Организация коррекционной помощи учащимся начальной школы
рабочая программа по логопедии по теме

Трифонова Елена Федоровна

 

Организация коррекционной помощи учащимся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление Образование Исполнительного Комитета  города  Набережные Челны Республики Татарстан Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28»

               

           

              Организация

 коррекционной помощи учащимся начальной школы

Составитель программы

МБОУ «СОШ №28»

Учитель-логопед

Трифонова Е.Ф.

         

                            

                                          Набережные Челны 2011-2012 г.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Программа коррекционной логопедической работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с различными отклонениями в речевом развитии.

Программа коррекционной логопедической работы предусматривает создание условий обучение и воспитание, позволяющих учитывать особые общеобразовательные потребности детей с различными отклонениями в речевом развитии посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности, одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонеобразование и как правило, сопровождаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех её компонентов. Таким образом, выделяют группы детей с нарушениями речи обусловленным фонетическим, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи и группу детей с нарушением чтения и письма.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

- своевременное выявление детей с различными отклонениями в речевом развитии;

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением речевого развития;

- оказание консультативной и методической помощи родителям детей с различными отклонениями речевого развития.

Содержание программы коррекционной логопедической работы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию учителя-логопеда, который призван решать проблему ребёнка с пользой и в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с различными отклонениями в речевом развитии.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывной помощи до полного решения проблемы.

- Рекомендательный характер оказание помощи. Принцип обеспечивает соблюдение прав родителей детей с различными отклонениями в речевом развитии, включая обязательное согласование с родителями.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с различными отклонениями в речевом развитии, проведение их комплексного обследование и подготовку рекомендаций по оказанию логопедической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержание образование и коррекцию недостатков с различными отклонениями в речевом развитии;

-консультативная  работа обеспечивает непрерывность специального сопровождение детей с различными отклонениями в речевом развитии и их семей по вопросам реализации дифференцированных условий обучения, коррекции;

- информационно-просветительная работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, родителям, педагогам.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЕ

Диагностическая работа включает:

-своевременное выявление детей, нуждающихся специальной логопедической помощи;

-комплексный сбор сведений о  ребёнке на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

-системный контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка;

-анализ успешности и коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-выбор оптимальных для развития ребёнка с различными отклонениями в речевом развитии программ/методик, методов и приёмов обучение в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоление нарушений развития и трудностей обучение;

-коррекцию и развитие функций;

-системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии.

Консультативная работа включает:

-консультативную помощь семье о приёмах коррекционного обучения ребёнка с различными отклонениями в речевом развитии.

Информационно-просветительная работа предусматривает:

-различные формы, беседы, стенды, печатные  материалы, направленные на разъяснение образовательного процесса;

-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Коррекционная работа реализуется поэтапно:

Результатом первого этапа (информации )является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей.

Результатом второго этапа (планирование, организации )является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с различными отклонениями в речевом развитии при специально созданных условиях обучение, воспитание, развитие.

Результатом третьего этапа (диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды) является выбранная коррекционная образовательная программа для детей с различными отклонениями в речевом развитии.

Результатом четвёртого этапа( корректировки) является внесение корректировки условий и форм обучения, методов приёмов работы.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной логопедической работы является:

-комплексность в определении и решении проблем ребенка, представленную квалификационную помощь;

-составление индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон речевой, учебно-познавательной;

-сотрудничество с  дошкольными учреждениями образования по вопросам преемственности обучения, речевого развития.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Логопедическое обеспечение:

-обеспечение условий, нагрузок, вариантные формы получение образование и специализированную помощь в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда;

-обеспечение индивидуальных особенностей ребенка, использование современных технологий, повышения его эффективности, доступности;

-обеспечение всех детей с различными отклонениями в речевом развитии, независимо от степени выраженности нарушений их развития.

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной логопедической работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический инструментарий, необходимый для  осуществление деятельности учителя-логопеда.

Кадровое обеспечение:

Важным моментом реализации программы коррекционной логопедической работы является:

-уровень или другие виды профессиональной курсовой подготовки;

-расписание учителя-логопеда;

-уровень квалификационной категории.

Материально-техническое обеспечение:

-заключается в создании материально-технической базы, позволяющую обеспечить коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения.

Информационное обеспечение:

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Роль специалистов в коррекционно-образовательном процессе:

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной работе, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели, но и все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, руководитель  изодеятельности, семьяп,психолог, логопед.
      
Медицинский персонал
 участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса.
      
Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.
      
Руководитель изодеятельности развивает мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, лепки, аппликации.

Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.

Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития дошкольника.

Учитель-логопед - обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи. Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.

В ходе учебного процесса педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умения практически использовать разные модели высказывания - от простых до более сложных. И дают возможность участвовать в творческих начинаний.

Ребенок должен чувствовать себя комфортно, а утром, просыпаясь, говорить: «Я хочу идти в школу!» В школе его ждут заботливые, внимательные, искренне верящие в него педагоги. Они все сделают, чтобы ему было комфортно и успешно. Они поведут его за собой в мир знаний ТАКИМИ шагами, какими он МОЖЕТ шагать, а самое трудное у него получится, потому что ему очень интересно и  понятно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной помощи учащимся начальной школы

Логопедическое сопровождение учащихся начальной школы, имеющих речевые нарушения...

В помощь учащимся начальных классов словарь музыкальных терминов

Музыкальный словарь поможет учащимся начальной школы разобраться в тех или иных понятиях. Словарик составлен по учебникам Е. Д. Критской в соответствии с учебным материалом....

Беседа для учащихся начальной школы “ Помощь природе”

Все, что окружает нас, это — природа: небо, лес, речка, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это — природа....

Программа психокоррекционной помощи при недостатках развития памяти и внимания учащихся начальной школы.

В процессе обучения по программе  учитываются  индивидуальные особенности  познавательных процессов  и осуществляется дифференцированный подход к детям  с различным когнитивны...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для это...