тематическое планирование кружка "Волшебный карандаш"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Коваленко Елена Николаевна

Программа на срок 4 года. Возраст детей  6,6 - 10 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация

Краснозерского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Краснозерского района Новосибирской области

Дом детского творчества

(МБУ ДО ДДТ)

Рассмотрена и принята                                                                             Утверждаю:

на педагогическом совете                                                               директор МБУ ДО ДДТ

Протокол №__ от ___________                                                 ______________ В.Н.Макосов

                                                                   Приказ от «__» ________2021г. №_____

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Изобразительное искусство»

 художественной направленности

Объединение «Волшебный карандаш»

Возраст: 6, 6-10 лет

Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:

Коваленко Елена Николаевна

педагог дополнительного образования

р.п.Краснозерское, 2021

Внутренняя экспертиза проведена.

Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.

Зам. директора по УВР:________________/Слюсарева Т.А./

Методист: _______________/Зайцева Г.Г./

«____» ____________2021 г.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1        Пояснительная записка

Направленность

Реализуемая дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» - художественной направленности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать, что до тебя еще никем не было сделано, что до тебя существовало, сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало воспитывает в человеке искусство, в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Актуальность

Процесс развития педагогической системы дополнительного образования становится наиболее актуальным. В сфере нового закона, по направлению работы, с выявлением и сопровождением детей с признаками одарённости, педагогическая деятельность внешкольного образования становится особенно востребованной.  Программа на данный момент своевременна и актуальна, т.к. формирует в детях базовые художественные ценности, развивает творческие способности сельских детей, которые удалены от обучения в детских художественных школах и изостудиях.

Отличительная особенность

Отличительной особенностью данной программы является сохранение образовательных традиций академической художественной школы, включение современных технологий, широкое сетевое сотрудничество с учреждениями культуры и образования. Занятость учащихся во внеурочное время содействует формированию у детей здорового образа жизни, умению противостоять негативному воздействию социальной среды. Занятие любимым увлечением непроизвольно освобождает от стрессовых ситуаций, которые могут возникнуть в любых жизненных обстоятельствах.

Адресат программы

Знакомство детей с искусством закладывает первоначальную основу формирования бережного отношения к культурным ценностям, умение показать  личностное отношение к произведениям искусства: к изображенным на картине людям, предметам, природе. Словарный запас пополняется новыми терминами из области изобразительного искусства. Тематическое содержание программы направлено на реализацию творческой активности учащихся через виды деятельности: живопись, графику, композицию, декоративно-прикладное творчество.

Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 6,6 - 10 лет.

         Для возрастной категории обучающихся 6,6  – 10лет характерны возрастные особенности:

в этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, дарить подарки «не так как у всех». Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В возрасте 6,6 -10 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.

Объем и срок освоения программы

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы рассчитан на 4 года обучения. Занятия проходят с 1 сентября по 31 мая.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса

индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Режим занятий, периодичность, продолжительность

Соответственно возрастным группам программа состоит из следующих ступеней        обучения:

  • 1 год обучения, возраст 6,6 -7 лет – 2 часа в неделю, 68 часов в год;
  • 2 год обучения, возраст 7-8 лет – 2 часа в неделю, 68 часов  в год;
  • 3 год обучения, возраст 8 -9 лет- 2 часа в неделю, 68 часов в год;
  • 4 год обучения возраст 9 – 10 лет – 2 часа в неделю 68 часов в год.

1.2.Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для развития творческих способностей и самореализация личности детей через различные виды изобразительной деятельности (рисунок, живопись, лепку, конструирование из бумаги, декоративно – прикладное творчество).

Задачи:

Личностные

  • воспитать интерес к миру изобразительного искусства через тематические беседы, посещение выставочных залов, познавательные игры, через бережное  отношение к народным промыслам и сохранение народных традиций;

Метапредметные

  • развить мотивацию к художественному виду деятельности, потребность в творческом саморазвитии, самостоятельности выполнения художественных работ, трудолюбию, целеустремленности, умению доводить начатое дело до конца;

Образовательные (предметные)

  • обучить основам реалистического рисунка: композиции, перспективы, градации цвета и светотени в области рисунка и живописи;
  • различать виды и жанры изобразительного искусства;
  • обучить основам технологии изобразительного творчества (акварельной и гуашевой техники исполнения, декоративной росписи, конструированию из бумаги);
  • обучить создавать художественные сюжетные композиции по памяти, воображению и с натуры;
  • развивать художественные умения и навыки через основные средства выразительности (формы и пропорции, пространство и объем, линию, цвет, ритм и композицию);
  • развивать познавательный интерес через знакомство с разными видами изобразительной деятельности из художественного материала (бумага, пластилин, ткань, природный материал, керамика, стекло, дерево) и приемами работы с ними.

