Рабочая программа 1 класс "Изобразительное искусство"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)

Раводина Светлана Ивановна

Рабочая программа 1 класс "Изобразительное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskussvo.docx112.8 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 имени Е.К.Зырянова»,, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 имени Е.К.Зырянова», программы формирования универсальных учебных муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова», авторской программы Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Ю.Н.Протопопов «Начальная  школа 21 века», Приказа Министерства просвещения  Российской Федерации (Минпросвещения России) «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20.05.2020 г. № 254; положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» (10.03.2020).

Цель  уроков в начальной школе  –  разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

-формирование целостного, гармонического восприятия мира;

-активизацию самостоятельной творческой деятельности;

-развития интереса к природе и потребности общения с искусством;

-формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

-воспитание нравственных и эстетических  чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

Задачи изучения предмета:

-воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве;

-развивать  творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность  воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном  уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

-формировать  навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

-развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Место учебного предмета

«Изобразительное искусство» в учебном плане

В учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 имени Е.К.Зырянова», на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. В 1 классе- 33часа, во 2 - 4 классах-34 часа. Итого – 135 часов.

Программа обеспечена  учебно-методическим комплектом:

1.  Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство:

интегрированная программа: 1-4 классы/  -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф

2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 1 (2, 3, 4)  класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф

3. Л. Г. Савенкова, Н.В. Богданова. Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф

Изменений в авторскую программу не внесено.

3.Плантруемые результаты освоения

учебного предмета «Изобразительное искусство»

При изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • ценит культурные и исторические памятники посёлка;
  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых,    сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

При изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных универсальных учебных действий:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

При изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» будут созданы условия для формирования следующих познавательных универсальных учебных действий:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.

При изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных универсальных учебных действий:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи,  художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

                                Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,  дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать
    в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев Красноярского края, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

                                   Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

                              Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

4.Содержание учебного предмета

 «Изобразительное искусство»

2021- 2022учебный год

1 класс

Раздел

Содержание разделов

                      Планируемые результаты

Предметные результаты

             УУД

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

Образная сущность искусства. Формирование представлений о происхождении искусства.

Образная сущность искусства. Азбука искусства. Цвет. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

Имеет представление об искусстве, о связи искусства с действительностью и объясняет это на доступном возрасту уровне.

Анализирует и сравнивает произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивает их с точки зрения эмоционального содержания.

Использует элементы импровизации для решения творческих задач.

Личностные УУД

1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважает свою семью, своих родственников, ценить родителей.

3. Принимает  роль  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4.Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в учёбе;

4.Знает основные моральные нормы поведения.

5. Имеет представление о правилах здорового образа жизни.

Регулятивные УУД

1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

2 . Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя;

3. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя.

5. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками.

6. Осуществляет первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

7. Осуществляет действия по образцу и заданному правилу;

8. Принимает и понимает алгоритм выполнения заданий.

Познавательные УУД

1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике и учебных пособиях.

3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным критериям (основаниям).

4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определять тему;

6. Понимает знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебниках и учебных пособиях;

7.Осуществляет синтез как составление целого из его частей;

8. На основе кодирования строит простейшие модели понятий

Коммуникативные УУД

1. Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушает и понимать речь других.

4. Принимает участие в работе парами и группами;

5. Допускает существование различных точек зрения;

6.Договаривается, приходит к общему решению.

7. Строит простые речевые высказывания.

Развитие фантазии и воображения

Форма. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть.  Художественное конструирование и дизайн. Азбука искусства. Объем. Форма.

Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». Работа в группах по 3-

человека. Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги на основе упаковки. Работа над интерьером и его украшением. Создание «дома» для себя или для любимой куклы. Работа в группах по 3-ь необычное в обычном.

Развивает предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т.п.).

Распознает выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

Восприятие произведений искусства. Художник и зритель. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека. О чем говорит искусство? Искусство дарит людям красоту. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество и природу как основу всей жизни человечества.

Выражает в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимает специфику выразительного языка каждого из них.

Наблюдает, воспринимает и эмоционально оценивает картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Участвует в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.

4.Содержание учебного предмета

 «Изобразительное искусство»

2022- 2023учебный год

Содержание разделов

                      Планируемые результаты

Предметные результаты

             УУД

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

17 ч

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

Образная сущность искусства. Формирование представлений о происхождении искусства.

