Звуки щ-ч. Конспект и презентация
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Разуваева Наталья Евгеньевна

Логопедическое занятие с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР 3 уровня (1-й год обучения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shch-ch.doc64 КБ
Office presentation icon shch-ch.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Ленинского района

Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР.

Тема: Звуки щ - ч. Буквы Щ – Ч.

Подготовила

учитель-логопед

Разуваева Наталья Евгеньевна

г. Нижний Новгород

 2011


Цель занятия: учить дифференцировать звуки щ - ч в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи:

- учить выделять звуки [щ] и [ч] и различать их в речи;

- развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа;

- обогащение словарного запаса;

- воспитывать языковое чутье путем практического овладения навыками образования слов при помощи суффиксов: образования существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, качественных прилагательных и глаголов;

- развитие учебно-познавательной мотивации, слухового внимания;

- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;

- воспитывать уверенность в своих силах.

Оборудование: электронная презентация, картинки, изображающие лица с разным настроением, предметные картинки, конвертики, индивидуальные зеркала, карточки с напечатанными заданиями.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)

А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)

Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)

По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)

Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

2. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы занятия

- «Четвертое лишнее».

Послушайте ряды слов и выделите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

- скрипка, баян, клещи, гармонь;

- бельчонок, зайчонок, щенок, тигренок;

- зонтик, летчик, домик, бантик;

- груша, чеснок, яблоко, виноград;

- нос, глаз, рот, щеки.

Назовите «лишние» слова и определите, какие звуки в них общие.

Верно, как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Сегодня мы будем работать со звуками [щ] и [ч], буквами Щ-Ч, которые обозначают их на письме.

Сравнительная характеристика звуков [щ] и [ч].

Произнесите звуки, наблюдая за собой в зеркало.

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ] по артикуляции.

Произнесите звук [Ч]. Какой он?

Дети: он взрывной, краткий, согласный, мягкий.

- Теперь произнесите звук [Щ]. Какой он?

Дети: долгий, тянется, щелевой, согласный, мягкий.

- Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие, имеют общий компонент (звук [Ш] входит и в состав [Ч], и в состав [Щ].), при обоих звуках воздушная струя теплая

- Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

3. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в слогах и  словах

- Знакомство с героями занятия

Сегодня на занятие пришли гости. Давайте отгадаем, кто это.

Соотнесите цифры с соответствующими звуками из названий каждой картинки. Прочитайте слова.

Клещи – белка – носок – сом -  цирк

     3           2            1           2          4

ЩЕНОК

Ученики – печка – руки – ежи – пингвин – чайка – каша – солнце – щенок – пирог - щётка

      2               3          1          1           1               2           3           2              3             4             4

ЧЕРЕПАШОНОК

Они пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий.

- Развитие фонематического восприятия

Давайте обозначим буквы Щ и Ч с помощью пальцев.

Щ – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, а остальные сжаты. Движение кистью руки вниз.

Ч – указательный и средний прижаты к большому, остальные опущены.

Я буду произносить звуки, а вы «сигнальте» руками, если услышите звуки Щ и Ч.

  • Т    Ш    Ч    Ц     Б     В     А     Щ     Ч    Ц    Щ
  • ЧА   ТА   СУ    ЩУ   РО    ЧО    ЩИ    МИ
  • ЧАЙКА ЩУКА ПЕЧАТЬ ПЛАЩ МАЧТА КОЧКА ПУЩА ЩЕПКА КАЛАЧ РОЩА

- Прочитайте слоги.

ЧА-ЩА-ЧА

ОЧ-ОЩ-ОЩ

ЫЩ-ЫЧ-ЫЩ

ЧИ-ЩИ-ЩИ-ЧИ

ЕЧ-ЕЩ-ЕЧ-ЕЩ

ЩЁ-ЩЁ-ЧЁ-ЧЁ

- Чтение наоборот.

ЙАЧ                        АКУЩ                АКЧОД

АТЧОП                ИЩЕВ                АКПЕЩ

ИКЧО                        УЩОГУ                АБОЩАЧ

- Работа над правилом правописания ча, ща, чу, щу

Выберите правильный ответ.

1. Буквы Ч, Щ любят Я, Ю

2. Буквы Ч, Щ любят А, У

- Вставьте нужные гласные после шипящих: а, я; у, ю. (Задания на карточках)

Прощ...й,  ч...йка, обещ..ние, щ...ка, ч...й, у богач...,  ч...гун, обращ...ть, смущ...ет, щ...пальце, пощ...да, саранч..., грущ... , ч...шка,  прощ...ние, утащ...,  свеч..., пущ...

