об отношении в общении с произведениями искусства, анализ выразительных средств произведений.

Восприятие  произведений искусства и композиционного изображения.

Изображение (по представлению) образ матери и дитя, их единства ласки, т.е отношения друг к другу.

Использовать материалы: гашь, кисти, пастель, бумага.

С.139-140

28

4.2

04.04

Материнство

Продолжение работы. Изображение (по представлению ) образа матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу.

Использовать материалы: гуашь, кисти, пастель, бумага.

С.141-144

29

4.3

11.04

Мудрость старости

Наблюдение проявления духовного мира в лицах родных людей: выражение мудрости старости в произ-ведении искусства: Леонардо да Винчи, Рембранта, Эль Греко и др.)

Создание  изображения любимого пожилого человека, передавать стремление выразить его внутренний мир.

Использовать материалы:гуашь, мелки, пастель, бумага

С.144-148

30

4.4

18.04

Сопереживание

Беседа о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.

Наблюдение об  изображении  печали и страдания в искусстве.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, приду-манным автором (больное животное, погибшее дерево и т.п.)

Использовать материалы: гуашь, (черная или белая), кисти бумага.

Р.:С.148-152,

Т.: создать рисунок с драматическим сюжетом.

31

4.5

25.04

Герои-защитники

Рассуждение о том, что все народы имеют своих героев –защитников и  воспевают своих героев в своем искусстве.

Лепку эскиза памятника герою.

Использовать материалы: пластилин, стеки, дошечка.

Р.:С.152-153,

Т.: изготовить эскиз памятника герою

32

4.6

16.05

Юность и надежды

Рассуждение о том, что в искусстве всех народов присутствует мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подви-гах путешествиях, открытиях.

Использовать материалы: гуашь, кисти, мелки, бумага.

С.154-156

33

4.7

23.05

Искусство народов мира (обобщение темы)

Рассказ об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особеннос-тях понимания ими  красоты.

Объяснение  почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством, цен-ностью всего мира.

Анализ своих работ и работы одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения выражение содержания в работе. Участие в обсуждении выставки.

Инд.д.з

34

4.8

30.05

Искусство народов мира (обобщение темы)

Инд.д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...