1.3.Содержание программы

Учебный план

1-ый год обучения

Разделы/темы

Количество часов

Формы аттестате/ контроля

теория

практика

всего

1

Тема: Вводное занятие: знакомство, ознакомление с учебн.планом, т/б

2

2

наблюдение

2

Тема: Живопись:

18

18

Наблюдение

Практическая работа

3

Тема: Основы композиции:

  • композиция расположения листа
  • композиция цвета и формы
  • приёмы расположения предметов на плоскости
  • симметрия, асимметрия

13

13

Наблюдение

Практическая работа

4

Тема: Графика:

- основы графического искусства

8

8

Наблюдение

Практическая работа

5

Тема: Бумажная пластика:

10

10

Наблюдение

Практическая работа

6

Тема: Пластилинография

6

6

Наблюдение

Практическая работа

7

Тема: Свободное рисование

8

8

Наблюдение

Практическая работа

8

Тема: Приобщение к искусству

2

2

Наблюдение

выставка

9

Аттестация

1

1

Промежуточная аттестация

Всего часов

5

63

68

1-ый год обучения

  1. Беседа по технике безопасности; ИТБ № 011; ИТБ № 005;
  2. Вводное занятие. Сообщение о направлении дополнительной образовательной программы по изобразительному искусству 1 -ого года обучения - рисование по воображению, рисование с натуры, основы декоративной росписи, знание цветов и их оттенки, азы перспективы, первичные знания в области искусства.
  3. Живопись. Понятия, что такое живопись. Материал для исполнения акварельной живописи - акварельные краски, круглые акварельные кисти, бумага. Основы технических приёмов и методы работы акварельными красками.
  4. Композиция. Расположения листа (по горизонтали, по вертикали). Азы перспективы (ближе - больше, дальше - меньше). Приёмы расположения предметов на плоскости. Понятия линии горизонта. Симметрия, асимметрия.
  5. Рисунок, графика. Основы графического искусства - цвет, линия, пятно. Материал для исполнения рисунка и графики - карандаш, тушь, мелки цветные, бумага. Графика цветная и чёрно - белая.
  6. Декоративно - прикладное искусство. Основы декоративных росписей. Знакомство с видами народного творчества - Хохлома, Гжель, Жостово. Материал для исполнения - кисти круглые, плоские. Краски акварельные. Бумага.
  7. Художественное конструирование. Основы конструирования из бумаги. Материал для конструирования - бумага, картон. Элементарные приёмы - сгибание, вырезание, плетение. Изготовление простейших бумажных форм.
  8. Свободная тема. Рисование по выбору учащихся. Доработка рисунков прошедших тем. Игры познавательные, развивающие.
  9. Приобщение к искусству. Беседы, диалоги, рассказы по изобразительному искусству. Походы на выставки. Знакомство с мастерами русской живописи. Использование ИКТ.

2-ой год обучения

№ п/

Наименование базовых тем

Количество часов

Формы аттестате/ контроля

п

теория

практика

Всего

1

Вводное занятие (теоретические сведения, беседы по Т.Б.)

2

2

Наблюдение

2

Живопись

18

18

Наблюдение

Практическая работа

3

Композиция

13

13

Наблюдение

Практическая работа

4

Графика

8

8

Наблюдение

Практическая работа

5

Бумажное конструирование

10

10

Наблюдение

Практическая работа

6

Декоративно-прикладное искусство

10

10

Наблюдение

Практическая работа

7

Свободная тема

5

5

Наблюдение

Практическая работа

8

Приобщение к искусству

2

2

Наблюдение

ИТОГО:

4

64

68

2-ой год обучения

  1. Беседа по технике безопасности; ИТБ № 011; ИТБ № 005;
  2. Вводное занятие. Сообщение о направлении дополнительной образовательной программы по изобразительному искусству 2-ого года обучения - совершенствования рисования по воображению, рисование с натуры, основы декоративной росписи, основы светотени, знание перспективы, формирования знаний в области искусства.
  3. Живопись. Основы гуашевой живописи. Материал для исполнения гуашевой живописи - кисти гуашевые, краска гуашь. Технические приёмы и методы работы гуашевыми красками. Роль цвета в эмоциональном звучании и выразительности образа.
  4. Композиция. Основы композиции в рисовании по представлению и с натуры. Приёмы расположения предметов на плоскости и в пространстве. Роль контраста в композиции - высокое и низкое, больше и меньше, светлое и тёмное, спокойное и динамичное. Загораживание. Совершенствование знаний в изображении перспективного плана.
  5. Рисунок, графика. Совершенствование основ графического исполнения и рисунка. Материал для исполнения графических рисунков - карандаш графический, мелки цветные, тушь чёрная, пастель.
  6. Бумажное конструирование. Материал для конструирования - цветная бумага, картон, упаковочный материал б/у. Создание одиночных архитектурных форм. Создание тематических композиций.
  7. Декоративно - прикладное искусство. Материал для исполнения росписи
  • кисти круглые, плоские. Знакомство с видами декоративной росписи - Ракульская, Мезенская. Совершенствование росписей Хохлома, Жостово. Совершенствование лепки из глины. Усложнение форм и росписи.
  1. Свободная тема. Теме отводится третья часть занятия один раз в месяц. Самостоятельный выбор темы учащимися. Доработка рисунков прошедших тем. Игры познавательные, развивающие, кроссворды.
  2. Приобщение к искусству. Беседы, диалоги, рассказы по изобразительному искусству. Экскурсии на выставки. Знакомство с мастерами русской живописи. Использование ИКТ.

