рабочая программа по ИЗО 4 кл
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Рабочая программа по ИЗО 4 кл (2020-2021 уч.г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_kl.docx58.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ «Комитет по образованию» АМО «Еравнинский район»

МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»                                                                             «Согласовано»

директор школы                                        зам.директора по УВР

____________ Маласагаева Э.Э.                                        _______________ Ишеева Т.Г.

«____»_______________20___г.                                                 «____»_______________20___г.

Рассмотрена и одобрена на заседании

МО учителей начальных классов

Руководитель_________ Цыдыпова Ц-Д.З.

Протокол №___ «____»____________20___г.

Рабочая программа

по изобразительному  искусству

УМК «Школа России»

4  класс

Количество часов: 34

Учитель начальных классов: Маласагаева Эржена Эрдыниевна

Учебный год: 2020/2021

п. Целинный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная база

    Рабочая программа по  изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ  от 29.12.2012г. (вступил в силу 01.09.2013г.).
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2012г.  
  • Примерные программы основного начального общего образования по предмету   изобразительное искусство 2012г.
  • Федеральный учебный план общеобразовательных учреждений.
  • Положения «О рабочей программе» Приказ МОиН РФ №223 от 17.01.2012г.
  • Республиканский базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
  • Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Целинная общеобразовательная школа», утвержденного приказом директора школы  № 87 от 31.08.2020г.
  • Положения  «О рабочей программе учителя» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Целинная общеобразовательная школа, утвержденного приказом директора школы  № 119 от  31.08. 2017г.
  • Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МОН РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ и учебно-методического комплекта   «Школа России» для 4 класса под редакцией Б.М.Неменского , допущенного  Министерством  образования РФ, включающего следующие компоненты: учебник, книга для учителя.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.

Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности— изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При  выделении видов художественной  деятельности  очень важной является  задача  показать  разницу их социальных функций: изображение – это художественное  познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная  деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная  деятельность – это способ организации  общения  людей, имеющий  коммуникативные  функции  в  жизни  общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.                                                                        

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается  широкое  привлечение  жизненного опыта  детей, примеров  из окружающей  действительности. Работа   на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности   является  важным  условием    освоения детьми  программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как  духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 час в  неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 часа в год, во 2—4 классах — 34 часа в год (при 1 часе в неделю).

Результаты освоения учебного курса..

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в  художественно-творческой  

 деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание  видов  художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные  виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоционального состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Национально – региональный компонент

Ведение национально-регионального компонента в программу изобразительного искусства предполагает приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской живописи, фольклора. Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства:  музыки, народно-прикладного искусства.

В связи с введением в  программу изобразительного искуссва  национально-регионального компонента развивают у детей эстетический вкус, прививают любовь к родному краю, культуре, обычаям и традициям своего народа.

"Декоративно-прикладное искусство бурят"  

"Музеи  г.Улан-Удэ",

Школьный  уголок  имени Ц.Сампилова,

"Бурятская живопись".

На уроках ребята знакомятся  с народно-прикладным искусством, разнообразными узорами, украшающими одежду, с внутренним убранством юрты, снаряжениями коня,  орудиями производства. С помощью мультимедиа ребята знакомятся с творчеством бурятских мастеров, национальными одеждами, произведениями искусства.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Содержание  курса.

КАЖДЫЙ  НАРОД  - ХУДОЖНИК.

 (Изображение, украшение и постройка в творчестве народов всей земли) 

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

 Деревня — деревянный мир.

 Красота  человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли

Родной  угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород, Псков, Владимир и  Суздаль.  Москва.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы  гор и степей.

Города  в  пустыне.

Древняя  Эллада.

Европейские  города  Средневековья..

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы.

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои   защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Тематический  план

4 класс - 34 часа (34н -  1ч  в  неделю)

№  п/п

Наименование разделов и тем

Примерная программа

Рабочая программа

   1

Истоки родного искусства

8

8

2

Древние города нашей Земли

8

7

3

    Каждый народ — художник

9

10

4

Искусство объединяет народы

9

9

Итого:

34

34

Планируемые  результаты  изучения  предмета.

