Логопедический тренинг для детей и родителей "Игры с Буквами"
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Салова Светлана Вячеславовна.

Пояснительная записка.

         В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении процессом чтения. В тоже время, чтение является важнейшим общеучебным навыком, от качества которого во многом зависит успешность ребенка по всем учебным предметам.

         Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.

                  На тренинг «Игры с  буквами» приглашаются первоклассники, которые испытывают трудности в запоминании букв, и их родители. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический тренинг для детей и родителей «Игры с  буквами».

Пояснительная записка.

        В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении процессом чтения. В тоже время, чтение является важнейшим общеучебным навыком, от качества которого во многом зависит успешность ребенка по всем учебным предметам.

        Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.

                На тренинг «Игры с  буквами» приглашаются первоклассники, которые испытывают трудности в запоминании букв, и их родители.

 

        Цель логотренинга: привлечь внимание родителей к проблемам формирования процессов письма и чтения.

        Задачи:

  1. оказать помощь каждой семье первоклассников в организации домашних занятий в игровой форме;
  2. уточнить и расширить  понятий «звук и буква»,  
  3. способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики,
  4. прививать интерес к совместной деятельности.

        Оборудование и материалы: карточки с буквами алфавита, карточки с разрезными буквами, рисунки детей или картинки «На что похожа буква», клубок ниток, презентация (приложение 1).

Ход тренинга.

Логопед: Здравствуйте, ребята, добрый вечер, уважаемые взрослые. Мы рады снова видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге.

Наш сегодняшний тренинг мы назвали «Игры со  словами».

Логопед: Ребята, давайте покажем как хорошо мы знаем буквы. А мамы и папы нам в этом помогут.

Игра «Собери буквы».

Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две – три части.

обучение чтению Приложение 2.

Игра «На что похожа буква».

А теперь придумайте, на что похожа буква, которую вы нашли.

Можно использовать рисунки детей или подготовить соответствующие картинки. Например:

   

Приложение 3.

А - лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Б - барабан и палочки, кенгуру.
В - очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.
Г - коса, семафор.
Д - домик, легковой автомобиль.
Е - сломанная расческа.
Ё - ежик несет два яблока на спине.
Ж - жук, снежинка.
3 - змейка, птица в полете.
И - дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.
Й - рядом дерево и гора, птица над ними.
К - птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.
Л - развязались ленточки в косе.
М - две горы, майка, качели, сломанная скамейка.
Н - носилки, кроватка.
О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.
П - качели, ворота.
Р - ромашка.
С - сушка, ухо слона.
Т - молоток.
У - уши зайца.
Ф - филин, человек, поставивший руки на пояс.
X - вертушка, акробат.
Ц - котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.
Ч - флажок, вешалка, перевернутый стул.
Ш - ежик.
Щ - щетка.
Ь - ключ.
Ы - лыжи и лыжные палки рядом.
Ъ - поварешка.
Э - эхо.
Ю - юла, ветка с яблоком.
Я - человек с рюкзаком за плечами, петушок.

Игра «Я найду слова везде».

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

- Подбираем как можно больше слов со звуками, которые обозначает ваша буква (дети и родители называют слова по-очереди).

Игра  «  Угадай, что  напишу» ( прием  дермолексии)

 - Закройте  глаза,  вытяните  вперед  ладошку. Какую  букву  я  написала?

( Подходит к  каждому и  пишет на его  ладошке  пальцем  букву). А  теперь  откройте  глаза  и  найдите  на  ковре  картинку, в  названии которой есть  этот  звук, и  встаньте  на  неё.
Игра « Буквы на спине».

   Дети отворачиваются от доски, логопед показывает буквы, родитель «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок выкладывает данную букву на столе. Затем взрослые и дети меняются местами. В итоге должно получиться слово. Например: нос, дом, слон, сумка, котик и т.д.

Игра « Волшебник»  А  теперь  давайте  с вами  мы  превратимся  в  волшебников.

Выложите  букву Н,  а  затем  превратите  её  в  П.  

Игра «Какие буквы спрятались?».

обучение чтению

Игра «Слово  рассыпалось».  Ой,  ребята,  посмотрите,  что  стало  с  нашими  словами.  Они  рассыпались.  Надо  их  собрать.

  А  теперь  покажем  всем,  какие  мы  дружные  ребята.  Соберите  из  одного слова  несколько.  Кто  больше?

Неизвестно,  что  случилось, только  буква заблудилась.  Ребята,  поможем  букве  найти  своё  место,  а  взрослые  помогут  нам.

Игра «Буквоед».

Логопед: Ребята, дед Буквоед съел некоторые части букв. Давайте спасем буковки.

 

 

А теперь давайте составим из этих букв слово (молодцы).

Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Паутинка»

Все участники встают в круг и высказывают друг другу пожелания, передавая при этом клубок ниток. В итоге получается паутинка.

-Спасибо, уважаемые взрослые, что пришли на нашу игру. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно играть со звуками и как лучше запомнить буквы.

- Ребята, а Вам нравится играть вместе с родителями?

-А вам, уважаемые взрослые, какие игры понравились?

- В какие игры можно поиграть дома?

- Ждем Вас снова на логопедических тренингах!

- Спасибо за активное участие! Успехов всем нам!

Литература и другие источники информации:

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. М., 2005.
  3. Ястребова  А.В.Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М. Аркти.1997г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Выступление  учителя-логопеда Саловой  С.В. на педагогическом совете 22.03.2011 г.

Педагогический такт в работе  учителя-логопеда.

Учитель-логопед является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, а так же  взаимодействует  со своими коллегами и руководством. Однако не каждому учителю-логопеду достаёт сформированности личностных качеств в доведении индивидуальной работы с трудным ребёнком до логического завершения. Здесь важным выступает сформированность рефлексивной готовности учителя-логопеда. Сформированность рефлексии учителя-логопеда проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия и к нормальному большинству общества – среде, в которую должны включаться воспитанники учителя логопеда.

