Рабочая программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Балачий Светлана Александровна

Рабочая программа по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._izobrazitelnoe_iskusstvo.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № 1 от

30.08.2019г.

Руководитель МО

 ______Соловьева А.А.

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол №1 от 30.08.2019г.

Руководитель МС ______Дубровина Е.В.

Утверждено

Директор МБОУ «СШ№25»

________Н.Ф.Белавина

Приказ №494 от 30.08.2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

изобразительное искусство,

1 класс

на 2019 -2020 учебный год

г. Нижневартовск, 2019


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусствуразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и на основе авторской программыТ. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. Изобразительное искусство (М.: Просвещение, 2015). Предмет интегрируется с региональным компонентом «Мы дети природы» в количестве 1 часа.        

Изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:

  • развивать способности к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • совершенствовать эмоционально-образного восприятие произведений искусства и окружающего мира;
  • развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формировать навыки работы с различными художественными материалами.

Задачи на 2019 – 2020 учебный год:

  1. Достичь 100% успеваемости обучающихся по предмету.
  2. Достичь 15% охвата детей в мероприятиях по предмету, направленных на выявление одаренности.

Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства  в 1 классе отводится  33 часа в год, выполнение проектов 3, тест —1.

Рабочая программа ориентирована на УМК:

  1. Изобразительное искусство. 1 класс. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. - М.: Просвещение, 2015
  2. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1 класс», Москва, «Просвещение», 2015г.

Срок реализации рабочей программы 1 год.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные  результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контрольв совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные  результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
  1. Содержание учебного предмета

Восхитись красотой нарядной осени (8 ч)

Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи (1 ч). Восприятие осени в природе и в произведениях русских художников начала XX в. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональны состояний. Живопись. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различие в создании образа осени в произведениях разных видов искусства.

Твой осенний букет. Декоративная композиция (1 ч). Основные содержательные линии. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция.

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы (1 ч). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Образы природы и человека в живописи. Красота различных состояний осенней природы и художественные выразительные средства её передачи в живописи.

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция (1 ч). Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

 Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция (1 ч). Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета. Расположение предметов в натюрморте. Главное и второстепенное в композиции.

В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России (1 ч). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Народный мастер-хранитель древних традиций кистевого письма, основные элементы и цветовая гамма хохломского травного узора.

Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы (1 ч). Представление о роли изобразительных (пластических) искусств вНаши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект (1 ч). Демонстрация и повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Ритм линий, пятен, цвета.

обсуждение достигнутых результатов, чему научились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы и инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.

Любуйся узорами красавицы зимы (7 ч)

 О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России (1 ч). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ритм линий, пятен, цвета.

В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка (1 ч). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике (1 ч). Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Силуэт.

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике (1 ч). Наблюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль белой и чёрной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа.

Белоснежные узоры. Вологодские кружева (1 ч). Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция (1 ч). Жанр натюрморта. Понятия ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Способы передачи объёма на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета. Ритм в расположении новогодних игрушек на ёлке и на таблице; ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных...), чередование цветных пятен, ритм размеров (больших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений.

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект (1 ч). Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, народная глиняная игрушка, кружево), средствам художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.); традиции празднования Нового года и Рождества в семье и в школе.

Радуйся многоцветью весны и лета (18 ч)

По следам зимней сказки. Декоративная композиция (1 ч). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Важность ритма форм, цветных пятен, вертикальных и горизонтальных линий в декоративной композиции.

Зимние забавы. Сюжетная композиция (1 ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи.

Защитники земли Русской. Образ богатыря (1 ч). Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Средства художественной выразительности в передаче стойкости и храбрости русских богатырей, их доброты и красоты; разнообразие в изображении фигуры воина (в дозоре, накануне сражения, в бою и т. д.) в боевом снаряжении и движении.

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка (2 ч). Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Многообразие и особенности форм дымковской игрушки; многоцветность дымковского узора и его элементы.

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм (1 ч). Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет (1 ч). Образ природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Цвет.

Птицы — вестники весны. Декоративная композиция (1 ч). Пейзаж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Особенности изображения весны в живописном пейзаже и декоративной композиции (плоскость, условность формы и цвета, ритм).

 «У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве (1 ч.).

Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы.

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя (1 ч). Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета (2 ч). Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов. Диалог об искусстве. Разнообразие цветов в природе и изобразительном искусстве.

 Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки (1 ч). Пейзажи разных географических широт. Жанр натюрморта. Особенности передачи с помощью цветов и их оттенков восхищения весенней природой в произведениях живописцев и народных мастеров; способы получения разнообразных неярких и чистых оттенков цвета.

 Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи (1 ч). Пейзажи родной природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран.

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты (1 ч). Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.

Виды и формы контроля:

  • Вводный контроль: творческая  работа на дом; собеседование  с учащимися.
  • Текущий контроль   художественной  деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы:  индивидуальные творческие  работы учащихся.
  • Рубежный контроль: этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки, просмотра работ.
  • Итоговый контроль -  конкурс рисунка, творческих работ, проект, викторина, тест, контрольно-измерительные материалы.

Тематическое планирование

№ раздела

 п\п

Название темы раздела

Количество часов

Восхитись красотой нарядной осени

8

Любуйся узорами красавицы зимы

7

Радуйся многоцветью весны и лета

18

Итого:

33 часа

  1. Календарно-тематическое планированиепо изобразительному искусству

(33 ч, 1 ч. в неделю)

п/п

Номер раздела и темы урока

Дата

1 - в

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Причина корректировки

план

факт

Раздел I. Восхитись красотой нарядной осени (8 часов)

1.1

Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи

1

1.2

Твой осенний букет. Декоративнаякомпозиция

1

1.3

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы

1

1.4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция

Р.К. Растения края – часть окружающей природы

1

1.5

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция

1

1.6

В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России

1

1.7

Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы

1

1.8

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект  

1

Раздел II.Любуйся узорами красавицы зимы (7 часов)

2.1

О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России

1

2.2

В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка

1

2.3

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике

1

2.4

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике

1

2.5

Белоснежные узоры. Вологодские кружева

1

2.6

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция

1

2.7

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект

1

Раздел III. Радуйся многоцветью весны и лета (18 часов)

3.1

По следам зимней сказки. Декоративная композиция

1

3.2

Зимние забавы. Сюжетная композиция

1

3.3

Защитники земли Русской. Образ богатыря

1

3.4

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка

1

3.5

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка

1

3.6

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм

1

3.7

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

1

3.8

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

1

3.9

Птицы — вестники весны. Декоративная композиция

1

3.10

«У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве

1

3.11

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя

1

3.12

В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета

1

3.13

В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета

1

3.14

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки

1

3.15

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки

1

3.16

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи

1

3.17

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.

Итоговый контроль (тест).

1

3.18

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...