Формирование слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Карпова Наталия Васильевна

Одной из причин дисграфических ошибок у учащихся начальных классов является несформированность слогового анализа и синтеза. Предлагается комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение дисграфических ошибок, обусловленных несформированностью данного речевого процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по формированию слогового анализа и синтеза:

  1. Подчеркнуть слог (например: аро, у, ко, кра, сть, …).
  2. Прослушать звукосочетания и записать только слоги.
  3. Выделить заданный слог из предложенного слова (1-ый, 2-ой, последний, ударный).
  4. «Слогоедик». Вставить в слово пропущенный слог (ко-___- ва, __-веч-ка).
  5. Рассыпанные слоги. Например: шал, ве, ка; роч, ды, ка.
  6. Игра в кубик. На гранях кубика кол-во точек указывает на кол-во слогов в слове.
  7. «Цепочка».Называется слово и каждое последующее слово начинается именно с того слога, которым заканчивается предыдущее. Например: собака – каша – шатёр – тёрка – карета и т.д.
  8. Отхлопать предложенное слово в ладоши. Каждый хлопок указывает на слог, сильный хлопок – ударный слог.
  9. «Спрятанное слово». Например, предлагается выделить каждый третий слог и прочитать получившееся слово: водаудочкадамакаретазданиенотели. Ударный слог: собака – бочка – каша.
  10. «Шифровальщики».

         а) Записать предложенное слово в виде графической схемы, выделяя заданный слог.                       Например: крапива (2-ой слог)   ___пи___

         б) Написание схемы следующим видом (крестик – слог, большой крестик – ударный                        слог).

            Например: Мальчик перепрыгнул через лужу.       Хх   ххХх   Хх   Хх.

          в) Написание цифрами. Например: Мама купила в магазине апельсины.   23044.

11.  «Кто больше». За отведённое время написать  как можно больше слов с заданным                       слогом. Например: ВА – вата, варенье, ваза, валюта, варежки и т.д.

                                     ША – шаги, шарик, шакал, шалунишка и т.д.

  1.  В тексте разделить слова на слоги.
  2.  В тексте найти слова с заданным кол-ом слогов.
  3.  Односложное слово превратить в двусложное, трёхсложное  (куст – кусты - кустики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся  к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...

Развитие фонематического анализа и синтеза у учащихся младших классов

До того, как ребенок начнет осваивать принципы русской грамоты, он должен понять разницу между буквой и, соответствующему ей звуком. В настоящее время каждый третий учащийся первых классов общеобразов...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Слоговой анализ и синтез, задания для 2 класса

Материал для формирования слогового анализа и синтеза...

Развитие навыков слогового анализа и синтеза у учащихся 2 классов.

 Свою работу в начале года школьный логопед начинает с обследования детей, а именно с написания диктанта. При проверке диктантов учащихся начальной школы, часто встречаются ошибки, связанн...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащегося 3 класса

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языковогоанализа и синтеза у учащегося 3 класса Тема: Слова со стечением согласных в начале слова.Задачи...

Упражнения для развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учащихся 2-3 классов

Упражнения направлены на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза у учеников 2-ых, 3-их классов. Исползовать данные упражнения можно как на коррекционных логопедических занятиях, так и ...