3- ий год обучения

п/

Наименование базовых тем

Количество часов

Формы аттестате/ контроля

п

теория

практика

Всего

1

Вводное занятие (теоретические сведения, беседы по Т.Б.)

2

2

Наблюдение

2

Живопись

21

21

Наблюдение

Практическая работа

3

Композиция

13

13

Наблюдение

Практическая работа

4

Графика

8

8

Наблюдение

Практическая работа

5

Бумажное конструирование

10

10

Наблюдение

Практическая работа

6

Декоративно-прикладное искусство

10

10

Наблюдение

Практическая работа

7

Экскурсия

2

2

наблюдение

8

Приобщение к искусству

2

2

наблюдение

ИТОГО:

4

64

68

3-й год обучения

  1. Беседа по технике безопасности. ИТБ № 011; ИТБ № 005;
  2. Вводное занятие. Сообщение о направлении дополнительной образовательной программы по изобразительному искусству 3-го года обучения - закрепления умений и навыков рисования с натуры и по представлению. Умение создавать собственные импровизации декоративной росписи. Применять имеющиеся навыки и знания в жизненных ситуациях. Расширять знания в области изобразительного искусства.
  1. Живопись. Закрепление технических приёмов и методов работы акварельными и гуашевыми красками.
  2. Композиция. Закрепление знаний в области линейной и воздушной перспективы. Приёмы расположения предметов на плоскости и в пространстве.
  3. Графика. Закрепление технических приёмов в изображении предметов на плоскости - пропорции, светотень, объём.
  4. Бумажное конструирование. Материал для исполнения - цветная бумага. Упаковочный материал б/у. Оригами.
  5. Декоративно - прикладное искусство. Мотивы Урало - Сибирской росписи. Мотивы Городецкой росписи. Освоение технических приёмов декоративной росписи с целью сохранения народных промыслов. Материалы для исполнения - кисти круглые, плоские. Краски гуашь, акриловые.

Приобщение к искусству. Закрепление планированных теоретических знаний в области изобразительного искусства. Расширение списка выдающихся мастеров русской живописи и их произведений искусства.

4-ый год обучения

п/

Наименование базовых тем

Количество часов

Формы аттестате/ контроля

п

теория

практика

Всего

1

Вводное занятие (теоретические сведения, беседы по Т.Б.)

2

2

наблюдение

2

Живопись

21

21

Наблюдение

Практическая работа

3

Композиция

13

13

Наблюдение

Практическая работа

4

Графика

8

8

Наблюдение

Практическая работа

5

Бумажное конструирование

10

10

Наблюдение

Практическая работа

6

Декоративно-прикладное искусство

10

10

Наблюдение

Практическая работа

7

Экскурсии

2

2

наблюдение

8

Приобщение к искусству

2

2

наблюдение

ИТОГО:

4

64

68

4 - ий год обучения

  1. Беседа по технике безопасности. ИТБ № 011; ИТБ № 005;
  2. Вводное занятие. Сообщение о направлении дополнительной образовательной программы по изобразительному искусству 4-го года обучения - закрепления умений и навыков рисования с натуры и по представлению. Умение создавать собственные импровизации декоративной росписи. Применять имеющиеся навыки и знания в жизненных ситуациях. Расширять знания в области изобразительного искусства.
  1. Живопись. Закрепление технических приёмов и методов работы акварельными и гуашевыми красками.
  2. Композиция. Закрепление знаний в области линейной и воздушной перспективы. Приёмы расположения предметов на плоскости и в пространстве.
  3. Графика. Закрепление технических приёмов в изображении предметов на плоскости - пропорции, светотень, объём.
  4. Бумажное конструирование. Материал для исполнения - цветная бумага. Упаковочный материал б/у. Оригами.
  5. Декоративно - прикладное искусство. Мотивы Урало - Сибирской росписи. Мотивы Городецкой росписи. Освоение технических приёмов декоративной росписи с целью сохранения народных промыслов. Материалы для исполнения - кисти круглые, плоские. Краски гуашь, акриловые.

Приобщение к искусству. Закрепление планированных теоретических знаний в области изобразительного искусства. Расширение списка выдающихся мастеров русской живописи и их произведений искусства

1.4.Планируемые результаты

1 год обучения

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета) понятие симметрии;
  • свойства красок и графических материалов;
  • азы линейной перспективы (дальше, ближе, больше, меньше);
  • виды декоративно-прикладного искусства;
  • ведущих мастеров Русской живописи и некоторые их произведения (И.Левитан, В.Васнецов, И.Билибин, К.Маковский, Ф.Решетников); -значения основных видов и жанров изобразительного искусства;

Уметь:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место и содержать его в порядке по окончанию работы;
  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • создавать несложные тематические картинки по представлению;
  • работать самостоятельно и в коллективе;
  • поддерживать диалог с педагогом при просмотре репродукций;
  • создавать контрасты цветов;
  • различать виды декоративных росписей по их характерным признакам.