Образная сущность искусства. Азбука искусства. Цвет. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

  • представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
  • понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
  • умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов  в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  • умение развивать предложенную сюжетную линию;
  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Личностные УУД:

1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважает свой народ, родину.  

3. Демонстрирует личностного смысла учения, желания учиться.

общечеловеческих норм.

4. Проявляет интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

5. Ориентируется на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

6. Понимает причины успеха, неуспеха в учёбе.

7. Понимает нравственного содержания поступков окружающих людей.

8. Знает основные правила здорового образа жизни.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место.

2. Следует режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя.

4. Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя.

6. Соотносит

выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

7. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками.

8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

8. Корректирует выполнение задания в дальнейшем.

10. Адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД:

1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего «незнания».

2. Отвечает на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям при указании количества групп.

4. Определяет, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

5. Находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

6. Наблюдает и делает самостоятельные   простые выводы.

7. Анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

8. Обобщает (выделяет ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Коммуникативные УУД:

1.Участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях.

3. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

4. Принимает активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства.

5. Допускает существование различных точек зрения.

6. Использует в общении правила вежливости.

7. Следит за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.

Развитие фантазии и воображения (11 ч)

Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых  форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 ч)

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства.  Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству.  Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам  увиденного.

Понимает влияние природного окружения на художественное творчество и природу как основу всей жизни человечества.

Выражает в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимает специфику выразительного языка каждого из них.

Наблюдает, воспринимает и эмоционально оценивает картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Участвует в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.

4. Содержание учебного предмета

«Изобразительное искусство»

2023- 2024 учебный год

3 класс

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы.

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.

. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок)

Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья.

Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.). Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше.

Воздушная перспектива.

 Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

 Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).

Передача объёма в живописи и графике. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении.

Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек.

Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа.

Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт.

 Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»

Работает  на плоскости

Овладевает основами языка

живописи и графики. Передаёт  

разнообразия и красоты

природы (растения, насекомые,

птицы, звери, человек в

природе).

Личностные

 1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы.

2. Ориентирован на принятие образца «хорошего» ученика.

3. Демонстрирует предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

4. Осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежности.

5. Проявляет чувство гордости за свою Родину, народ, посёлок.

6. Осознаёт  свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.

7. Понимает нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей.

8. Ориентируется в поведении на принятие моральных норм.

9. Выполняет основные правила соблюдения здорового образа жизни.

10. .Участвует в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детской организации «Росток», школьных и внешкольных мероприятиях).

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определяет важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Понимает и сохраняет учебную задачу, понимает смысл инструкции учителя и вносит в неё коррективы.

4.Самостоятельно определяет цель учебной деятельности самостоятельно.

5 . Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, различает способ и результат собственных действий.

6 . Оценивает выполнение задания по определённым критериям.

7.Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно.

9. Вносит коррективы в выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

10. Определяет правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

11. Выполняет учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные:

1.Самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернет.

2. Кодирует информацию в знаково-символической или графической форме;

3. На основе кодирования информации самостоятельно  строит модели понятий.

4.Проводит сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление) самостоятельно строит выводы на основе сравнения.

5.Осуществляет анализ объекта(по нескольким существенным признакам).

6.Проводи классификацию изучаемых объектов (по самостоятельно выделенным основаниям);

7. Выполняет обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков.

8. Строит индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирует общие выводы на основе сравнения нескольких объектов).

Коммуникативные:

1. Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относится к своему мнению.

7. Понимает точку зрения другого.

8. Участвует в работе группы, распределять роли, договаривается друг с другом.

Изображает природный

пейзажа в жанровых сценах,

натюрморте, иллюстрациях к

литературным произведениям,

архитектурно-ландшафтных

композициях.

Использует  в работе

впечатления, полученные от

восприятия картин художников.

Создает выставки фотографий

с уголками природы.

Передаёт  ритмическое

своеобразия природного

ландшафта с помощью средств

изобразительного искусства.

Создает:  цветовые композиции,

графические композиции в технике компьютерной  графики.

Умеет фотографировать

объекты природы (облака, птиц

в небе, насекомых и др.).

Находит  в поисковых

системах Интернета необычных

фотографий природной среды.