- Закончите слово, добавив ча или ща: Подчеркните ч, щ .

Ро … , пи … , све … , встре … , ча … , зада … , ку … .

чу или щу

Та … , то … , пи … , кри … , уго … , втре … , изве … , кру … , защи … .

- Игра с мячом.

В слове, которое я назову, измените звук  щ  на ч. или  наоборот и верни мяч:

Челка – щелка

Щетки – четки

Плач – плащ

Мочь – мощь

Помочь – помощь

Печать – пищать

Горячий – горящий

Лечи - лещи

Размечать – размещать

- «Расшифруйте» слова. Запишите слова с буквами ч, щ в два столбика.

. ётка, …и, . истота, . епка, . истый, . ёки, . тение, ме . , бор . , мя . , кле . , пла . , све . ка, тре . ина, ка . ели, та . ить, то . ить, пе . ера.

4. Физминутка

- Физминутка для глаз

5. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в словах, словосочетаниях, предложениях

- Составление слов из слогов. Игра «Рассыпалось слово».

Каждому учащемуся выдается конверт, в котором части различных слов. На доске и в презентации – предметные картинки-отгадки. Как только учение собрал слово, он снимает с доски соответствующую картинку.

Чи-вол-ще – волчище

Ща-ру-чи – ручища

Точ-ка-щё – щёточка

Но-ще-чек – щеночек

Ки-точ-лис – листочки

Ди-мед-ве-ще – медведище

Чем отличается слово волк от слова волчище? рука от ручища?...

- Щенок и черепашонок очень любят играть со словами. Они меняют слова так, что получаются новые слова.

- Измените  слова   по   образцу. Запишите только те слова, которые получатся. Подчеркни ч, щ. Образец:    лук   -   луковый.

молоко  -  

вещь   -  

цветок   -  

овощ   -  

аптека   -  

дача   -  

мука   -  

ночь   -  

- Измените  слова  по  образцу. Запишите  их парами. Подчеркни ч, щ.. Образец:  идти  -  иду.

грустить   -  

крутить   -  

бормотать   -  

молчать   -  

искать   -  

кричать   -  

вырастить   -  

простить   -  

пускать  -

плакать -

лететь -

- Работа у доски. Вставьте пропущенные буквы Ч, Щ, запишите словосочетания. Подчёркивайте их.

а) про:ная :етина

пти:ий :ебет

пе:ёная було:ка

Людо:кин пла:

б) хи:ник в :а:обе

:у:ка на крю:ке

при:епки в я:и:ке

ве:ер в у:или:е

III. Подведение итогов занятия.

Щенку и Черепашонку пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо за то, что они принесли такие интересные задания. Ждем их на следующем занятии.

С какими звуками мы сегодня работали?

Какими буквами эти звуки обозначаются?

Что понравилось? А что нет?

Поднимите карточки с тем настроением, какое у вас стало после этого занятия.

БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Список литературы

  1. Логопедия в школе: Практический опыт. / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: марТ, Феникс, 2010.
  2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  4. Галкина И. А. Электронные физминутки для глаз («Облака»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ СОШ № 72 Ленинского района города Нижнего Новгорода Автор: Разуваева Наталья Евгеньевна, учитель-логопед Звуки  щ  -  ч  . Буквы Щ – Ч .

Слайд 2

Соотнесите цифры с соответствующими звуками из названий каждой картинки. 4 2 1 2 4 Щ Е Н О К

Слайд 3

2 2 1 1 1 2 3 2 3 4 4 Ч Е Р Е П А Ш О Н О К

Слайд 4

Прочитайте слоги ЧА-ЩА-ЧА ОЧ-ОЩ-ОЩ ЫЩ-ЫЧ-ЫЩ ЧИ-ЩИ-ЩИ-ЧИ ЕЧ-ЕЩ-ЕЧ-ЕЩ ЩЁ-ЩЁ-ЧЁ-ЧЁ

Слайд 5

Чтение наоборот ЙАЧ АКУЩ АКЧОД АТЧОП ИЩЕВ АКПЕЩ ИКЧО УЩОГУ АБОЩАЧ

Слайд 6

Выберите правильный ответ. 1. Буквы Ч, Щ любят Я, Ю 2. Буквы Ч, Щ любят А, У

Слайд 7

... ётка … и ... тение све ... ка кле … ме … ... истый … истота ... епка мя … … ёки бор … «Расшифруйте» слова. Запишите слова с буквами ч, щ в два столбика. пла … тре ... ина пе … ера то ... ить ка ... ели та … ить