2 год обучения

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • гармонию цвета (тоновой и цветовой контраст)
  • основы композиции (статика, динамика);
  • пропорции плоскостных и объёмных предметов;
  • основы построения предметов с натуры
  • жанры и виды изобразительного искусства;
  • пополнить список знаний русских мастеров живописи и их произведения (В.Маковский, П. Федотов, А. Саврасов, И.Шишкин, И. Машков, В.Перов); Уметь: - выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
  • работать с натуры;
  • работать в определённой гамме;
  • доводить работу от эскиза до композиции;
  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет)
  • умение работать в группе;
  • создавать сюжетную композицию с помощью педагога;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • уметь увидеть и охарактеризовать замысел художника в картине;
  • применять приобретённые навыки и умения в практической деятельности объединения и др. обстоятельствах (реставрации, оформления, уроки рисования в школе).
  • 3 год обучения

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • основы изобразительной грамоты  (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, воздушная и линейная перспектива,  пространство, объем, ритм, композиция);
  • пропорции фигуры человека и изображения фигуры ( статика, динамика)
  • свойства различных художественных материалов;
  • основные виды и жанры изобразительного искусства;
  • выдающихся мастеров русского искусства и их основные произведения;
  • продолжать пополнять список знаний выдающихся мастеров русой живописи - (И. Репин, К. Брюллов, М.Врубель, А.Саврасов, И. Левитан, Крамской, В.Маковский), а так же их известные произведения искусств;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;  

Уметь:

  • владеть приемами акварельной и гуашевой живописи, основами рисунка и композиции;
  • использовать знания декоративного искусства - элементы, геометрические и растительные узоры - для украшения своих изделий и предметов быта;
  • передать движения фигур человека и животных на плоскости (рисунок) и в объеме (лепка из глины);
  • создавать сюжет по заданной теме, подбирать правильное композиционное решение;
  • работать с натуры и по воображению;
  • самостоятельно создавать сюжетную композицию по заданной теме;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • уметь высказывать собственное суждение по художественному произведению; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей.
  • собственные суждения по художественному произведению; самостоятельно создавать сюжетную тематическую композицию; применять свои умения в практических целях.
  • Выпускник должен владеть художественно-эстетическим вкусом, бережно относится к художественной культуре, уметь видеть прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  • 4 год обучения

К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать:

  • основы изобразительной грамоты  (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, воздушная и линейная перспектива,  пространство, объем, ритм, композиция);
  • пропорции фигуры человека и изображения фигуры ( статика, динамика)
  • свойства различных художественных материалов;
  • основные виды и жанры изобразительного искусства;
  • выдающихся мастеров русского искусства и их основные произведения;
  • продолжать пополнять список знаний выдающихся мастеров русой живописи - (И. Репин, К. Брюллов, М.Врубель, А.Саврасов, И. Левитан, Крамской, В.Маковский), а так же их известные произведения искусств;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;  

Уметь:

  • владеть приемами акварельной и гуашевой живописи, основами рисунка и композиции;
  • использовать знания декоративного искусства - элементы, геометрические и растительные узоры - для украшения своих изделий и предметов быта;
  • передать движения фигур человека и животных на плоскости (рисунок) и в объеме (лепка из глины);
  • создавать сюжет по заданной теме, подбирать правильное композиционное решение;
  • работать с натуры и по воображению;
  • самостоятельно создавать сюжетную композицию по заданной теме;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • уметь высказывать собственное суждение по художественному произведению; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей.
  • собственные суждения по художественному произведению; самостоятельно создавать сюжетную тематическую композицию; применять свои умения в практических целях.

Выпускник должен владеть художественно-эстетическим вкусом, бережно относится к художественной культуре, уметь видеть прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Ожидаемые результаты освоения программы учащимися:

Выпускник должен знать: основы изобразительной грамоты в рисунке, живописи и композиции; основные виды и жанры в изобразительном искусстве; выдающихся мастеров русской живописи и их известные произведения; основные направления в ДПИ.

Выпускник должен уметь: владеть приёмами акварельной и гуашевой живописи; самостоятельно работать по памяти, с натуры, по воображению; высказывать

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график

В Приложении №1 расположен Календарный учебный график 1-4 г.о.

2.2.Условия реализации программы

Занятия по дополнительной общеобразовательной программе творческого объединения «Волшебный карандаш» организуются на базе МКУ Веселовская СОШ по курсу «Изобразительное искусство» по темам: «Живопись», «Графика», «Композиция», «Декоративно – прикладное искусство», «Бумагопластика», «Свободная тема», «Приобщение к искусству».

Материально - техническое обеспечение: помещение 42 кв.м.

Перечень оборудования:

  • 1 компьютер,1 принтер чб, проектор;
  • Выход в сеть Интернет;
  • Доска настенная магнитная.

