Методическая разработка урока ИЗО на тему "Масленица"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Баранцова Александра Николаевна

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: «Русский календарный праздник масленица».

Цели урока: ввести детей в мир яркого народного праздника - Масленицы; углубить представления второклассников о знаках – символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

Планируемые результаты:

  • Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
  • Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)

Основные понятия и термины: масленица.

Оборудование: -для учителя: учебник по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Русская масленица»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник по ИЗО «Перспектива», 2 класс; гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_maslenitsa_1.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2

Тема урока: «Русский календарный праздник масленица».

Цели урока: ввести детей в мир яркого народного праздника - Масленицы; углубить представления второклассников о знаках – символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор; содействовать формированию художественно-графических умений в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

Планируемые результаты:

  • Предметные: приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности; научатся осуществлять толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявят интерес к искусству, художественным традициям своего народа.
  • Личностные: овладеют художественным (эстетическим) вкусом; увидят и поймут проявления художественной культуры вокруг; проявят способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений; овладеют навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-импровизация)

Основные понятия и термины: масленица.

Оборудование: -для учителя: учебник по ИЗО «Перспектива», 2 класс; презентация «Русская масленица»; композиционные схемы; -для уч-ся: учебник по ИЗО «Перспектива», 2 класс; гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организацион-ный момент


Словесн.: слово учителя

0,5 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь пожалуйста

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Л: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний

Словесн.: беседа.

5 мин

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Какую картину рассматривали, и кто там был изображен?

-А про этих персонажей вы говорили на других уроках?  Если да, то на каких о чем именно говорили?

-Мы с вам знаем, что картина «Богатыри представлена в Третьяковской галереи, а если бы была возможность, то в какой музей Петербурга, вы бы перенесли картину с Великими русскими богатырями?

-Да в Русском музее наверно она бы смотрелась достойно, а давайте прогуляемся по залам русского музея, заглянув в 36 зал, мы с вами можем встретить картину Сурикова «Переход Суворова через Альпы»  (1899) где также изображены защитники родины, но уже другого периода времени.

Что вы там видите? Какое настроение складывается? Картина посвящена легендарному событию 1799 года. «Главное в картине, – говорил Суриков, – движение. Храбрость беззаветная, – покорные слову полководца, идут…»

А если мы немного пройдем по этому залу,  то можем встретить картину Сурикова «Взятие снежного городка»

А что тут за картина?

Что на ней изображено?

Какие действия там происходят?

Какое настроение у нас с вами складывается?

Закреплять знания прошлого урока.

Р: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

 
Словесн.: беседа.

2 мин

- Как вы думаете, отталкиваясь от вышесказанного,  какая тема сегодняшнего урока? О чем пойдет речь?

- Сегодня мы с вами и поговорим о таком празднике, как Масленица. Тема нашего урока: «Русский календарный праздник масленица».

Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему, цель урока.

К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

Знакомство с новым материалом

Словесн.: беседа

Словес.: слово учителя.

Наглядно- иллюстративный: просмотр иллюстраций, презентации.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: пед. показ

6 мин

2 мин

Изучение нового материала

- Масленица - один из самых любимых народных праздников. Масленица - проводы зимы и встреча весны. Скажите, пожалуйста, кто знает, сколько дней праздновали масленицу? (По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю).

- Чем занимался народ в масленичную неделю? (На Масленицу народ веселился: устраивались катания на лошадях, катания с горок на санках, уличные гуляния и пляски, проводились многочисленные спортивные состязания, в которых принимало участие в основном, население мужского пола)

- Ребята, посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это? (Чучело) Что с ним делали на Масленицу? (Сжигали)

- Чучело служило олицетворением праздника, который начинался на самом высоком месте в деревне. Соломенную или деревянную куклу наряжали в старые платья и ставили на самом видном месте.

- Дети готовили к Масленице ледяные горки, поливая их водой. Когда горки были готовы, детвора съезжала с них на санках, крича: «Приехала, Масленица!». Катались ли вы на санках с горки? Ребята, а кроме санок, на чем еще катались люди в масленицу? (На санях) Катались ли вы когда-нибудь на санях? Лошадей впрягали в тройки. Ребята, а почему называли «тройкой»? (Потому что было 3 лошади)

- Взглянув еще раз на эту иллюстрацию, как вы думаете, какая цель урока? Что нам предстоит сделать?

- Сегодня мы с вами нарисуем саночки для катания с горки. Посмотрите, какие красивые и расписные саночки были в старину.

Из чего они сделаны? (Из дерева)

 Зачем украшали санки?

Как вы думаете, чем украшали саночки? (Ответы детей)

Их украшали различными орнаментами. Кто знает, что такое «орнамент»? (Это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов)

- В орнаменте люди выражали свое представление о мире, изображали природные явления.

Как вы думаете на что похоже солнце? А земля, вода? Зарисуйте пожалуйста в уголке листа маленькое солнышко, которое вам больше всего понравилось.

Физ. минутка

-Отлично, кто мне может назвать картину с которой у нас началось знакомство с масленицей? Взятие снежного городка, правильно, а сейчас попрошу всех встать и вместе со мной приступили к построению снежного городка.

-Немного поразмялись, теперь можно и продолжить нашу работу.

Педагогический показ

- посмотрите, какие красивые саночки могут получится.

Воспринимать новую информацию

Слушать рассказ учителя, анализировать.

Аргументировать своё мнение под руководством учителя.

Определять особенности композиции.

Физ минутка

Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы.

К: участвовать в учебном диалоге.

П: формировать умение наблюдать, делать выводы,  внимательно следить за материалом.

К: Слушать других и пытаться принять другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение.

П: формировать умение следить и усваивать практические приемы работы.

Практическая работа

Словесн.: инструктаж

Практич.: выполнение работы

1 мин

23 мин

Постановка творческой задачи

- Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: Для начала положите лист в горизонтальное положение и как великие мастера подпишите фамилию имя класс в правом нижнем углу, кто подписал, поднимает руку.

Саночки для катания мы будем рисовать вместе поэтапно, я покажу вам один из способов рисования, буду рисовать на доске, вы же переносить на лист.  Вот и получились наши саночки, а теперь украсьте их, импровизируя, но с использованием  орнамента солнца. Помните, что в росписи саночек должны преобладать теплые цвета.

Практическая часть

- А сейчас приступайте к работе.

Планировать деятельность на уроке.

Воспринимать учебную задачу.

Выполнять практическую работу.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: беседа.

 

Практич.: выставка работ, выявление ошибок.

2 мин

Выставка работ

-Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

Давайте полюбуемся работами друг друга. Внимательно посмотрите на работы. Чьи работы вам кажется наиболее творческими? У кого получились наиболее яркие работы?

- Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята!

Смотрите, какие замечательные у вас получились саночки! В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. У вас получились настоящие русский саночки.

Давайте с вами закрепим то, что вы узнали на нашем сегодняшнем уроке.

- Как отмечают проводы зимы и встречу весны на Масленицу?

- Чем человек украшал предметы быта? - Как при помощи цвета передать радостное настроение? Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Оценивать свои достижения.

Отвечать на вопросы.

Р: выделять и осознавать, что усвоено на уроке, анализировать качество и уровень усвоенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...