Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс Б.М. Неменский
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Хамидуллина Анжела Римовна

Тема: «Изображение характера человека. Портрет сказочного героя
Цели деятельности учителя: формирование у младших школьников представления об особенностях изображения характера человека с помощью изображения портера сказочного героя; формирование умения выполнять прием от пятна, представления о добре и зле в сказках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.12.2020                                                                                        ФИО учителя:Моцная Наталья Викторовна

Школа: МОУ «СОШ 104»                                                                            ФИ студента: Иванова Д., Гарина М., Хамидуллина А. группа№ 31

Класс: 2 «А»                                                                                                                   ФИО методиста:Буторина В.В.

Кабинет: 109, 8:30

КОНСПЕКТ УРОКА по изобразительному искусству

Тема: «Изображение характера человека. Портрет сказочного героя.»

Цели деятельности учителя: формирование у младших школьников представления об особенностях изображения характера человека с помощью изображения портера сказочного героя; формирование умения выполнять прием от пятна, представления о добре и зле в сказках.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: приемы изображения портрета сказочного героя в технике рисования «от пятна»; особенности изображения характера человека.
  • Уметь: применять прием «от пятна» в своем изображении.

Личностные:

  • Воспитание любви к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героям сказки. 
  • Формирование интереса к материалу урока, эстетического отношения к миру, получения удовольствия от своей работы.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:  учебник по изоискусству 2 класса по методике Б.М. Неменского, гуашь, кисти, бумага, палитра, презентация, образец изделия.

Челябинск, 2020 г.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15 сек

Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть, присаживайтесь.

Приветствуют учителя

Р: личностное включение в учебную деятельность;

II. Актуализация знаний и мотивация

1 мин

Вспомните, над какой темой мы работаем в 3 четверти?

Как художник может ярко передать настроение моря?

Как художник может в своем произведении передать характер животного?

- О чем говорит искусство.

- Цвет – нежно-голубой или темно-серо-черный. Передает мазками мягкими или отрывистыми, небрежными.

- Выразительная поза, оскал пасти, прыжок, бег, отдыхает-лежит.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний;

III. Постановка учебной задачи

1мин 15 сек.

Посмотрите на слайд. Кто здесь представлен?

Одинаков ли  характер у обоих героев?

Можно ли разделить сказочных героев по их характерам и поступкам?

Внимание на слайд.

Предположите, какова тема урока.

Какую цель на урок поставим?

Верно. Мы познакомимся с жанром живописи «портрет» в технике от пятна.

Узнаем, как выразительно передать характер доброго и злого героя сказки.

Выполним портеры сказочных героев.

- Герои сказок.

- Нет

- Да, на добрых и злых.

- Портрет сказочных героев.

- Нарисовать портрет сказочных героев.

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока;

Л: проявление активности в общей работе;

IV. Открытие нового знания

5 мин

5 мин.

  1. Знакомство с новым материалом:

- Давайте вспомним, какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

- На слайде представлены жанры изобразительного искусства: ваша задача соотнести название жанра с его изображением.

- Что необычного вы заметили в этом задании?

- А кто знает, как называется данный жанр изобразительного искусства?

- Сталкивались ли вы в своей жизни с жанром живописи «портрет»? И где?

- А кто знает, что такое портрет?

- Верно. Портрет – один из самых распространенных жанров живописи, на листе бумаги изображается человек, а вместе с ним не только его внешность, но и часто недоступные общему взору внутренний мир и черты характера.

-Давайте с вами рассмотрим пропорции головы.

Она делится на 3 части: верхняя часть: волосы

Средняя часть: нос – формы пирамида или треугольник, глаза – круглой формы, в форме ореха или лодочки.

Нижняя часть: губы – они бывают пухлые и узкие.

  1. Анализ образов, изделий, композиций:

- Мы продолжим разговор о  том, как художник достигает выразительности в изображении характера героя.

- Посмотрите на доску, кто изображен на картинах?

- Как вы считает, какой из этих героев является отрицательным персонажем?

- Какие особенности черт лица помогли вам понять, что Кощей – злой герой?

- Обратите внимание на цветовые оттенки, какие цвета использует художник для изображения злого героя?

Верно, эти цветы получаются при смешивании с черной краской.

- А что вы можете сказать о положительном герое?

- Как через цвет художник изображает доброго героя?

Правильно, чтобы передать цвет доброго героя, мы смешиваем краску с белилами.

  1. Пед. показ прием создания образов:

- Внимание на доску. Обсудим выполнение портрета сказочного героя, в зависимости от его характера: добрый или злой.

1. Выполним подмалевок, т.е. основу для портрета. Положите лист вертикально.

Какую краску необходимо смешать, чтобы передать цвет кожи?

Верно.

2. Смешиваем краску.

3. В середине листа размером с ладошку нанесем пятно головы героя в форме яйца.

4. Если цвет темнее чем надо, то добавим белил, а если светлее, то немного коричневого цвета.

5.  Вниз от подбородка изобразим шею. Она прямая, чуть уже головы и короче.

5. Расправим линию плеч, чуть наклоним их вниз.

6. Уши присоединяем к средней части головы, по бокам, форма – раковина.

6. Тщательно промываем кисть и откладываем ее, ждем, когда основа портрета подсохнем.
Но так как я заранее заготовила для вас подмалевок, то я сразу приступаю к изображению черт лица.

7. Я разделю портрет на 2 ровные части, проведя вертикальную линию. Слева буду изображать доброго героя, справа – злого. Но вы выбираете только одного персонажа и рисуете его портрет полностью.