   В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у учащихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства; потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства,  будут формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом;

- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, логичность;

- установится осознанное отношение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм  культурно-исторической, социальной и духовной жизни  Иркутской области и Тайшетского района, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ, зародится целостный, социально ориентированный взгляд  на мир в его органическом  единстве и  разнообразии, природы, народов,  культур и  религий;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и прием работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств; понимать их

специфику;

- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России и своего региона, показывать на примерах их роль и значение.

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их

эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;

- использовать декоративные элементы, геометрические растительные узоры для       украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России ( с учетом местных условий).

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение.

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое отношение;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

        

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Лучшие работы обучающихся хранятся в портфолио.

        Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

  1. Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В конце  урока проводится выставка и обсуждение творческих работ обучающихся. Раз в год обучающиеся по желанию принимают участие в выставке декоративно-прикладного творчества на школьном и муниципальном уровнях.

Особенности организации контроля по изобразительному искусству

Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу.

Этапы оценивания детского рисунка

  • решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
  • характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
  • владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
  • общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.

Учёт ошибок и оценка работ

«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок,  работа выразительна и интересна.

«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

«2» - поставленные задачи не выполнены.

Календарно – тематическое  планирование

Изобразительное искусство   -  34 ч.

№ урока

п/п

Дата проведения

Наименование  раздела, темы

Кол – во час

Тип  урока

Вид контроля

Планируемые  результаты

Нац.

регион компонент

по плану

факт

предметные

УУД

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I  -  четверть  (8ч)

Истоки  родного искусства

8ч.

07.09.20

Пейзаж  родной земли. Красота природы в произведениях живописи.

Урок открытия новых знаний

Текущий

Учиться видеть красоту природы  в произведениях русской

 живописи, представлять изменчивость природы в разное время года и в течении дня

К: договариваться о правилах обще-ния на уроках изо.

Р: уметь планир-овать и осуществ-лять учебные действия в соответ-ствии с поставлен-ной задачей.

П: ориентировать-ся в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Формирование  учебно-познавательного интереса к  новому учебному материалу.

14.09

Пейзаж родной земли.

Комбинированный

Текущий

Учиться видеть разнообразие природы, называть особенности среднерусской природы, овладевать живописными навыками  работы с гуашью.

Пейзаж родной земли в картинах бурятских художников

21.09

Образ традиционного русского дома.

Урок системати-зации знаний

Текущий

Научатся видеть традиционный образ деревни  и связь человека с окружающим миром природы.

К: использовать речь для регуляции  своего действия.

Р: уметь планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

П: овладеть  уме-нием творческого видения с позиции художника, ориен-тироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, развитие мотивов учебной деятельности.

Виртуальная экскурсия в этнографический музей г.Улан-Удэ

28.09

Украшения деревянных построек и их значение.

Комбинированный

Текущий

Научатся видеть красоту русского деревянного зодчества, создавать коллективное панно спосо-бом объедине-ния индивиду-ально сделан-ных изображе-ний.

К: формулировать  собственное  мне-ние  и позицию, задавать вопросы.

Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

П: делать простые суждения об объек-те, его строении, свойствах и связях.

Развитие мотивов учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

05.10

Деревня – деревянный  мир.

Комбинированный

Текущий

Научаться создавать образ традиционной деревни.

К: владеть  умен-иием творческого видения с позиции художника,  т. е. сравнивать, анали-зировать, выделять  главное, обобщать.

Р: принимать и сохранять учебную задачу. 

П: преобразовы-вать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебни-ке алгоритмов.

Удовлетворение от  сделанного самим для друзей, родных.

Познакомить учащихся с внутренним убранством юрты

12.10

Образ красоты человека (женский)

Урок-дискуссия

Текущий

Научаться конструировать женский (мужской) народный костюм.

К: осуществлять совместную деятельность, слушать собесед-ника, вести диалог.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

П: ориентировать-ся в материале на страницах учебни-ка, анализировать предлагаемое задание.

Развитие мотивов учебной деятельности, использование фантазии воображения при выполнении изделия.

19.10

Образ красоты человека (мужской)

Комбинированный

Текущий

26.10

Народные праздники. Обобщение по разделу «Истоки родного искусства»

Комбинированный

Текущий

Научаться создавать коллективное панно на тему народного праздника.

К: формулировать  собственное  мне-ние  и позицию, задавать вопросы

Р: уметь плани-ровать и осуще-ствлять учебные действия в соот-ветствии с постав-ленной задачей.

П:ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, уверенности в себе, веры в свои возможности.