 Инструменты и материалы:

Краски - акварель, гуашь, акрил; Бумага - ватман, альбомы, цветная и картон; Кисти - круглые, плоские;

Карандаши - цветные мелки, графические, фломастеры.

Информационное обеспечение

Диски с дополнительным материалом по темам, презентации по художникам

Кадровое обеспечение

Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы – 30 лет.

Курсы повышения квалификации по изобразительному искусству: Фоксфорд " Инновационные технологии на уроках ИЗО в современной школе. Все классы", 36 часов. 

  1. 2.3.Формы аттестации

        Тестирование, тематический опрос; аттестации текущие, промежуточные, итоговые.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Годовые работы, грамоты и дипломы, журнал посещаемости, материалы тестирования, фотографии работ и образовательного процесса, отзывы родителей;

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Аналитическая справка, выставки, готовые творческие работы, конкурсы, защита творческих проектов, открытые занятия, фестиваль, праздники.

2.4.Оценочные материалы

Оценочные материалы находятся в Приложении№2.

  1. 2.5.Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очные.

Методы обучения

Игра - естественное состояние ребёнка. Игра пробуждает интерес к происходящему, активизирует внимание к запоминанию текущего материала.

Словесный метод - самый доступный метод обучения. Во время рассказа стараюсь вызвать у учащихся эмоциональную отзывчивость, проявления радости, сопереживания или негодования, всё зависит от происходящих событий в рассказе. Во время беседы устанавливаю тесную разговорную связь с учащимися по форме вопросов, ответов и высказывания личного мнения. Это активизирует их внимание на текущую тему и обеспечивает её закрепление. Этот метод  обучения обязательно сопровождается методом наглядной демонстрации натурного фонда, дидактического материала, книжных иллюстраций, репродукций, ресурсов ИКТ, т.е. использую в демонстрации то, что требуется на данный момент для текущего занятия.

Наблюдение за текущей действительностью содействует развитию зрительного восприятия, воображения, внимания к окружающему миру, способствует формированию активной мыслительной деятельности учащихся.

Практический метод обучения объединяет теоретические знания и практические навыки. В основу практического метода входит обучение учащихся навыкам технических упражнений инструментами - карандашом, кистью, красками, умению работать с бумагой, тканью, пластилином и т.д. Знания, приобретённые в младшей и в средней группе, позволяют учащимся увереннее чувствовать себя на занятиях старшего уровня.

Учащиеся старшей возрастной группы владеют техникой визирного измерения; с помощью карандаша они вымеряют соотношения длин сторон предмета, сравнивают предметы между собой. Этим самым они обеспечивают правильность построения предмета и грамотное изображение всей постановки в конечном итоге.

Практическая деятельность это самая активная целенаправленная часть обучения на достижение планируемого результата.

На протяжении всего периода обучения отслеживается результативность освоения образовательной программы. Тематические мини выставки, где выставляются лучшие по результату работы. Закрепление теоретических знаний в форме вопросов и ответов.

Формы организации образовательного процесса

Для реализации образовательной программы использую фронтальные, групповые, индивидуальные, интеграционные формы обучения.

Фронтальная форма обучения применима в младшей возрастной группе. При такой форме применяю репродуктивный и частично поисковый эвристический метод обучения. Даю возможность учащимся работать не только по

«готовой схеме», но и пробовать добывать знания самостоятельно разными средствами. В ходе такого обучения учащиеся учатся рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, в результате чего у них формируются прочные знания.

Индивидуальная форма обучения направлена на развитие углубленных знаний и расширение объёма работы в сфере одарённости ученика. Такой подход направлен на самостоятельность, даёт возможность проявить творческую активность и индивидуальность особо одарённым учащимся

Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать межпредметные связи. Воссоединение в одно целое музыки, поэзии и изобразительного искусства помогает формировать у учащихся целостное представление об окружающем мире.

Формы организации учебного занятия

Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.

Педагогические технологии

При обучении по данной программе используются следующие методы:

•        объяснительно-иллюстративный;

•        репродуктивный;

•        частично-поисковый;

•        проектный;

•        исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.

Алгоритм учебного занятия

Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:

 краткое повторение пройденного материала;

 знакомство с новой темой (технологией);

 вводный инструктаж;

 практическая работа;

 уборка рабочего места.

Дидактические материалы

Раздаточные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы и иллюстрации

2.6. Рабочая программа воспитания

- воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать;

- воспитать любовь ко всему прекрасному, что окружает детей в повседневной жизни

- активизировать деятельность детей посредством  сотрудничества и создания ситуаций успеха;

- формировать культуру поведения в  социальной среде;

- формировать основы здорового образа жизни;

1. Беседы:

          1.  «Учимся видеть прекрасное»

          2.  «Правила общения в группе»

          3.   «Посещение музея,  выставок»

          4.   «Прекрасное в природе»

          5.   «Что такое музей? Какие музеи бывают?»