Понимает и изображение

природного ритма (орнамент)

(горы, леса, моря, реки,

пустыни, равнины).

Отделяет  главное  от

второстепенного.

Выделяет  композиционный

центр.

Создает  плоскостные

композиции на заданную тему

(живопись, рисунок,  

орнамент).

Представляет  и передает

условное изображение в

географических картах.

Осуществляет поиск в Интернете информации о знаменитых

путешественниках и

подготовка  о них небольших

презентаций (иллюстрации,

фото с объяснениями).

 Выбирает формат в зависимости

от темы и содержания.

Грамотно подходит к выбору

изобразительных материалов.

Использует  выразительные

средства изобразительного

искусства, созвучных по

содержанию.

Создает   эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики.

Передаёт графическими

средствами воздушной

перспективы.

Выбор и освоение картинной

плоскости в зависимости от

содержания.

Осуществляет поиск и запечатление

неожиданных явлений природы

с помощью фотоаппарата.

Передает  графическими

средствами воздушную

перспективу.

Выбирает и осваивает картинную

плоскость в зависимости от

содержания.

Поиск и запечатление

неожиданных явлений природы

с помощью фотоаппарата.

Экспериментирует  с

цветом: выполняет растяжки, получает  новые неожиданные цвета.

Создаёт плавные переходы

цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.).

Овладевает  приёмами

самостоятельного составления натюрморта.

Изображает с натуры

Предметы конструктивной

формы.

Сознательно выбирает формат, преодолевает измельчённость

изображения.

Передаёт  смысловую связь

предметов в натюрморте.

Передаёт движение.

Умеет работать с натуры и

по наблюдению.

Выполняет краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению)

стоит, идёт, бежит.

Работает в одной цветовой

гамме.

Ищет в Интернете, в

фотоальбомах картины

художников, на которых

изображён человек.

Овладевает  приёмами работы различными графическими материалами.

Передает объём

графическими средствами.

Передаёт  формы предмета с

помощью штриха; материалы: перо, карандаш.

Работает  в объёме и пространстве

Имеет представление, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применяет её законы при

создании продукта дизайна

(технических средств, одежды, мебели).

Понимает, представляет и

передаёт  контраст и нюансы в объёме (лепка из глины или пластилина).

Осваивает профессиональную лепку.

Создаёт объёмно-

пространственные композиции:

лепка фигуры человека

в движении по памяти и

представлению (пластилин).

Выполняет зарисовки с

вылепленных фигурок.

Участвует в коллективном

творчестве при создании

объёмно-пространственной

композиции.

Осваивает   технологии лепки с помощью каркаса.

Передаёт  ритм и динамику

при создании художественного образа.

Создает предметы для

интерьера с учётом его

особенностей.

Передаёт  в форме вазы

(другого предмета) стилевых

особенностей интерьера в

целом.

Осуществляет поиск в поисковых системах

Интернета экспозиции в

Государственном музее

Эрмитаж — вазы, выполненные

из камня русскими мастерами.

Создаёт декоративные

причудливые формы  по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций,

найденных в Интернете.

 Осваивает  технику бумажной пластики.

Создаёт  эскизы  одежды по

мотивам растительных (в том

числе цветочных) форм.

Выявление декоративной  формы узором и цветом:

растительные мотивы

народного искусства.

Находит в Интернете

оригинальные, причудливые

формы природных объектов,

создает из них свою

коллекцию природных форм.

Развитие фантазии и воображения

 (11 часов)

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.

 Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.

Смысловая зависимость между форматом и материалом.

Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.

Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений.

. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.

Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда). Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.

 Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах.

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д.

Работа на плоскости

Улавливать настроение и ритм

музыкального и поэтического

произведения и передавать их

графическими средствами.

Определение  и передача

настроения, использование

цветового разнообразия

оттенков.

Акцентирование внимания на

композиционном центре и

ритмическом изображении

пятен и линий.

Передача индивидуальной

манеры письма.

Понимание и передача

контрастного отношения в

разных пространствах с

помощью цвета, линии, штриха,

в том числе в технике

компьютерной графики.

Определение  характера и

формы творческой работы на

основе предложенной темы.

Поиск индивидуальной манеры

изображения. Передача

смысловой зависимости между

элементами изображения:

выбором формата, материала

изображения.

Передача содержания

художественного произведения

в графической иллюстрации.

