Образование слов при помощи суффиксов. Конспект.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Разуваева Наталья Евгеньевна

Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР 3 уровня (2-й год обучения). Занятие проводится при использовании электронной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_slov_pri_pomoshchi_suffiksov.rar560.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР.

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

Задачи:

- познакомить учащихся со значениями суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -арь-, -ист-, -тель-;

- отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;

- активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»;

- развивать логическое мышление;

- развивать языковой анализ и синтез;

- развивать связную устную речь;

- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

- воспитывать уверенность в своих силах;

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход занятия

Ход урока

Прогнозируемая деятельность учеников

1. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку

2. Активизация знаний по пройденному материалу

- Найди силуэт зонта.

( Слайд 2: картинка зонта и пять силуэтов зонтов).

Посмотрите на доску. Что вы видите?

Что такое силуэт?

Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится?

(Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах -  слова «водичка, водяной, водный, водитель, водящий»).

Запишите в тетрадь слова, родственные слову «вода». Выделите корень и суффикс.

- Повторение и закрепление пройденного материала

Почему остальные слова не являются родственными этому слову?

- А какие же слова называются родственными?

- Что такое корень слова?

- Может ли быть слово без корня?

- О какой части слова мы говорили с вами еще?  Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс?

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Зонт и его силуэты.

- Внешнее очертание чего-либо.

- Третий слева.

Учащиеся записывают слова в тетрадь. Отвечают на вопросы:

- Они не близки по смыслу

- Слова, близкие по значению и имеющие общий корень

- Главная часть слова.

- Нет

- Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов.

3. Сообщение темы занятия

Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

4. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение

- Игра «Отгадай слово». (Слайд 3)

Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове грибок.

Лесной + грибок = лесок.

Домашний + котик = домик.

Зубастый + дворик = зубик.

Дубовый + уголок = дубок.

Какие слова у нас получились?

Какое у них значение?

Какая часть слова придает им уменьшительное значение?

Назовите эти суффиксы.

Какие еще суффиксы помогают нам сделать предмет маленьким?

- Игра «Найди место». (Слайд 4)

Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему?

Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова и определите,  какие из данных слов надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого спишите в два столбика, обозначая корень и суффикс.

Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб.

Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок.

Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс. (Слайд 5)

ваза вазочка             белый — беленький

лапа — лап...а               чёрный — чёрн...ий

дыра — дыр…а             синий — син...ий

рама — рам...а              серый — сер...ий

яма — ям...а                  жёлтый — жёлт...ий

Прочитайте слова грибочек, беловатый, булавочка, пташечка, определите корень и суффикс. (Слайд 6) Запишите по памяти прочитанные на доске слова, выделяя при этом суффиксы.

Учащиеся говорят слова, которые получатся при решении примеров. Отвечают на вопросы:

- Слова обозначают маленькие предметы

- Суффиксы -ок-, -ик-

-чик-, -ушк-, -юшк-, -оньк-, -иньк-, -еньк-

Учащиеся отвечают на вопросы

Образовывают новые слова: лесок, зайчик, стульчик, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок. Записывают их в тетрадь.

Придумывают словосочетания и записывают их в тетрадь

Списывают в тетрадь пары слов

Читают слова, разбирают их на части. Записывают их по памяти.

5. Физминутка

Теперь немного отдохнем.

Мы пошли с тобой в лесок

И увидели грибок.

Раз грибок, два грибок

И набрали кузовок.

А как птичка-то поёт!

Восхищается народ.

Вон река неглубока.

Мы поплаваем пока.

Брасом, кролем. Хорошо!

Вот и день уже прошёл!

Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?

6. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий

Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.

- Кто носит специальную форму и летает на самолете?

- Кто дрессирует дверей?

- Кто что-то налаживает?

- Кто чинит водопровод?

- Кто стреляет из пулемета?

- Кто косит газоны?

Что общего между всеми отгаданными словами?

Теперь прочитайте слова на карточках и подумайте, с помощью каких суффиксов были образованы эти слова.

Танкист, дирижер, пекарь, жонглер, токарь, фигурист, оратор, слесарь, хоккеист, архитектор, пахарь.

Посмотрите на мельницы. (Слайд 7)

Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, -тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово.

Мельница – ор - :

1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор).

2. Он в школе самый главный… (директор)

3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор)

4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор)

Мельница – тель- :

1. Он работает в школе… (учитель)

2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель)

3. Он спасает людей… (спасатель)

4. Он строит дома и другие здания… (строитель)

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Летчик

- Дрессировщик

- Наладчик

- Водопроводчик

- Пулеметчик

- Газонокосильщик

- Они обозначают названия профессий.

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают ответы.

7. Подведение итогов урока

С какой частью слова мы сегодня работали на занятии?

Что же такое суффикс?

Для чего служит? Где стоит?

Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?

Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.

(Оценка логопедом работы каждого ученика).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Оценивают себя.


Список литературы

  1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997
  4. Ястребова А. В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: АРКТИ, 1999.

Разуваева Наталья Евгеньевна, учитель-логопед МОУ СОШ № 72, Нижний Новгород


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"

Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".

Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых  знаний.Задачи:...

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...