          6.   «Правила беседы и культуры речи»

          7.   «Поведение в общественном транспорте»

2. Экскурсии:

1. «Экскурсия в Краснозерский краеведческий музей». Экскурсия в парковую зону с целью сбора природного материала.

2. «Зимние забавы». Игры на воздухе, наблюдения за сезонными изменениями в природе.

3.  Экскурсия в Карасукский краеведческий музей, библиотеку, ДК.

               Принципы жизнедеятельности детей в объединении.

  • личностно – ориентировочный подход в воспитании;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
  • общественно - полезная направленность в деятельности;
  • эмоциональная насыщенность занятий;
  • сотрудничество педагога и учащихся;
  • добровольное участие в совместных делах.

2.7.Календарный план воспитательной работы

  

 «День матери», «Новый год», 23 февраля,  8 марта, День смеха, 9 мая, именины. Развлекательно-познавательные мероприятия: «По дорогам сказок», «Счастье – это…», «С детства дружбой дорожи». Мероприятия распределяются по датам.

3.Список литературы

Нормативно-правовые документы для составления программы

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.);

2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

7.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;

8. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.);

11.Приказ МинпросвещенияРФ  от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП»;

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

14.Программа развития воспитания Новосибирской области на 2019-2024 годы «Воспитание гражданина России – патриота Новосибирской области» по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

15.Примерная программа воспитания, г. Москва, 2020 г.

16.О разработке программы воспитания. Методические рекомендации. г.Москва, 2020 г.

17. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московскийгосударственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институтразвития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

18.Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);

19. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru);

20. Методические рекомендации по разработке программ воспитания.

21.Нормативно-правовые документы учреждения.

Литература для педагога

  1. - В.С.Кузин «Методика преподавания изобразительного искусства»
  2. -Л.Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство»
  3. - А.С. Пучков «Методика работы над натюрмортом»
  4. - Г.Виноградов «Уроки рисования с натуры»
  5. - Н.М. Конышева «Лепка в начальных классах»
  6. - В.Марысаев Учебное пособие по изобразительному искусству (1-Зкл.)
  7. - Полный курс живописи и рисунка - «Основы рисунка»
  8. -А.Иванова «Рисунок»
  9. - Ю.Я. Полуянов «Изобразительное искусство и художественный труд»
  10. - А.Зайцева «Бумажное кружево»
  11. - И. Ненарокомова - «И.Н.Крамской»
  12. -Н. Воронов «Рассказ о великом скульпторе»
  13. -Е.Каменева «Мы знакомимся с художниками»
  14. - Искусство - том 3
  15. - В. Розенвассер «Беседы об искусстве»
  16. - Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи»
  17. - Живопись -советы начинающим (библиотека «Юного художника»)
  18. - Диск «Рисунок гипсовой головы»
  19. - Диск «Учебный курс по живописи» (гуашь).

Приложение №1

Календарный учебный график

1 год обучения

п/п

месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Беседа

Вводное занятие.

Тб на рабочем месте

класс

слушание

2

практическое занятие

2 ч

«Знакомство с королевой Кисточкой».

класс

рисунок

3

практическое занятие

2 ч

 «Что могут краски?»

класс

рисунок

4

практическое занятие

2 ч

«Изображать можно пятном».

класс

рисунок

5

практическое занятие

2 ч

«Изображать можно пятном»..

класс

рисунок

6

практическое занятие

2 ч

«Осень. Листопад».

класс

изделие

7

практическое занятие

2 ч

«Силуэт дерева».

класс

рисунок

8

практическое занятие

2 ч

 «Грустный дождик».

класс

рисунок

9

практическое занятие

2 ч

«Изображать можно в объёме».

класс

рисунок

10

практическое занятие

2 ч

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

Музей

слушание

11

практическое занятие

2 ч

«Красоту нужно уметь замечать».

класс

рисунок

12

практическое занятие

2 ч

 «Узоры снежинок».

класс

изделие

13

практическое занятие

2 ч

Рисуем дерево тампованием.

класс

рисунок

14

практическое занятие

2 ч

«Зимний лес».

класс

рисунок

15

практическое занятие

2 ч

 «Портрет Снегурочки».

класс

рисунок

16

практическое занятие

2 ч

«К нам едет Дед Мороз»..

класс

изделие

17

практическое занятие

2 ч

«Снежная птица зимы».

класс

рисунок

18

практическое занятие

2 ч

«Дом снежной птицы».

класс

рисунок

19

практическое занятие

2 ч

 «Ёлочка – красавица».

класс

изделие

20

практическое занятие

2 ч

«Кто живёт под снегом».

класс

рисунок

21

практическое занятие

2 ч

 «Красивые рыбы».

класс

рисунок

22

практическое занятие

2 ч

«Мы в цирке».

класс

рисунок

23

практическое занятие

2 ч

«Волшебная птица весны».

класс

изделие

24

практическое занятие

2 ч

«Моя мама».

класс

рисунок

25

практическое занятие

2 ч

«Цветы и травы»

класс

рисунок

26

практическое занятие

2 ч

«Цветы и бабочки».