Выделение композиционного

центра и содержательного

смысла произведения в

изображении.

Создание коллективной

книжки-раскраски.

Соотнесение содержания книги

с иллюстрациями и

художественным оформлением

шрифта текста.

Создание своей буквицы для

сказочных произведений;

оригинальные заглавные буквы

своего имени; передача в

образе буквы собственного

характера и интересов.

Работа в объёме и пространстве

Создание сюжетных объёмно-

пространственных композиций

по мотивам театральной

постановки.

Оформление сцены к спектаклю

(игровому или кукольному).

Применение музыкального

материала для передачи

настроения и эстетического

образа пространства.

Декоративно-прикладная

деятельность

Представление особенностей

декоративной формы, её

условного характера.

Передача в объёмной

декоративной форме

настроения.

Украшение формы

декоративными элементами в

соответствии сеё

особенностями и назначением

предмета.

Понимание особенностей и

создание  игрушкек по мотивам

народных художественных

промыслов. Применение в

украшении мотивов

растительного и животного

мира.

Соотнесение  характера

украшения, орнамента и его

расположения в зависимости от

декоративной формы. Создание  

коллективной композиции из

выполненных игрушек.

Понимание и передача в

символическом изображении

смысла; раскрытие символики

цвета и изображений в

народном искусстве.

Проведение коллективного

исследования на тему «Знаки и

символы русского народа».

Создание знаков для

обозначения дома и характера

занятий мастера-ремесленника,

знаки школьных кабинетов, зон

в зоопарке и др.

Передача равновесия в

изображении, выразительность

формы в декоративной

композиции: обобщённость,

силуэт.

Передача  ритмического

характера повтора слов

скороговорки, стихотворения,

песни, сказки в декоративном

орнаменте с помощью

условных изображений.

Умение создавать

декоративные элементы из

глины и гуаши или бумаги, клея

и гуаши

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)

Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.

Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин.

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа.

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.

Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей

Передаёт  ритмический

характер повтора слов

скороговорки, стихотворения,

песни, сказки в декоративном

орнаменте с помощью

условных изображений.

Умеет  создавать

декоративные элементы из

глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.

Понимает и умеет выражать

в словесной форме свои

представления о видах

изобразительного искусства (их сходстве и различии).

Участвует  в обсуждении

содержания и выразительных

средств произведений

изобразительного искусства.

Выражает  в беседе своего

отношения к произведениям

разных видов искусства

(изобразительного,

музыкального, хореографии,

литературы).

Понимает  специфики

выразительного языка каждого

из них.

Понимает  и объясняет

общего и особенного  в

произведениях живописи,

графики и художественной

фотографии.

Выбирает   и использует

различные  художественные

материалы  для передачи

собственного замысла в

живописи или графике.

Группирует  произведения

изобразительного искусства по видам и жанрам.

Участвует  в обсуждении,

беседах, коллективных

творческих проектах.

Знание ведущих

художественных музеев России  и художественных музеев своего региона.

Понимает  и определяет

своеобразия и особенностей

произведений декоративно-

прикладного искусства

(вышивка, роспись, мелкая

пластика, изделия из камня,

гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознает и объясняет

символикив народном и

декоративно-прикладном

искусстве,функциональность,

практическая значимость

произведений декоративно-

прикладного искусства.

Представляет  и понимает

связь архитектуры с природой.

Знает архитектурные

памятники  региона, их

истории.

4. Содержание учебного предмета

«Изобразительное искусство»

2024- 2025учебный год

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир)

(17 часов)

1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.

Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведение. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках.

Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека.

Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).

Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы

Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности

. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях

Работает  на плоскости

Овладевает основами языка

живописи и графики. Передаёт  

разнообразия и красоты

природы (растения, насекомые,

птицы, звери, человек в

природе).