8. Изобразим волосы : у доброго героя они будут светлые, причесанные, аккуратные.
У злого?

9. Возьмем тонкую кисть, наберем белил и слева рисуем глаз доброго героя. Он должен быть в форме ореха.
На равное расстояние от левого глаза справа рисуем глаз злого героя, в форме лодочки.

10.   Выделим пятно носа и подбородка белилами. Нос доброго героя правильно формы, у злого – с горбинкой.

11. На нижней части лица расположим губы.

Какие губы у доброго героя?

У злого?

12. Возвращаемся к подмалевку глаз. Изобразим у доброго героя - тонкой кистью коричневой краской верхнее и нижнее веко. Обозначим цвет глаза полукругом – какие цвета используем для доброго героя?

У злого героя – темным цветом изобразим нижнее веко. Какой цвет глаза используем?

В середине радужки рисую зрачок и блики.

13. Чего не хватает нашему герою для более точной передачи характера?

Правильно, брови придают выразительность глазам. Какие брови у доброго и злого героя?

Ребята, давайте посмотрим на рисунки, что еще помогает нам понять, что изображен добрый герой?

Правильно, в своих портретах вы тоже можете добавить такие вспомогательные элементы, как фон, детали, костюмы (кокошник, шапка Скомороха, платок, корона).

- натюрморт, пейзаж, скульптура.

Выполняют задание.

- Одному рисунку не осталось названия.

-Портрет.

-Да, в галереи, на выставках, в музеях.

- Портрет- изображение лица человека.

Слушают учителя, анализируют информацию.

- Скомрох и Кощей Бессмертный.

- Кощей.

- темные цвета, злой взгляд.

- Темные, холодные.

- Светлые оттенки, губы чуть в улыбке, розового цвета.

Слушают учителя, анализируют информацию.

- Красный, желтый, коричневый.

- неопрятные, торчащие в разные стороны или их может не быть.

- пухлые и розового цвета.

- темные и узкие

- светлые : зеленые, голубые.

- темный, красный.

- Бровей.

- У доброго героя брови светлые, чуть приподняты. А у злого героя- брови расположены близко к глазам, нахмуренные, темного цвета, большие по размеру.

- Цвет одежды, у доброй героини кокошник, а у злой Бабы Яги платок, фон светлый или темный.

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов;

V. Первичное закрепление

2 мин

Итак, сформулируйте задачу для вашей творческой работы.

Что вам предстоит?

Что вам необходимо?

Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:

1. Оригинальность и аккуратность.

2. Композиция образа ( размещение — крупно, в центре)

3. Характерные черты образа.

- Создать портрет сказочного героя.

- Хорошее настроение, фантазия, оригинальность мышления.

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

VI. Самостоятельная работа

20 мин.

Играет спокойная фоновая музыка.

Ребята, работаем в тишине, не отвлекаем соседей по парте. Приступайте к выполнению портрета.

Пора заканчивать работу над образом.

До конца работы остается 5 минут.

Вы нас очень порадовали, у многих получились достойные работы.

Выполняют изображение портрета сказочного героя самостоятельно.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа;

VII. Включение в систему знаний

1 мин 30 сек.

Какая была тема нашего урока?

Какую цель мы с вами поставили в начале урока?

Кто сможет рассказать, что такое портрет?

Что нам помогло передать характер злого и доброго героев?

-Портрет сказочных героев

- Нарисовать портрет сказочного героя.

- Жанр живописи, изображение головы и шеи человека с  чертами характера и внутреннего мира.

- Для изображения доброго героя: светлые цвета, доброжелательная мимика, ухоженный внешний вид героя.

Для злого: темные холодные цвета, устрашающая мимика, неопрятный внешний вид.

П: обобщение и структурирование знаний в речи;

VIII. Рефлексия

4 мин

Ребята, сейчас выйдут девочки и покажут нам свои работы. Встаем полукругом возле доски, не загораживая своих одноклассников.

Предлагаю проанализировать работы по критериям.

Спасибо, девочки, у вас у всех оригинальные, творческие работы.

А сейчас выйдут мальчики и продемонстрируют нам свои работы.

Проанализируем по критериям некоторые работы.

Спасибо мальчики, вы молодцы, у всех хорошие, достойные творческие работы.

До свидания, убираем свои рабочие места.

Выходят девочки.

-Я считаю что у … работа аккуратная, она смогла передать характер героя и композиция образа была соблюдена.

Выходят мальчики.

Я считаю что у … работа аккуратная, оригинальная,  он смог передать характер героя и композиция образа была соблюдена.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б.М. Неменского на тему урока: "Весенний натюрморт"

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему урока: «Весенний натюрморт»...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Музеи искусства. Картина-натюрморт «Русская старина»" 3 класс, Неменский Б.М.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о натюрморте; формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов....

Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс "Школа Неменского" Древнерусские воины- защитники

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о богатырях, как образа защитников.Планируемые результатыПредметные:-развивать умения осуществлять пошаговый самостоятельный контроль.Личностные...

Конспект урока по изобразительному искусству + презентация «Жостовский расписной поднос» (УМК Б.М. Неменского, 3 класс)

Тема: «Жостовский расписной поднос»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с народным промыслом – Жостово,  с разнообразием форм и фонов подносов, освоение приемов ...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Картина-портрет» Неменский 3 класс

Цель деятельности учителя: формирование знаний о  художественных средствах выразительности (линия, цвет), формирование умения  создавать картину-портрет.Планируемые результатыпредметны...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: «Картина-натюрморт «Русская старина» Неменский 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов Планир...