класс

изделие

27

практическое занятие

2 ч

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика».

класс

изделие

28

практическое занятие

2 ч

«Моя семья»

класс

рисунок

29

практическое занятие

2 ч

«Веселые фигуры»

класс

рисунок

30

практическое занятие

2 ч

       «Веселая игра»

класс

рисунок

31

практическое занятие

2 ч

«Победителям –Слава!

класс

изделие

32

практическое занятие

2 ч

«Весенняя клумба»

класс

рисунок

33

практическое занятие

2 ч

Аттестация учащихся

класс

тест

34

практическое занятие

2 ч

« Ура, каникулы!»

класс

рисунок

35

практическое занятие

2 ч

Родина моя

класс

рисунок

36

Выставка

2 ч

«Маленькая галерея»

класс

Слушание

2 год обучения

п/п

месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Беседа

 Вводное занятие.

Тб на рабочем месте 

класс

слушание

2

практическое занятие

2 ч

 «Я и моя семья»

класс

рисунок

3

практическое занятие

2 ч

Конкурс на самый красивый фантик.        

класс

изделие

4

практическое занятие

2 ч

Портрет Зайчика – огородника.         

класс

рисунок

5

практическое занятие

2 ч

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

класс

рисунок

6

практическое занятие

2 ч

 «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

класс

рисунок

7

практическое занятие

2 ч

 «Правила дорожные знать каждому положено»          

класс

изделие

8

практическое занятие

2 ч

«Мои любимые сказки»

класс

рисунок

9

практическое занятие

2 ч

«Мамочка любимая моя»

класс

изделие

10

практическое занятие

2 ч

 Обзорная выставка. Посещение музея.         

Музей

слушание

11

практическое занятие

2 ч

«Мы рисуем цветы».

класс

рисунок

12

практическое занятие

2 ч

 «Птицы – наши друзья».

класс

рисунок

13

практическое занятие

2 ч

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

класс

рисунок

14

практическое занятие

2 ч

«Вселенная глазами детей».        

класс

рисунок

15

практическое занятие

2 ч

Изготовление новогодних карнавальных масок.

класс

изделие

16

практическое занятие

2 ч

 «Петушок – золотой гребешок».        

класс

рисунок

17

практическое занятие

2 ч

Былинные богатыри. Илья Муромец.        

класс

рисунок

18

практическое занятие

2 ч

Рисунки на тему: «Зимние забавы»

класс

рисунок

19

практическое занятие

2 ч

«Подводное царство»

класс

изделие

20

практическое занятие

2 ч

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»        

класс

рисунок

21

практическое занятие

2 ч

«Слава армии родной!».

класс

изделие

22

практическое занятие

2 ч

Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»

класс

изделие

23

практическое занятие

2 ч

«Красота вокруг нас».        

класс

рисунок

24

практическое занятие

2 ч

Рисунок-декорация «Сказочный домик»        

класс

рисунок

25

практическое занятие

2 ч

«Любимые герои»        

класс

изделие

26

практическое занятие

2 ч

 «Люблю природу русскую»

класс

рисунок

27

практическое занятие

2 ч

«Родина моя».        

класс

рисунок

28

практическое занятие

2 ч

Изготовление праздничной открытки.        

класс

изделие

29

практическое занятие

2 ч

 «Слава Победе!»

класс

изделие

30

практическое занятие

2 ч

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

класс

рисунок

31

практическое занятие

2 ч

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»        

класс

рисунок

32

практическое занятие

2 ч

 «Весенние картины»        

класс

рисунок

33

практическое занятие

2 ч

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

класс

тест

34

практическое занятие

2 ч

 «Моя любимая игрушка»

класс

рисунок

35

практическое занятие

2 ч

«Лето красное»

класс

рисунок

36

Выставка

2 ч

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

класс

Слушание

 

3 год обучения

п/п

месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Беседа

Вводное занятие.

класс

слушание

2

практическое занятие

2 ч

Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

класс

рисунок

3

практическое занятие

2 ч

Натюрморт из трёх предметов.

класс

рисунок

4

практическое занятие

2 ч

Рисующий свет.

класс

рисунок

5

практическое занятие

2 ч

Холодные цвета. Стихия – вода.

класс

рисунок

6

практическое занятие

2 ч

Теплые цвета. Стихия- огонь

класс

рисунок

7

практическое занятие

2 ч

 « Осенние листья».

класс

изделие

8

практическое занятие

2 ч

Природная форма – лист.  

класс

рисунок

9

практическое занятие

2 ч

Кукла скрутка. Зайка.

класс

изделие

10

практическое занятие

2 ч

Обзорная экскурсия. Посещение музея.

Музей

слушание

11

практическое занятие

2 ч

Портрет мамы.

класс

рисунок

12

практическое занятие

2 ч

«Цветы зимы».

класс

рисунок

13

практическое занятие

2 ч

 «Здравствуй, праздник Новый год!»

класс

изделие

14

практическое занятие

2 ч

«Прогулка по зимнему саду»

класс

рисунок

15

практическое занятие

2 ч

Праздничная открытка.