Личностные:

1.Знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;

2.Осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;

3.Ценит культурные и исторические памятники посёлка;

4. Уважает другие народы России;

5.Уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;

6.Уважает ценности семьи;

7.Бережно относится к родной природе;

8.Понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;

10. Выполняет нормы и требования школьной жизни;

11.Выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебныхвидах деятельности;

12.Принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;

13.Положительно относится к школе, понимает необходимость учения;

12. Положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

Регулятивные:

1.Принимает и сохраняет учебную задачу;

2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

3. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3.Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

4. Адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

5. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

6. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;

7.Вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

8. Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

9. Использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;

10. Выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

1.Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

2. Осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;

3. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

4. Строит сообщения в устной и письменной форме;

5.Ориентируется на разнообразие способов решения задач;

6. Владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

7.Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

8. Осуществляет синтез как составление целого из частей;

9.Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

10.Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

11.Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

12.Обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

13.Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

14.Устанавливает аналогии;

15.Владеет рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные:

1.Адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

2.Строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

3. Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

4.Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии

5. Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

6.Формулирует собственное мнение и позицию;

7.Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

8.Строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

9.Может задать вопросы на понимание позиции партнёров;

10.Контролирует действия партнёра.

Изображает природный

пейзажа в жанровых сценах,

натюрморте, иллюстрациях к

литературным произведениям,

архитектурно-ландшафтных

композициях.

Использует  в работе

впечатления, полученные от

восприятия картин художников.

Создает выставки фотографий

с уголками природы.

Передаёт  ритмическое

своеобразия природного

ландшафта с помощью средств

изобразительного искусства.

Создает:  цветовые композиции,

графические композиции в технике компьютерной  графики.

Умеет фотографировать

объекты природы (облака, птиц

в небе, насекомых и др.).

Находит  в поисковых

системах Интернета необычных

фотографий природной среды.

Понимает и изображение

природного ритма (орнамент)

(горы, леса, моря, реки,

пустыни, равнины).

Отделяет  главное  от

второстепенного.

Выделяет  композиционный

центр.

Создает  плоскостные

композиции на заданную тему

(живопись, рисунок,  

орнамент).

Представляет  и передает

условное изображение в

географических картах.

Осуществляет поиск в Интернете информации о знаменитых

путешественниках и

подготовка  о них небольших

презентаций (иллюстрации,

фото с объяснениями).

 Выбирает формат в зависимости

от темы и содержания.

Грамотно подходит к выбору

изобразительных материалов.

Использует  выразительные

средства изобразительного

искусства, созвучных по

содержанию.

Создает   эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики.

Передаёт  графическими

средствами воздушной

перспективы.

Выбор и освоение картинной

плоскости в зависимости от

содержания.

Осуществляет поиск и запечатление

неожиданных явлений природы

с помощью фотоаппарата.

Передает  графическими

средствами воздушную

перспективу.

Выбирает и осваивает картинную

плоскость в зависимости от

содержания.

Поиск и запечатление

неожиданных явлений природы

с помощью фотоаппарата.

Экспериментирует  с

цветом: выполняет растяжки, получает  новые неожиданные цвета.

Создаёт плавные переходы

цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.).

Овладевает  приёмами

самостоятельного составлениянатюрморта.

Изображает с натуры

Предметы конструктивной

формы.

Сознательно выбирает формат,преодолеваетизмельчённость

изображения.

Передаёт  смысловую связь

предметов в натюрморте.

Передаёт движение.

Умеет  работать с натуры и

по наблюдению.  

Выполняет  краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению)

стоит, идёт, бежит.

Работает в одной цветовой

гамме.

Ищет  в Интернете, в

фотоальбомах картины

художников, на которых

изображён человек.

Овладевает  приёмами работы различными графическими материалами.

Передает  объём

графическими средствами.

Передаёт  формы предмета с

помощью штриха; материалы: перо, карандаш.

Работает  в объёме и пространстве

Имеет представление, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применяет   её законыпри

создании продукта дизайна

(технических средств, одежды, мебели).

Понимает, представляет и

передаёт  контраст и нюансы в объёме (лепка из глины или пластилина).

Осваивает профессиональную лепку.

Создаёт объёмно-

пространственные композиции:

лепка фигуры человека

в движении по памяти и

представлению (пластилин).

Выполняет зарисовки с

вылепленных фигурок.

Участвует в коллективном

творчестве при создании

объёмно-пространственной

композиции.

Осваивает   технологии лепки с помощью каркаса.

Передаёт  ритм и динамику

при создании художественного образа.

Создает предметы для

интерьера с учётом его

особенностей.

Передаёт   в форме вазы

(другого предмета) стилевых

особенностей интерьера в

целом.

Осуществляет поиск в поисковых системах

Интернета экспозиции в

Государственном музее

Эрмитаж — вазы, выполненные

из камня русскими мастерами.