Профессия логопеда совмещает в себе профессию медика и педагога и  направлена на работу с людьми, с различными дефектами речи. 

      Главная задача логопеда – помочь человеку избавиться от присущих ему комплексов речи. Логопед проводит диагностику речевых нарушений, проводит коррекционно-реабилитационную работу с детьми и взрослыми людьми с аномалиями речи, анализирует динамику развития речи детей. Логопед учит человека с дефектами речи правильному положению языка и губ при произношении определенных звуков, подбирает специальные тренировочные упражнения, скороговорки. Обычно работа с одним пациентом занимает около полугода или даже больше.

   

Недостаточно быть добрым, нужно еще быть тактичным  Тактичность – одна из самых замечательных черт характера. Тактичный человек привлекает к себе окружающих, он умеет сделать так, чтобы людям было хорошо с ним.
     Такти́чность — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций.(Википедия)

     Тактичным мы называем человека, который никогда:

Не дает советы тогда, когда его об этом не просят.
Не критикует кого бы то ни было и что бы то ни было.

   Тактичность – это чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

Тактичный человек в общении всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу в возрасте, общественном положении, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям [27, 127].

       Педагогический такт – это умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём. В одинаковой степени это относится к учебной и воспитательной работе. На уроке педагогический такт в основном является следствием глубокого знания учителем своего предмета и владения методикой, знаниями возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В воспитательной же работе педагогический такт – результат знания основ педагогики, общей и детской психологии. Это умение учителя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние ученика, его побуждения, интересы и найти наиболее действенную меру воспитания.

Педагогический такт – это мера педагогической целесообразности и полезности поступков учителя, его слов, средств и вообще обращения с учащимися. Все то, что выходит за пределы педагогической целесообразности, что в действиях и поступках учителя противоречит воспитательным задачам, является нарушением педагогического такта. Педагогический такт позволяет учителю творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы с учетом конкретной обстановки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

   Учащиеся младших классов больше обращают внимание на доброту, отзывчивость, вежливость учителя, его костюм, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приёмам и знаниям учителей. Таким образом, здесь мы можем говорить скорее об авторитете роли, чем об авторитете личности. При этом в большинстве случаев, особенно в первом классе, за учителя признаётся право на принятие ответственных решений как в ситуации, значимой для класса в целом в условиях учебной и вне учебной деятельности.

Поскольку речь – это психологический процесс, то речевые нарушения напрямую связаны с психологическими причинами. Иногда речевые нарушения определяют психологические, а иногда становятся следствием психологических проблем.

Вам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело… Такой ребенок постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Сосредоточенности хватает только на одну минуту.

Тяжела работа с вялыми, ослабленными детьми, с высокой истощаемостью нервной системы. Они не нарушают дисциплины, но их работоспособности тоже хватает лишь на несколько минут. У таких детей трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.

        Не легче приходится логопеду с детьми страдающими, так называемым “синдромом гиперответственности”. Эти дети настолько тщательно стараются выполнить задание логопеда, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Так как в основе их перфекционизма лежит высокий уровень тревожности. Это напряженное состояние затрудняет постановку звуков, и последующую автоматизацию.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с сильной нервной системой, но мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желание означает отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть проблем с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для самого ребенка.

          Неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать звуки окружающего мира, находить различия в произношении тех или иных речевых звуков; недостаточное чувство ритма, неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием - вот некоторые из проблем детей, посещающих логопедический пункт.

Очевидно, что работа психолога и логопеда должна идти параллельно, дополняя друг друга, решая задачи по совершенствованию работы всего организма.

Поэтому работа психолога в начальной школе планируется исходя из перечисленных проблем, а именно:

  • Снятие школьной тревожности.
  • Совершенствование эмоционально-волевой сферы.
  • Улучшение моторики пальцев рук.
  • Активизация процессов мышления, памяти, формирование познавательного интереса.

       Традиционно в работе психолога принято уделять большое внимание активизации процессов мышления, памяти, которые так же благотворно сказываются на решении логопедических проблем. Осознанность, заинтересованность, возросшая чувствительность помогают в работе, как логопеду, так и самому ребенку в преодолении речевых проблем.

В заключении можно сделать вывод, что педагогический такт в работе учителя, психолога и логопеда в работе по преодолению, у младших школьников нарушений устной и письменной речи очень важен.

      В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой - двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача - вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.

Беседа - одновременно и форма и метод общения с родителями.

       В Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания разработана методика контактного взаимодействия педагогов с родителями, предусматривающая несколько стадий формирования правильного общения:

1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.

2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка. От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.

4-я стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия: реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.

      В самом начале учебного года, при поступлении детей в логопедическую группу, проводится анкетирование родителей. Воспитатель вручает родителям каждого воспитанника экземпляр анкеты, которая используется в разных целях, в том числе для изучения педагогической наблюдательности родителей

Все современные исследователи отмечают, что любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми (5) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Логопедическое занятие "Буква Д. Урок добра"

Тема: Буква Д.Цель: Закрепить знания детей о букве Д.Задачи:Развитие зрительно – пространственных представлений.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.Расширение и уточнение пассивного...

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Учитель-логопед Торбочкина Е.Е. Конспект логопедического занятия " Буквы А - Я " 2 класс.

Конспект логопедического занятия  "Буквы  А - Я" ( 2 класс) является одним из уроков в системе работе над дисграфий, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза....

Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...

Логопедическое занятие. Буквы Б-П

Познакомит детей с буквами Б - П; упраж­нит в написании букв Б - П...