класс

изделие

16

практическое занятие

2 ч

«Листья и веточки».

класс

рисунок

17

практическое занятие

2 ч

«Осенние листья»

класс

изделие

18

практическое занятие

2 ч

Натюрморт  

класс

рисунок

19

практическое занятие

2 ч

«Уголок России»

класс

рисунок

20

практическое занятие

2 ч

«Терема».  

класс

изделие

21

практическое занятие

2 ч

Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»

класс

изделие

22

практическое занятие

2 ч

Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»

класс

изделие

23

практическое занятие

2 ч

«Мир вокруг нас»

класс

рисунок

24

практическое занятие

2 ч

Волшебные нитки.

класс

изделие

25

практическое занятие

2 ч

Кляксография.

класс

рисунок

26

практическое занятие

2 ч

Выдувание.

класс

рисунок

27

практическое занятие

2 ч

Пальчиковая живопись

класс

рисунок

28

практическое занятие

2 ч

Рисование по теме: «Победа!»

класс

рисунок

29

практическое занятие

2 ч

Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»

класс

рисунок

30

практическое занятие

2 ч

«Мы рисуем бабочку».

класс

рисунок

31

практическое занятие

2 ч

Рисование по теме:«Мечты о лете!»

класс

рисунок

32

практическое занятие

2 ч

Творческая аттестационная работа.

класс

тест

33

практическое занятие

2 ч

Работа с бумагой. Оригами «Солнышко»

класс

изделие

34

практическое занятие

2 ч

Родина моя

класс

рисунок

35

практическое занятие

2 ч

«Маленькая галерея»

класс

рисунок

36

Выставка

2 ч

Организация и проведение выставки работ.

класс

Слушание

4 год обучения

п/п

месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

беседа

Вводное занятие. Правила по т/б

класс

слушание

2

практическое занятие

2 ч

«Деревья».

класс

рисунок

3

практическое занятие

2 ч

Зарисовка растений с натуры в цвете.

класс

рисунок

4

практическое занятие

2 ч

Натюрморт.  

класс

рисунок

5

практическое занятие

2 ч

Осенний натюрморт

класс

рисунок

6

практическое занятие

2 ч

Небо в искусстве.

класс

рисунок

7

практическое занятие

2 ч

Монотипия. «Отражение в воде».

класс

рисунок

8

практическое занятие

2 ч

«Зимние забавы».

класс

рисунок

9

практическое занятие

2 ч

« Цветы и травы осени».

класс

рисунок

10

практическое занятие

2 ч

Выставки, экскурсии.

Музей

слушание

11

практическое занятие

2 ч

«Новогодний бал»

класс

изделие

12

практическое занятие

2 ч

«Улицы моего села».  

класс

рисунок

13

практическое занятие

2 ч

Куклы скрутки.  

класс

изделие

14

практическое занятие

2 ч

«Цветы».

класс

изделие

15

практическое занятие

2 ч

«Цветы и травы».

класс

рисунок

16

практическое занятие

2 ч

«Цветы и бабочки»

класс

рисунок

17

практическое занятие

2 ч

Плакат – вид прикладной графики.

класс

рисунок

18

практическое занятие

2 ч

Поздравления к 23 февраля.

класс

рисунок

19

практическое занятие

2 ч

Открытка – поздравление к 8 марта.

класс

изделие

20

практическое занятие

2 ч

Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства.

класс

изделие

21

практическое занятие

2 ч

«Осенние листья».

класс

рисунок

22

практическое занятие

2 ч

«Туманный день».

класс

рисунок

23

практическое занятие

2 ч

Кукольный антураж.

класс

изделие

24

практическое занятие

2 ч

Цветоведение.

класс

рисунок

25

практическое занятие

2 ч

Флористика.

класс

изделие

26

практическое занятие

2 ч

Приобщение к искусству

класс

слушание

27

практическое занятие

2 ч

«День Победы»

класс

рисунок

28

практическое занятие

2 ч

Творческая аттестационная работа..

класс

рисунок

29

практическое занятие

2 ч

Оформление работ к выставке

класс

рисунок

30

практическое занятие

2 ч

«Наша галерея».

класс

рисунок

31

практическое занятие

2 ч

Рисунок  ««Впечатление о лете».

класс

рисунок

32

практическое занятие

2 ч

Котик с рыбками. Бумажное конструирование.

класс

изделие

33

практическое занятие

2 ч

Мечтающий песик. Бумажное конструирование.

класс

изделие

34

практическое занятие

2 ч

Бумажное конструирование. Рамка для фото.

класс

изделие

35

практическое занятие

2 ч

Бумажное конструирование. Открытка.

класс

изделие

36

Выставка

2 ч

Оформление работ, выставки, посещение выставок.

класс

Слушание

Приложение №2

Оценочные материалы

Промежутоный тест 1 г.о.

Промежутоный тест 2 г.о.

Промежутоный тест 3 г.о.

Итоговый тест 4 г.о.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)

ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова  с указанием содержания курс...