Создаёт декоративные

причудливые формы  по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций,

найденных в Интернете.

 Осваивает  технику бумажной пластики.

Создаёт  эскизы  одежды по

мотивам растительных (в том

числе цветочных) форм.

Выявление декоративной  формы узором и цветом:

растительные мотивы

народного искусства.

Находит в Интернете

оригинальные, причудливые

формы природных объектов,

создает из них свою

коллекцию природных форм.

Развитие фантазии и воображения

 (11 часов)

Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.

Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения).

Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.

Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.

«Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок.

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке

. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.

Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?

Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).

Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая

музыка».

Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы

Работа на плоскости

Улавливать настроение и ритм

музыкального и поэтического

произведения и передавать их

графическими средствами.

Определение  и передача

настроения, использование

цветового разнообразия

оттенков.

Акцентирование внимания на

композиционном центре и

ритмическом изображении

пятен и линий.

Передача индивидуальной

манеры письма.

Понимание и передача

контрастного отношения в

разных пространствах с

помощью цвета, линии, штриха,

в том числе в технике

компьютерной графики.

Определение  характера и

формы творческой работы на

основе предложенной темы.

Поиск индивидуальной манеры

изображения. Передача

смысловой зависимости между

элементами изображения:

выбором формата, материала

изображения.

Передача содержания

художественного произведения

в графической иллюстрации.

Выделение композиционного

центра и содержательного

смысла произведения в

изображении.

Создание коллективной

книжки-раскраски.

Соотнесение содержания книги

с иллюстрациями и

художественным оформлением

шрифта текста.

Создание своей буквицы для

сказочных произведений;

оригинальные заглавные буквы

своего имени; передача в

образе буквы собственного

характера и интересов.

Работа в объёме и пространстве

Создание сюжетных объёмно-

пространственных композиций

по мотивам театральной

постановки.

Оформление сцены к спектаклю

(игровому или кукольному).

Применение музыкального

материала для передачи

настроения и эстетического

образа пространства.

Декоративно-прикладная

деятельность

Представление особенностей

декоративной формы, её

условного характера.

Передача в объёмной

декоративной форме

настроения.

Украшение формы

декоративными элементами в

соответствиисеё

особенностями и назначением

предмета.

Понимание особенностей и

создание  игрушек по мотивам

народных художественных

промыслов. Применение в

украшении мотивов

растительного и животного

мира.

Соотнесение  характера

украшения, орнамента и его

расположения в зависимости от

декоративной формы. Создание  

коллективной композиции из

выполненных игрушек.

Понимание и передача в

символическом изображении

смысла; раскрытие символики

цвета и изображений в

народном искусстве.

Проведение коллективного

исследования на тему «Знаки и

символы русского народа».

Создание знаков для

обозначения дома и характера

занятий мастера-ремесленника,

знаки школьных кабинетов, зон

в зоопарке и др.

Передача равновесия в

изображении, выразительность

формы в декоративной

композиции: обобщённость,

силуэт.

Передача  ритмического

характера повтора слов

скороговорки, стихотворения,

песни, сказки в декоративном

орнаменте с помощью

условных изображений.

Умение создавать

декоративные элементы из

глины и гуаши или бумаги, клея

и гуаши

Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)

Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня тра Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение традиции народного промысла

Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства

Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника

Передаёт  ритмический

характер повтора слов

скороговорки, стихотворения,

песни, сказки в декоративном

орнаменте с помощью

условных изображений.

Умеет  создавать

декоративные элементы из

глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.

Понимает и умеет выражать

в словесной форме свои

представления о видах

изобразительного искусства (их сходстве и различии).

Участвует  в обсуждении

содержания и выразительных

средств произведений

изобразительного искусства.

Выражает  в беседе своего

отношения к произведениям

разных видов искусства

(изобразительного,

музыкального, хореографии,

литературы).

Понимает  специфики

выразительного языка каждого

из них.

Понимает  и объясняет

общего и особенного  в

произведениях живописи,

графики и художественной

фотографии.

Выбирает   и использует

различные  художественные

материалы  для передачи

собственного замысла в

живописи или графике.

Группирует  произведения

изобразительного искусства по видам и жанрам.

Участвует  в обсуждении,

беседах, коллективных

творческих проектах.