Слайд 9

Измените слова по образцу. Запишите только те слова, которые получатся. Подчеркни ч, щ. Образец: лук - луковый Молоко - Вещь - Цветок - Овощ - Аптека - Дача - Мука - Ночь - моло чный в ещ евой ц вето чный о вощ ной а пте чный д ач ный м у чной ноч ной

Слайд 10

Измените слова по образцу. Запишите их парами. Подчеркни ч, щ. Образец: идти - иду. Грустить - Крутить - Бормотать - Молчать - Искать - Кричать - Вырастить - Простить - Пускать - Плакать - Лететь - гру щу кру чу бормо чу молч у и щу крич у выра щу про щу пу щу пла чу ле чу

Слайд 11

Вставьте пропущенные буквы Ч, Щ, запишите словосочетания. П ро … ная … етина П ти … ий … ебет П е … ёная було … ка Людо … кин пла … Хи … ник в … а … обе … у … ка на крю … ке При … епки в я … и … ке Ве … ер в у … или … е

Слайд 12

Пришла пора уходить. Молодцы! Все задания вы делали хорошо. До следующей встречи!

Слайд 13

Молодцы! БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Слайд 14

Клещи - http://dump.4go.ru/data/2011_03_13_01_39_735475_1.png Белка - http://img11.nnm.ru/imagez/gallery/e/4/4/8/c/e448cbc5df62c5728781bd1c11077fda_full.jpg Носок - http://rosstrik.ru/d/137925/d/635.jpg Сом - http://otvetin.ru/uploads/posts/2010-03/1269381703_som.ht26.jpg Цирк - http://textualities.net/wp-content/uploads/2008/12/circus1.jpg Ученики - http://www.koipkro.kostroma.ru/BuyR/ChBor/ych/13/ucheniki_w450_h468.jpg Печка - http://rq.foto.radikal.ru/0709/2e/efa0bf0a571c.png Руки - http://otvetin.ru/uploads/posts/2009-11/1257869367_object_70.1136999262.44713.jpg Ежи - http://novostey.com/i2/65dc923b512358f32c25e6c5debbe0c7.jpg Пингвин - http://livefromusa.net/_ph/1/2/957944765.jpg Чайка - http://www.uralweb.ru/forums/attaches/19/b3/th_b327ce930deeecc0b239a851e2527d00.jpeg Каша - http://s004.radikal.ru/i206/1002/83/c7df3e62c894.jpg Солнце - http://www.zonaviaggi.it/galleria/albums/sun_and_sky/normal_Blazing%20Sun.jpg Щенок - http://www.ovcharki.com/images/pup/oliris_land_enn/IMG_0376_small.jpg Пирог - http://bms.24open.ru/images/e22e39e562e7427bc3c91b157329854f Щётка - http://kliogrand.ru/cms-data/catalog/img_0002351.jpg Черепашонок - http://content.foto.mail.ru/inbox/natasha.art/6/i-318.jpg Волчище - http://warriors.newmail.ru/wolf/wolf14.gif Ручища - http://cdn.endata.cx/data/games/4572/224428.jpg Щёточка - http://www.manicurshop.ru/images/cms/thumbs2/31a79b698c67ab7b26aa979159dab913e1e88b0f/a121-01_800_700.jpg Листочки - http://zautok.bloglit.ru/files/2009/10/f3bbd4f5af57_png.jpg Медведище - http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/45/394/45394863_1245565706_1173088.jpg Ссылки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з\']. Буквы З з.

Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)Задачи:Образовательная :познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными зв...

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

2 класс. Перспектива.Конспект и презентация урока по русскому языку Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначения

2 класс. Перспектива.Конспект и презентация урока по русскому языку  Твёрдые и мягкие согласные звуки,  их обозначения...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 1классе по теме "Буква "Ю" и её звуки.Строчная буква "ю".(УМК "Школа 2100")

Конспект урока и презентация по обучению грамоте в 1 классе.Тема "Буква "Ю" и её звуки. Строчная буква "ю". ("Школа 2100")...

Ударные и безударные гласные звуки. 1 класс. Конспект урока + презентация

Ударные и безударные гласные звуки. 1 класс. Конспект открытого урока + презентация...