II – четверть.  (7ч.)

Древние города нашей земли.

7ч.

09.11

Древнерусский  город- крепость.

Комбинированный

Текущий

Научатся использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени

К: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентиро-ваться на позицию партнера в обще-нии и взаимо-действии.

Р:  учитывать установленные правила в планиро-вании и контроле способа решения.

П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач.

Формирование  учебно-познавательного интереса к  новому учебному материалу, использование фантазии воображения при выполнении изделия.

16.11

Древние соборы.

Урок открытия новых знаний

Текущий

Научатся использовать различную штриховку для выявления объёма.

К: формулировать  собственное  мне-ние  и позицию, задавать вопросы

Р: принимать и сохранять учебную задачу. 

П: анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного.

Формирование  положительного отношения к учению,   использование фантазии воображения при выполнении изделия.

23.12

Древний город и его жители.

Комбинированный

Текущий

Научатся использовать основные сред-ства  художест-венной вырази-тельности.

К: использовать речь для регуляции  своего действия.

Р: принимать и сохранять учебную задачу. 

П: преобразовы-вать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебни-ке алгоритмов.

Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, проявление интереса к содержанию предмета.

07.12

Древнерусские воины-защитники.

Комбинированный

Текущий

Научатся изображать древнерусских воинов, княжескую дружину.

К: формулировать  собственное  мне-ние  и позицию, задавать вопросы

Р: преобразовывать практическую задачу в познава-тельную.

П: ориентировать-ся в материале на страницах учебни-ка,  обобщать, делать выводы.

Формирование  учебно-познавательного интереса к  новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

14.12

Древние города Русской земли.

Урок-путешест-вие

Текущий

Научатся различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

К: формулировать  собственное  мне-ние  и позицию, задавать вопросы

Р:  учитывать установленные правила в плани-ровании и контроле способа решения.

П: строить сообще-ния в устной и письменной форме.

Формирование   способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

21.12

Узорочье  теремов.

Комбинированный

Текущий

Научатся проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлеж-ность к тому или иному жанру искусства.

К: понимать и принимать элемен-тарные правила работы в группе.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, преобразо-вывать  практи-ческую задачу в познавательную.

П:  понимать  учебные задачи урока и стремиться их выполнять.

Формирование    умения  сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Разнообразные национальные узоры, какие предметы украшают ими.

28.12

Праздничный пир в  теремных палатах.

Рефлексии

Тематический

Научатся использовать цветовой контраст и гармонию цветовых огттенков.

К: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентиро-ваться на позицию партнера в обще-нии и взаимодей-ствии.

Р: осуществлять итоговый и поша-говый контроль по результату.

П: строить сообще-ния в устной и письменной форме.

Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, использование фантазии воображения при выполнении изделия.

III – четверть.  (10ч.)

Каждый народ-художник.

10ч.

11.01

Страна восходящего  солнца.

Урок открытия новых знаний

Текущий

Научатся передавать характерные черты японского рисунка.

К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Р: проговаривать последовательность действий на уроке, понимать инструк-цию учителя.

П: ориентировать-ся в материале на страницах учебни-ка,  обобщать, делать выводы.

Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости.

18.01

Образ художественной культуры Японии.

Комбинированный

Текущий

25.01

Народы гор и степей.

Урок открытия новых знаний

Текущий

Научатся использовать основные сред-ства  художест-венной вырази-тельности.

К: использовать речь для регуляции  своего действия.

Р:  действовать по плану, контролиро-вать  процесс и результат деятель-ности.

П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач.

Формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественны-ми произведе-ниями, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

01.02

Степной пейзаж.

Комбинированный

Текущий

08.02

Города в пустыне.

Комбинированный

Текущий

Научатся создавать образ древнего среднеазиатского города.

К: использовать речь для регуляции  своего действия, выполнять работу в паре.

Р:  действовать по плану, контролиро-вать  процесс и результат деятель-ности.

П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач.

Формирование доброжелатель-ности и отзывчи-вости, использование фантазии воображения при выполнении изделия.

15.02

Древняя Эллада.

Урок открытия новых знаний

Текущий

Научатся сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, понимать основные признаки древнегречес-кой культуры.

К: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентиро-ваться на позицию партнера в обще-нии и взаимо-действии.

Р:  учитывать установленные правила в планиро-вании и контроле способа решения.