Знание ведущих

художественных музеев России  и художественных музеев своего региона.

Понимает  и определяет

своеобразия и особенностей

произведений декоративно-

прикладного искусства

(вышивка, роспись, мелкая

пластика, изделия из камня,

гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознает и объясняет

Символикив народном и

декоративно-прикладном

искусстве,функциональность,

практическая значимость

произведений декоративно-

прикладного искусства.

Представляет  и понимает

связь архитектуры с природой.

Знает архитектурные

памятники  региона, их

истории.

5.Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

1 класс на 2021-2022 учебный год

Тема урока

Кол-во часов отводимых н освоение каждой темы

Дата прохождения

план

факт

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (3 часа)

1

Кто такой художник?

Урок –путешествие Освоение техники работы кистью и красками. Работа на плоскости.

1

03.09

2

Урок- игра .

Чем и как рисовали люди. Работа на плоскости.

1

10.09

3

Урок-путешествие

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. Работа на плоскости.

1

17.09

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

4

Урок – сказка. Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусств. .

1

24.09

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)

5

Урок-игра. Художник- живописец. Первые представления о композиции. Работа на плоскости.

1

01.10

6

Урок-путешествие.Художник- график. Знакомство с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом).

1

08.10

Развитие фантазии и воображения (1 час)

7

Урок- сказка. Фломастеры. Придумываем,сочиняем,творим. Работа на плоскости.

1

15.10

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

8

Урок-путешествие.

Идем в музей. Художник- скульптор. Скульптуры в музее и вокруг нас.

1

22.10

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (4 часа)

9

Урок –игра.

Лепка рельефа на свободную тему. Работа в объеме и пространстве.

1

29.10

10

Времена года. Теплые и холодные цвета. Работа на плоскости.

1

12.11

11

Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка. Работа на плоскости.

1

19.11

12

Освоение техники бумажной пластики. Аппликация. Декоративно- прикладное искусство.

1

26.11

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

13

Мастерская художника. Экскурсия в творческую мастерскую

художника.

1

03.12

Развитие фантазии и воображения (1 час)

14

Художник- архитектор. Конструирование замкнутого пространства. Работа в объеме и на плоскости.

1

10.12

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 час)

15

Идем в музей. Экскурсия или просмотр видеофильма.

1

17.12

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (2 часа)

16

Художник- прикладник. Работа на плоскости.

1

24.12

17

Делаем игрушки сами. Работа в объеме.

1

14.01

Развитие фантазии и воображения (1 час)

18

Кляксография. Освоение техники работы «от пятна». Работа на плоскости. Импровизация.

1

21.01

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (4 часа)

19

Какие бывают картины: пейзаж. Работа на плоскости.

1

28.01

20

Какие бывают картины: портрет. Работа на плоскости.

1

04.02

21

Какие бывают картины: сюжет. Работа на плоскости.

1

18.02

22

Какие бывают картины: натюрморт. Работа на плоскости.

1

25.02

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1час)

23

Идем в музей. Жанры изобразительного искусства. Работа на плоскости.

1

04.03

Развитие фантазии и воображения (3 час)

24

Иллюстрация: рисунок в книге. Работа на плоскости.

1

11.03

25

Природа - великий художник. Работа на плоскости.

1

18.03

26

Времена года. Работа на плоскости.

1

01.04

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (1 часа)

27

Акварель. Работа на плоскости.

1

08.04

Развитие фантазии и воображения (5 часов)

28

Промежуточная аттестация: творческая работа «Природа вокруг нас»

1

15.04

29

Сказка с помощью линии. Работа на плоскости.

1

22.04

30

Рисование животных из клякс. Работа на плоскости.

1

29.04

31

Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения. Декоративно прикладная деятельность.

1

13.05

32

Разноцветный мир природы. Работа на плоскости.

1

20.05

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1час)

33

Идём в музей. Времена года.

1

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

Рабочая программа по искусству (изо для 1 класса), авторской программы В.С.Кузина и др. «Изобразительное искусство»

           Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-ло...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству) ( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 1 класс

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству) ( базовый уровень)  на 2018 – 2019 учебный год 1  класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству)( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 2 класс

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству)( базовый уровень)  на 2018 – 2019 учебный год 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству) ( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 3 класс

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству)( базовый уровень)  на 2018 – 2019 учебный год 3 класс...