П: строить сообще-ния в устной и письменной форме

Формирование  учебно-познавательного интереса к  новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

22.02

Образ художественной культуры Древней Греции.

Комбинированный

Текущий

01.03

Европейские города средневековья.

Урок открытия новых знаний

Текущий

Научатся использовать основные сред-ства  художест-венной вырази-тельности.

К: формулировать  собственное  мне-ние  и позицию, задавать вопросы

Р:  действовать по плану,  адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач.

Формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественны-ми произведе-ниями, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

08.03

Площадь средневекового городав.

Урок - проект

Текущий

15.03

Многообразие художественных культур в мире.

Рефлексии

Тематический

Научатся использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

К: вступать в диалог.

 Р: проговаривать последовательность действий на уроке, понимать инструк-цию учителя.

П: строить сообще-ния в устной и письменной форме

Формирование бережного  отношения к окружающему миру  и результату деятельности человека, уважительное отношение  к культуре и искусству разных народов нашей страны и мира в целом.

Экскурсия в школьный  уголок  имени Ц.Сампилова

IV  -  четверть  (9ч)

Искусство объединяет народы.

29.04

Материнство – вечная тема  в искусстве.

Урок открытия новых знаний

Текущий

Научатся передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

К: допускать воз-можность сущест-вования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимо-действии.

Р: прогнозировать  действия, необхо-димые для получе-ния планируемых результатов.

П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач.

Формирование  учебно-познавательного интереса к  новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Познакомить учащихся со статуями Бурятии воспевающие материнство

05.04

Все народы воспевают материнство.

Урок  проект

Текущий

12.04

Все народы воспевают мудрость старости.

Комбинированный

Текущий

Научатся изображать  любимого пожилого человека, передавать его внутренний мир.

К: участвовать в общей беседе, соб-людая правила речевого поведе-ния.

Р: планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условии-ями её реализации.

П: ориентировать-ся на разнообразие способов решения задач.

Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

19.04

Сопереживание – великая тема искусства.

Урок открытия новых знаний

Текущий

Научатся  выражать своё сочувствие страдающим, сопереживать чужому горю, страданию через искусство.

К: выполнять работу в группе, принимая предло-женные правила взаимодействия.

Р: готовить рабо-чее место, прини-мать и сохранять учебную задачу.

П: понимать  учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ  соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

26.05

Сопереживание – великая тема искусства

Комбинированный

Текущий

03.05

Герои, борцы  и защитники.

Комбинированный

Текущий

Научатся владеть навыками изображения в объеме, композиционного построения в скульптуре.

К: вступать в диалог.

Р: формировать целеустремлен-ность и настойчи-вость в достижении целей.

П: строить сообще-ния в устной и письменной форме.

Формирование  положительного отношения к учению,   использование фантазии воображения при выполнении изделия.

10.05

Юность и надежды.

Урок открытия новых знаний

Текущий

Научатся  изображать радость детства, мечты о счастье, путешествиях, открытиях.

К: строить связное высказывание по предложенной теме, задавать вопросы и форму-лировать ответы.

Р:  работать над проектом под руководством учителя, ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самоо-ценку.

П: владеть умением творческого видения с позиции художника.

Формирование   бережного отношения к окружающему миру, чувства прекрасного, потребности в творческой деятельности, соблюдение правил гигиены труда.

17.05

Искусство народов мира.

Комбинированный

Текущий

Научатся  узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников.

К: формулировать  собственное  

мнение  и позицию,  использовать речь для регуляции своего действия.

Р: осуществлять итоговый и поша-говый контроль по результату, давать оценку деятель-ности класса на уроке.

П: анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного, делать выводы.

Формирование  умения оценивать собственную  учебную деятельность, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

24.05

Искусство народов мира. – обобщение темы.

Рефлексии

Тематический

Итого

34ч

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примерная программа  основного общего образования по изобразительному искусству

Сборник рабочих программ "Школа России". 1 - 4 классы/под руководством А.А. Плешакова. - М.: Просвещение. 2011.

Рабочие программы по изобразительному искусству

 Учебники по изобразительному искусству

1. Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник: 4 класс /  Под. Ред. Б. М. Неменского

Методические пособия (рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства)

Альбомы по искусству

Книги о художниках и художественных музеях

Портреты русских и зарубежных художников

Альбомы  по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...